Автор: Абоимова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Д\С № 2 "Умка"
Населённый пункт: город Норильск Красноярский край
Наименование материала: конспект занятия по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Лень - труд"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей старшего
подготовительного возраста
«Труд кормит, а лень портит»
Цель: сформировать и закрепить у детей представления о труде и лени, продуктах труда.
Задачи: Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
Формировать у дошкольников бережное отношение к труду и продуктам труда;
Развивать речь и мышление;
Активизировать словарь детей: плуг, заржавевший.
Ход:
Сюрпризный момент: появление Лентяйчика
Лентяйчик: Здравствуйте ребята, расскажите мне о том, что красит человека. Так, что
жеэто?
Д: - О труде.
1.Чтение и обсуждение сказки К.Д.Ушинского «Два плуга».
В: -Ребята, послушайте сказку К.Д. Ушинского «Два плуга».
(Воспитатель читает сказку)
В: -Почему один плуг заржавел, а другой блестел?
Д: -Потому что, один плуг ничего не делал, лежал на боку. А другой блестел, потому что
много работал.
В: -С кем можно сравнить оба плуга?
Д: -С тружеником и лентяем.
В: -Какой вывод вы, ребята, сделали из этой поучительной сказки?
Д: -Лень портит, а труд красит.
2.Чтение пословиц и поговорок.
В: -С давних времен люди придавали огромное значение труду. Уважение к труду – это
русская традиция. Про труд сложено много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы
и поговорки о труде?
Д: -Труд кормит, а лень портит.
Без труда, не выловишь и рыбку из пруда.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Кто не работает, тот не ест.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
У плохого мастера и пила плохая.
У лодыря что ни день, то лень.
Не потрудиться – так и хлеба не добиться.
Каков мастер, такова и работа.
3.Дидактическая игра «Профессия – продукт труда».
В: -Труд – это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Труд врача
помогает людям быть здоровыми. Результатом труда людей является продукт – полезная и
нужная вещь, предмет, изделие. Посмотрите на нашу доску с профессиями. У меня в
руках карточки. Я задам вопросы, а вы ответьте на них и прикрепите карточки к людям
соответствующих профессий.
В: - Скажите, что делает повар?
Д: - Готовит еду.
В: -Что делает строитель?
Д: - Строит дом.
В: - А бухгалтер?
Д: - Считает деньги, оформляет документы.
В: Учитель?
Д: - Учит детей.
В: - Построенный дом, приготовленный обед, вылеченные пациенты – это продукт труда,
то есть полезное дело, нужная вещь, предмет.
4.Дидактическая игра с Лентяйчиком «Продукты труда»
В: - Давайте поиграем. Встанем в линию. Я буду перечислять продукты труда, которые
служат долго и совсем мало. Когда я назову продукт труда, который живет или
используется много лет, вы присядете (например, ваза), а если назову продукт, который
используется мало времени, вы вытянете руки вперед (например, торт)
В: -Пирожное (дети вытягивают руки вперед)
В: - Дом (дети приседают)
В: - Автомобиль (дети приседают)
В: Котлета (дети вытягивают руки вперед)
В: - Компьютер (дети приседают)
В: - Песня (дети приседают)
В: - Лимонад (дети вытягивают руки вперед)
В: - Книга (дети приседают)
В: - Игрушка (дети приседают)
В: -Молодцы, ребята! Теперь мы видим, как много продуктов труда производят люди
разных профессий. Продукт труда – это богатство нашей страны. Чем больше будет в ней
производиться разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые!
В: - К. Продуктам труда нужно относиться бережно. Вот что сказал С.Я.Маршак,
обращаясь к детям: Сами вещи не растут,
Сделать вещи – нужен труд.
Карандаш, тетрадь. перо,
Парту, доску, стол, окно,
Книжку, ручку береги:
Не ломай, не мне, не рви.
В: -Как вы относитесь к вещам: своим и чужим?
Д: - Бережно, стараемся не испортить, не сломать.
В: - Давайте беречь продукты труда людей, стараться сохранить их не только для себя, но
и для других людей. Мы уважаем людей, которые честно трудятся. А вот лениться плохо.
