Напоминание

Клуб "Авангард"


Автор: Донцов Владимир Иванович
Должность: педагог
Учебное заведение: МКУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: Ставропольский край Арзгирский район с.Арзгиропы
Наименование материала: опыт работы
Тема: Клуб "Авангард"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Последнее десятилетие в России характеризуется, прежде всего,

как период активных социальных преобразований, которые находили и

находят

свое

отражение

и

в

тенденциях

развития

общего

среднего

образования. Одна из этих тенденций заключалась в фактическом отказе

от

воспитательного

компонента

работы

в

школе

и

признании

приоритетности собственного обучения.

Однако, «разочарование в политических и социальных реформах,

долженствующих

создать

благоденствие

человечества,

заставляет

вспомнить и о воспитании, как средстве подготовки лучшего будущего»,

- писал еще в 1910 году русский философ Г.Шпет.

Основные

проблемы

воспитания

связаны

с

экономическим

и

политическим реформированием общества.

Поэтому

очевидна

необходимость

повышения

с т ату с а

воспитательной работы в рамках образовательных учреждений и как

показывает практика особенно благоприятные условия, на мой взгляд,

для решения воспитательных задач создает система дополнительного

образования.

Включаясь

в

жизнь

дополнительного

образования,

ребенок

фактически начинает параллельно осваивать две программы. Одна – это

учебная

программа,

вторая

скрытая

программа

социализации,

обусловленная

характером

межличностных

отношений,

именно

благодаря ей формируется эмоциональная и социальная жизнь ребенка,

его представление о себе и о том, что думают о нем другие.

В

идеале

человек,

живущий

в

современном

обществе,

должен

уметь самостоятельно строить свою жизнь, несся ответственность за нее

и транслируя гуманистические ценности. Стержнем воспитания, таким

образом,

является

формирование

социально-необходимых

знаний

и

навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции учащихся.

Цели воспитания, таким образом, по моему мнению, заключаются

в том, чтобы научить ребенка социальным умениям: осуществлять выбор

1

в рамках принятых правил и быть успешным, развивать свои силы и

способности, понимать и принимать других, адекватно оценивать свои

силы и находить возможности их применения, контролировать себя,

адаптироваться к социальным условиям.

Этой цели отвечает работа по организации молодежного досуга

-одна из важнейших воспитательных задач, стоящих перед обществом.

Сегодня,

когда

наше

общество

стремительно

теряет

идеалы

нравственности, духовности, мучительно ищет пути выхода из тупика,

особенно

незащищенной

возрастной

категорией,

перед

жестокой

реальностью

оказываются

подростки.

Именно

поэтому

столь

велика

роль взрослого умного друга, способного понять, поддержать, помочь

сориентироваться

в

непростых

жизненных

ситуациях.

Подростки

нуждаются в общении друг с другом, со взрослыми людьми, при этом

они

ищут

общения

искреннего

и

неформального.

Наиболее

благоприятной формой такого общения является молодежный клуб.

1.

Клуб - нестандартная и тем более не застывшая форма

общения, поэтому она требует постоянного присутствия ума,

фантазии, энергии.

2.

Клуб

-

добровольное

содружество

подро стков,

объединенных общими увлечениями и потребностями.

3.

Клуб

-

избирателен:

он

для

людей

с

одинаковыми

пристрастиями.

Это

не

элитарность,

а

духовная

общность,

единение по интересам.

Реализация способностей детей и подростков

наиболее полно

возможна

в

рамках

деятельности

клуба,

где

поведение

детей

не

регламентируется

жесткими

рамками

школьной

программы.

Именно

поэтому

члены

клуба

имеют

возможность

наиболее

полно

самореализовать,

самовыразиться

как

личность,

как

член

коллектива

единомышленников, сверстников.

Участие в клубе способствует созданию у подростка мотивации к

самопознанию,

к

самосовершенствованию,

к

самореализации,

формированию адекватной самооценки.

2

Клуб выявляет наиболее одаренных детей, стимулирует развитие

их

самобытного

таланта,

содействует

социальной

защите

детей

и

подростков, помогает им найти место в жизни, обрести уверенность в

себе.

Так

как

ЦДТ

объединяет

детей

творческих,

неординарных,

талантливых, то на его базе возник музыкальный клуб «Авангард». В

начале 1995 года клуб «Авангард» объединил любителей бардовской

песни, а на сегодняшний день в состав клуба входят дети и подростки,

которые

увлечены

игрой

на

музыкальных

инструментах,

вокальным

пением, современными танцами.

Статус

клуба

постоянно

повышается,

и

если

в

начале

клуб

насчитывал 5-8 человек, то в настоящий момент клуб объединяет более

40 юношей и девушек в возрасте от 13 до 18 лет.

