Автор: Ханхатова Анна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей № 27
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: Статья
Тема: Профориентация старшеклассников на педагогические специальности. Привлечение в школу молодых специалистов
Раздел: среднее образование
«Профориентация старшеклассников на педагогические специальности. Привлечение в школу молодых
специалистов»
Учитель! Перед именем твоим…
Н.А. Некрасов
Проблема привлечения молодых специалистов в школу сегодня как никогда стоит остро. Наблюдается старение педагогических кадров -
средний возраст учителей на сегодняшний день-45-50 лет. Напрашивается вопрос: кто же будет учить подрастающее поколение лет через 10-20?
Сейчас из выпускников, которые заканчивают педагогические училища и институты, в школу приходит менее 10 %, а те, кто приходит обладают
недостаточными навыками и знаниями по предмету. Упал уровень преподавания предметов, выпускники плохо знают методику, а всё потому что
ушли на пенсию хорошие преподаватели, которые буквально «горели» своим делом. Но есть всё-таки юноши и девушки действительно желающие
работать в школе в силу своих склонностей и желания, но и у них опускаются руки, когда они получают свою первую зарплату. Я считаю, что в
обществе должно измениться отношению к учителю, а это отношение формируется выше. Наше государство пренебрежительно относится к
проблемам учителей. Это, прежде всего повышение заработной платы учителей, о котором вспоминают чиновники перед очередными выборами.
В нашем лицее работают молодые учителя, у них хороший потенциал, но при выгодном варианте, в школе они не останутся, потому что
невозможно молодому специалисту, даже и без семьи, прожить на мизерную зарплату. Учительская работа интересная, но трудная. Это знают все.
Поэтому должна быть правительственная программа, направленная на поднятие престижа профессии и профориентацию школьников. Тем более,
что в условиях жёсткого рынка не все работники будут иметь постоянную и высокооплачиваемую работу. У каждой профессии своя функция. За
профессией учителя закрепилась прежде всего воспитательная функция. Учитель- это воспитатель, наставник. В этом его гражданское,
человеческое предназначение. В силу ряда причин современная молодёжь оказалась недостаточно подготовленной к требованиям политической
социально-экономической ситуации, поэтому считает, что быть учителем не модно и не престижно. Профориентационная работа должна
включать предварительную профессиональную диагностику обучающихся, и она должно начинаться не к тому периоду, когда старшеклассники
должны вот-вот покинуть учебное заведение, а намного раньше. Уже в начальной школе необходимо проводить различные диагностики, опросы,
чтобы найти детей, которые имеют склонность заниматься этой профессией. Я вспоминаю себя- с самого детства мечтала работать в школе
учителем начальных классов. Ни о какой другой профессии и не мечтала. После школы сразу поступила в педагогический институт. В нашей
группе училось около 30 человек, а в школе сейчас работают только 10! И это остались девочки действительно любящие свою профессию. Детей,
которые мечтают работать в школе надо «вести» с самого начала. Формы работы разнообразны-это могут быть беседы о профессии учителя,
презентации педагогических специальностей, экскурсии в университет, дни открытых дверей, встречи с представителями педагогических
специальностей, приглашение учащихся на мероприятия, проводимые в стенах ВУЗа, игры по профориентации, беседы с родителями будущих
выпускников и т.д. Педагогические университеты должны организовывать стажировочные площадки среди лучших школ города. А в этих школах
у студентов должно быть больше практики, чтобы придя в школу они чувствовали себя увереннее. В школах должна быть отработанная система
по работе с практикантами, должны быть специальные наставники, которые получают достойную стимулирующую к зарплате за «ведение» таких
студентов, потому что наставничество требует огромного времени, а у учителя его и так не хватает. Молодые специалисты заранее должны знать в
какую школу они придут работать, чтобы изучить с каким контингентом им придётся работать, какие учебно-воспитательные программы
реализует учебное заведение, какой класс у него будет. Ещё лучше будет, если выпускник ВУЗа вернётся работать в школу, которую он закончил.
Первые три года молодой специалист должен получать такой же оклад, как у опытных педагогов, но и требовать с него должны также.
Необходимо проводить конкурсы среди молодых учителей, где главным критерием будет умение креативно мыслить и желание работать.
Конечно, нельзя предусмотреть всё, нельзя вгонять выпускника в жёсткие рамки требований, но нужно научить его делать самостоятельный и
правильный выбор в жизни. Итак, профориентация должна включать в себя: диагностику, отбор, просвещение, консультацию, профессиональное
воспитание и пропаганду профессии учителя. Хочется надеяться, что в ближайшем будущем картина изменится: профессия учителя обретёт свою
былую славу и уважение и станет для будущего педагога частью жизни, в которой каждый миг прожит не впустую.
N
ФИ
О
Клас
с
Вар.
Выполнение заданий
Пер
в.
бал
л
О
т
м
.
*О
тм.
