Автор: Спиридонычева Наталья Викторовна
Должность: учитель теории музыки
Учебное заведение: "Школа искусств" в составе МБОУ "Гимназия 94"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: учебное пособие
Тема: "Рабочая тетрадь по музыкальной литературе"
Раздел: дополнительное образование
Рабочая тетрадь по музыкальной литературе
4 класс
Автор: Спиридонычева Н.В., г.Казань «Школа искусств» в составе
МБОУ « Гимназия 94"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному пособию для учащихся
«Рабочая тетрадь по музыкальной литературе»
Автор-составитель:
Спиридонычева
Наталья
Викторовна,
учитель
теории
музыки «Школы искусств» в составе МБОУ «Гимназия 94» г. Казани.
Данное учебное пособие предназначено для учащихся ДМШ и ДШИ 10-11
лет. Оно может быть использовано на занятиях в 4 классе по предмету
«Музыкальная литература». В сборнике собраны задания по всем темам
учебной программы первого года обучения, некоторые из них расширены
национально-региональным компонентом.
Целью применения данного учебного пособия является повышение качества
знаний учащихся.
Учебный
материал
первого
года
обучения
по
музыкальной
литературе
содержит много новых терминов и теоретических сведений. В пособии в
доступной
форме
и
с
учетов
возрастных
особенностей
учащихся
предлагаются задания в виде кроссвордов, логических цепочек, домино и др.
Учебное
пособие
может
быть
использовано
как
при
изучении
нового
материала, так и при контроле знаний и умений учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Средства музыкальной выразительности
2.
Музыкальные инструменты
3.
Музыкальные жанры
4.
Формы музыкальных произведений
5.
Народные песни
6.
Танцевальное искусство
7.
Музыкально-театральные жанры
ЗАДАНИЕ №1
Впишите в горизонтальные клетки названия средств музыкальной
выразительности:
Г
А
Р
М
О
Н
И
Я
ЗАДАНИЕ №2
Впишите в горизонтальные клетки названия певческих голосов:
Г
О
Л
О
С
А
ЗАДАНИЕ №3
Впишите названия инструментов симфонического оркестра:
И
Н
С
Т
Р
У
М
Е
Н
Т
ЗАДАНИЕ №4
Подпиши названия музыкальных инструментов:
ЗАДАНИЕ №5
Укажите стрелкой к какому жанру относятся следующие музыкальные
произведения:
Оперетта
Этюд Инструментальный жанр
Романс
Оратория Вокальный жанр
Ноктюрн
Балет Вокально-инструментальный жанр
Ария
Симфония Музыкально-театральный жанр
Кантата
Соната
ЗАДАНИЕ №6
Укажите стрелкой какие схемы соответствуют данным музыкальным формам:
Двухчастная форма
А А
1
А
2
Вариации
А В А
Одночастная форма
А В
Трехчастная форма
А В А С А
Форма рондо
А
ЗАДАНИЕ №7
Опишите содержание русских и татарских народных песен:
1.
Веснянки -
______________________________________________________________
____________________________________________________________
2.
Былины
-
______________________________________________________________
____________________________________________________________
3.
Колядки -
______________________________________________________________
____________________________________________________________
4.
Баиты
-
______________________________________________________________
____________________________________________________________
5.
Муна джаты
-
______________________________________________________________
____________________________________________________________
6.
Такмаки
-
______________________________________________________________
____________________________________________________________
ЗАДАНИЕ №8
Укажите стрелкой ответы на вопросы:
1. Хота
-
Как называется белорусский танец «Картошка»? 2.Трепак
3.Хоровод
- Какие танцы в своем творчестве использовал Ф.Шопен? 4.Танго
5.Бульба
- Укажите русские народные танцы. 6. Куранта
7.Брейк
- Какие танцы в своем творчестве использовал И.С.Бах? 8.Полонез
9.Вальс
- Укажите танцы, появившиеся в 20 веке. 10.Твист
11.Полька
- Как называется чешский народный танец? 12.Мазурка
13.Павана
- Укажите испанские танцы. 14.Сарабанда
15.Жига
ЗАДАНИЕ №9
Впишите названия танцев в цепочку, где последняя буква предыдущего слова
является первой следующего.
Г
Т
К
К
А
А
ЗАДАНИЕ №10
Выберите и отметьте, какие виды искусств объединены в оперном спектакле?
Театр
Кино
Литература
Музыка
Архитектура
Скульптура
Хореография
Живопись
Дизайн
ЗАДАНИЕ №11
Назовите авторов следующих опер:
«Руслан и Людмила»________________________________________________
«Кармен»__________________________________________________________
«Алтынчач»________________________________________________________
«Снегурочка»______________________________________________________
«Волшебная флейта»________________________________________________
ЗАДАНИЕ №12
Отгадайте кроссворд по теме «Опера»
1.
(по горизонтали) Перерыв между действиями.
1.
(по вертикали) Большой сольный номер.
2.
Напевная речь в вокально-музыкальном произведении.
3.
Оркестровое вступление к опере.
4.
Вокальный ансамбль из трех человек.
5.
Текст оперы.
6.
Массовое пение.
1
2
5
4
6
3
ЗАДАНИЕ №13
Впишите названия балетов следующих композиторов:
П.И.Чайковский:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
С.С.Прокофьев:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
Ф.З.Яруллин:
1._________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ №14
Впишите в горизонтальные клетки действующие лица балета «Щелкунчик»:
Т
А
Н
Е
Ц
ЗАДАНИЕ №15
Отгадайте кроссворд
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1.
( по вертикали) Один из видов штрихов.
1.
( по горизонтали) Ударный музыкальный инструмент.
2.
Медно-духовой музыкальный инструмент.
3.
Русская народная песня, воспевающая приход весны.
4.
Мужской голос.
5.
Имя главной героини балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».
6.
Ансамбль из двух человек.
7.
Оркестровое вступление к опере.
8.
Женский голос.
9.
Музыкальный лад.
10. ( по вертикали) Французский танец 18 века.
10. ( по горизонтали) Польский танец 19 века.
11. Инструментальная пьеса.
12. Произведение инструментального жанра.
ЗАДАНИЕ №16
составьте цепочку ДОМИНО «Музыкальные инструменты»
----------------------------------------------------------------------------------------------------
РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ
инструмент
ы
СТРУННО-
СМЫЧКОВЫЕ
инструменты
МЕДНО-
ДУХОВЫЕ
инструмент
ы
РУССКИЕ
НАРОДНЫЕ
инструменты
УДАРНЫЕ
инструмент
ы
СТРУННО-
СМЫЧКОВЫЕ
инструменты
МЕДНО-
ДУХОВЫЕ
инструмент
ы
ДЕРЕВЯННО-
ДУХОВЫЕ
инструменты
УДАРНЫЕ
инструмент
ы
МЕДНО-
ДУХОВЫЕ
инструменты