Клуб

«Авангард»

вырос

до

масштаба

районного

клуба.

Он

желанный

гость

в

любом

населенном

пункте

Арзгирского

района.

Воспитанники

клуба

постоянные

участники

конкурсов,

фестивалей,

смотров, районных и краевых мероприятий и являются неоднократными

победителями в районных и краевых мероприятиях, таких как: районные

конкурсы

«Солдатский

конверт»

и

«Восходящая

звезда»,

«Юный

виртуоз», «Второй открытый хип-хоп фестиваль «Миксер – кубок юга»,

Межрегиональный конкурс патриотической песни «Солдатский конверт

», краевой конкурс солистов эстрадного направления, конкурс чтецов

«Души прекрасные порывы», конкурс программ (проектов) детских и

молодежных

общественных

организаций,

участие

и

проведение

мероприятий культурно-досуговой работы по формированию высокого

морально-психологического

состоятия

воинов

г.

Буденновска

и

Зеленокумска, Российский заочный конкурс «Восхождение к образу»

(

«Чудное

мгновение»,

«И

божество,

и

вдохновение»)

(г.

Обнинск);

краевой фестиваль авторской песни «О России с любовью», краевой

фестиваль бардовской песни «Дети наш сегодняшний день».

3

В

процессе

деятельности

клуба

у

учащихся

формируется

представление о культуре достоинства и о способах ее формирования.

В конечном итоге работа в этом направлении является работой по

созданию

такой

системы

взаимоотношений,

в

которой

достойное

поведение

становится

общественно-престижным,

поддерживаемым

педагогами и сверстниками. Все это возможно, только если в коллективе

существуют гласные гуманистические правила, которые приняты всеми

или

большинством

участников,

и

соблюдение

которых

является

почетным и обязательным для всех.

Основной

целью

деятельности

клуба

«Авангард»

является

формирование творческой, активной, гармонично- развитой личности,

способной к самоопределению и саморазвитию. При этом решаются

следующие воспитательные задачи:

-

Ориентирование подростка на общечеловеческие ценности;

-

Формирование эстетического вкуса подростка;

-

Воспитание гуманитарного отношения к человеку и обществу,

идеалу жизни, идеалу человека;

-

Выявление

и

развитие

задатков

и

творческих

качеств

личностей;

-

Осознание подростком своей роли в социуме;

-

Приобщение к здоровому образу жизни.

Реализация этих задач предполагает сочетание индивидуальных и

массовых форм работы.

Индивидуальные формы представляют собой непосредственную

работу

с

каждым

участником

коллектива,

изучение

его

характера,

интересов,

способностей,

степени

заинтересованности

деятельности

клуба.

Массовые

формы

работы

также

широко

используются

в

деятельности клуба, так как позволяют отразить деятельность клуба,

подвести

промежуточные

итоги

работы.

Они

представляют

собой

концерты,

вечера,

участие

в

конкурсах,

анкетирование,

беседы,

прослушивание музыкальных записей, концертная деятельность, встречи

4

с интересными людьми, вечера отдыха, музыкальные и танцевальные

вечера, разучивание танцев, дискомарафон.

Кроме того члены клуба реализуют свой творческий потенциал

через литературное творчество.

Наш

клуб

это

прежде

всего

клуб

общения,

клуб

друзей

и

единомышленников,

в

котором

каждый

имеет

право

на

собственное

мнение, но при этом уважает мнение другого.

Исходя из этого, считаю очень важным культуру взаимоотношений

(поведенческих основ).

Основные

понятия,

которые

я

стараюсь

привить

детям

это

культура человека, как сочетание красивого и доброго в нем; благо для

всех, благо для близких и благо для себя, как мера великодушия и

благородства людей.

При этом следует отметить, что с течением времени происходит

рост

значимости

для

детей

таких

общечеловеческих

ценностей,

как

семья, дружба, любовь. В то же время проведенные опросы показывают

актуальность

такого

направления

воспитательной

работы,

как

патриотическая. Воспитание любви к Родине, гордости за свое отечество

одна

из

важнейших

задач,

стоящих

передо

мной

как

перед

руководителем клуба. Я решаю ее, используя подбор соответствующего

репертуара.

Исходя из задачи выявления и развития задатков и творческих

качеств

личности,

очень

важным

для

себя

считаю

в

общении

с

подростками основываться на принципе «аванса доверия». Независимо

от успехов в общеобразовательной школе, каждый пришедший в клуб

подросток безусловно признается личностью с творческим потенциалом.

Свою

задачу

как

руководителя

клуба

я

вижу

в

том,

чтобы

помочь

реализовать

этот

творческий

потенциал,

максимально

развить

его

задатки, данные ему природой.

