Напоминание

Основы звукоизвлечения на виолончели. Особенности постановки правой руки.


Автор: Даутова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель по классу виолончели
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ"№3 МГО
Населённый пункт: г. Миасс, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Основы звукоизвлечения на виолончели. Особенности постановки правой руки.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №3» им. В.А. и В.Я. Лопатко МГО

Методическая разработка

Основы звукоизвлечения на

виолончели

Особенности постановки правой руки

Автор: Даутова Ирина Анатольевна

преподаватель по классу виолончели

МБУДО «ДШИ» №3 МГО

высшая категория

г. Миасс

2023г.

1

Содержание:

1. Аннотация ……………………………………………………………………... ....3

1. Введение ……………………………………………………………………… … 4

2. Глава 1. Основы звукоизвлечения ………………………………………… …. 6

3. Глава 2. Особенности постановки правой руки …………………………… 12

4. Заключение …………………………………………………………………….. 18

5. Список литературы ……………………………………………………………….19

2

Аннотация

Данная

методическая

разработка

представляет собой методические

рекомендации по работе над звукоизвлечением и постановкой правой руки

виолончелиста

на

начальном

этапе

обучения

и

предназначена

для

преподавателей по классу виолончели ДШИ и ДМШ.

3

Введение

Ведение смычка на струнно-смычковых инструментах представляет собой

сложный и своеобразный процесс.

Овладение свободными исполнительскими движениями связано с

врожденными способностями и наклонностями человека, с его природным

темпераментом,

свойственной

ему

силой

и

подвижностью

нервных

процессов.

«Сила

художника - исполнителя

заключается

в

его

глубоком

проникновении в содержание исполняемой музыки, тонком чутье, богатстве

его фантазии. Однако ни высокий интеллект, ни глубина эмоциональных

переживаний сами по себе еще не создают исполнителя. Для полного и

совершенного воплощения музыкального содержания исполнитель должен

владеть

всеми

доступными

данному

инструменту

средствами

выразительности.

Только

гармоничное

сочетание

высокоразвитого

музыкального мышления с безукоризненной техникой создает подлинного

мастера» - писал А.В. Броун.

И для того, чтобы обладать и владеть всем этим арсеналом

музыкальных средств и возможностей музыканту просто необходимо уметь

сочетать

в

себе

основные

стороны

исполнительства:

механико -

акустическую и физиологическую.

Развитие

технического

мастерства - одна

из

важнейших

проблем

музыкально - педагогического процесса. Она охватывает широкий круг

вопросов, связанных со спецификой струнно - смычкового исполнительства.

Цель педагогического процесса - воспитание качеств, необходимых для

полноценной

художественной

выразительности

исполнителя:

развитие

исполнительского мастерства, художественного воображения, вкуса.

Игровой аппарат для каждого исполнителя - это инструмент воплощения

музыкального образа. Движения рук музыканта, вызывающие звучание

инструмента, возникают в результате усилия мышц, направляются, имеют

4

на инструменте точки приложения сил (например, удерживание смычка

пальцами, нажим пальцев на струну и т.п.).

В процессе исполнения основные компоненты игровых приемов -

движение и управляемое мышечное усилие (сила) находятся в постоянной

взаимосвязи. Однако доминирующую роль всегда играет движение, сила

же - фактор производный, подчиненный движению. Дозирование энергии,

необходимой для прижимания смычка к струне определяется, прежде

всего, характером движения, нужного для достижения данного звучания.

Не движение выбирается в зависимости от применения силы, а наоборот -

сила в зависимости от движения. Природе игры на струнно - смычковых

инструментах свойственны в основном такие исполнительские приемы, в

которых

максимально

используются

движения

и

минимально

прикладывается сила (например, широкие штрихи с относительно слабым

нажимом смычка и т.п.)

Чтобы сделать постановку свободной и естественной, ее нужно

наполнить

движением.

Ю.И. Янкелевич

считает,

что

«вопрос

целесообразности

постановки

может

рассматриваться

лишь

в

непосредственной связи с теми движениями, ради которых эта постановка

создается и свободу которых она должна обеспечить».

