Напоминание

"Портфолио ученика как отражение уровня сформированности личностных УУД".


Автор: Ситникова Елена Дмитриевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 6 г. Горно-Алтайска"
Населённый пункт: г. Горно-Алтайск
Наименование материала: статья
Тема: "Портфолио ученика как отражение уровня сформированности личностных УУД".
Раздел: среднее образование





Назад




«Портфолио ученика как отражение уровня

сформированности личностных УУД».

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

говорится

о

необходимости формирования у ученика личностных качеств: уверенность в себе,

инициативность,

овладение

навыками

общения

и

сотрудничества.

И

именно

портфолио поможет ребенку лучше узнать себя, свои сильные стороны, так как

преимущество портфолио состоит в том, что оно является многофункциональным

инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Слово

портфолио

было

известно

еще

в

эпоху

Ренессанса,

когда

этим

англоязычным

термином

называли

альбом

с

фотографиями

для

предъявления

художниками и архитекторами, претендовавшими на место в Академии художеств. В

80- х годах ХХ века в США возникла идея применения портфолио в школе. И уже

через 10 лет эта идея охватила весь мир. В 2004 году Министерство образования РФ

разработало

концепцию

«

портфолио

достижения

ученика»,

которая

поможет

проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам

и скрытые таланты.

Так что же такое портфолио?

Это прежде всего форма целенаправленной систематической и непрерывной оценки

и

самооценки

учебных

результатов

учащихся,

коллекция

работ

учащихся,

всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия,

приложенные к их достижению, а так же очевидный прогресс в знаниях учащихся

по сравнению с его предыдущими результатами.

Цель

создания

портфолио:

показать

личностный

прогресс

ученика,

способствующий формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений

анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать, а также развитие

самоанализа и самооценки.

Что такое портфолио?

Портфолио ученика школы – это, своего рода, дневник роста – «Дневник моих

достижений». Основное его назначение - продемонстрировать достижения ученика в

различных областях деятельности:

учебной;

творческой;

социальной;

коммуникативной

Портфолио ученика:

является

современным

педагогическим

инструментом

сопровождения

развития и

оценки

достижений

учащихся,

ориентированным

на

обновление и совершенствование качества образования;

реализует

одно

из

основных

положений

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

общего

образования

второго

поколения

формирование универсальных учебных действий;

позволяет

учитывать

возрастные

особенности

развития

универсальных

учебных действий учащихся младших классов;

предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную

деятельность

на

основе

проблемного

анализа,

рефлексии

и

оптимистического прогнозирования.

Портфолио

как

инновационный

продукт носит

системный

характер.

В

образовательном процессе начальной школы он используется как:

процессуальный способ фиксирования достижений учащихся;

копилка полезной информации;

наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;

Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного

образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

учитывает

особенности

развития

критического

мышления

учащихся

путем использования

трех

стадий:

вызов

(проблемная

ситуация)

осмысление – рефлексия;

позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять

активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Приоритетными

целями использования

технологии

портфолио

являются:

выявление способностей и возможностей ребенка.

Задачи:

1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

2. поощрять их активность и самостоятельность;

3. развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;

4. формировать

умение

учиться,

т.

е.

УУД

ставить

цели,

планировать

и

организовывать собственную учебную и внеклассную деятельность. И как результат

– способствовать повышению качества образования и воспитания.

Эти задачи, возможно решить, если понимать, что портфолио – нечто большее,

чем просто папка ученических работ, это спланированная заранее индивидуальная

подборка достижений учащегося.

Портфолио ученика ведется на протяжении всех лет обучения начиная с первой

ступени

образования.

Работа

с

портфолио

должна

быть

систематической

и

постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность,

чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого

ученика, развивая универсальные учебные действия.

О п ы т

р а б о т ы

с

п о р т ф о л и о .

Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть не только

учебного процесса, но и внеурочной деятельности. Максимальной эффективности

процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу

творческого поиска и исследовательской деятельности.

Проанализировав литературу и документацию по этому вопросу, опыт прошлых лет,

столкнулись со следующими проблемами:

1. На сегодняшний день существует много вариантов ведения портфолио в школе, но

нет единых подходов и требований к введению данной технологии. В начальной

школе портфолио ведется по учебным дисциплинам, в средней – по разделам. В

связи с этим возникает необходимость выработки единой методологической основы.

В нашей школе мы разработали ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио. Портфолио наших

учеников состоит из следующих разделов и работа с каждым из них построена так,

чтобы эффективно шло формирование УУД.

Раздел 1

«Мой мир» - даёт возможность познакомиться с личностью создателя.

Этот раздел может содержать информацию, которая интересна и важна для ребёнка,

например:

"Мое

имя"

-

информация

о

том,

что

означает

имя,

можно

написать

о

знаменитых людях, носивших и носящих это имя.