5.Дидактическая игра «Какие ошибки допустил художник?»
В: -Внимательно рассмотрите картинки, на которых изображены представители
различных профессий с предметами, не принадлежащими данной профессии. В чем
ошибся художник?
В: - Верните каждому представителю профессии его инструменты и предметы, которые
помогают ему в работе.
В: - Молодцы, ребята. Что нового узнали?
Д: -Что в обществе уважают людей, которые трудятся.
Д: - Что у представителя каждой профессии свои инструменты и предметы, которые
помогают ему в работе.
Д: - Что результатом труда людей является продукт труда – полезная, нужная вещь,
предмет, изделие.
Д: - Продукты труда нужно беречь, не портить.
К.Д.Ушинский Сказка «Два плуга»
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга.
Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и
совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у
земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только
что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и
покрылся ржавчиной.
— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего
старого знакомца.
— От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был,
то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Отзыв о сказке Ушинского «Два плуга»
Главные герои сказки Константина Ушинского «Два плуга» были сделаны в
одной мастерской, из одного куска железа. Два плуга были абсолютно одинаковыми, но судьба их
сложилась по-разному.
Один плуг сразу оказался у земледельца, он все время трудился, работая вместе с хозяином на земле. А
другой плуг оказался в купеческой лавке. Он лежал там без дела, его никто не хотел покупать.
Прошло время и оба плуга встретились. Плуг земледельца выглядел отлично, он блестел от постоянной
работы на земле, и казалось, что его только что изготовили. А плуг, лежавший у купца, от времени стал
темным и покрылся ржавчиной.
Заржавевший плуг спросил у своего знакомого, отчего тот так блестит? И плуг земледельца ответил, что
он блестит от постоянного труда. Еще он сказал второму плугу, что тот заржавел оттого, что лежал в
лавке купца, не занимаясь никаким делом.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки заключается в том, что труд делает человека лучше, а безделье портит его. Плуг
земледельца постоянно работал, и за счет этого выглядел, как новый. А его знакомый, пролежавший в
лавке купца, потемнел и заржавел от безделья. Труд укрепляет тело, развивает ум. Работающий более
ловок, закален, устойчив. А лентяй, лодырь изнежен, слаб, подвержен различным недугам. Работающий
плуг выглядел достойно, а пролежавший в лавке — убого, невзрачно, посредственно.
Сказка учит быть трудолюбивым, не позволять себе лениться.
В сказке мне понравился плуг земледельца, который от постоянного труда становился только лучше.
Сказка Ушинского мне понравилась своим правильным началом, она доказывает, что труд избавляет нас
от великих зол — скуки, страданий, никчемности.
Какие пословицы подходят к сказке Ушинского «Два плуга»?
От лени человек болеет, а от труда здоровеет.
Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
От безделья дурь наживается, в труде воля закаляется.
Пословицы о труде
Безделье — мать всех пороков.
Без работы и машина ржавеет.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Без труда жить — только небо коптить.
Без работы день годом кажется.
Белые ручки чужие труды любят.
Больше дела, меньше слов.
Больше науки — умнее руки.
Воля и труд дивные всходы дают.
Всякое дело концом хорошо.
Всякий человек на деле познаётся.
В труде рождаются герои.
Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
Где труд, там и счастье.
Делаешь наспех — сделаешь на смех.
Делу — время, а потехе — час.
Доброе начало — половина дела.
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам
Есть терпение — будет и умение.
Землю красит солнце, а человека — труд.
Каков мастер, такова и работа.
Кончил дело — гуляй смело.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Кто не работает, тот не ест.
Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Люби дело — мастером будешь.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью.
На миру и работа спорится.
Не бойся работы — пусть она тебя боится.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.
Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Откладывай безделье, а не откладывай дело.
Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.
Работай до поту, поешь в охоту.
Рукам работа — душе праздник.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Слаще всех плодов — плод человеческого труда.
Слезами делу не поможешь.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Суди о человеке по его труду.
Торопливость делу не помогает.
Труд всегда даёт, а лень берёт.
Труд всё побеждает.
Труд кормит, а лень портит.
Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.
У лодыря что ни день, то лень.
