Автор: Быкова Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Политехнический лицей"
Населённый пункт: г.Мирный, Якутия (Саха)
Наименование материала: Рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: Кружок проектирования "Архитектор"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Политехнический лицей»
«СОГЛАСОВАНО»
«УТВЕРЖДЕНО»
_________________ Н.К.Сенская
Протокол педсовета
зам. директора по УР
МБОУ «Политехнический лицей»
№___ от__________ 2016 г.
__________________________________
«…» …………. 2016 г.
Приказ № ____от «…» …………. 2016 г.
Начальное общее образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
КРУЖОК ПРОЕКТИРОВАНИЯ "АРХИТЕКТОР"
4 - Б класс
«Принято» Автор Быкова Н.Н.
на заседании МО (кафедры)
_____________________ Т.А. Смирнова Категория первая
Протокол № …. от ……... 2016 г. Стаж 38 лет
Мирный 2016
Данный спецкурс основывается на следующей нормативно-правовой базе:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № ФЗ-273 от 29. 12.2012г., принят Государственной Думой 21 декабря 2012
года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 06 октября
2009 № 373 (Документ с внесенными изменениями: приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1643);
Примерная
основная
образовательная
программа
начального
общего
образования
(Одобрена
Федеральным
учебно-методическим
объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»
СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Политехнический лицей»;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) по
реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (Приказ директора ОУ № 111 от 11.03. 2016 г.)
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Политехнический лицей», утверждена протоколом педсовета
№ 1 от 26 августа 2015 г., приказ № 345 от 29 августа 2016г.
Пояснительная записка
Программа
кружка
проектирования
«Архитектор»
предполагает
проектную деятельность, связанную с разработкой проектов по конструированию мостов
разных видов
.
На занятиях используются конструкторы
Полидрон «Мосты» и Полидрон «Инженер
»
Используя этот конструктор, дети составляют проект
используя карточки по Терротехнологии. Занятия направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти
направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый
ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе
выполнения задания, о назначении выполненного проекта.
Цель курса: обучение проектной деятельности, всестороннее развитие способностей.
Задачи изучения курса:
-освоение важнейших знаний об основных геометрических понятиях;
-овладение умениями кодирования, измерения информации, создания графического изображения и готового продукта: моста, двигателя;
-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе измерения информации, развитие мелкой моторики,
творческого мышления
-воспитание отношения к проектированию как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой
культуры;
-применение полученных знаний и умений для написания докладов, рефератов, для выполнения самостоятельных работ
-формирование навыков работы в команде и способность решать проблемы.
Общая характеристика курса
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
На реализацию программы кружка проектирования «Архитектор » выделяется 1 час в неделю из части внеурочной деятельности Учебного плана
МБОУ «Политехнический лицей» на 2016-2017 учебный год, курс рассчитан на 34 часа.
Содержание курса
1.Конструктор «Полидрон «Мосты» - 20ч
2.Конструктор «Полидрон «Инженер»- 14ч
Программа кружка проектирования «Архитектор» состоит из двух разделов конструирования: Полидрон «Мосты» и Полидрон «Инженер»
Этот оригинальный и уникальный конструктор призван обучать учеников основам математики, двух-и трёхмерной геометрии, дизайна и технологии.
«Полидрон» прост в использовании и развивает у детей пространственное мышление, помогает в изучении более сложных математических теорий.
Уникальная конструкция позволяет легко крепить детали друг к другу, благодаря чему дети смогут в полной мере познать мир двух- и трёхмерных
геометрических фигур. Работа проходит коллективно, где обучающиеся совместно работают над составлением проекта, осуществляют
разработанный проект, вносят изменения, дополняют.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
- уважение к чужому труду и результатам труда;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
- проявление интереса к новому материалу;
- способность к самооценке.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
- широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебную задачу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действий;
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;
- адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
- выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- выделять ряд общих приемов решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Тематическое планирование
№
п\п
дата
фак
т
Тема
Основные виды деятельности обучающихся
1
06.0
9
Полидрон «Мосты»
Техника безопасности и организация рабочего места. Знакомство с
ресурсным набором.
Знакомство с кабинетом, программой, расписанием
занятий, инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с деталями конструктора.
2
13.0
9
Знакомство с ресурсным набором и техническим словарём
конструктора: плинт, ферма, балки, шкивы, тросы.
Определять, различать и называть детали конструктора,
3
20.0
9
Мосты со сквозными фермами 1: ферма Пратта, ферма Хова.
Рефлексия сборки.
Планировать свои действия, вносить необходимые
корректировки в действие после его завершения.
4
27.0
9
Сборка моста со сквозными фермами 1 с дополнительным заданием
Следовать установленным правилам в планировании и
контроле сборки моста.
5
04.1
0
Мосты со сквозными фермами 2: ферма Варрена, ферма под
настилом. Рефлексия сборки.