по
жу
рн
алу
№
1К1 1К2
2
3(1)
3(2)
4
5
6
7
8
9
10
11
12(1
)
12(2
)
13(1) 13(2
)
14
15(1
)
15(2)
М
а
к
с
4
3
3
1
3
2
1
2
3
2
1
1
2
1
2
1
2
1
2
1
4 Б
1
4041
4 Б
12
0
3
3
1
3
0
1
0
1
1
1
1
0
1
2
0
2
1
2
0
23
3
4
2
4042
4 Б
12
2
3
3
1
1
0
0
0
0
2
0
0
0
1
1
1
1
1
1
0
18
3
4
3
4043
4 Б
6
3
3
1
1
3
2
1
0
3
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
31
4
4
4
4044
4 Б
6
0
3
3
0
0
2
1
1
2
2
0
1
2
1
2
1
2
1
2
1
27
4
4
5
4045
4 Б
12
4
3
3
1
3
1
1
1
2
1
0
1
0
1
2
1
2
1
0
0
28
4
5
6
4046
4 Б
6
2
3
3
1
0
2
0
1
1
2
1
1
2
0
1
1
1
0
0
0
22
3
3
7
4047
4 Б
12
2
1
3
0
1
2
1
0
1
1
0
0
0
0
2
1
1
1
0
0
17
3
3
8
4049
4 Б
12
0
2
3
1
3
2
1
0
0
1
0
0
1
1
1
1
2
1
0
0
20
3
3
9
4050
4 Б
6
3
3
3
1
3
1
0
2
3
0
1
1
0
1
1
1
2
1
1
1
29
4
4
10
4051
4 Б
12
2
3
3
1
2
1
1
0
3
1
0
0
1
1
2
1
2
1
0
0
25
4
4
11
4052
4 Б
6
0
2
2
0
0
2
0
1
3
2
0
1
2
1
2
1
2
1
1
0
23
3
4
12
4053
4 Б
12
4
3
3
1
3
1
1
1
2
1
1
1
0
1
2
1
2
1
2
0
31
4
5
13
4054
4 Б
6
0
3
0
1
2
1
0
0
1
1
1
0
2
1
1
1
1
1
0
0
17
3
3
14
4055
4 Б
12
0
3
3
1
0
0
1
1
2
2
0
0
0
0
1
1
2
1
0
0
18
3
3
15
4056
4 Б
6
1
3
2
0
3
2
1
1
2
2
0
1
2
1
1
1
2
1
2
0
28
4
4
16
4057
4 Б
6
2
3
3
1
3
2
0
1
2
0
1
1
2
1
1
1
2
1
1
0
28
4
4
17
4058
4 Б
12
2
3
3
1
3
2
1
0
2
1
0
0
2
1
1
1
2
1
0
1
27
4
4
18
4059
4 Б
6
3
3
0
1
2
2
0
1
2
2
0
1
2
1
1
1
1
1
0
0
24
4
4
19
4060
4 Б
12
0
3
3
0
0
1
1
0
0
1
1
0
0
1
2
1
2
1
0
0
17
3
4
20
4061
4 Б
6
3
3
3
1
3
2
1
0
0
2
1
1
1
1
2
1
1
1
2
0
29
4
4
21
4062
4 Б
6
4
3
3
1
2
2
1
0
3
2
1
0
0
1
2
1
2
1
1
1
31
4
5
22
4063
4 Б
6
1
3
0
1
2
2
1
1
3
1
0
0
2
1
1
1
2
1
0
1
24
4
3
23
4065
4 Б
6
0
3
3
1
3
1
0
0
1
2
1
0
2
1
2
1
1
1
0
0
23
3
3
24
4066
4 Б
12
2
3
0
1
3
1
1
0
0
2
0
0
0
1
1
1
1
0
0
0
17
3
3
25
4067
4 Б
12
2
3
3
1
3
2
1
0
0
1
1
0
0
1
2
1
2
1
0
0
24
4
4
26
4068
4 Б
6
3
3
3
1
3
2
1
0
3
2
0
1
2
1
1
1
1
1
1
0
30
4
4
27
4069
4 Б
12
4
3
3
1
3
2
1
0
2
2
1
0
0
1
2
1
2
1
0
0
29
4
5
28
4070
4 Б
6
3
2
3
1
2
2
1
1
0
2
1
1
0
1
2
1
2
1
0
0
26
4
4
N ФИО
Класс
Вар.
Выполнение заданий
Перв.
балл
№
1К1
1К2
2
3(1)
3(2)
4
5
6
7
8
9
10
11
12(1) 12(2) 13(1) 13(2)
14
15(1) 15(2)
М
а
к
с
4
3
3
1
3
2
1
2
3
2
1
1
2
1
2
1
2
1
2
1
29
4071
4 Б
12
0
3
3
1
3
0
1
0
0
1
0
1
1
0
2
1
1
1
1
1
30
4072
4 Б
6
0
3
0
1
2
1
0
2
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
0
0
31
4073
4 Б
12
2
3
0
1
2
1
1
0
0
2
1
0
2
1
2
1
2
1
0
0