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Финансовая игра «Труд – продукт. Происхождения товара» -№1
Технологическая карта игры
1.
Методический блок
Участники
Воспитанники старших и подготовительных групп, педагоги
Цель
Развитие у дошкольников экономической грамотности; учить считать деньги.
Задачи
Задачи:
1.
Закрепить сведения детей о том, что такое, товар, труд и продукт
деятельности, а также происхождение товара.
2.
Закрепить профессии людей, в ходе труда которых получается
продукт.
3.
Воспитывать уважение к любой работе.
Количество игроков
до 5 человек
Время игры
30 минут
Оснащение, дидактический
материал
Пособие 2 круга линиия с предметными, сюжетными картинками. 1 круг с
изображением готового товара, 2 круг из чего сделан товар.
Предварительная работа
Оформление группы для игры. Подготовка раздаточного материала.
2.
Содержательный блок
№ Блок игры
Содержание
Время
1
Приветствие.
Введение в тему.
Беседа. Объяснение понятий. Объяснение понятий. Сначала уточняется,
что такое товары (это разные предметы, которые производят, т.е. продукт
деятельности какой либо профессии).
5
минут
2
Выбор
участников игры
Перед проведением игры выбирается количество участников (на 1 круг
луллия до 5 участников)
2
минуты
3
Введение в игру.
Объяснение
правил.
Объясняется правила игры и рассказывается про игровое поле. Дети
выбирают круги луллия. Затем по очереди выбирают товар, совмещают с
картинкой из чего сделан товар. Называют профессию человека, который
изготавливает данный продукт. В процессе игры говорят, люди каких
профессий производят товары.
3
минуты
4
Игра
Практическая деятельность в соответствии с ранее озвученными
правилами.
Варианты ответов:
- лед - вода – заготовщик льда, ледовар. Раньше (когда не было
холодильников) была актуальна профессия заготовщика льда. Из Норвегии
кораблями лёд отправляли в Европу, и там были огромные хранилища,
которые стояли до самой осени, сохраняя скоропортящиеся продукты. В
современном мире ледовар занимается заготовкой льда и заливкой
18
минут
спортивных арен;
- булочка – рожь – пекарь (Хлеб растет пшеничным, ржаным колоском в
поле). К изготовлению булочки можно также отнести профессии:
комбайнер, механизатор, агроном, ирригатор, ботаник, генетик, мельник,
хлебопек вот тот перечень профессий, которые участвуют в производстве
хлеба;
- перепелиные яйца – перепел – птицевод;
- творог-корова (продукт - молоко) - фермер;
- мебель – деревья – столяр; резчик, дизайнер, сборщик мебели. А также
выращиваем деревьев занимаются садоводы.
- меха – пушные звери - скорняк (меховщик). Мастер по выделке шкур
(продукт) на мех, шитью меховых изделий. Звероводство отрасль
животноводства по разведению в неволе ценных пушных зверей для
получения шкурок;
- шины для колес – нефть (сырье из нефтепродуктов) - оператор
изготовления шин, нефтяники. За одним словом нефтяник кроется целый
арсенал профессий. Нефтянка - это и инженерные специальности и
экономические. Это химики, математики, буровики, финансисты, юристы,
бухгалтера, слесари, технологи, геологи, энергетики, экономисты и другие
самые разные профессии.
- стеклянная бутылка - кварцевый песок- мастера-изготовители деталей и
изделий из стекла, стеклодув.
5
Подведение
итогов
Обсуждение итогов игры с участниками.
Подсчет итоговых результатов.
2
минуты
Итого
30
минут
Финансовая игра «Труд – продукт. Происхождения товара» -№2
Технологическая карта игры
3.
Методический блок
Участники
Воспитанники старших и подготовительных групп, педагоги
Цель
Развитие у дошкольников экономической грамотности; учить считать деньги.
Задачи
Задачи:
4.
Закрепить сведения детей о том, что такое, товар, труд и продукт
деятельности, а также происхождение товара.
5.
Закрепить профессии людей, в ходе труда которых получается
продукт.
6.
Воспитывать уважение к любой работе.
Количество игроков
до 5 человек
Время игры
30 минут
Оснащение, дидактический
материал
Пособие 2 круга луллия с предметными, сюжетными картинками. 1 круг с
изображением готового товара, 2 круг из чего сделан товар.