Анализировать и находить сходства и различия мостов со
сквозными фермами 1 и 2.
6
11.10
Сборка моста со сквозными фермами 2 с дополнительным заданием
Ориентироваться на разнообразие способа решения
7
18.1
0
Однопролётный мост. Рефлексия сборки.
Анализировать устройство изделия, выделять детали, их
форму, виды соединения деталей. Строить рассуждения об
объекте, его строении, свойствах.
8
25.1
0
Сборка однопролётного моста с дополнительным заданием.
Обобщать, самостоятельно выделяя ряд объектов
9
01.11
Вантовый мост. Рефлексия сборки.
Использовать знаково-символические средства, модели и
схемы для решения задач.
10
15.11
Сборка вантового моста с дополнительным заданием.
Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах.
Решать задачи конструктивного характера: на изменения
вида и способа соединения деталей, придания новых
свойств конструкции.
11
22.11
Висячий мост. Рефлексия сборки.
Использовать знаково-символические средства, модели и
схемы для решения задач.
12
29.11
Сборка висячего моста с дополнительным заданием.
Решать задачи конструктивного характера: на изменения
вида и способа соединения деталей, придания новых
свойств. Строить рассуждения об объекте, его строении,
свойствах.
13
06.1
2
Разводной мост. Рефлексия сборки.
Использовать знаково-символические средства, модели
схемы для решения задач.
14
13.1
2
Сборка разводного моста с дополнительным заданием.
Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах.
15
20.1
2
Большой консольный мост
Анализировать устройство изделия, выделять детали, их
форму, виды соединения деталей.
16
27.1
2
Вантовые мосты удлиненные
Анализировать устройство изделия, выделять детали, их
форму, виды соединения деталей. Использовать знаково-
символические средства, модели и схемы для решения
задач.
17
17.0
1
Подъёмные мосты
Анализировать устройство изделия, выделять детали, их
форму, виды соединения деталей. Использовать знаково-
символические средства, модели и схемы для решения
задач.
18
24.0
1
Поворотные мосты
Анализировать устройство изделия, выделять детали, их
форму, виды соединения деталей. Использовать знаково-
символические средства, модели и схемы для решения
задач.
19
31.0
1
Разработка группового творческого проекта.
Разрабатывать замысел коллективной проектной
деятельности, искать пути его реализации.
20
07.0
Защита творческого проекта
Организовать защиту проекта
2
21
14.0
2
Полидрон Инженер
Знакомство с ресурсным набором и техническим словарём
конструктора
Анализировать устройство изделия по чертежу, выделять
детали, их форму, виды соединения деталей.
22
21.0
2
Вагончик для канатной дороги
Анализировать устройство изделия по чертежу, выделять
детали, их форму, виды соединения деталей.
23
28.0
2
Карусель «Вихрь»
Анализировать устройство изделия по чертежу, выделять
детали, их форму, виды соединения деталей.
24
07.0
3
Колесо обозрения
Анализировать устройство изделия по чертежу, выделять
детали, их форму, виды соединения деталей.
25
14.0
3
Коробка передач 1
Анализировать устройство изделия по чертежу, выделять
детали, их форму, виды соединения деталей.
26
21.0
3
Коробка передач 2
Анализировать устройство изделия по чертежу, выделять
детали, их форму, виды соединения деталей.
27
04.0
4
Сборка индивидуальной модели с использованием ресурсного
набора.
Решать задачи конструктивного характера: на изменения
вида и способа соединения деталей, придания новых
свойств конструкции. Строить рассуждения об объекте, его
строении, свойствах.
28
11.04
Подъемный кран. Рефлексия сборки.
Анализировать устройство изделия по чертежу, выделять
детали, их форму, виды соединения деталей.
29
18.0
4
Многоступенчатая коробка передач
Анализировать устройство изделия по чертежу, выделять
детали, их форму, виды соединения деталей
30
25.0
4
Четырёх цилиндровый двигатель
Анализировать устройство изделия по чертежу, выделять
детали, их форму, виды соединения деталей
31
02.0
5
Восьми цилиндровый двигатель
Анализировать устройство изделия по чертежу, выделять
детали, их форму, виды соединения деталей
32
16.0
5
Большое колесо обозрения
Анализировать устройство изделия по чертежу, выделять
детали, их форму, виды соединения деталей
33
23.0
5
Разработка индивидуального творческого проекта.
Разрабатывать замысел коллективной проектной
деятельности, искать пути его реализации.
34
30.0
5
Защита творческих проектов.
Организовать защиту проекта
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Конструктор Полидрон «Мосты», Полидрон «Инженер»
2.Учебные и методические пособия:
учебные пособия по «Терротехнологии»
3.Специфическое сопровождение (оборудование):
проектор;
компьютер
4.WEB - ресурсы