Напоминание

«Элементы сочинения на уроках скрипки с начинающими»


Автор: Аверьянова Наталья Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ЛДШИ"
Населённый пункт: г. Лихославль, Тверская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: «Элементы сочинения на уроках скрипки с начинающими»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИХОСЛАВЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

План-конспект открытого урока по дополнительной

предпрофессиональной программе в области музыкального

искусства «Струнные инструменты»

Тема: «Элементы сочинения на уроках скрипки с

начинающими»

Преподаватель скрипки:

Аверьянова Наталья Евгеньевна

г. Лихославль

2023 г.

Форма учебного занятия: урок

Тип урока: Усвоение и закрепление понятий и умений

Форма организации: групповая

Продолжительность: 40 минут

Материально-техническое обеспечение урока:

- светлая просторная аудитория

- скрипки и смычки

- фортепиано

Цель урока:

- введение ребенка в мир музыки с помощью сочинения пьес на

первоначальном этапе

- поддержание и развитие интереса к обучению

Задачи урока:

Образовательная:

- сочинение пьес и исполнение их на инструменте

Развивающая:

- развитие чувства метро-ритма у детей

- развитие исполнительских навыков

- развитие творческих способностей и образного мышления

- развитие интереса к занятиям на скрипке

Форма урока:

Обобщающее занятие

2

План урока

Вступление.

Основная часть.

- сочинение и исполнение пьес учащимися;

- исполнение ранее сочиненных произведений.

Заключение.

Используемая литература.

Вступление

Ребенок

приходит

учиться

в

музыкальную

школу.

И

перед

преподавателем встает вопрос: как сделать вхождение ребенка в мир музыки

более гармоничным, комфортным? Лучшие наши педагоги всегда думали об

этом. Так, Лев Вячеславович Виноградов – автор уникальной системы

музыкального образования и воспитания детей от рождения до 16 лет,

использует кубики для развития у детей чувства метроритма. Его методика

широко используется.

Огромное значение гармоничному развитию ребенка-музыканта придавал

Мильтонян Степан Ованесович. Введение ребенка в мир музыки он видел и

практиковал на протяжении многих лет через групповой метод обучения и

импровизацию.

В основе этих методик – бережное отношение к ребенку, учитывающее

его возрастные особенности.

Безусловно, элементы этих методик мы используем в своей работе. Но

все-таки, более близкой для меня оказалась идея сочинения пьес детьми на

первоначальном этапе обучения.

Конечно, эти детские произведения лишены глубокого оригинального

замысла, характерного для настоящего произведения, хотя нередко у детей

получаются интересные пьесы.

Когда ребенок начинает учиться в музыкальной школе, у него, как

правило,

большое

желание

играть

на

музыкальном

инструменте,

3

музицировать. А преподаватель понимает, что необходимо немало времени,

пока ученик приобретет необходимые навыки для того, чтобы исполнить

какие-то первые пьесы. Сочинение пьес на начальном этапе, на мой взгляд,

сглаживает это противоречие.

Основная часть

- Каждому ученику предлагается сочинить пьесу в размере 2/4 по открытой

струне (ми, ля, ре или соль), используя четвертные и восьмые длительности.

Затем пьесы исполняются pizz. с концертмейстером. По желанию дети дают

пьесам название;

- ученикам предлагается сочинить и исполнить пьесу на двух струнах

сначала pizz., затем – смычком;

- ученикам предлагается сочинить пьесу на трех струнах, а исполнят ее

другие участники урока. Таким образом, ученики обмениваются своими

пьесами;

- далее следует сочинение и исполнение пьес на четырех струнах;

- следующий этап – сочинение пьес с использованием пальцев. Ученикам

предлагается сочинить пьесу, используя открытую струну, а также 1,2,3,4

пальцы;

- ученикам предлагается сочинить и исполнить пьесу с использованием двух

струн, 1,2,3,4 пальцев;

- в заключение урока ученики исполняют свои любимые ранее сочиненные

произведения.

Заключение

В музыкальную школу приходят, в основном, дети в возрасте 6 - 7 лет. В

этом возрасте у детей развито образное мышление, их стихия – ролевые

игры. А расшифровка музыкальных знаков-символов, т.е. чтение нотного

текста, игра по нотам, зачастую вызывает у них определенные трудности. И

сочинение пьес в данной ситуации – «палочка-выручалочка», большое

подспорье.

4

И еще, когда ученик постигает процесс сочинения пьес, у него

формируется несколько другое мышление и восприятие уже «готовых» пьес

из сборников.

Кстати, великое множество пьес, которые могут сочинить дети, снимает

проблему репертуара, т.к. зачастую для усвоения какого-либо навыка не

всегда удается найти достаточное количество пьесок. Сочинительство

предлагает их любое количество.

5

Используемая литература

1. М.М. Берлянчик. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление.

Технология. Творчество: Учебное пособие. – СПб. : Изд-во «Лань», 2000.

2. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7.Сб. статей/ Сост. В.И. Руденко.

– М. : Музыка, 1986.

3. Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития музыканта: новая

гуманистическая образовательная парадигма. – Тверь: ООО «РТС-Импульс»,

2003.

4. Развитие художественного мышления учеников-скрипачей в музыкальной

школе, школе искусств. Методические рекомендации для преподавателей. /

Сост. Л.А. Слонко. – Москва, 1985.

5. Учебно-воспитательная работа в струнно-смычковых классах детских

музыкальных школ. Методическое пособие для преподавателей./ Сост. А.П.

Прозоров. – Москва, 1975.

6



В раздел образования