Автор: Лукаускис Эльвира Станиславасовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 64
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок как восхождение к успеху"
Раздел: среднее образование
Урок как восхождение к успеху
Часто приходится слышать от учащихся фразы, выражающие негативное отношение
к школе. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить
любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого
оптимизма
–
самая
серьезная
проблема
обучения.
Ребенок
приходит
в
школу
преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе?
К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к
учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости
от того, что трудности преодолены, теряет желание интерес учиться. В.А. Сухомлинский
утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес
у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл
деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Главный
смысл
деятельности
учителя
состоит
в
том,
чтобы
создать
каждому
воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация
успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех –
результат
подобной
ситуации.
Ситуация
это
то,
что
способен
организовать
учитель:
переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере
взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих
воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности,
поверить в себя.
Чтобы
создать
ситуацию
успеха
на
уроке,
необходимо
соблюдать
следующие
правила:
Поддерживать благоприятный
психологический
климат
в
классе,
учитывая
индивидуальные
возможности
каждого
ученика.
Снятие
страха
–
помогает
преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и
оценки
окружающих.
“Мы
все
пробуем
и
ищем,
только
так
может
что-то
получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.
“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
Создание
положительного
настроя,
-
побуждение
к
новой
деятельности
с
подчеркиванием предыдущих достижений, - усиление акцента на предстоящей
работе, чем-то удивив, заинтересовав детей.
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, совершается эта деятельность.
Необходимо
понимание
нужности,
важности,
целесообразности
изучения
предмета в целом и отдельных его разделов.
Авансирование
успешного
результата
–
помогает
учителю
выразить
свою
твердую
убежденность
в
том,
что
его
ученик
обязательно
справиться
с
поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои
силы и возможности. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в
успешном результате”.
Поддерживать благоприятный эмоциональный фон на уроке. Воздействовать на
настроение учащихся музыкой, видеофрагментами – затрагивает струны в душах
«ауди-учеников». Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность
самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к
предмету
Сделать материал более доступным.
При этом важно
скрытое инструктирование
ребенка
в
способах
и
формах
совершения
деятельности
–
помогает
ребенку
избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше
всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
Использовать
разнообразную
наглядность
–
стимулирование
«зрительных»
учеников.
Регулярно повторять, оценивать и праздновать победы. Высокая оценка детали
– помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его
отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в
твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей
работы”. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость
успеха.
Рефлексия
-
самостоятельное
оценивание
своего
состояния,
своих
эмоций,
результатов
своей
деятельности.
Особенностью
новых
государственных
стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные
действия,
одними
из
которых
являются
универсальные рефлексивные
умения. Важное
требование
-
формировать
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать
даже в ситуациях неуспеха.
Рассмотрим урок географии в 5 классе, с точки зрения использования ситуации успеха, согласно перечисленным правилам.
Планируемые результаы
Основная образовательная идея
Метапредметные умения
Предметные умения
Изучение поверхности Земли – результат героических усилий многих
поколений людей.
Метапредметные умения
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Предметные умения
Умение объяснять:
результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
влияние путешествий на развитие географических знаний.
Умение определять:
причины и следствия географических путешествий и открытий;
маршруты путешествий.
Тема
Первые европейцы на краю Азии
Цель
Познакомить учащихся с путешествием Марко Поло
Задачи
Общеобразовательные: формирование представлений о путешествии Марко Поло, продолжить
формирование представления о том, что изучение Земли – результат героических усилий многих
поколений людей
Развивающие: ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под
руководством учителя, выявлять причинно – следственные связи, объяснять результаты географических
открытий и путешествий, определять маршруты путешествий
Воспитательные: воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию научного мировозрения
Основные термины,
понятия, географическая
номенклатура
Азия, Венеция, Средиземное море, Марко Поло, Николо Поло, Матео Поло, Китай, Европа, хан Хубилай,
Персия, джонка, Генуя, Рустичано, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии мира»
Этапы урока
Создание
ситуаций
успеха
ч е р е з
в ы п о л н е н и е
дидактических задач.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организация
начала урока
Мотивирование учащихся к
учебной
д е я т е л ь н о с т и
п о с редс т вом
с о з д а н и я
эмоциональной обстановки,
определение
цели
и
задач
урока.
-Здравствуйте, исследователи, юные
географы-путешественники, мы сегодня
о т п р а в и м с я
в
у в л е к а т е л ь н о е
«путешествие». А в помощь нам будет
м а р ш р у т н а я
« к а р т а
у с п е х а » .
Отправляясь в путешествие, что самое
главное нужно взять с собой в дорогу?
