Авторы: Краснощекова Елена Николаевна, Малахеева Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГКУ"СРЦН города Березовского"
Населённый пункт: город Березовский Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Трудовое воспитание детей, оставшихся без попечения родителей в детских домах, как условие их успешной социализации."
Раздел: дополнительное образование
Трудовое воспитание детей, оставшихся без попечения родителей в
детских домах, как условие их успешной социализации.
Сложившаяся
социально-экономическая
и
политическая
ситуация
в
России
приводит
к
росту
числа
детей-сирот
и
детей,
остающихся
без
попечения
родителей.
В
современных
условиях
распространенными
явлениями стали асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с
детьми.
За
последние
годы
катастрофически
выросло
количество
«социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.
Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы
- причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей.
Увеличение
числа
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот, домов
ребенка,
детских
домов,
школ-интернатов,
приютов,
реабилитационных
центров. По статистике Счетной Палаты в нашей стране было в 2010 году –
665987 детей, в 2011году – 654135 детей, в 2012году - 643757 детей, в 2013
году – 630743 человека, на 01.01. 2014 года было - 621 770 детей, оставшихся
без попечения родителей из них детей-сирот - 12 649.
В
Декларации
прав
ребенка
говорится:
«Ребенок
имеет
право
на
получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным,
по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование,
которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря
которому
он
мог
бы,
на
основе
равенства
возможностей,
развить
свои
способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной
ответственности и стать полезным членом общества»
.
Несмотря на то, что дети-сироты живут и воспитываются в детском
доме, уже в 15-17 лет они будут жить и работать самостоятельно, сами себя
обслуживать, поэтому состояние воспитанников, стоящих на пороге выхода
из
детского
дома,
чаще
всего
характеризуется
как
растерянность
перед
самостоятельной
жизнью.
Несмотря
на
наличие
формального
множества
открывающихся
перед
ними
перспектив,
они
испытывают
значительные
трудности в выборе дальнейших жизненных путей.
Условиями
конкуренто спо собно сти
детей-сирот
я вл я е т с я
востребованная
профессия,
социально-трудовая
компетентно сть,
адаптивность. Очевидно, что успешность детей-сирот в будущей трудовой
деятельности определяется в значительной степени качеством организации
их трудового обучения, в детском доме.
Исследованием процесса социализации детей-сирот занимаются как
зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи. Процесс становления
ребенка
полноправным
участником
современных
ему
общественных
отношений
всегда
находил
свое
отражение
в
педагогике,
а
также
исследованиях
по
социальной
психологии,
социологии
воспитания
и
социальной педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в
разное время в работах Л.В. Мардахаева, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г.
Асмолова, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.И. Леонтьева, А.В.
Мудрика и др. специалистов.
К сожалению, не все воспитанники детских домов могут успешно
социализироваться,
жить
и
работать,
приносить
пользу
обществу.
Очень
часто сироты не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а
противопоставляют себя им. По данным прокуратуры 30% детдомовских
мальчишек идут в криминал. А 15% девчонок на панель или сомнительные
увеселительные заведения, 10% садятся в тюрьмы. У каждого третьего из
попадающих в поле зрения правоохранительных органов нет крыши над
головой.
Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов
поведения,
психологических
установок,
социальных
норм
и
ценностей,
знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе
.
Автором термина «социализация» применительно к человеку, является
американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория
социализации»
употребил
его
в
значении,
близком
к
современному,
-
«развитие
социальной
природы
или
характера
индивида,
подготовка
человеческого материала к социальной жизни».
По мнению, французского философа, основоположника социологии О.
Конта,
социализация
представляет
собой
процесс
становления
личности,
постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально
значимых
характеристик
сознания
и
поведения,
которые
регулируют
её
взаимоотношения с обществом.
Социология
личности
оперирует
категориями,
которые
нередко
рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание,
социализация. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного
познания, закрепления и творческого и трудового освоения человеком правил
и норм поведения, диктуемых ему обществом.
Особенностью социализации воспитанников детских домов является
замещение
одного
из
основных
институтов
социализации
–
семьи
учреждением.
Это
приводит
к
деформации
процесса
социализации,
последствия которой становятся очевидными у выпускников детского дома.
Многие воспитанники поступают в детский дом в возрасте 14-15 лет,
что
очень
затрудняет
их
социализацию,
в
силу
их
не
желания
учиться,
ухаживать за собой, трудиться в стенах детского дома.
