Напоминание

«РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»


Автор: Воловик Лариса Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Стародубская ДШИ
Населённый пункт: г. Стародуб, Брянская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАРОДУБСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. А.И. РУБЦА»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

«РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО

ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Подготовила преподаватель

высшей квалификационной

категории Воловик Л.В.

г.Стародуб 2022

Разностороннее воспитание ребёнка должно начинаться с самого раннего

детства. Хореография, как никакое другое искусство, обладает значительным

потенциалом для эстетического, интеллектуального и физического развития

детей.

Как синкретическое искусство танец предполагает формирование чувства

ритма, умение воспринимать музыку разного уровня сложности, сочетать с ней

движения,

параллельно

развивать

мышечную

силу

туловища

и

ног,

пластичность рук, лёгкость и чёткость телодвижений. Выразительность,

различный характер мелодий, многообразие жанров воодушевляют детей,

пробуждают творческое воображение.

Я считаю, что обязательно следует развивать музыкально-ритмические и

танцевальные способности учеников, заложенные природой. Их успешное

развитие осуществимо лишь при условии последовательного и правильно

организованного руководства со стороны педагога.

Поэтому одна из задач, которую я ставлю перед собой на начальных

этапах

обучения

по

ДООПП

в

области

хореографического

искусства

«Хореографическое

творчество»

-

развитие

музыкально-ритмических

способностей учеников.

Занятия ритмикой в соответствии с программой провожу с первого класса

в режиме учебных занятий с целью изучения основ хореографического

искусства. Программа занятий предусматривает регулярное и последовательное

обучение.

Ритмика является важным звеном в ходе изучения хореографических

дисциплин. С ней должен познакомиться ребёнок, как с позиций обще-

эстетического развития, так и специального обучения.

Под словом ритмика (от греч. rhythmikos – равномерный, размеренный) в

педагогике понимается система физических упражнений, основанная на связи

движений и музыки.

Музыка с разных сторон воздействует на развитие ребёнка: побуждает к

нравственно-эстетическим переживаниям, стимулирует активное мышление.

Влияние

музыки

в

развитии

творческой

деятельности

детей

весьма

значительно. Но только лишь понимать и любить музыку недостаточно, нужно

еще и научить детей с чувством, ритмично двигаться, различать характер

предлагаемого музыкального материала.

К занятиям ритмикой следует приступать с раннего детства. Материал по

этой дисциплине доступен, интересен и понятен детям. Ритмика развивает их в

разных направлениях: физическом, художественно-эстетическом, музыкально-

ритмическом и т. д.

С особым удовольствием ребёнок выполняет движения и действия,

связанные с творческими заданиями, с воплощением различных музыкальных

идей.

Такие

упражнения

пробуждают

яркие

эмоциональные

всплески,

помогают улучшить двигательные реакции. Дети получают удовольствие и

радостное

настроение

от

самого

процесса

урока,

что

способствует

поддержанию интереса к освоению музыкальных знаний.

Уже на первых уроках добиваюсь того, чтобы

ученики усвоили

обязательные музыкально-двигательные навыки, приучились слушать музыку в

процессе движения, начинали или завершали упражнение вместе с музыкой.

Музыкальное сопровождение и движение являются основными средствами

ритмической подготовки.

На занятиях ритмикой с учащимися 1 класса в нашей школе искусств я

применяю как гимнастические, так и танцевальные упражнения. Сама природа

таких упражнений – воспроизведение в движении ритма прослушанной

мелодии – требует от ребёнка постоянной сконцентрированности.

Выработка у детей способностей определять музыкальные стили (марш,

песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), формирование

красивой осанки, навыков выразительного движения, развитие творческих

данных являются основными педагогическими задачами, которые я, как

педагог решаю на уроках. В зависимости от поставленных задач, подбирается

соответствующий музыкальный материал.

Занятие выстраиваю таким образом, чтобы энергичные движения

сменялись ходьбой или размеренными упражнениями, успокаивающими

дыхание. Излишняя двигательная активность может привести к чрезмерным

психо-эмоциональным и сердечно-сосудистым нагрузкам.

Ритмические занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом

помещении.

Материал должен быть понятен ученикам. Необходимо давать такие

композиционные комбинации, чтобы дети могли их сами проанализировать.

Работа по ритмике строится на таких движениях, как: ходьба, бег,

прыжки (подпрыгивания, поскоки), строевые упражнения с соблюдением

правильного положения корпуса при движении и торможении (построения,

перестроения и передвижения), на гимнастических упражнениях с предметами

и без них, развивающих различные группы мышц, танцевальных движениях.

Благодаря музыкальному сопровождению все эти движения приобретают

особую чёткость, ритмичность, пластичность, согласованность, улучшается

осанка. Динамика и темп музыки требуют в движениях соответственно

изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.

В ритмике обязательно применяю простые элементы народных плясок,

хороводов, бальных танцев, которые составляют базу современных детских

композиций. Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок

животных и птиц, передвижение различных видов транспорта, поведение,

свойственное какому-то определённому роду занятий.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

– музыкально-ритмические упражнения;

– танцы, пляски, хороводы;

– музыкальные игры.

