Напоминание

«Развитие творческих способностей учащихся посредством участия в создании школьной литературной газеты»


Автор: Гаврилова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №21
Населённый пункт: г.Шахты
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие творческих способностей учащихся посредством участия в создании школьной литературной газеты»
Раздел: среднее образование





Назад




Гаврилова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №21 г.Шахты

«Развитие творческих способностей учащихся

посредством участия в создании школьной

литературной газеты»

«Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери,

а не в том, чтобы проталкивать в них ученика»

Артур Шнабель,

австрийский пианист и педагог

I. ВСТУПЛЕНИЕ

Современное общество ставит перед выпускником новые задачи. Это

должна быть активная, конкурентоспособная, эрудированная, коммуникабельная,

готовая к непрерывному самосовершенствованию и творчеству личность,

умеющая ставить перед собой цели и добиваться их. Школьному учителю в

становлении такой личности отводится немаловажная роль, и творчески

работающий педагог всегда к традиционным приёмам будет добавлять новые,

чтобы заинтересовать ребёнка, сделать процесс обучения увлекательным,

выявить и развить его творческие способности.

Ученые доказали, что любой ученик способен к творчеству, поэтому

необходимо

умело

организовать

деятельность,

побуждающую

каждого

школьника к раскрытию своих творческих способностей не только на уроке, но и

во внеурочное время. Именно внеклассная работа способствует удовлетворению

индивидуальных потребностей тех обучающихся, которые стремятся глубже

усвоить материал, проявить себя в практической деятельности. Этому и

способствует участие в издании школьной газеты.

II. АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Работа по изданию школьной литературной газеты

сегодня особенно

актуальна,

так

как

современное

общество

переживает

настоящий

информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое

применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально

использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток информации. От её

грамотного

использования

во

многом

будет

зависеть

успех

социально-

технических преобразований.

Также он будет зависеть от того, насколько

учителю удастся сформировать информационную культуру личности.

Одной из важных образовательных задач учителя-словесника является

формирование у школьника речевых компетенций,

«свободное владение

основными видами речевой деятельности, активизация речевой деятельности;

освоение

и

использование

специфики

языка

изящной

словесности;

использование

функциональных

стилей

языка

в

речевой

практике;

совершенствование навыков устной и письменной речи, умений и навыков

интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества.»

1

Перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности,

овладевающим

информационной

культурой,

ставятся

следующие

цели:

научиться читать, писать, слушать и говорить. Их достижение приводит к

овладению культурой чтения, письма, слушания, речи. Эти компоненты

составляют коммуникативную основу информационной культуры личности.

Сейчас в правительстве РФ много говорится о снижении читательского

интереса учащихся и необходимости вернуть практику выпускного сочинения.

Основная его цель,

как подчеркнул

руководитель Рособрнадзора Сергей

Кравцов, - «привить навыки правильного и логичного изложения мыслей».

Министр науки и образования РФ Дмитрий Ливанов отметил: «Нам не надо

воспроизводить то, что было 10–20 лет назад: тогда это были малопонятные

школьникам темы, 10–11-классники часто просто заучивали тексты. Нам нужно,

чтобы сочинение в его новой форме проверяло способность выпускников

самостоятельно мыслить, излагать мысли, делать выводы, анализировать…

необходимо ориентировать обучение в старших классах школ на развитие этих

способностей, а сочинение должно проверять уровень этого развития».

Я считаю, что работа в творческой группе по созданию школьной

литературной

газеты является дополнительным тренингом развития таких

способностей.

III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цель данной работы: развитие тех способностей учащихся, которые нужны им

самим и обществу, чтобы быть востребованными, конкурентоспособными в

современном мире.

Основные задачи:

1.Образовательные

- повышение интереса к учебе через исследовательскую работу;

- совершенствование и развитие навыков литературного творчества;

- повышение грамотности.

2. Воспитательные

- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы;

- воспитание информационной культуры;

- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции;

-воспитание любви к своей Родине, русскому языку;

-формирование активной гражданской позиции,

-проведение профориентации.

