Автор: Алла Алексеевна Хобачёва
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУ ЦСПР имени Г.И. РОССОЛИМО
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование и развитие мыслительных операций как подготовительный этап к обучению чтению особых детей."
Раздел: дополнительное образование
Формирование и развитие мыслительных операций как
подготовительный этап к обучению чтению особых детей.
Аннотация: Я работаю с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, тяжелыми множественными нарушениями развития и умственной
отсталостью.
В данной статье хочу рассказать о модели формирования и развития
мыслительных операций как о подготовительном этапе к обучению чтению,
которую использую в работе с детьми, в повседневной жизни и на занятиях в
учреждении для решения следующих задач:
- формирование и развитие мыслительных операций;
- формирование и развитие графомоторных навыков;
- формирование и развитие коммуникативных навыков.
Дети с особенностями в развитии – это полиморфная группа по своим
сенсорным, двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным
возможностям. С одной стороны особенностью этой категории является
вариативность нарушений, что затрудняет выделение каких-либо больших
групп детей, имеющих одинаковые сочетания нарушений, с другой стороны
наиболее
характерной
особенностью
самых
разных
групп
является
интеллектуальное снижение в разной степени. Для овладения навыками
коммуникации и социального взаимодействия необходимы специальные
условия воспитания и развития.
Одной из главных коррекционных задач развития особых детей
является
социализация
и
подготовка
к
самостоятельному
или
сопровождаемому проживанию. Для успешной социализации с самого
раннего возраста необходимо формировать и развивать мыслительные
операции,
что
позволит
параллельно
формировать
графомоторные
и
коммуникативные навыки на максимально доступном для них уровне.
Формирование
и
развитие
мыслительных
операций
может
являться
подготовительным этапом к обучению чтению.
Я применяю в своей работе на коррекционных занятиях как модель в
целом так и отдельные этапы, направленные на формирование и развитие
мыслительных операций у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Данная
модель
может
использоваться
для
особых
детей
с
расстройством аутистического спектра, для детей с синдромом Дауна, для
детей с разной степенью интеллектуальной недостаточностью и детей с
ментальными нарушениями.
Коррекционную работу можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап:
Работа над восприятием цвета.
Соотнесение и различение цветов. «Найди такой же», «Найди другой».
Работа над восприятием формы.
Соотнесение и различение формы. «Найди такой же», «Найди другой».
Работа над восприятием величин.
Соотнесение и различение величин. «Найди такой же», «Найди
другой».
2 этап:
Работа над целостным восприятием предметов и игрушек.
Соотнесение и различение предметов и игрушек. «Найди такой же»,
«Найди другой».
Работа
над
целостным
восприятием
предметных
картинок.
Соотнесение и различение предметных картинок. «Найди такую же»,
«Найди другую».
Работа над целостным восприятием целого и частей. Выделение и
нахождение части из целого/ соединение частей в целое.
3 этап:
Произнесение гласных звуков с опорой на зрительные символы.
Графическое изображение букв. Гласные.
Можно использовать
альбом
с
графическим
изображением
буквы
для
обводки/лепки/посыпать крупой, что будет являться упражнением
для запоминания и развития графомоторных навыков.
Произнесение слога и показ графического изображения слога.
Открытые слоги. Работа с дидактическим материалом (стаканчики
со слогами и картинки со словами). Работа со слогами и словами
(наложение слогов на слова, называние или показывание слов,
соотнесение слова с соответствующей картинкой, соотнесение
картинки с соответствующим словом, лото).
Составление слов из двух открытых слогов (сначала повторяющиеся
слоги мама, папа, баба), показывание или чтение слов.
По мере овладения данных этапов у особого ребёнка будут
формироваться и развиваться мыслительные операции, что позволит перейти
на новый этап овладения чтением.