В целостной системе исполнительского процесса постановка, движение,

звучание и содержание музыкального произведения являются звеньями

одной цепи. Первые два звена, то есть постановка и движение как

первоисточник звучания, требует к себе пристального внимания педагогов.

5

Глава 1. Основы звукоизвлечения

«Только свобода - мышечная и психологическая -

создает счастливую предпосылку, приводящую

к большим достижениям».

Х. Беккер

Специфику звукоизвлечения на виолончели характеризуют два основных

момента:

1) Точка соприкосновения смычка со струной не фиксирована, может

перемещаться по желанию исполнителя.

2) Смычок находится в постоянном контакте со струной, воздействие

смычка на струну не прекращается ни на одно мгновение.

Возможность перемещения «игровой точки» обогащает звуковую палитру

тембрами,

а

непрекращающееся

воздействие

на

струну

делает

звук

протяженным и певучим, дает возможность изменять силу и окраску звука

даже в пределах одного выдержанного звука.

По мере развития виолончельного и скрипичного искусства звуковой

идеал

музыканта - исполнителя

исторически

менялся.

Современные

исполнители стремятся к акустически чистому, плотному звуку, ярко

выраженным основным тоном. Это тот сырой материал, который в процессе

художественного

воплощения

будет

обрабатываться,

видоизменяться,

обогащаться обертонами и принимать различную окраску. Играющий на

струнно - смычковых инструментах, прежде всего, должен научиться

извлекать

из

своего

инструмента

полноценный,

«совершенный»

звук.

«Совершенный» звук понятие, прежде всего, музыкально - эстетического

порядка. Мы сравниваем инструментальный звук с человеческим голосом и

оцениваем инструменты по их способности к выражению различных

аффектов, настроений и т.п. В этом смысле, виолончель стоит на первом

месте. Ни один инструмент не способен передать практически весь спектр

человеческих эмоций и быть так близок по тембру голосу, особенно

баритону. Но этому музыкально - эстетическому понятию соответствуют

определенные предпосылки физико - акустического характера.

6

Акустика учит - чистый, свободный от «примесей» звук даёт струна,

приведённая в равномерно - колебательное движение смычком. Звук остаётся

чистым до тех пор, пока существует строгая периодичность колебаний,

которые ей позволяет смычок. Как только эта периодичность нарушается, в

звуке появляются «шлаки» (лишние призвуки, шумы, шорох). Периодические

поперечные

колебания (звуковые

колебания)

возникают

в

результате

перпендикулярного ведения смычка к струне, у учащихся часто погрешности

при извлечении звука связаны с искажением направления ведения смычка.

Необходимо помнить, что любое отклонение от перпендикулярного ведения

смычка

снижает

эффективность

рабочих

движений

смычка,

вызывает

торможение процесса рождения звуковых импульсов. Поэтому правило

перпендикулярного к струне ведения смычка является основополагающим и

обязательным в вопросе звукоизвлечения.

Более сложным является вопрос о взаимосвязи трех факторов

звукоизвлечения: скорости ведения смычка, нажима на струну и «игровой

точки».

Все

динамическое

и

тембровое

разнообразие

строится

на

взаимодействии этих трех факторов.

Скорость ведения смычка диктуется музыкальным текстом, т.е. темпом,

длительностью нот, штрихами и динамикой; следовательно, скорость все

время

изменяется.

Например,

если

исполнитель

играет

кантилену

в

медленном темпе (adagio или largo) длинными выдержанными нотами, то

скорость движения смычка приближается к минимальной. И наоборот:

широкий штрих detache в мелких длительностях требует максимальной

скорости. Между этими двумя полюсами находится все градации скорости.

Интенсивность, полнота звука достигаются плотным прилеганием волоса

смычка к струне. Такой контакт волоса со струной должен сохраняться при

игре как forte, так и

piano. Легкое «поверхностное» ведение смычка

применяется лишь для получения приглушенного, завуалированного звука и

особых красок.