Строя свою работу по музыкально-ритмическому обучению учитываю

следующее:

– темп движений (постоянство в темпе, переход с одного темпа на другой,

поэтапное ускорение или замедление);

– характер и динамику движений (отражение в движении характера

мелодии, динамических нюансов (форте, пиано, легато, стаккато);

– передачу ритмического рисунка (хлопки, шаги, бег, соблюдение пауз,

синкопированные движения и т. п.).

Проработка основных видов движения (ходьбы, бега, прыжков) позволяет

шире использовать их в играх и танцах. Дети наблюдательны и вполне могут

определить: весёлая музыка или грустная, быстрая или медленная; громкие

звуки и тихие; на каком инструменте играют мелодию (пианино, аккордеон и т.

д.).

Ведущую роль в развитии физических способностей детей на уроках

ритмики играет партерный экзерсис. Упражнения на полу позволяют с

наименьшими затратами энергии повысить гибкость суставов, улучшить

эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения

способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, помогают

сформировать выворотность ног, развить эластичность стоп.

Моим детям, как правило, нравятся занятия ритмикой. Данный предмет

вызывает интерес учеников своей эмоциональностью, возможностью выразить

собственное отношение к музыке в движении. Принимая во внимание

возрастные особенности детей и круг их интересов обязательно провожу

занятия в игровой форме, уделяя больше внимания играм и импровизации. В

музыкальных играх, примеряя на себя тот или иной образ, дети слышат в

музыке и воспроизводят в движении самые разные настроения. Порядок

упражнений строится от простого к сложному, учитывая музыкально-

ритмические навыки и навыки выразительного движения. Обязательное

условие – многократное повторение заданий.

Считаю, что музыкально-ритмическое обучение детей должно быть не

только исполнительским, но и творческим, поэтому воспитываю творческую

активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности:

передаче характерных образов в играх и танцах, применении изученных

танцевальных

движений

в

новоизобретённых,

найденных

ребёнком

самостоятельно комбинациях. Дети должны уметь импровизировать в играх,

составлять несложные танцевальные композиции. На своих уроках учу детей

управлять своим телом, согласовывать движения с содержанием музыкального

произведения,

чтобы

занятия

хореографией

могли

выполнять

свои

педагогические задачи.

Музыкальные произведения для занятий ритмикой подбираю с учетом

доступности для восприятия и соответствия возрасту детей, их физическому

развитию.

К примеру, в возрасте 5 лет дети начинают двигаться под музыку более

уверенно, однако их движения недостаточно согласованны. У них еще нет

умения при передаче общего характера упражнения одновременно с музыкой

начинать и заканчивать движения (шаг или бег, например). Здесь нужно

обращать внимание детей на то, что под одну музыкальную мелодию можно

танцевать, а под другую – ходить, давая возможность им самим это

распознавать.

Танцевальные

движения

со

временем

становятся

более

сложными: надо научиться одновременно хлопать руками и притопывать

ногами, раскачиваться с ноги на ногу, делать неглубокое приседание.

Большая часть музыкально-двигательных занятий носит развлекательный

характер и имеет определённый образ, помогающий детям чувствовать музыку

и чётче исполнять движения. В процессе игры или отработки упражнений,

демонстрирующих

воображаемые

поступки,

дети

инициируют

свои

наблюдательность, творческую фантазию, зрительную память. Для создания

образа на уроках использую различные атрибуты. К примеру, наличие в руках

детей ленты говорит о лёгкости, изяществе, а флажков – о приподнятости,

оживлённости.

Психологами

и

педагогами

давно

отмечено

заметное

влияние

музыкально-ритмического обучения на формирование у детей хороших

способностей

к

восприятию

информации

и

концентрации

внимания.

Танцевальная практика в целом оказывает положительное влияние на

физическое,

умственное,

речевое

развитие

ребёнка,

обеспечивает

его

эмоциональное благополучие, улучшает моторику и координацию. Дети,

регулярно занимающиеся хореографией, более коммуникабельны в обычной

жизни, более собраны и сосредоточены по сравнению с ровесниками.

Понимание музыки непосредственно связано с умственными процессами,

т. к. требует внимательности и находчивости. В музыкально-ритмической

деятельности во время тренировок даю задания, в которых детям предлагается

придумать, скомбинировать движения танца под музыку.

Эстетическое воспитание ориентировано на формирование у учеников

способностей понимать и чувствовать прекрасное, творчески (изобретательно,

по-новому) действовать, знакомясь, таким образом, с разными видами

деятельности.

У большинства детей, занимающихся хореографией, вырабатывается

целый комплекс эстетического, познавательного и коллективистического

порядка, который во многом определяет новые мотивы поведения ребёнка.

Таким образом, благодаря музыкально-ритмической работе я воспитаю в

каждом ребенке творческие, физические, моральные и интеллектуальные

качества.

Все

это

выполнимо

исключительно

при

должным

образом

организованном процессе, грамотном планировании и подборе разумного,

доступного для любого возраста и педагогически оправданного репертуара.



В раздел образования