"Моя семья" - рассказ о своей семье.

"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах.

"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об интересах, увлечениях.

"Мои увлечения" - рассказ о том, чем увлекается ребёнок.

«Моя школа»- рассказ о школе и педагогах.

"Мои

любимые

школьные

предметы"

-

небольшие

заметки

о

любимых

школьных

предметах. Можно вложить написанные

проверочные работы и

т е с т ы ,

а также

рисунки,

доклады,

собираются

таблицы,

графики,

показывающие

динамику

обученности

по

различным

предметам,

что

позволяет увидеть и проследить уровень сформированности УУД.

В результате

работы учащихся с данным разделом формируются регулятивные и

личностные УУД, т.к. ребятам приходится учиться планировать и корректировать

свои

действия,

давать

оценку

своей

учебной

деятельности,

формируется

мотивация к дальнейшему обучению.

Заполнение

рубрик

данного

раздела

помогает

сформировать

у

учащегося

познавательные и коммуникативные УУД, так как предполагают активную работу с

информацией и её презентацию.

Раздел 2

«Мои планы и мечты» посвящен планированию школьниками своей

деятельности на учебный год:

чему ученик хочет научиться, какие умения считает

нужным усовершенствовать, что новое хочет узнать.

Раздел 3 «Моя общественная работа» включает всю внеурочную деятельность

ученика (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на

школьном дворе, субботник и т.д.). Ценность работы с данным разделом состоит в

том,

что

происходит

мотивация

к

активной

общественной

работе

и

развитие

личностных и коммуникативных УУД.

Раздел 4 «Мои впечатления» состоит из фотографий праздников и мероприятий

(например: экскурсии, поездки, походы, праздники, классные часы) и комментариев

и отзывов к ним: когда состоялось мероприятие и какое я принимал в нем участие,

что позволяет развивать навыки рефлексии.

Раздел 5 «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов,

дипломов,

похвальных

листов,

что

помогает

проследить

динамику

личностного

роста, сформировать ситуацию успеха.

Раздел 6 «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий.

Сюда

включаются

исследовательские

и

проектные

работы

(указываются

темы,

изученные

материалы,

дается

описание

работы,

возможно

приложение

в

виде

фотографий,

текста

работы). Работая

с

этим

разделом,

учащиеся

учатся

анализировать

свои

работы

и

презентовать

их.

Развиваются

регулятивные

и

к о м м у н и к а т и в н ы е

У У Д .

Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом

его стараний. Например: принял активное участие в подготовке к внеклассному

мероприятию;

выучил

и

великолепно

рассказал

стихотворение,

самостоятельно

подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.

2. Другая проблема, которая может возникнуть при работе с портфолио – это то, что

оно может превратиться в папку для сбора документов, а работа с ним сведётся к

погоне за новыми грамотами и дипломами, что полностью перечёркивает ценность

этой работы. В связи с этим встаёт вопрос «Как сделать работу с портфолио

эффективной для развития личности учащегося?

Для решения этого вопроса мы выработали единые методы и формы работы.

Была

разработана

процедура

презентаций

портфолио,

которая

состоит

из

нескольких этапов:

1. презентация после прохождения каждого раздела в минигруппах;

2. презентация всего портфолио внутри класса;

3. представление более полных портфолио в конце года;

4. показ родителям на родительском собрании в конце года;

5. подведение итогов и награждение по номинациям в конце года на итоговом

концерте.

Данные методы помогают формировать все УУД.

С родителями провожу собрания, где информирую их о том, как помочь ребёнку

дома при заполнении портфолио.

Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной

деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с помощью

родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления

ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом,

чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио,

поскольку

в

процессе

работы

неизбежно

происходит

осмысление

своих

достижений,

формирование

личного

отношения

к

полученным

результатам

и

осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолио взрослыми

без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право

выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. Важно,

что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор.

Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или

иной

теме,

обсуждать

с

ними

различные

способы

демонстрации

достижений,

рекомендовать

рубрики,

давать

советы

по

оформлению.

На

работу

с

каждым

разделом отводится 1,5 месяца.

1-3 неделя – сбор материала.

4 неделя – анализ материала.

5 неделя – оформление работ.

6 неделя – представление, защита работ.

К концу учебного года получается объемный красочный и интересный альбом, в

котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение

к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки

ученика,

позволяет

ребенку

взглянуть

на

себя

со

стороны,

раскрывает

индивидуальные

возможности

и

творческий

потенциал.

Ведь

папка

личных

достижений

является

«технологией

всматривания

в

себя,

которая

понадобится

ребенку на протяжении всей его жизни».

Закончить выступление хочется словами Э. Хаббарта:

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

А портфолио, при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели.



В раздел образования