7

Существенное значение для звукообразования имеет «игровая точка».

Богатство и разнообразие звуковых красок исполнителя связано с умением

правильно использовать «игровую точку». Если вести смычок ближе к

подставке, то получим яркий, резкий звук, а ближе к грифу - мягкий,

«матовый». Для получения интенсивного, яркого звука, в особенности при

игре f или ff следует приближать смычок к подставке, а легкий звук p или

pp достигается обычно ближе к грифу.

В процессе работы над техникой правой руки учащимся необходимо

вырабатывать правильные двигательные ощущения. Ведя смычком «вниз»,

его приходится, как бы, тянуть вправо. Ведя смычком «вверх» - толкать

влево. Выбор места ведения смычка зависит также от положения левой руки

на грифе. При игре в высоких позициях, когда звучащая часть струны

значительно

укорачивается,

приходится

перемещать

смычок

ближе

к

подставке, соответственно изменяя скорость его ведения и нажим (давление

смычка на

струну может

быть

значительным,

а

скорость

движения

сравнительно небольшой). В процессе исполнения «игровая точка» в

соответствии с художественным замыслом часто перемещается, но следует

различать сознательное изменение «игровой точки» и непроизвольное, вне

всякой связи с музыкальным смыслом фразы, «блуждание» смычка по

игровому пространству струны. Этим существенным недостатком страдают

многие учащиеся. Чтобы хорошо ощущать «игровую точку» и свободно

изменять её в зависимости от художественных намерений, важно научить

ребенка сохранять её в неизменности на всем протяжении штриха – «всем

смычком».

Если перпендикулярность ведения смычка рождает чистый и ясный звук,

то одинаковый неизменный наклон смычка на протяжении всего движения

способствует

динамической

ровности

звучания.

От

интенсивности

возбуждения струны клейкой поверхностью волоса, при прочих равных

условиях, зависит и сила звука. Значит, количество используемого волоса не

может не влиять на ровность звучания. Важно заботиться о постоянстве

8

наклона смычка на всем его протяжении. Это связано с положением

инструмента и правой руки виолончелиста, т.к. вступает в силу естественная

тенденция при движении «вниз», по мере удаления от колодки - увеличение

наклона смычка, т.е. уменьшение трения.

Большую роль в звукообразовании играет левая рука. Не трудно

убедиться, что для получения ясного и чистого звука необходимо плотно

прижать пальцами струну к грифу, за исключением некоторых случаев,

когда намеренно ослабляется нажим на струну - флажолеты. Сила нажима

пальца не поддается точному учету и зависит от характера исполнительской

задачи. Критерием правильности нажима является качество получаемого

звука, контролируемое слухом.

Певучесть и задушевность тона при игре на виолончели в значительной

степени связаны с применением вибрации. Извлечение звука и выявление

его основных качеств (чистота тембра, интенсивность) достигается правой

рукой, но звук, взятый без вибрации, при всех его положительных качествах

остается

все

же

холодным,

бесстрастным.

Вибрация

придает

звуку

необходимую пульсацию, живость, теплоту.

И так, художественно полноценным считается звук чистый без призвуков

и интонационно точный, мягкий, певучий, богатый оттенками (красками).

Чтобы извлечь такой звук, опираясь на основное понятие: «смычок-

продолжение руки», необходимо соблюдать следующие основные условия:

1. Смычок нужно вести перпендикулярно к струне, или параллельно к

подставке, а волос смычка должен плотно прилегать к струне как при игре

forte, так и при игре

piano. Легкое поверхностное ведение смычка

применяется главным образом, для достижения особых звуковых красок,

например, флажолет.

2. Для ровности звучания волос следует натянуть на столько, чтобы трость

не теряла свою упругость и могла свободно прижиматься к волосу

небольшим нажимом в середине смычка. Сильно натянутый волос лишает

упругости трость, вызывает чрезмерный нажим на смычок, и рука начинает

9

быстро уставать. Для хорошего сцепления смычка со струной, надо в меру

наканифолить волос.

