Напоминание

Статья "Освоение предлагаемых обстоятельств на занятиях в детской театральной студии".


Автор: Алексеева Наталья Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: ЕАО, г. Биробиджан
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: Статья "Освоение предлагаемых обстоятельств на занятиях в детской театральной студии".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Освоение предлагаемых обстоятельств на занятиях в детской

театральной студии.

Каждый ребенок, который приходит на занятия в театр - студию,

открывает для себя много интересного, окунается в мир прекрасного. Он

мечтает играть в спектаклях, выступать на сцене. А я как педагог помогаю

раскрыть

его

творческую

индивидуальность.

Занятия

в

театр-студии

раскрепощают детей, вселяют уверенность, развивают

мышление, внимание,

память, воображение и учат трудолюбию.

Создавая тот или иной сценический образ обучающиеся проделывают

большую работу. Я предлагаю изучить жизнь героя до пьесы и в пьесе. А в

этом помогут «предлагаемые обстоятельства», что подразумевается под этим

понятием и как добиться поставленной цели, чтобы его персонаж «ожил» на

сцене. Как известно, творчество в театре начинается с магического «если

бы», то есть со способности актера силою своего воображения преображать

реальность.

Предлагаемые обстоятельства – это и есть множество «если бы», они

приводят в движение действие, развивают его. Для актера обстоятельства

уже даны, они подготовлены, предложены драматургом. Поэтому эти

обстоятельства становятся «предлагаемыми».

В понятие «предлагаемые обстоятельства» прежде всего входят действия

и поступки персонажей пьесы и спектакля. Понять «какой человек», можно

только поняв и оценив, что он делает, как ведет себя в тех или иных

обстоятельствах. Именно по действиям и поступкам героев на сцене, зритель

знакомится и понимает кто он.

Предлагаемые обстоятельства бывают:

Обстоятельства места

– где происходит действие ( страна, город, дома/

на улице, где именно дома, на кухне, в комнате итд.

Обстоятельства времени

– когда происходит действие ( эпоха, год,

время года, месяц, время дня итд.

Личные обстоятельства

– отвечают на вопрос КТО действует на сцене

(возраст, пол, социальное положение, профессия итд.

Ситуативные обстоятельства

– отвечают на вопросы, определяющие

чем живет человек в данной ситуации:

а) откуда я пришел?

б) куда я направляюсь?

в) зачем я пришел сюда?

г) чего я хочу?

д) что мне мешает получить желаемое (добиться желаемого)?

Хочется процитировать слова русского театрального режиссера,

реформатора театра, создателя знаменитой актерской системы Константина

Сергеевича Станиславского:

«Если Вы сказали слово и проделали что-либо на сцене механически, не

зная, кто вы, откуда вы пришли, зачем, что вам нужно, куда пойдете отсюда

и что там будете делать – вы действовали без воображения, и этот кусочек

вашего пребывания на сцене, мал он или велик, не был для вас правдой – вы

действовали как заведенная машина, как автомат».

Мы действуем тем или иным образом исходя из предлагаемых обстоятельств.

Действие – это основа актерского искусства. Оно служит основным

средством выражения жизни на сцене, с его помощью раскрываются

характеры персонажей, передаются их мысли, чувства, переживания.

Каждое действие на сцене должно быть осмыслено и логически обосновано.

Не бывает действия ради самого действия. У каждого поступка должна быть

цель, ради достижения которой действие совершается. Предлагаемые

обстоятельства

– это побудители к действию.

Предлагаемые обстоятельства – это все, что относится к пьесе и к спектаклю,

это – все обстоятельства места, времени, образа действия и все, что

привнесено режиссером, актёрами и другими создателями спектакля.

В своей работе я пользуюсь упражнениями, таких педагогов как: С.Гиппиус,

Л. Новицкой, Л.Шихматова. Для практического усвоения этой темы я

предлагаю ребятам следующие упражнения:

Упражнение:

(карточки с заданием).

- Пришла на остановку. Сидишь, ждешь автобус….

И тут проезжающая мимо машина обрызгала тебя грязью….

- Жду друга, чтобы идти на футбол.

- Потерялся. Жду маму.

- Жду девочку, которая нравится.

- Сижу на скамейке с подругой. Вдруг начался дождь.

- Сижу на скамейке и читаю книгу. Присел человек, который вам не приятен.

Встаю и ухожу.

Упражнение: «Оправдание позы2». По знаку принимается произвольную

позу. Затем поза оправдывается. Нужно рассказать о тех предлагаемых

обстоятельствах, которыми окружено ваше действие. Например, по знаку

преподавателя принял позу – вытянул вперед руку. Оправдал тем, что хочу

позвонить в звонок своей квартиры. Затем, не меняя позы, создать

обстоятельства, с которыми может быть связано это действие: вернулся из

летнего лагеря, звоню, никто не отвечает – значит, родители на даче. Как же

попасть домой? Решаю зайти к другу, который живет в этом же доме.

- поднять руку;

- наклониться вниз;

- присесть на стул.

Упражнение: Сейчас один из вас вытягивает себе предлагаемые

обстоятельства и начинает в них действовать, остальные должны

пристроиться к этим обстоятельствам, но каждый со своей оценкой:

- порезал ногу;

- шел и разбил вазу;

- потерял кошелек;

- попросил прохожих помочь выбрать подарок;

- заблудился.

Упражнение: «Отгадай, где я». Каждый из вас попытается своим

психофизическим состоянием передать, где он находится, но при этом нельзя

воспроизводить никаких звуков:

- хоккейный матч;

- в зоопарке;

- в кинотеатре смотрит страшный фильм;

- в цирке;

- в картинной галереи;

- на празднике смотрит салют;

- в парке кормит птиц;

- дома читает грустную новость в письме;

- в машине слушает ритмичную музыку;

- дома готовит и режет лук;

- в больнице сидит в очереди к зубному врачу;

- в кафе пьете чай и обжигаетесь.

Упражнение:

Пришла на остановку. Сидишь, ждешь автобус….

И тут проезжающая мимо машина обрызгала тебя ….

- Жду друга, чтобы идти на футбол.

- Потерялся. Жду маму.

- Жду девочку, которая нравится.

- Сижу на скамейке с подругой. Вдруг начался дождь.

- Сижу на скамейке и читаю книгу. Присел человек, который вам не приятен.

Встаю и ухожу.

Актеру для того чтобы раскрыть характер героя необходимо уметь отбирать

предлагаемые обстоятельства.

Усвоив эту тему в упражнениях, ребятам легче найти и освоить

«предлагаемые обстоятельства» своего героя в работе над спектаклем.



В раздел образования