Автор: Гашков Дмитрий Сергеевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮЦ "Интеллект"
Населённый пункт: г.Кстово, Нижегородская обл.
Наименование материала: Робототехника
Тема: КОЛЛЕКТИВНАЯ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА
Раздел: дополнительное образование
КОЛЛЕКТИВНАЯ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА
Введение Инженерное творчество в образовательном процессе имеет очень важную роль,
благодаря ему учащиеся могут в рамках одного процесса применить теоретические знания,
полученные на уроках физики, математики, химии, информатики, технологии и других предметов,
тем самым закрепить пройденный материал, понять необходимость этих знаний и даже ощутить
потребность в углублении и расширении их. Создание необходимой благоприятной
образовательной среды, позволяющей генерировать идеи и воплощать их в жизнь, требует
особого подхода. Согласно теории П.К. Энгельмейера любой творческий процесс можно
разделить на условные три этапа или три акта: появление замысла, выработка схемы или плана
осуществления, задуманного и фактическое воплощение в жизнь выработанных идей [3, с.178].
Как правило, первый этап требует идей, полученных на основании теоретических знаний,
наблюдений, размышлений и умозаключений. Обоснование выбора групповой формы работы В
современном мире наиболее эффективной является групповая форма работы, эта форма
обладает наибольшими обучающими, воспитательными и развивающими возможностями [1].
Данная технология включает использование разнообразных форм и методов учебной
деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся [4]. По материалам одного
исследования, среднее решение одной задачи в условиях совместной деятельности меньше, чем
при индивидуальной работе (соответственно 110,5 и 150,4 сек)
Результаты опросов и рефлексивный анализ указывает на то, что ученикам нравится
работать в команде, но при этом другие показатели указывают на то, что многие дети
сталкивались с трудностями во взаимодействии с членами команды – было сложно приходить к
общему мнению, в том числе и аргументировать свою точку зрения в решении конкретных задач.
Тем самым можно сделать вывод о высокой потребности в обучении навыкам командной работе,
с учетом того, что в школьной программе практически все задания индивидуальные, а
большинство профессий, в том числе и технической сферы, требуют наличия этих навыков [6].
Особый интерес представляет опыт Московского методологического кружка (ММК), работавшего
с 1963 года под руководством Г. П. Щедровицкого. Разработанная ими организационно-
деятельностная игра (ОДИ) является очень сложной технологией. Применение подобной
технологии в инженерном творчестве требует большой подготовки как организаторов, так и
участников. В случае общеобразовательного учреждения применение ОДИ является чаще всего
затруднительным и нецелесообразным. Но некоторые элементы из формата ОДИ могут быть (и
были) успешно применены в инженерных играх учащихся [6].
Подготовка и организация инженерной игры. Чередование теории и практики в виде
инженерных игр позволяет закрепить теоретический материал, увидеть его практическое
применение, если будет соблюдена последовательность теории и практики. Многие олимпиады и
игры вызывают большие затруднения по причине того, что задания опережают или совсем не
соответствуют пройдённому материалу на уроках физики, информатики, математики и т.д. В игре
могут и должна присутствовать потребность в знаниях, которые не были получены в учебном
процессе, но могут быть достигнуты самостоятельно учеником во время игры. Это может
увеличить мотивацию изучать теоретический материал, искать необходимую информацию,
компенсировать недостаток знаний, который обнаруживают у себя учащиеся во время игры. Тем
самым можно выделить следующие методические рекомендации к организации инженерных игр
в соответствии с их задачами, представленные в таблице 1.
Командообразование инженерно-творческой группы Практика показывает, что
микроклимат в команде влияет на результативность больше, чем уровень теоретических знаний
отдельных индивидов. Учитель (игротехник) должен дать возможность учащимся самостоятельно
сформировать свои команды, это позволит естественным быстрым путем организовать
инженерно-творческие группы с хорошими взаимоотношениями внутри команды.
Самостоятельность и самоорганизация позволит обеспечить наличие лидеров с высокой
мотивацией и инициативностью в каждой команде В случаях разработки коллективных проектов
возникают и следующие сложности: неравномерная заинтересованность в результативности
проекта, что приводит к разной степени инициативности членов группы, низкая инициативность
вызывает недовольство у более инициативных учащихся. На этом этапе необходимо решить
проблему, перераспределить роли и обязанности, сделать их доступными для каждого, иначе
проблема приведет к разрушению группы. Как показывает практика, для эффективной траектории
развития инженернотворческой группы на протяжении нескольких лет требует специального
наблюдения, периодического вмешательства и целый ряд мероприятий, улучшающих
сплоченность команды. З