3. В соответствии с объективными условиями звукоизвлечения нужно при

нюансе форте - вести смычок ближе к подставке, а при нюансе пиано -

ближе к грифу. Для извлечения чистого звука необходимо помнить о

соотношении силы нажима, скорости и высоты ведения смычка.

4. Свободное ведение смычка может быть достигнуто лишь согласованными

движениями всех частей руки. Движения руки зависят от используемой

части смычка и характера штрихов. От колодочки, примерно до середины,

ведение смычка осуществляется в основном всей рукой; от середины до

конца,

главным

образом,

движением

предплечья.

Кисть

и

пальцы,

выравнивающие направление смычка, должны быть очень эластичными.

Некоторые короткие штрихи (например, спиккато) исполняются, главным

образом, кистью.

5. Извлечение

ровного

звука

требует

в

процессе

ведения

смычка

неодинаковых усилий. Так, при игре

piano

у колодочки приходится

удерживать смычок «на весу», в середине вести без нажима, у конца - с

небольшим усилием. При игре forte нижней частью смычка рука опирается

на струну, а в средней и, особенно, в верхней частях смычка требуется

значительное давление. Опора руки сосредотачивается, главным образом, на

указательном и большом пальцах.

Основная задача начальной педагогики - это предварительная подготовка

корпуса и аппарата ребенка к совершенно новым двигательным ощущениям.

Для хорошего извлечения звука ребенок должен почувствовать свободу

рук, мышц. Для того чтобы ученик почувствовал каким образом при игре

на виолончели следует поддерживать руки на весу, эффективно упражнение

«Крылья птиц». Педагог предлагает ученику сначала «полетать» по классу,

взмахивая руками (крыльями), как большая птица. Нужно обратить внимание

на то, какие мышцы поднимают «крылья» (плечевые мышцы рук), а

остальные совершенно свободны. Затем он садится и поднимает «крылья»

10

(руки), но не очень высоко - локти должны быть на той высоте, на которой

они находятся в игровом положении. Педагог придает рукам ученика такое

положение, которое приблизительно соответствует игровой позиции (птица

складывает «крылышки»). Оно является как бы наброском игрового

положения рук.

Прежде чем прикоснуться смычком к струне, педагог предупреждает, что

звук должен получиться певучим, для этого струну надо как бы очень

мягко

«погладить».

Применительно

упражнение - «Гладим

кошечку».

Имитируя последующую игру смычком, изображаем похожее и понятное

ребенку движение правой руки в момент поглаживания кошки.

При игре на инструменте, прежде всего, ребенку необходимо обеспечить

правильное положение рук, корпуса и ног, наиболее комфортное для

выполнения игровых приемов и не затрудняющее деятельность сердца и

дыхания. «Все действия ребенка в обычной повседневной жизни: привычка

сидеть, стоять, двигать руками, шевелить пальцами - существенно отличаются

от тех двигательных процессов, с которыми ему приходиться встречаться

при общении с инструментом, поэтому, для того, чтобы ребенок спокойно

адаптировался

к

новым

двигательным

ощущениям

его

необходимо

подготовить к ним». (В. Мазель). Безусловно, существуют такие дети,

которые как бы интуитивно сами, без особых объяснений чувствуют

инструмент. Про таких детей говорят: «родился с инструментом в руках», но,

сожалению, такие случаи весьма редки. Конечно, интуитивное начало нужно

особенно в эмоциональной сфере будущего исполнителя, но, опора только

на него не всегда дает должный, а самое главное, стабильный результат.

Глава 2. Особенности постановки правой руки

«Посеешь поступок - пожнешь привычку,

11

посеешь привычку - пожнешь характер,

посеешь характер - пожнешь судьбу».

В. Мазель

В понятие «постановка» при игре на виолончели входят: посадка и

установка инструмента; постановка правой руки, постанова левой руки.

Таким образом, постановка правой руки в первую очередь зависит от

правильной посадки за инструментом. Чтобы играть длительное время с

возможно меньшим утомлением, виолончелист должен сидеть непринужденно

и вместе с тем активно - собранно, примерно, на половине или трети стула.