5

В моей практике нередки случаи, когда ребята, занимающиеся в

школе

весьма

посредственно,

пользуются

большим

уважением

и

авторитетом

в

нашем

клубе,

благодаря

компетентности

в

вопросах

музыки. Подобное признание со стороны сверстников и взрослых в лице

педагогов ЦДТ, способствует формированию адекватной самооценки у

ребенка, что в свою очередь ведет к адаптации в социуме

В наше время повального увлечения подростками табакокурением,

алкоголем

и

наркоманией,

особую

актуальность

приобретает

задача

приобщения детей к здоровому образу жизни, поэтому я считаю очень

перспективным спортивное направление деятельности клуба. В старшем

подростковом

возрасте

многие

мальчики

начинают

заниматься

саморазвитием у себя волевых качеств личности через занятия спортом.

Общая

логика

развития

всех

волевых

качеств

может

быть

выражена

так:

от

умения

управлять

собой,

концентрировать

усилия,

выдерживать

большие

нагрузки

к

способности

управлять

своей

деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

В клубе существует Устав, права и обязанности участников клуба,

Уложение

об

ответственности,

способствующее

сохранению

правопорядка

в

клубе.

Мы

имеем

свою

эмблему,

флаг,

гимн,

знаки

государственной власти.

Клуб

«Авангард»

осуществляет

свою

деятельность

по

трем

направлениям:

- музыкально-эстетическое;

- нравственно-этическое;

- спортивно-оздоровительное.

Задачи по направлениям:

1. Музыкально-эстетическое:

-

Приобретение

умений

и

навыков

игры

на

музыкальных

инструментах, вокального пения, музыкальной грамоты, хореографии.

-

Приобретение

и

совершенствование

исполнительского

мастерства.

- Раскрытие творческого потенциала детей и подростков.

6

- Развитие творческих способностей детей и подростков.

Воспитание эстетического вкуса.

2. Нравственно-этическое:

- Изучение нормативной - правовой базы.

- Пропаганда общечеловеческих ценностей и принципов

культуросообразности, природосообразности, толерантности.

- Развитие самоуправления в клубе.

- Воспитание межэтнической культуры общения.

- Формирование здорового образа жизни.

- Самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование.

3. Спортивно-оздоровительное:

- Физическое совершенствование.

- Формирование волевых качеств.

- Закаливание организма.

- Воспитание гигиенической культуры.

- Профилактика асоциального поведения.

Организационная

структура

клуба

представляется

следующим

образом:

в

клубе

«Авангард»

существует

семь

разноплановых

объединений.

1. Бардовская (авторская) песня.

2. Вокальная песня.

3. Джаз-группа.

4. Ударные инструменты.

5.

ВИА.

6.

Объединение современного танца (Брейк-Данс).

7.

Группа поддержки общественного порядка.

Посещая объединение бардовской песни «Серебряные струны»

воспитанник изучает нотное обозначение аккордов, творчество известных

авторов.

Учится настраивать инструмент, находить на инструменте буквенно-

цифровые обозначения аккордов, самостоятельно подбирать по слуху

аккомпанемент знакомых песен и мелодий, сопровождать песенный

материал разнообразными приемами игры, транспонировать мелодию в

разные тональности, исполнять песенный репертуар на среднем уровне.

В объединение вокального пения «Созвездие» воспитанники обучаются

основам вокального искусства, они умеют петь одноголосные мелодии,

7

петь с элементами двухголосья и понимать целостность стихов в песнях,

уметь находить в них свой собственный смысл.

Систематически проводится проверка способностей, выявление желания,

пробные занятия вокалом, разучивание простейших мелодий. Подбор

репертуара. Руководство творческими поисками детей. Работа над

сценическим движением, развитием воображения, фантазии.

Участие в досуговых и развлекательных программах, конкурсах,

фестивалях и т.д.

В джаз-группе «Дюкс-файв» реализуется работа с коллективами

эстрадного инструментального ансамбля в джазовом направлении.

Составы коллективов имеют начальную музыкальную подготовку – это

обучающиеся музыкально-эстетического отделения ЦДТ со 2 по 6

класс.

Воспитанники изучают теорию музыки и сольфеджио в объеме

музыкальной школы, умеют владеть инструментом на уровне

абитуриента училища искусств, учатся понимать целостность

произведений, находить в них свой смысл, чувствовать радость

построения мира, удивляться его красоте и гармонии

Обучаясь в объединении «Ритм» (ударные инструменты) воспитанники

умеют читать ноты, ритм по длительности, начинать и заканчивать игру,

читать ритм, исполнять произведения соло.

Разучивают ритмы в следующих стилях: Диско, Твист, Блюз, Рок-н-ролл,

Рок и др.