(хорошее
наст ро ение).
Д а в а й т е
улыбнёмся
друг
другу
и
пожелаем
успеха!
Нам
на
уроке
предстоит
выполнить
большую
работу,
а
я
не
сомневаюсь, что у нас всё получится!
- Для открытия новых знаний верным
п о м о щ н и к о м
д л я
н а с
с т а н е т
« М а р ш р у т н а я
к а р т а
у с п е х а »
(Приложение 1).
- Эпиграфом нашего урока я предлагаю
следующее выражение:
«
История без географии ничто,
Если неизвестно где,
То не интересно, почему и кто».
Включение в деловой ритм.
Учащиеся знакомятся с «Маршрутными картами
успеха».
Проверка
домашнего
задания,
О п р е д е л е н и е
с т е п е н и
усвоения
изученного
и
готовности
к
восприятию
Определение степени усвоения
изученного и готовности к восприятию
нового, выявление возникших
Фронтальная работа, определение уровня
подготовки к уроку, самопроверка, контроль
результатов.
постановка
цели урока
н о в о г о ,
в ы я в л е н и е
возникших
затруднений
в
усвоении
изученного
и
устранение пробелов.
затруднений в усвоении изученного,
через осуществление фронтального
опроса.
Как называется раздел
географии, который мы изучаем?
По следам каких
первооткрывателей древнейших
времён мы путешествовали?
Какие путешественники и
первооткрыватели древних веков
вам известны?
Что являлось целями
путешествий в древности и
Средневековья?
С какими народами
средневековья мы познакомились
на прошлом уроке? Какие
открытия они совершили?
Назовите имена самых
известных личностей в истории
этого народа.
Подготовка
учащихся к
восприятию
нового
материала, т.е.
актуализация
знаний и УУД
Организовать и направить к
ц е л и
п о з н а в а т е л ь н у ю
деятельность учащихся.
- С какой страной у вас ассоциируются
следующие предметы:
Учащиеся вспоминают, что им известно по
изучаемому вопросу, делают предположение.
(Китай)
- Подумайте, о путешествиях в какую
страну пойдёт речь сегодня на уроке.
Проблемные вопросы: Куда стремились
европейцы? Почему они хотели найти
путь в Китай?
-
Сегодня
на
уроке
мы
узнаем
о
человеке,
путеше ствия
кото р о го
открыли
первую
страницу
в
истории
Великих
географических
открытий.
Итак,
мы
познакомимся
с
историей
жизни Марко Поло.
Определите, на каком этапе знаний вы
находитесь по данной теме.
Хочу всё
знать
Пока
не
знаю
Слышал(а)
Знаю
Кто такой
Марко
Поло?
Какие
открытия
он
Формулировка задач урока.
Заполнение таблицы в маршрутных листах
успешности.
совершил?
О чем
говорится
в книге
Марко
Поло?
Тема
урока:
«Первые
европейцы
на
краю Азии».
Открытие
новых знаний.
С о з д а т ь
у с л о в и я
д л я
формирования у учащихся
конкретных
представлений
об
изучаемых
ф а к т а х ,
основной
идеи
изучаемого
вопроса.
Способствовать
ра з в и т и ю
в о с п р и я т и я ,
осознания,
п е р в и ч н о го
о б о б щ е н и я
и
систематизации
н о в ы х
з н а н и й ,
у с в о е н и я
у ч а щ и м и с я
с п о с о б о в ,
которые привели к данному
обобщению.
Скрытое
инструктирование
у ч е н и к а
в
с п о с о б а х
совершения
действий,
-
обозначение
в а ж н о с т и
у с и л и й
р е б е н к а
в
совершаемой деятельности.
Установить
тематическую
рамку («могу»)
Организовать
мотивирование
ученика
к
- Просмотрите видеофрагмент. По
ключевым словам составьте рассказ о
жизни и путешествиях Марко Поло:
Азия, Венеция, Средиземное Море,
Марко Поло, Николо Поло, Маттео
Поло, Китай, Европа, хан Хубилай,
Персия, джонка, Генуя, Рустичано,
Япония, «Книга Марко Поло о
разнообразии мира».
Просматривают видеофрагмент «Марко Поло».
учебной деятельности через
а к т у а л и з а ц и ю
з н а н и й
(«надо»)
С о з д а т ь
у с л о в и я
д л я
включения
в
у ч е б н у ю
деятельность («хочу»)
Осмысление
Мотивировать
учащихся
к
п р о б н о м у
у ч е б н о м у
д е й с т в и ю
и
е г о
самостоятельному
выполнению
С о з д а т ь
у с л о в и я
д л я
решения типовых заданий с
применением алгоритма
С о о т н е с е н и е
с в о и х
действий
с
алгоритмом,
ключом, понятиями
Н ау ч и т ь
ф и к с и р о в а т ь
индивидуальные
затруднения,
определять
с п о с о б ы
у с т р а н е н и я
ошибки
-
Объявляется
конкурс
ораторского
мастерства!
