Напоминание

КОЛЛЕКТИВНАЯ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА


Автор: Гашков Дмитрий Сергеевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ "Интеллект"
Населённый пункт: г.Кстово, Нижегородская обл.
Наименование материала: Робототехника
Тема: КОЛЛЕКТИВНАЯ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА
Раздел: дополнительное образование





Назад




КОЛЛЕКТИВНАЯ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА

Введение Инженерное творчество в образовательном процессе имеет очень важную роль,

благодаря ему учащиеся могут в рамках одного процесса применить теоретические знания,

полученные на уроках физики, математики, химии, информатики, технологии и других предметов,

тем самым закрепить пройденный материал, понять необходимость этих знаний и даже ощутить

потребность в углублении и расширении их. Создание необходимой благоприятной

образовательной среды, позволяющей генерировать идеи и воплощать их в жизнь, требует

особого подхода. Согласно теории П.К. Энгельмейера любой творческий процесс можно

разделить на условные три этапа или три акта: появление замысла, выработка схемы или плана

осуществления, задуманного и фактическое воплощение в жизнь выработанных идей [3, с.178].

Как правило, первый этап требует идей, полученных на основании теоретических знаний,

наблюдений, размышлений и умозаключений. Обоснование выбора групповой формы работы В

современном мире наиболее эффективной является групповая форма работы, эта форма

обладает наибольшими обучающими, воспитательными и развивающими возможностями [1].

Данная технология включает использование разнообразных форм и методов учебной

деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся [4]. По материалам одного

исследования, среднее решение одной задачи в условиях совместной деятельности меньше, чем

при индивидуальной работе (соответственно 110,5 и 150,4 сек)

Результаты опросов и рефлексивный анализ указывает на то, что ученикам нравится

работать в команде, но при этом другие показатели указывают на то, что многие дети

сталкивались с трудностями во взаимодействии с членами команды – было сложно приходить к

общему мнению, в том числе и аргументировать свою точку зрения в решении конкретных задач.

Тем самым можно сделать вывод о высокой потребности в обучении навыкам командной работе,

с учетом того, что в школьной программе практически все задания индивидуальные, а

большинство профессий, в том числе и технической сферы, требуют наличия этих навыков [6].

Особый интерес представляет опыт Московского методологического кружка (ММК), работавшего

с 1963 года под руководством Г. П. Щедровицкого. Разработанная ими организационно-

деятельностная игра (ОДИ) является очень сложной технологией. Применение подобной

технологии в инженерном творчестве требует большой подготовки как организаторов, так и

участников. В случае общеобразовательного учреждения применение ОДИ является чаще всего

затруднительным и нецелесообразным. Но некоторые элементы из формата ОДИ могут быть (и

были) успешно применены в инженерных играх учащихся [6].

Подготовка и организация инженерной игры. Чередование теории и практики в виде

инженерных игр позволяет закрепить теоретический материал, увидеть его практическое

применение, если будет соблюдена последовательность теории и практики. Многие олимпиады и

игры вызывают большие затруднения по причине того, что задания опережают или совсем не

соответствуют пройдённому материалу на уроках физики, информатики, математики и т.д. В игре

могут и должна присутствовать потребность в знаниях, которые не были получены в учебном

процессе, но могут быть достигнуты самостоятельно учеником во время игры. Это может

увеличить мотивацию изучать теоретический материал, искать необходимую информацию,

компенсировать недостаток знаний, который обнаруживают у себя учащиеся во время игры. Тем

самым можно выделить следующие методические рекомендации к организации инженерных игр

в соответствии с их задачами, представленные в таблице 1.

Командообразование инженерно-творческой группы Практика показывает, что

микроклимат в команде влияет на результативность больше, чем уровень теоретических знаний

отдельных индивидов. Учитель (игротехник) должен дать возможность учащимся самостоятельно

сформировать свои команды, это позволит естественным быстрым путем организовать

инженерно-творческие группы с хорошими взаимоотношениями внутри команды.

Самостоятельность и самоорганизация позволит обеспечить наличие лидеров с высокой

мотивацией и инициативностью в каждой команде В случаях разработки коллективных проектов

возникают и следующие сложности: неравномерная заинтересованность в результативности

проекта, что приводит к разной степени инициативности членов группы, низкая инициативность

вызывает недовольство у более инициативных учащихся. На этом этапе необходимо решить

проблему, перераспределить роли и обязанности, сделать их доступными для каждого, иначе

проблема приведет к разрушению группы. Как показывает практика, для эффективной траектории

развития инженернотворческой группы на протяжении нескольких лет требует специального

наблюдения, периодического вмешательства и целый ряд мероприятий, улучшающих

сплоченность команды. З



В раздел образования