Значительная
часть
воспитанников
детских
домов
подвержена
возникновению негативных психических состояний, которые приводят к:
- негативному влиянию на их социализацию
- неадекватной самооценке
- несамостоятельности в суждениях и поведении
- низкой коммуникабельности
- преобладанию краткосрочных целей
- иждивенческой позиции
Социализация
представляет
собой
процесс
становления
личности,
постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально
значимых
характеристик
сознания
и
поведения,
которые
регулируют
ее
взаимоотношения с обществом.
Основной
целью
социализации
является
подготовка
воспитанника
детского дома к выполнению социальных ролей для общения, сохранения
общества. Привитие ценностей и качеств, таких как трудолюбие, уважение к
своему
труду
и
труду
других
людей
–
главный
фактор
формирования
личности.
Интеграция ребенка в общество – длительный и сложный процесс. Он
включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также процесс
освоения ролей.
В Конвенции ООН о правах ребенка указывается, что подготовка к
самостоятельной
жизни
детей,
утративших
родительскую
опеку,
требует
особенного внимания со стороны общества и государства: «Ребенок, который
временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в
его
собственных
наилучших
интересах
не
может
оставаться
в
таком
окружении,
имеет
право
на
особую
защиту
и
помощь,
предоставляемые
государством».
Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием
в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения
их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно
отсутствующими и т.д.
Современный
этап
развития
нашего
общества,
происходящие
изменения
в
мировом
сообществе
требуют
расширения
и
углубления
исследований процесса социализации подрастающего поколения, в том числе
особой категории детей – детей-сирот, так как его изучение и осмысление
необходимо для дальнейшей организации процессом передачи социального
опыта,
в
детском
доме.
По
мнению,
И.С.
Кона,
«объем
понятия
«социализация»
несколько
шире,
чем
«воспитание».
Воспитание
подразумевает, прежде всего, систему целенаправленных воздействий, тогда
как
социализация
включает
также
ненамеренные,
спонтанные
влияния,
посредством
которых
индивид
приобщается
к
культуре
и
становится
полноправным членом общества».
Проблемы
социализации
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
отличаются
особой
сложностью
потому,
что
результатом пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие
в социально-психологическом статусе воспитанников таких характеристик
как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, рентные установки,
рецептивный
тип
характера,
повышенный
уровень
отклоняющегося
поведения.
Подростковый возраст, трудный, критический, для любого человека,
таит
особые
опасности
для
воспитанников
детских
домов.
Важнейшее
психологическое новообразование подросткового возраста – обращенность в
будущее. Профессиональная ориентация воспитанников детского дома, ещё
один
важный
аспект
социализации
–
профессиональная
ориентация
подростка-сироты
или
оставшегося
без
попечения
родителей
и
подготовленность
его
к
выбору
профессии
и
труду.
Большинство
выпускников
детских
домов
сталкиваются
с
трудностями
при
трудоустройстве.
Основными
причинами
отсутствия
работы
являются:
низкая
мотивация
к
труду,
нет
чувства
необходимости
в
трудовой
деятельности,
соблюдении
трудового
режима,
ответственности
за
выполненную работу.
Живя в сельской местности, а 70% детей жители сельской местности,
не смогут вырастить урожай и прокормить себя и семью. У таких детей не
будет физической подготовки и выносливости, чтобы простоять 8 часов у
станка или проработать в цеху.
Современная жизнь предъявляет к выпускникам детских домов особые
требования. Она определяет необходимость быть конкурентно способными
на рынке труда. Великий французский писатель В. Гюго писал: «Будущее
принадлежит
двум
типам
людей:
человеку
мысли
и
человеку
труда.
В
сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить - значит трудиться».
В
детских
домах,
помимо
условий
для
проживания
и
получения
основного
образования,
созданы
условия
получения
дополнительного
образования через систему кружков и секций разных направлений.
Среди
них
физическая
культура,
музыкальное
направление,
эстетическое направление и практико-трудовое направление.
Художественно-эстетические. Р а з в и в а ю т
п р о с т р а н с т в е н н о е
восприятие и творческие способности ребенка
Музыкальные. Выявляют
музыкальные
способности,
прививают
интерес и любовь к музыке
Спортивные. Укрепляют и оздоравливают организм с ранних лет
Если первые – развивают детей, дают им моральное и физическое
удовлетворение, то кружки трудовой направленности помогают приобретать
воспитанникам
практические
умения,
знания,
навыки,
приучают
детей
ценить свой труд, приобрести физическую выносливость.