3. Развивающие

- повышение коммуникативных способностей детей

- повышение статуса детей в школьном коллективе

- реализация творческих способностей через журналистскую деятельность

IV. ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И АВТОРСТВА

1

Наумова Т.А., Сердобинцева Е.А. Современные измерения литературных компетенций

школьников: базовый и национально-региональный компонент. // Успехи современного

естествознания. 2010. – № 12 – С. 40-41

Данная методическая система базируется на личном опыте учителя и

содержит материалы, разработанные и внедрённые в практику:

применение коммуникативного метода обучения при работе с

разными газетными жанрами,

обучение теории стихосложения и написание стихотворных, а также

песенных текстов,

система работы над сочинением разных видов,

краеведческая направленность в работе с текстами,

практико-ориентированные проекты .

Особенность системы в том, что она опирается на повторение, обобщение и

систематизацию знаний по литературному редактированию, культуре речи,

расширяет сведения по лексике и грамматике. Занятия учат правильно выражать

свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих

способностей, интереса к литературному творчеству.

Методическая система по формированию творческих

способностей

учащихся посредством участия в создании школьной литературной газеты

наполняет процесс обучения личностным отношением к происходящему на

уроке и во внеурочной деятельности. Она формирует критическое мышление,

способность

видеть

необыкновенное

в

привычном,

чувствовать

красоту

окружающего мира, широту душевных человеческих качеств; развивает умение

логично и связно излагать свои мысли; учит быть патриотом России, гордиться

своей малой родиной; выявляет одарённых детей, даёт возможность провести

первые

профессиональные

пробы

пера.

Система

повышает

мотивацию

школьников к овладению языком, что приводит к повышению качества знаний и

высоким результатам на государственной аттестации.

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ.

личностно – ориентированный подход учитывает особенности учащихся,

способствует обучению свободно и творчески мыслить;

коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в

процессе создания, выпуска и реализации газеты;

деятельный характер обучения позволяет работать индивидуально, в

парах, группах;

взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке

постоянных рублик, разделов, тематических выпусков газет;

поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному

владению письменной речью при создании заметок, статей.

VI. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ.

В ходе работы над длительным коллективным творческим проектом учитель

должен увлечь школьников идеей его создания, помочь сформировать задачи

деятельности, основные положения проекта, постоянно контролировать процесс

создания

газетного

номера,

консультировать

учащихся,

направлять

их,

подбадривать, поддерживать дух творчества.

VII. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Работа по данной системе формирует выпускника, владеющего русским

литературным языком в устной и письменной форме для общения в различных

ситуациях. Он конкурентоспособен, интересуется проблемами современного

общества. Имеет активную гражданскую позицию. Это творческий человек,

умеющий логически мыслить, ясно излагать свою позицию.

VIII. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ИДЕИ.

Современные школьники - творческие личности. Учащиеся СОШ № 10

поселка Лежнево активно занимаются в музыкальной, художественной школах,

посещают театральные студии «Ровесник» и «Эврика», обучаются вокалу в

студии «Мистерия», оттачивают искусство танца в народном коллективе

«Родник». Это во многом определило направление моей педагогической

деятельности.

Демократический

стиль

общения

с

ребятами,

посещение

концертов, выставок, спектаклей с их участием дают мне возможность вести

диалог на основе равноправия, доверия и взаимного уважения.

Школьная литературная газета – ещё один способ самореализации, развития

ученика, способ привлечения подростков к участию в работе СМИ. Реализация

данной системы нацелена на совершенствование основных видов речевой

деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и

практическую подготовку.

Подготовка газетного и журнального материала

требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это и

рукописная подготовка заметок, и редактирование собранного материала, и

компьютерный набор материала, и правка, макетирование и много другое.

Создание

газеты

ориентирует

на

исследовательскую

работу.

Она

способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию

операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений

применения ИКТ,

способствует сплоченности учащихся, повышению их

коммуникативных способностей, повышению статуса в школьном коллективе.

Этапы работы:

Организационный

сбор команды

разработка структуры редакции

разработка Положения о газете

определение направленности статей

распределение обязанностей*

Обучающий

проведение обучающих занятий:

работа с компьютерными программами

изучение сканера, фотоаппарата

культура речи, стилистика

основы литературной правки

журналистика

Выпуск газеты

определение темы выпуска

сбор материалов

коррекция

создание макета, его редактирование

утверждение окончательного варианта

печать тиража

распространение выпуска

*

Рекомендации по распределению обязанностей в редакционной группе:

«должность»

совет по подбору «кадров»

обязанности

Главный редактор

Филолог, владеющий ИКТ

Примечание: помогать в работе

учителю-филологу может учитель

информатики

Осуществляет контроль, помогает пла-

нировать номера, рецензирует, корректи-

рует и даже подвергает цензуре поступа-

ющие материалы

Редактор

Старшеклассник, хорошо владеющий

ИКТ, коммуникативный, грамотный

Помогает планировать выпуск,

направляет ребят в поиске тем для

номеров, рецензирует.

