Автор: Аверьянова Наталья Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ЛДШИ"
Населённый пункт: г. Лихославль, Тверская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Элементы сочинения на уроках скрипки с начинающими»
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИХОСЛАВЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
План-конспект открытого урока по дополнительной
предпрофессиональной программе в области музыкального
искусства «Струнные инструменты»
Тема: «Элементы сочинения на уроках скрипки с
начинающими»
Преподаватель скрипки:
Аверьянова Наталья Евгеньевна
г. Лихославль
2023 г.
Форма учебного занятия: урок
Тип урока: Усвоение и закрепление понятий и умений
Форма организации: групповая
Продолжительность: 40 минут
Материально-техническое обеспечение урока:
- светлая просторная аудитория
- скрипки и смычки
- фортепиано
Цель урока:
- введение ребенка в мир музыки с помощью сочинения пьес на
первоначальном этапе
- поддержание и развитие интереса к обучению
Задачи урока:
Образовательная:
- сочинение пьес и исполнение их на инструменте
Развивающая:
- развитие чувства метро-ритма у детей
- развитие исполнительских навыков
- развитие творческих способностей и образного мышления
- развитие интереса к занятиям на скрипке
Форма урока:
Обобщающее занятие
2
План урока
Вступление.
Основная часть.
- сочинение и исполнение пьес учащимися;
- исполнение ранее сочиненных произведений.
Заключение.
Используемая литература.
Вступление
Ребенок
приходит
учиться
в
музыкальную
школу.
И
перед
преподавателем встает вопрос: как сделать вхождение ребенка в мир музыки
более гармоничным, комфортным? Лучшие наши педагоги всегда думали об
этом. Так, Лев Вячеславович Виноградов – автор уникальной системы
музыкального образования и воспитания детей от рождения до 16 лет,
использует кубики для развития у детей чувства метроритма. Его методика
широко используется.
Огромное значение гармоничному развитию ребенка-музыканта придавал
Мильтонян Степан Ованесович. Введение ребенка в мир музыки он видел и
практиковал на протяжении многих лет через групповой метод обучения и
импровизацию.
В основе этих методик – бережное отношение к ребенку, учитывающее
его возрастные особенности.
Безусловно, элементы этих методик мы используем в своей работе. Но
все-таки, более близкой для меня оказалась идея сочинения пьес детьми на
первоначальном этапе обучения.
Конечно, эти детские произведения лишены глубокого оригинального
замысла, характерного для настоящего произведения, хотя нередко у детей
получаются интересные пьесы.
Когда ребенок начинает учиться в музыкальной школе, у него, как
правило,
большое
желание
играть
на
музыкальном
инструменте,
3
музицировать. А преподаватель понимает, что необходимо немало времени,
пока ученик приобретет необходимые навыки для того, чтобы исполнить
какие-то первые пьесы. Сочинение пьес на начальном этапе, на мой взгляд,
сглаживает это противоречие.
Основная часть
- Каждому ученику предлагается сочинить пьесу в размере 2/4 по открытой
струне (ми, ля, ре или соль), используя четвертные и восьмые длительности.
Затем пьесы исполняются pizz. с концертмейстером. По желанию дети дают
пьесам название;
- ученикам предлагается сочинить и исполнить пьесу на двух струнах
сначала pizz., затем – смычком;
- ученикам предлагается сочинить пьесу на трех струнах, а исполнят ее
другие участники урока. Таким образом, ученики обмениваются своими
пьесами;
- далее следует сочинение и исполнение пьес на четырех струнах;
- следующий этап – сочинение пьес с использованием пальцев. Ученикам
предлагается сочинить пьесу, используя открытую струну, а также 1,2,3,4
пальцы;
- ученикам предлагается сочинить и исполнить пьесу с использованием двух
струн, 1,2,3,4 пальцев;
- в заключение урока ученики исполняют свои любимые ранее сочиненные
произведения.
Заключение
В музыкальную школу приходят, в основном, дети в возрасте 6 - 7 лет. В
этом возрасте у детей развито образное мышление, их стихия – ролевые
игры. А расшифровка музыкальных знаков-символов, т.е. чтение нотного
текста, игра по нотам, зачастую вызывает у них определенные трудности. И
сочинение пьес в данной ситуации – «палочка-выручалочка», большое
подспорье.
4
И еще, когда ученик постигает процесс сочинения пьес, у него
формируется несколько другое мышление и восприятие уже «готовых» пьес
из сборников.
Кстати, великое множество пьес, которые могут сочинить дети, снимает
проблему репертуара, т.к. зачастую для усвоения какого-либо навыка не
всегда удается найти достаточное количество пьесок. Сочинительство
предлагает их любое количество.
5
Используемая литература
1. М.М. Берлянчик. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление.
Технология. Творчество: Учебное пособие. – СПб. : Изд-во «Лань», 2000.
2. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7.Сб. статей/ Сост. В.И. Руденко.
– М. : Музыка, 1986.
3. Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая
гуманистическая образовательная парадигма. – Тверь: ООО «РТС-Импульс»,
2003.
4. Развитие художественного мышления учеников-скрипачей в музыкальной
школе, школе искусств. Методические рекомендации для преподавателей. /
Сост. Л.А. Слонко. – Москва, 1985.
5. Учебно-воспитательная работа в струнно-смычковых классах детских
музыкальных школ. Методическое пособие для преподавателей./ Сост. А.П.
Прозоров. – Москва, 1975.
6