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на
всестороннее
удовлетворение
образовательной
потребности
человека
в
интеллектуальном,
духовно-нравственном,
физическом
и
(или)
профессиональном
совершенствовании
и
не
сопровождается
повышением
ровня образования.
На современном этапе содержание дополнительных образовательных
программ
ориентировано
на:
создание
необходимых
условий
для
личностного
развития
учащихся,
обеспечение
духовно-нравственного,
гражданского,
патриотического,
трудового
воспитания
учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся.
Дополнительное
образование
в
кружках
в
отличие
от
школьной
программы
удовлетворяет
дополнительные
познавательные
потребности
детей и подростков, предоставляет личностную свободу, дает возможность
заниматься
любимым
делом
и
закладывает
фундамент
для
дальнейших
достижений выбранной сфере.
Большую роль в социализации играет трудовое воспитание.
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и
воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений
и
способностей,
психологической
готовности
к
труду,
формирование
ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор
профессии.
По мнению
министра,
для
того
чтобы
прекратить
воспитывать
«потребителей», нужно вернуть «и сельские бригады, которые у нас были
в сельских
школах»,
«работу
на приусадебных
участках,
которая
была
всегда», а также «уборку школьных помещений, которая никак не граничит
с у г р о з о й
ж и з н и
и здоровью
школьника»
«Мы должны
вернуть
ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11
лет», — сказала
министр
образования
Ольга Васильева,
выступив
в поддержку детского труда в школе.
У воспитанников нужно сформировать потребность в необходимости
труда
на
общую
пользу.
Формирование
такой
потребности
предполагает
длительное
целенаправленное
включение
учащихся
в
различные
виды
трудовой
деятельности,
создание
воспитывающих
ситуаций,
в
которых
воспитанники
могут
испытывать
моральную
удовлетворенность
от
бесплатного, бескорыстного действия.
Труд определяется как основной источник материального и духовного
богатства
общества,
и
это
предполагает
сформированную
у
каждого
участника
общественного
труда
готовность
к
реализации
своих
знаний,
умений
и
способностей
ради
общего
блага.
Труд
рассматривается
как
главный критерий социального престижа человека, способ самореализации
личности.
Труд
должен
восприниматься
человеком
как
священная
обязанность, и это связано как с воспитанием чувства общественного долга,
так и с формированием внутренней потребности в его выполнении.
Труд
приучает
школьника
к
самообладанию,
прилежанию,
обдуманному употреблению времени, самодисциплине, формирует у него
разнообразные навыки, умения. Человек, не обладающий трудолюбием, не
сможет
преодолеть
ни
одного
препятствия,
он
всегда
будет
терпеть
поражения в жизни, подводить других людей, срывать выполнение важных
заданий. Бездеятельность ведет к ржавчине души.
Помочь в этом может педагог дополнительного образования. Нередко
воспитанники, выйдя из стен детского дома, хорошо понимают значимость и
необходимость
труда,
но
пасуют
перед
первыми
трудностями,
которые
связаны с определенным напряжением рабочей позы, ритмом, в котором
необходимо действовать, сложностью производственных операций и т. д.
Закрепление
необходимых
трудовых
умений
и
навыков,
развитие
настойчивости, аккуратности, сноровки, смекалки и других нравственных и
волевых
свойств
личности
–
вот
главная
задача
дополнительного
образования в учреждениях интернатского типа.
В
задачи
трудового
воспитания
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей
входит:
социализация
(хозяйственно-бытовые
навыки,
личная
гигиена, самообслуживание, творческий труд, сельскохозяйственный труд),
профессиональная ориентация, своевременное ознакомление воспитанников
с различными видами трудовой деятельности.
Таким образом, мы можем сказать, что для воспитанников детского
дома 15-17 лет характерно: иждивенческая позиция, не умение и не желание
работать и ухаживать за собой, нет физической выносливости, страх перед
выбором будущей профессии, перед жизнью вне стенах детского дома.
Одной
из
важных
задач
детского
дома
является
социализация
его
воспитанников.
В
условиях
детского
дома
действует
система
дополнительного образования, представляющая кружки и секции по разным
направлениям.
Мы
считаем,
что
трудовое
воспитание
средствами
дополнительного образования является одним из основных и эффективных
средств социализации воспитанников детского дома. Трудовое воспитание -
это
развитие
умственных
способностей
человека,
именно
в
трудовой
деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивает и
совершенствует творческие задатки, навыки и умения.