Посадка на кончике стула не рациональна, т.к. приводит к быстрому

утомлению, а опора на спинку стула располагает к полному расслаблению.

Ноги играющего должны касаться пола всей ступней. Очень важно

подобрать инструмент, соответствующий росту, длине рук и пальцев

ученика. При обучении детей надо иметь в виду их физическое развитие и

своевременно уточнять внешние формы постановки, а при необходимости

менять инструмент.

Хорошую осанку обеспечивает взаимодействие всех частей корпуса. В

основе этого взаимодействия - опора верхней части тела на нижнюю часть,

опора тазовой части, тазобедренных суставов, а так же головы на плечевой

пояс. Приступая к формированию осанки верхней части корпуса,

необходимо

учитывать,

что

не

все

мышечные

группы

окружающие

позвоночник достаточно сильны. Следовательно, любое перенапряжение, либо

весьма активные и непривычные движения этих мышечных групп, могут

вызвать

болевые

ощущения

и

деформации

позвонков.

Виолончель

необходимо ставить в очень устойчивое положение, т.к. во время игры руки

оказывают значительное давление на струны и гриф.

Для правильного ведения смычка его надо держать свободно и в тоже

время достаточно «цепко». Правильное держание смычка играет для

звукоизвлечения и техники правой руки важную роль. От того, как взять

смычок, зависит и то, как повести его.

12

Держание смычка или «смычковая хватка» - это звено, которое соединяет

исполнителя с инструментом, со звучащей струной. Именно здесь и

происходит передача на смычок разнообразных двигательных усилий,

выражающих исполнительские намерения. Современная виолончельная школа

предлагает применять подвижный способ держания смычка, он является, как

показала практика, наиболее целесообразным.

Как осуществляется «подвижная хватка» смычка? Если вытянутую в

сторону руку со свободно свисающей кистью согнуть в локтевом суставе,

примерно на 90 градусов, мы получим основу для исходного положения

кисти. Все пальцы слегка согнуты в суставах и образуют выпуклость (свод),

кисть,

в

целом,

принимает

куполообразную

форму.

Теперь

сблизим

противостоящие друг другу четыре пальца и большой палец, и получим

положение кисти для свободного держания смычка. Мускульное ощущение

должно быть таким, как если бы мы приготовились взять пальцами какой –

либо хрупкий предмет. Мышечные усилия, необходимые для удержания

смычка, должны быть предельно малыми. Особенное значение имеет

состояние веретенообразной мышцы (противопоставляющей большой палец

остальным), которое является определяющим в держании смычка. Очень

важно фиксировать внимание начинающего на ощущении именно этой

мышцы. Т.к. зажим в области веретенообразной мышцы встречается у

учащихся довольно часто. Постоянное напряжение веретенообразной мышцы

большого пальца может привести к профессиональному заболеванию.

Следует помнить, что все мышцы способны работать очень продолжительное

время, но при условии систематического чередования напряжения и

расслабления. Точно также и мышца большого пальца может работать без

особого утомления долгое время лишь в том случае, если необходимое и

усиливающееся напряжение при штрихе «вниз» будет обязательно сменяться

расслаблением по мере приближения к колодке.

Не следует в спешном порядке навязывать ребенку новые, непривычные

ощущения и навыки. Необходимо провести своеобразную «двигательную

13

подготовку»,

при

помощи

ненавязчивых

подготовительных

движений,

маленьких упражнений, имитирующих основные движения и навыки игры на

инструменте.

Ученик, сидя за инструментом, берет в правую руку лист бумаги, кисть

при этом имеет положение для свободного держания смыка, и выполняет

свободные, широкие движения рукой, перпендикулярно струнам. Таким

образом,

имитируя

ведение

смычка,

мышечные

усилия

при

этом

минимальны. Держание

смычка,

так

называемым,

«осевым

кольцом»

осуществляется вторым и третьим пальцами, и противостоящим им большим

пальцем. Средний палец, как самый длинный, несколько выступает за

пределы колодки, касаясь серединой ногтевой фаланги металлического

ободка. Пальцы расположены перпендикулярно к трости. Это исходное

положение должно приближаться к естественному состоянию пальцев в

свободно висящей кисти. Вопрос о согнутости или вытянутости большого

пальца решается в зависимости от его строения у каждого исполнителя, т.к.