Предварительная работа
Оформление группы для игры. Подготовка раздаточного материала.
4.
Содержательный блок
№ Блок игры
Содержание
Время
1
Приветствие.
Введение в тему.
Беседа. Объяснение понятий. Объяснение понятий. Сначала уточняется,
что такое товары (это разные предметы, которые производят, т.е. продукт
деятельности какой либо профессии).
5
минут
2
Выбор
участников игры
Перед проведением игры выбирается количество участников (на 1 круг
луллия до 5 участников)
2
минуты
3
Введение в игру.
Объяснение
правил.
Объясняется правила игры и рассказывается про игровое поле. Дети
выбирают круги луллия. Затем по очереди выбирают товар, совмещают с
картинкой из чего сделан товар. Называют профессию человека, который
изготавливает данный продукт. В процессе игры говорят, люди каких
профессий производят товары.
3
минуты
4
Игра
Практическая деятельность в соответствии с ранее озвученными
правилами.
Варианты ответов:
- мороженное (продукт - молоко) – корова-фермер;
- масло подсолнечное – (из семян подсолнуха жмут подсолнечное масло) -
маслобойщик. К изготовлению подсолнечного масла можно также отнести
профессии: комбайнер, механизатор, агроном, ирригатор, ботаник,
генетик, мельник вот тот перечень профессий, которые участвуют в
производстве подсолнуха;
- сок – яблоко – инженер технолог, садовод, агроном;
- кетчуп – томат - инженер-технолог, овощеводы, фермеры, агроном;
- сахар – свекла - (из сахарной свеклы вырабатывается сахар) –клеровщик
сахара, овощеводы, фермеры, агроном;
- упаковка чая – чай - сборщики чая, чаеводы;
- шерстяные носки – овечка – швеи, овчар;
- свеча – сало (горючим материалом может служить: сало, стеарин, воск,
парафин, спермацет или другое вещество с подходящими свойствами) –
свечник.
18
минут
5
Подведение
итогов
Обсуждение итогов игры с участниками.
Подсчет итоговых результатов.
2
минуты
Итого
30
минут
Дидактическая игра для детей 5-7лет:
“Кому что нужно для работы”.
Цель игры:
-познакомить детей с представителями разных профессий: милиционер, повар, врач, художник,
пожарный, воспитатель, учитель, регулировщик строитель, а также соответствующими атрибутами;
- закрепить название предметов, принадлежащих данной профессии;
- развивать логическое мышление, связную речь дошкольников;
- воспитывать познавательный интерес и уважение к труду.
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам.
Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов по темам.
Раздаточный материал: 7 больших карточек с изображением людей разных профессий размером 11х19 см
(повар, врач, учитель, воспитатель, продавец, пожарный, строитель). Набор карточек с изображением
предметов, орудий труда принадлежащих данным профессиям в количестве 28 шт. размером 7х7 см.
Количество профессий и орудий труда может быть разным.
Правила игры.
Вариант 1. В игре участвуют от 1 до 3 человек. Ведущий кладет в «карман» посередине карточку с
изображением человека какой-либо профессии. Играющие рассматривают картинку с изображением
профессии и ищут карточки с предметами, принадлежащих данной профессии. Ребенок объясняет свой
выбор. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил, минимальное количество
неточностей.
Вариант 2. В игре участвуют до 8 человек. Карточки с изображениями профессий раздаются детям.
Ведущий показывает картинку, на которой изображен предмет, принадлежащий к той или иной
профессии. Играющие рассматривают картинку и поднимают вверх карточку с профессией, к которой
этот предмет относится. Дети аргументируют свой выбор.
Вариант 3. Игру можно использовать индивидуально с ребенком. Ребенок самостоятельно выбирает
любую карточку с изображением профессии, рассказывает воспитателю о ней. Затем из маленьких
карточек он выбирает те, на которых изображены предметы принадлежащих данной профессии.
Рекомендации по использованию в практике работы ДОУ: игру можно использовать как на занятии, так и
в самостоятельной игровой деятельности с целью развития связной речи ребёнка.