Автор: Алексеева Наталья Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: ЕАО, г. Биробиджан
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: Статья "Освоение предлагаемых обстоятельств на занятиях в детской театральной студии".
Раздел: дополнительное образование
Освоение предлагаемых обстоятельств на занятиях в детской
театральной студии.
Каждый ребенок, который приходит на занятия в театр - студию,
открывает для себя много интересного, окунается в мир прекрасного. Он
мечтает играть в спектаклях, выступать на сцене. А я как педагог помогаю
раскрыть
его
творческую
индивидуальность.
Занятия
в
театр-студии
раскрепощают детей, вселяют уверенность, развивают
мышление, внимание,
память, воображение и учат трудолюбию.
Создавая тот или иной сценический образ обучающиеся проделывают
большую работу. Я предлагаю изучить жизнь героя до пьесы и в пьесе. А в
этом помогут «предлагаемые обстоятельства», что подразумевается под этим
понятием и как добиться поставленной цели, чтобы его персонаж «ожил» на
сцене. Как известно, творчество в театре начинается с магического «если
бы», то есть со способности актера силою своего воображения преображать
реальность.
Предлагаемые обстоятельства – это и есть множество «если бы», они
приводят в движение действие, развивают его. Для актера обстоятельства
уже даны, они подготовлены, предложены драматургом. Поэтому эти
обстоятельства становятся «предлагаемыми».
В понятие «предлагаемые обстоятельства» прежде всего входят действия
и поступки персонажей пьесы и спектакля. Понять «какой человек», можно
только поняв и оценив, что он делает, как ведет себя в тех или иных
обстоятельствах. Именно по действиям и поступкам героев на сцене, зритель
знакомится и понимает кто он.
Предлагаемые обстоятельства бывают:
Обстоятельства места
– где происходит действие ( страна, город, дома/
на улице, где именно дома, на кухне, в комнате итд.
Обстоятельства времени
– когда происходит действие ( эпоха, год,
время года, месяц, время дня итд.
Личные обстоятельства
– отвечают на вопрос КТО действует на сцене
(возраст, пол, социальное положение, профессия итд.
Ситуативные обстоятельства
– отвечают на вопросы, определяющие
чем живет человек в данной ситуации:
а) откуда я пришел?
б) куда я направляюсь?
в) зачем я пришел сюда?
г) чего я хочу?
д) что мне мешает получить желаемое (добиться желаемого)?
Хочется процитировать слова русского театрального режиссера,
реформатора театра, создателя знаменитой актерской системы Константина
Сергеевича Станиславского:
«Если Вы сказали слово и проделали что-либо на сцене механически, не
зная, кто вы, откуда вы пришли, зачем, что вам нужно, куда пойдете отсюда
и что там будете делать – вы действовали без воображения, и этот кусочек
вашего пребывания на сцене, мал он или велик, не был для вас правдой – вы
действовали как заведенная машина, как автомат».
Мы действуем тем или иным образом исходя из предлагаемых обстоятельств.
Действие – это основа актерского искусства. Оно служит основным
средством выражения жизни на сцене, с его помощью раскрываются
характеры персонажей, передаются их мысли, чувства, переживания.
Каждое действие на сцене должно быть осмыслено и логически обосновано.
Не бывает действия ради самого действия. У каждого поступка должна быть
цель, ради достижения которой действие совершается. Предлагаемые
обстоятельства
– это побудители к действию.
Предлагаемые обстоятельства – это все, что относится к пьесе и к спектаклю,
это – все обстоятельства места, времени, образа действия и все, что
привнесено режиссером, актёрами и другими создателями спектакля.
В своей работе я пользуюсь упражнениями, таких педагогов как: С.Гиппиус,
Л. Новицкой, Л.Шихматова. Для практического усвоения этой темы я
предлагаю ребятам следующие упражнения:
Упражнение:
(карточки с заданием).
- Пришла на остановку. Сидишь, ждешь автобус….
И тут проезжающая мимо машина обрызгала тебя грязью….
- Жду друга, чтобы идти на футбол.
- Потерялся. Жду маму.
- Жду девочку, которая нравится.
- Сижу на скамейке с подругой. Вдруг начался дождь.
- Сижу на скамейке и читаю книгу. Присел человек, который вам не приятен.
Встаю и ухожу.
Упражнение: «Оправдание позы2». По знаку принимается произвольную
позу. Затем поза оправдывается. Нужно рассказать о тех предлагаемых
обстоятельствах, которыми окружено ваше действие. Например, по знаку
преподавателя принял позу – вытянул вперед руку. Оправдал тем, что хочу
позвонить в звонок своей квартиры. Затем, не меняя позы, создать
обстоятельства, с которыми может быть связано это действие: вернулся из
летнего лагеря, звоню, никто не отвечает – значит, родители на даче. Как же
попасть домой? Решаю зайти к другу, который живет в этом же доме.
- поднять руку;
- наклониться вниз;
- присесть на стул.
Упражнение: Сейчас один из вас вытягивает себе предлагаемые
обстоятельства и начинает в них действовать, остальные должны
пристроиться к этим обстоятельствам, но каждый со своей оценкой:
- порезал ногу;
- шел и разбил вазу;
- потерял кошелек;
- попросил прохожих помочь выбрать подарок;
- заблудился.
Упражнение: «Отгадай, где я». Каждый из вас попытается своим
психофизическим состоянием передать, где он находится, но при этом нельзя
воспроизводить никаких звуков:
- хоккейный матч;
- в зоопарке;
- в кинотеатре смотрит страшный фильм;
- в цирке;
- в картинной галереи;
- на празднике смотрит салют;
- в парке кормит птиц;
- дома читает грустную новость в письме;
- в машине слушает ритмичную музыку;
- дома готовит и режет лук;
- в больнице сидит в очереди к зубному врачу;
- в кафе пьете чай и обжигаетесь.
Упражнение:
Пришла на остановку. Сидишь, ждешь автобус….
И тут проезжающая мимо машина обрызгала тебя ….
- Жду друга, чтобы идти на футбол.
- Потерялся. Жду маму.
- Жду девочку, которая нравится.
- Сижу на скамейке с подругой. Вдруг начался дождь.
- Сижу на скамейке и читаю книгу. Присел человек, который вам не приятен.
Встаю и ухожу.
Актеру для того чтобы раскрыть характер героя необходимо уметь отбирать
предлагаемые обстоятельства.
Усвоив эту тему в упражнениях, ребятам легче найти и освоить
«предлагаемые обстоятельства» своего героя в работе над спектаклем.