Напоминание

"Формирование и развитие мыслительных операций как подготовительный этап к обучению чтению особых детей."


Автор: Алла Алексеевна Хобачёва
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБУ ЦСПР имени Г.И. РОССОЛИМО
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование и развитие мыслительных операций как подготовительный этап к обучению чтению особых детей."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формирование и развитие мыслительных операций как

подготовительный этап к обучению чтению особых детей.

Аннотация: Я работаю с детьми с ограниченными возможностями

здоровья, тяжелыми множественными нарушениями развития и умственной

отсталостью.

В данной статье хочу рассказать о модели формирования и развития

мыслительных операций как о подготовительном этапе к обучению чтению,

которую использую в работе с детьми, в повседневной жизни и на занятиях в

учреждении для решения следующих задач:

- формирование и развитие мыслительных операций;

- формирование и развитие графомоторных навыков;

- формирование и развитие коммуникативных навыков.

Дети с особенностями в развитии – это полиморфная группа по своим

сенсорным, двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным

возможностям. С одной стороны особенностью этой категории является

вариативность нарушений, что затрудняет выделение каких-либо больших

групп детей, имеющих одинаковые сочетания нарушений, с другой стороны

наиболее

характерной

особенностью

самых

разных

групп

является

интеллектуальное снижение в разной степени. Для овладения навыками

коммуникации и социального взаимодействия необходимы специальные

условия воспитания и развития.

Одной из главных коррекционных задач развития особых детей

является

социализация

и

подготовка

к

самостоятельному

или

сопровождаемому проживанию. Для успешной социализации с самого

раннего возраста необходимо формировать и развивать мыслительные

операции,

что

позволит

параллельно

формировать

графомоторные

и

коммуникативные навыки на максимально доступном для них уровне.

Формирование

и

развитие

мыслительных

операций

может

являться

подготовительным этапом к обучению чтению.

Я применяю в своей работе на коррекционных занятиях как модель в

целом так и отдельные этапы, направленные на формирование и развитие

мыслительных операций у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Данная

модель

может

использоваться

для

особых

детей

с

расстройством аутистического спектра, для детей с синдромом Дауна, для

детей с разной степенью интеллектуальной недостаточностью и детей с

ментальными нарушениями.

Коррекционную работу можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап:

Работа над восприятием цвета.

Соотнесение и различение цветов. «Найди такой же», «Найди другой».

Работа над восприятием формы.

Соотнесение и различение формы. «Найди такой же», «Найди другой».

Работа над восприятием величин.

Соотнесение и различение величин. «Найди такой же», «Найди

другой».

2 этап:

Работа над целостным восприятием предметов и игрушек.

Соотнесение и различение предметов и игрушек. «Найди такой же»,

«Найди другой».

Работа

над

целостным

восприятием

предметных

картинок.

Соотнесение и различение предметных картинок. «Найди такую же»,

«Найди другую».

Работа над целостным восприятием целого и частей. Выделение и

нахождение части из целого/ соединение частей в целое.

3 этап:

Произнесение гласных звуков с опорой на зрительные символы.

Графическое изображение букв. Гласные.

Можно использовать

альбом

с

графическим

изображением

буквы

для

обводки/лепки/посыпать крупой, что будет являться упражнением

для запоминания и развития графомоторных навыков.

Произнесение слога и показ графического изображения слога.

Открытые слоги. Работа с дидактическим материалом (стаканчики

со слогами и картинки со словами). Работа со слогами и словами

(наложение слогов на слова, называние или показывание слов,

соотнесение слова с соответствующей картинкой, соотнесение

картинки с соответствующим словом, лото).

Составление слов из двух открытых слогов (сначала повторяющиеся

слоги мама, папа, баба), показывание или чтение слов.

По мере овладения данных этапов у особого ребёнка будут

формироваться и развиваться мыслительные операции, что позволит перейти

на новый этап овладения чтением.



В раздел образования