степень согнутости суставов в состоянии их полного расслабления у разных

лиц неодинакова.

Следует подчеркнуть, что расположение пальцев на древке, которое мы

называем «исходным» встречается в процессе игры лишь в области

середины смычка, и то только в какой - то определенный момент движения.

Нельзя рассматривать элементы, из которых складывается игровой процесс,

статически. Подвижное держание смычка непрерывно меняет взаимное

расположение всех пальцев на трости в зависимости от направления и

момента движения смычка, характера штриха. Если второй, третий, большой

пальцы осуществляют непосредственно держание смычка, то каковы функции

указательного пальца и мизинца?

Если взять смычок в исходное положение и держать его горизонтально

вне инструмента, то мизинец тотчас получает нагрузку, т.к. ему приходится

уравновешивать вес смычка. Значит, усилия мизинца направлены, главным

образом, на нижнюю часть смычка - от колодки до центра тяжести.

14

Мизинец как бы снимает лишний вес для достижения прозрачной,

«невесомой» звучности рр, ррр. Указательный палец является основным

передатчиком всего многообразия тонких мышечных усилий правой руки.

Кроме этого, оба пальца поддерживают прямолинейность движения смычка

по струне, выравнивают малейшие отклонения от основного игрового

направления. Сгибание конечных суставов указательного пальца подтягивает

конец смычка вверх, сгибание мизинца опускает конец смычка вниз.

На первичном этапе обучения можно использовать упражнение «Качели».

Цель упражнения - роль большого, указательного пальцев и мизинца при

удержании смычка. Ученик представляет, что большой палец - основание

качелей, друзья качаются; то один поднимается вверх, то другой (смычок

удерживается в горизонтальном положении). Это упражнение укрепит

мизинец, скоординирует движения указательного и большого пальцев. Конец

смычка поднимается то вверх, то опускается вниз. Вращения смычка, в

данном случае, происходят вокруг игровой оси и ограничиваются игровой

плоскостью, образуемой тростью и волосом смычка. Это важнейшее

движение двойного рычага постигается учащимися довольно легко.

Труднее дается второе, не менее важное движение - продольное

вращение. Ось вращения в этом случае проходит через центр древка

смычка. Движения пальцев совершаются не раздельно, а одновременно,

причем сгибание конечных фаланг пальцев совпадает с разгибанием

основных и наоборот. Вращать древко вокруг продольной оси может как

большой, так и основные пальцы. Для равномерного распределения усилий

целесообразнее всего производить продольное вращение всеми пальцами.

Кроме этих двух движений - двойного рычага и продольного вращения,

возможны вращения вокруг оси, перпендикулярной к оси вращения смычка,

когда еле заметные сгибания конечных суставов указательного пальца и

мизинца направляют трость смычка по нужному пути. Перечисленные

мелкие

движения

почти

никогда

не

совершаются

самостоятельно

и

изолировано.

Они

почти

всегда

являются

компонентами

сложного,

15

целостного движения. Но для того, чтобы свободно овладеть этими

малозаметными, но важнейшими элементами движений, их необходимо

изучить отдельно, так как они весьма специфичны и почти не имеют

аналогов в обычной жизни. Осваивать игровые навыки первое время полезно

вне инструмента (например, на карандаше), чтобы найти ощущение каждого

движения в отдельности и уяснить его зрительно.

Подготовительные упражнения с карандашом:

1. Берем карандаш и формируем правильную конфигурацию пальцев - четыре

пальца слегка разобщены и округлые, большой палец также округлый и

приставляется против второго пальца. Кисть свободно висит, как гроздь

винограда.

2. Держа карандаш на весу, ударять « подушечками» пальцев по стержню

карандаша попеременно.