-
Кт о
го т о в
к
в ы с т у п л е н и ю
с
подготовленным рассказом?
- Выполните задания картографического
практикума из рабочей тетради с
печатной основой на стр. 29.
- Почитайте отрывки из книги Марко
Поло. Подумайте, «Книга Марко Поло о
разнообразии
мира»
-
отчёт
о
путешествиях
или
приключенческий
рассказ?
Почему
в
названии
книги
и с п о л ь з о в а н о
с л о в о с о ч е т а н и е
«разнообразие мира»?
Работают в парах, составляя рассказ о жизни и
путешествиях Марко Поло.
Выступление учащихся с составленным рассказом
перед классом.
Учащиеся
прочитывают
отрывки
из
«Книга Марко
Поло о разнообразии мира», размышляют вслух
над
проблемными
вопросами,
поставленными
учителем.
1.
«Стоит он на двадцати четырех сводах и на
стольких же водяных мельницах; выстроен из
серого прекрасного мрамора; сработан хорошо
и прочно; по обе стороны моста — стены из
мраморных досок и столбы; расставлены они
вот как: в начале моста мраморный столб, под
ним мраморный лев, а другой на столбе; оба
красивые, большие и сработаны хорошо. От
этого
столба
через
полтора
шага
—
другой
совершенно такой же, с двумя львами; между
столбами — доски из серого мрамора, чтобы
люди не падали в воду, и так из конца в конец
моста. Любо на это посмотреть»
2.
«Про великого хана сказать можно — алхимию
он знает вполне, и вот почему. Приказывает он
изготовлять
вот
какие
деньги:
заставит
он
набрать
коры
от
тутовых
деревьев,
листья
которых едят шелковичные черви, да нежное
дерево, что между корой и сердцевиной, и из
этого нежного дерева приказывает изготовить
папку, словно как бумагу; а когда папка готова,
приказывает
он
из
нее
нарезать
вот
как:
сначала
маленькие
[кусочки],
стоящие
половину малого ливра, или малый ливр, иные
ценой
в
серебряных
полгроша,
а
другие
в
серебряный грош; есть и в два гроша, и в пять,
и в десять, и в безант
]
, и в три и так далее до
десяти безантов; и ко всем папкам приложена
печать великого хана».
3.
«Посреди
большого
города
течет
большая
река;
вода
пресная,
и
много
там
рыбы.
В
ширину река добрых полмили и очень глубока;
течет она далеко, до самого моря-океана, дней
на
восемьдесят
или
сто.
<…>
По
той
реке
городов
и
замков
многое
множество.
Кто
своими глазами не видел, не поверит, сколько
больших судов поднимается по той реке. Кто
сам
не
видел,
не
поверит,
какое
множество
товаров сплавляют купцы вниз и вверх по реке.
Она так широка, словно как море».
Закрепление
материала,
изученного на
данном уроке и
ранее
пройденного,
связанного с
новым.
Установить,
усвоили
или
нет учащиеся связь между
ф а к т а м и ,
с о д е р ж а н и е
о с н о в н ы х
п о н я т и й ,
устранить
обнаруженные
пробелы.
Закрепить
у
учащихся те знания и УУД,
которые
необходимы
для
самостоятельной работы по
этому материалу.
- Выполните тестовые задания в
рабочей тетради с печатной основой на
стр. 27.
Организация взаимопроверки в парах.
Учащиеся
работают
с
тестом.
Взаимопроверка,
контроль результатов (работа в парах).
Рефлексия
Формировать
адекватную
о ц е н к у
п р а в и л ь н о с т и
результатов действия.
- Вернёмся к таблице с задачами,
которые мы наметили вначале урока.
Определите, на каком этапе знаний вы
Самооценка своей деятельности, эмоционального
состояния, успеха на уроке.
Создать
ситуацию успеха
д л я
м о т и в а ц и и
познавательной
деятельности.
находитесь по данной теме.
Хочу всё
знать
Пока
не
знаю
Слышал(а)
Знаю
Кто такой
Марко
Поло?
Какие
открытия
он
совершил?
О чем
говорится
в книге
Марко
Поло?
- Найдите себя на «Лестнице успеха».
- Продолжите выражения:
Сегодня я узнал……..
Было интересно……….
Было трудно…………
Меня удивило……….
Мне захотелось………
Определение
своего
местонахождения
на
«Лестнице успеха».