Корреспонденты

Ребята разных возрастов,

коммуникативные, интересующиеся

жизнью вокруг

Осуществляют сбор материала,

активизируют учащихся на написание

творческих работ

Фотографы

Ребята разных возрастов, желательно

посещающие фотокружок

Предоставлять фотоотчёт о школьных

мероприятиях, экскурсиях, встречах с

интересными людьми.

Верстальщик

Старшеклассник, умеющий работать с

различными компьютерными

программами

Создает макет номера в компьютерной

программе

Наборщик

Старшеклассник, быстро и грамотно

набирающий тексты на компьютерной

клавиатуре

Переводит рукописный текст статей в

печатный

Корректор

Старшеклассник, владеющий нормами

литературного языка

Корректирует статьи, исправляет разные

виды ошибок

Тематическая направленность статей

направление

тематика

Литературо-

ведение

Интересные факты из жизни писателей и поэтов

Виртуальные экскурсии в усадьбы поэтов и писателей

Статьи о писателях-юбилярах

Книги — юбиляры.

Нобелевские лауреаты в области литературы.

История создания литературного произведения

Языкознание

Учёные-лингвисты

Занимательные лингвистические факты

Лингвистические задачи

Люби и

изучай свой

край

Впечатления об экскурсиях по губернии и России.

Интервью с местными поэтами.

Экологические зарисовки

Рассказы о встречах с интересными людьми.

Репортажи со школьных праздников

Проекты

Исследовательские проекты по литературе

Исследовательские проекты по языкознанию

Социальные проекты

Волонтёрское

движение

Статьи-отчёты о проведённых волонтёрских акциях

Информация о предстоящих акциях

Творчество

Школьные и конкурсные сочинения.

Интересные подборки из школьных сочинений.

Стихотворные пробы учащихся.

Иллюстрации к литературным произведениям

Конкурсы и

олимпиады

Примеры олимпиадных и конкурсных заданий

Анонсы конкурсов по русскому языку и литературе

Важно!

1.Стимулировать учащихся к работе над систематическим созданием выпуска

2.Проводить рекламную акцию по созданию и распространению выпусков

3.Способствовать расширению школьной литературной газеты

4. Обеспечить регулярный выпуск школьной литературной газеты 1 раз в месяц

IX. РЕФЛЕКСИЯ.

Ученики знакомятся с аспектами культуры письменной речи, совершенствуют

навыки работы над статьями, учатся брать интервью и оформлять его,

осуществлять орфографическую, пунктуационную и стилистическую правку,

раскрывают

творческие

способности,

расширяют

кругозор,

развивают

логическое мышление, проявляют гражданскую позицию.

X. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

В результате работы по выпуску газетного, журнального материала

возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и

развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают

первый журналистский опыт.

Таким образом, грамотно спланированная и реализованная в жизнь

система работы по

созданию школьной литературной газеты

позволяет

добиться повышения интереса школьников к филологическим дисциплинам,

приводит

к

повышению

качества

знаний,

воспитывает

ответственность,

коммуникабельность, умение логично и красноречиво излагать свои мысли,

формирует навыки работы в коллективе. Учащиеся, принимающие активное

участие в создании газеты, занимают и активную жизненную позицию, являются

конкурентоспособными в условиях современного общества.

О результативности методической системы и качестве

образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

Высокий уровень сдачи моими выпускниками ГИА и ЕГЭ по русскому

языку литературе

Победа и призовые места моих воспитанников на региональном этапе

Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2013 и 2014 годах

Ежегодные победы и призовые места моих учащихся в муниципальных

турах Всероссийской олимпиады школьников по литературе и русскому

языку

Многочисленные победы и призовые места моих учеников в творческих

конкурсах, фестивалях, конференциях, проектах, предметных олимпиадах

и конкурсах различного уровня ( в том числе сетевых и дистанционных)

Поступление выпускников на бюджетные места ЮФУ

Данная методическая система реализуется в школе на протяжении 6 лет,

она работает, эффективна и результативна. Материалы методической системы

неоднократно были представлены педагогическому сообществу и получили

высокую оценку. Элементы данной системы внедряют в свою работу учителя

других школ района, отмечая стабильный положительный эффект.



В раздел образования