3. Держа карандаш, катать его между четырьмя и большим пальцами,

добиваясь свободной пластичности движений.

4. Упражнение «Качели».

5. Приближать и удалять карандаш к ладони, сгибая и разгибая пальцы,

как будто раскатываем тесто.

6. Вращать кистью с карандашом в одну и другую сторону.

7. Производить движения кистью вверх и вниз (как делают при прощании

или игре в мяч об пол).

8. Производить перемещение по карандашу посредством перебора пальцами.

Чтобы кисть приняла куполообразную форму («свод») предложить

ученику подержать небольшой мячик (например, теннисный), при этом

акцентируем внимание ребенка, на том, что держать мячик необходимо

«цепко» и в тоже время с минимальными мышечными усилиями. «Сила без

судорожности, свобода без усилий» (Д. Тартини).

Следует сразу обратить внимание на положение локтя правой руки. Его

высота, прежде всего, зависит от уровня струны, по которой ведется

смычок: на струнах Ре и Соль локоть устанавливается на средней высоте;

16

на струне Ля несколько выше, а на струне До - немного ниже, чем на

средних струнах. Положение локтя обусловлено также индивидуальным

строением руки, как правило, локоть необходимо удерживать на средней

высоте. Очень высокое положение локтя быстро утомляет руку, а слишком

низкое во многих случаях затрудняет свободное ведение смычка.

Задача преподавателя, начиная с первоначального этапа обучения,

состоит в том, чтобы научить ребенка правильным игровым движениям.

Необходимо помнить, что в вопросах начальной постановки не может быть

мелочей. Незначительные на первый взгляд недостатки и упущения как со

стороны педагога при работе в классе, так и в контроле родителей во время

занятий дома со временем могут перерасти в существенные проблемы и

даже сложности со здоровьем.

Заключение

Овладение свободными исполнительскими движениями связано с

врожденными способностями и наклонностями ученика, с его природным

темпераментом,

свойственной

ему

силой

и

подвижностью

нервных

17

процессов. Однако не меньшую, если не большую роль играет и высокая

культура психофизического воспитания молодого музыканта, привитие ему

правильных навыков работы над игровыми движениями.

Неправильные навыки, усвоенные учащимися на первоначальном этапе

обучения, очень трудно исправить, поэтому необходимо соблюдать в

обучении последовательность, постепенность в возрастании трудностей,

особенно

в

начальном

периоде

обучения,

когда

учащиеся

начинают

овладевать сложными навыками постановки, звукоизвлечения, интонации и

основными техническими приемами.

Педагогу необходимо очень тщательно продумать методику обучения,

добиваясь постепенного перехода от менее трудных заданий к более

сложным, подбирая учебный материал, доступный для ученика, как со

стороны художественного содержания, так и техники исполнения.

С первых уроков ученик должен быть приучен внимательно слушать себя

во время игры, сознательно контролировать качество звука, точность

интонации, стремиться к достижению свободных, согласованных движений

рук. Путем образных пояснений и показа на инструменте педагогу нужно

добиться того, чтобы ученик понимал изучаемые приемы игры и умел

сознательно применять их.

Педагог, работающий с детьми, должен глубоко понимать детские

интересы, уметь выявить индивидуальные особенности и возможности

учащегося,

создать

условия

для

самореализации,

самопознания

и

самоопределения личности.

Список используемой литературы

1. Хуго Беккер и Дано Ринар. Техника и искусство игры на виолончели.

Москва 1978г.

2. А.В.Броун. Очерки по методике игры на виолончели. Музгиз 1960г.

3. Р.Сапожников. Первоначальное обучение виолончелиста. Музгиз 1962г.

18

4. Ф.Штейнгаузен Физиология ведения смычка. Издание Музторг 1930г.

5. В.Бирина Особенности начального обучения игре на виолончели. Москва

1988г.

6. В.Мазель

Музыкант

и

его

руки.

Книга

первая.

Издательство

«Композитор» С-Петербург 2002г.

19



В раздел образования