Подведение
итогов и
результатов
Проанализировать,
дать
о ц е н к у
у с п е ш н о с т и
д о с т и ж е н и я
ц е л и
и
Оценивание
деятельности
учащихся,
выставление оценок.
урока
наметить
перспективу
на
будущее.
Задание на дом
Сообщить
учащимся
о
д о м а ш н е м
з а д а н и и ,
разъяснить его выполнение.
§10.
На контурные карты нанесите маршрут
путешествия Марко Поло с указанием
географических объектов.
Выполните
задание
тематического
практикума в рабочей тетради на стр.
28.
В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом
нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок
испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в
жизни!
Приложение 1.
Маршрутная карта успеха
Как называется раздел географии, который мы изучаем?
По следам каких первооткрывателей древнейших времён мы путешествовали?
Какие путешественники и первооткрыватели древних веков вам известны?
С какими народами средневековья мы познакомились на прошлом уроке? Какие открытия они совершили? Назовите имена самых
известных личностей в истории этого народа.
С какой страной у вас ассоциируются следующие предметы:
В любом из нас сидит школяр-
невольник,
Боящийся, что вызовут к доске.
В любом из нас весёлый школьник,
Чертящий теоремы на песке.
За школьный дух без примеси
школярства,
Как за коня, готов отдать
полцарства...
(В.Берестов)
История без географии ничто,
Если неизвестно где,
То не интересно, почему и кто.
Подумайте, о путешествиях в какую страну пойдёт речь сегодня на уроке.
Определите, на каком этапе знаний вы находитесь по данной теме.
Хочу всё знать
Пока не знаю
Слышал(а)
Знаю
Кто такой Марко Поло?
Какие открытия он
совершил?
О чем говорится в книге
Марко Поло?
Просмотрите видеофрагмент. По ключевым словам составьте рассказ о жизни и путешествиях Марко Поло:
Азия, Венеция, Средиземное Море, Марко Поло, Николо Поло, Маттео Поло, Китай, Европа, хан Хубилай, Персия, джонка, Генуя,
Рустичано, Япония, «Книга Марко Поло о разнообразии мира».
Выполните задания картографического практикума из рабочей тетради с печатной основой на стр. 29.
Почитайте отрывки из книги Марко Поло. Подумайте, «Книга Марко Поло о разнообразии мира» - отчёт о путешествиях или
приключенческий рассказ? Почему в названии книги использовано словосочетание «разнообразие мира»?
4.
«Стоит он на двадцати четырех сводах и на стольких же водяных мельницах; выстроен из серого прекрасного мрамора; сработан хорошо и прочно; по
обе стороны моста — стены из мраморных досок и столбы; расставлены они вот как: в начале моста мраморный столб, под ним мраморный лев, а
другой на столбе; оба красивые, большие и сработаны хорошо. От этого столба через полтора шага — другой совершенно такой же, с двумя львами;
между столбами — доски из серого мрамора, чтобы люди не падали в воду, и так из конца в конец моста. Любо на это посмотреть»
5.
«Про великого хана сказать можно — алхимию он знает вполне, и вот почему. Приказывает он изготовлять вот какие деньги: заставит он набрать коры
от тутовых деревьев, листья которых едят шелковичные черви, да нежное дерево, что между корой и сердцевиной, и из этого нежного дерева
приказывает изготовить папку, словно как бумагу; а когда папка готова, приказывает он из нее нарезать вот как: сначала маленькие [кусочки], стоящие
половину малого ливра, или малый ливр, иные ценой в серебряных полгроша, а другие в серебряный грош; есть и в два гроша, и в пять, и в десять, и в
безант
]
, и в три и так далее до десяти безантов; и ко всем папкам приложена печать великого хана».
6.
«Посреди большого города течет большая река; вода пресная, и много там рыбы. В ширину река добрых полмили и очень глубока; течет она далеко,
до самого моря-океана, дней на восемьдесят или сто. <…> По той реке городов и замков многое множество. Кто своими глазами не видел, не поверит,
сколько больших судов поднимается по той реке. Кто сам не видел, не поверит, какое множество товаров сплавляют купцы вниз и вверх по реке. Она
так широка, словно как море».
Выполните тестовые задания в рабочей тетради с печатной основой на стр. 27.
Найдите себя на лестнице успеха.
Продолжите выражения:
Сегодня я узнал……..
Было интересно……….
Было трудно…………
Меня удивило……….
Мне захотелось………
Домашнее задание:§10. На контурных картах нанести маршрут путешествия Марко Поло с указанием географических объектов.
Выполните задание тематического практикума в рабочей тетради на стр. 28.