Участвуя в вокально-инструментальном ансамбле дети знают

буквенные

обозначения тональностей

,

знаки альтерации, репризы, аккорды, вольты

,

основы гармонии

,

жанры музыки; умеют

читать аккорды по буквам,

ритм по длительности,

играть в ансамбле, начинать и заканчивать игру,

петь одноголосные мелодии, транспонировать мелодию в разные

тональности, исполнять репертуар на высоком уровне, самостоятельно

подбирать по слуху, уметь настраивать инструмент.

8

В объединении современного танца – «Брейк данс» воспитанники учатся

правильно двигаться в такт музыки, исполнять движение в характере

музыки – четко, сильно, медленно, плавно, синхронно и исполнять

элементы базовых движений. Танцы, входящие в программу Брейк Данс из

года в год могут меняться по мере того, как меняется стиль мода.

В объединении «Олимп» воспитанники изучают основные статьи

«Уголовного кодекса» об административных правонарушениях; устав

клуба «Авангард», тренировочные комплексы для общего физического

развития, генетику своего тела и учатся элементарным приемам

самообороны и упражнениям начального этапа в овладении базовой

техникой физического развития.

Одной из форм социализации подростковой молодежи является клубный

час. Направлением его работы является развитие общей культуры,

формирование и развитие социальных знаний, умений и навыков детей и

подростков. Наш клуб сотрудничает со специалистами и с детской

комнатой милиции, психологом, священником, режиссером-

постановщиком и т.д. Популярными темами для обсуждения являются:

«Мы против наркотиков», «Административные правонарушения»,

«Контакт с аудиторией», «Игровые практики по общению», «Жизнь после

смерти», «Потусторонний мир», «Библия – источник вдохновения

художников, поэтов и музыкантов», психологический практикум

«Акцентуация личности», «Что такое одиночество». Собрание совета клуба

является координатором деятельности всех объединений клуба на основе

самоуправления.

Чтобы уверенно, комфортно, эффективно человек мог обустроить свою

жизнь, жизнь своей семьи, ставить перед собой цели и уметь достигать их,

системы образования разных государств знакомит детей с принципами

государственного устройства, законами по которым придется жить

молодым гражданам.

9

Клуб «Авангард» дает возможность детям не в теории, а на практике

прийти к осознанию гражданства в правовом демократичном государстве.

Принятая за основу модель государственного устройства в популярной

ненавязчивой, доступной форме эффективно помогает становлению

дееспособного, правоспособного, законопослушного гражданина своей

страны России 21 века.

Система самоуправления – это сложная система взаимоотношений, в

результате которых развивается способность коллектива самостоятельно

ставить цели и реализовывать их, не лишая отношения в коллективе

социально-культурных норм. Самоуправление – это непременный признак

развитого детского коллектива. В нашем клубе самоуправление является не

целью, а средством воспитания. Это высшая форма руководства детским

коллективом.

Целями самоуправления клуба являются:

Приобщение к общечеловеческим ценностям и усвоение ими

социальных норм через участие в общественной жизни клуба;

Создание условий для самовыражения, самоутверждения и

реализации каждой личности через представление широкого выбора

направлений и видов деятельности;

Развитие творчества, инициативы, формирования активной

преобразующей гражданской позиции;

Создание условий для развития отношений заботы друг о

друге, взаимоуважения детей и взрослых;

Основным документом регулирующим функционирование

самоуправления в клубе является:

Устав клуба

Уложения об ответственности, о нарушениях и др.

В клубе «Авангард» существует уже не 1-ый год своя сложившаяся

сфера взаимодействия.

1. Учащиеся дополнительного образования

а) Центр детского творчества

б) Центр детского - юношеского туризма и экскурсий

в) Детская юношеско - спортивная школа

2. Учреждения образования

3. Районный отдел образования

10

4. Районный Дом культуры

5. РОВД Арзгирского района

6. Редакция районной газеты «Заря»

7. Районная администрация

8. Администрации сел района

9. Кабинет медико-социальной помощи ЦРБ

10. Российская оборонная спортивно-техническая организация

11. Райвоенкомат

12. Районный совет ветеранов ВОВ

13. Клуб «Бард» при районной центральной библиотеке

14. Библиотека.

Первоначально участниками клуба могут быть дети, подростки и

молодежь в возрасте от 13 до 18 лет, признающие Устав клуба.

Члены клуба, достигшие возраста старше 18 лет, могут оставаться

в его составе в качестве почетных членов.

Создание

в

клубе

«Авангард»

условий

для

самореализации

и

самоутверждения

дает

свои

результаты.

Количество

воспитанников

ежегодно растет.

11



В раздел образования