Автор: Ситникова Елена Дмитриевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 6 г. Горно-Алтайска"
Населённый пункт: г. Горно-Алтайск
Наименование материала: статья
Тема: "Портфолио ученика как отражение уровня сформированности личностных УУД".
Раздел: среднее образование
«Портфолио ученика как отражение уровня
сформированности личностных УУД».
В
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
говорится
о
необходимости формирования у ученика личностных качеств: уверенность в себе,
инициативность,
овладение
навыками
общения
и
сотрудничества.
И
именно
портфолио поможет ребенку лучше узнать себя, свои сильные стороны, так как
преимущество портфолио состоит в том, что оно является многофункциональным
инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений.
Слово
портфолио
было
известно
еще
в
эпоху
Ренессанса,
когда
этим
англоязычным
термином
называли
альбом
с
фотографиями
для
предъявления
художниками и архитекторами, претендовавшими на место в Академии художеств. В
80- х годах ХХ века в США возникла идея применения портфолио в школе. И уже
через 10 лет эта идея охватила весь мир. В 2004 году Министерство образования РФ
разработало
концепцию
«
портфолио
достижения
ученика»,
которая
поможет
проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам
и скрытые таланты.
Так что же такое портфолио?
Это прежде всего форма целенаправленной систематической и непрерывной оценки
и
самооценки
учебных
результатов
учащихся,
коллекция
работ
учащихся,
всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия,
приложенные к их достижению, а так же очевидный прогресс в знаниях учащихся
по сравнению с его предыдущими результатами.
Цель
создания
портфолио:
показать
личностный
прогресс
ученика,
способствующий формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений
анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать, а также развитие
самоанализа и самооценки.
Что такое портфолио?
Портфолио ученика школы – это, своего рода, дневник роста – «Дневник моих
достижений». Основное его назначение - продемонстрировать достижения ученика в
различных областях деятельности:
учебной;
творческой;
социальной;
коммуникативной
Портфолио ученика:
является
современным
педагогическим
инструментом
сопровождения
развития и
оценки
достижений
учащихся,
ориентированным
на
обновление и совершенствование качества образования;
реализует
одно
из
основных
положений
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования
второго
поколения
–
формирование универсальных учебных действий;
позволяет
учитывать
возрастные
особенности
развития
универсальных
учебных действий учащихся младших классов;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную
деятельность
на
основе
проблемного
анализа,
рефлексии
и
оптимистического прогнозирования.
Портфолио
как
инновационный
продукт носит
системный
характер.
В
образовательном процессе начальной школы он используется как:
процессуальный способ фиксирования достижений учащихся;
копилка полезной информации;
наглядные доказательства образовательной деятельности ученика;
Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного
образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
учитывает
особенности
развития
критического
мышления
учащихся
путем использования
трех
стадий:
вызов
(проблемная
ситуация)
–
осмысление – рефлексия;
позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять
активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Приоритетными
целями использования
технологии
портфолио
являются:
выявление способностей и возможностей ребенка.
Задачи:
1. поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
2. поощрять их активность и самостоятельность;
3. развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;
4. формировать
умение
учиться,
т.
е.
УУД
–
ставить
цели,
планировать
и
организовывать собственную учебную и внеклассную деятельность. И как результат
– способствовать повышению качества образования и воспитания.
Эти задачи, возможно решить, если понимать, что портфолио – нечто большее,
чем просто папка ученических работ, это спланированная заранее индивидуальная
подборка достижений учащегося.
Портфолио ученика ведется на протяжении всех лет обучения начиная с первой
ступени
образования.
Работа
с
портфолио
должна
быть
систематической
и
постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность,
чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого
ученика, развивая универсальные учебные действия.
О п ы т
р а б о т ы
с
п о р т ф о л и о .
Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть не только
учебного процесса, но и внеурочной деятельности. Максимальной эффективности
процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу
творческого поиска и исследовательской деятельности.
Проанализировав литературу и документацию по этому вопросу, опыт прошлых лет,
столкнулись со следующими проблемами:
1. На сегодняшний день существует много вариантов ведения портфолио в школе, но
нет единых подходов и требований к введению данной технологии. В начальной
школе портфолио ведется по учебным дисциплинам, в средней – по разделам. В
связи с этим возникает необходимость выработки единой методологической основы.
В нашей школе мы разработали ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио. Портфолио наших
учеников состоит из следующих разделов и работа с каждым из них построена так,
чтобы эффективно шло формирование УУД.
Раздел 1
«Мой мир» - даёт возможность познакомиться с личностью создателя.
Этот раздел может содержать информацию, которая интересна и важна для ребёнка,
например:
"Мое
имя"
-
информация
о
том,
что
означает
имя,
можно
написать
о
знаменитых людях, носивших и носящих это имя.
"Моя семья" - рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах.
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - рассказ о том, чем увлекается ребёнок.
«Моя школа»- рассказ о школе и педагогах.
"Мои
любимые
школьные
предметы"
-
небольшие
заметки
о
любимых
школьных
предметах. Можно вложить написанные
проверочные работы и
т е с т ы ,
а также
рисунки,
доклады,
собираются
таблицы,
графики,
показывающие
динамику
обученности
по
различным
предметам,
что
позволяет увидеть и проследить уровень сформированности УУД.
В результате
работы учащихся с данным разделом формируются регулятивные и
личностные УУД, т.к. ребятам приходится учиться планировать и корректировать
свои
действия,
давать
оценку
своей
учебной
деятельности,
формируется
мотивация к дальнейшему обучению.
Заполнение
рубрик
данного
раздела
помогает
сформировать
у
учащегося
познавательные и коммуникативные УУД, так как предполагают активную работу с
информацией и её презентацию.
Раздел 2
«Мои планы и мечты» посвящен планированию школьниками своей
деятельности на учебный год:
чему ученик хочет научиться, какие умения считает
нужным усовершенствовать, что новое хочет узнать.
Раздел 3 «Моя общественная работа» включает всю внеурочную деятельность
ученика (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на
школьном дворе, субботник и т.д.). Ценность работы с данным разделом состоит в
том,
что
происходит
мотивация
к
активной
общественной
работе
и
развитие
личностных и коммуникативных УУД.
Раздел 4 «Мои впечатления» состоит из фотографий праздников и мероприятий
(например: экскурсии, поездки, походы, праздники, классные часы) и комментариев
и отзывов к ним: когда состоялось мероприятие и какое я принимал в нем участие,
что позволяет развивать навыки рефлексии.
Раздел 5 «Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов,
дипломов,
похвальных
листов,
что
помогает
проследить
динамику
личностного
роста, сформировать ситуацию успеха.
Раздел 6 «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий.
Сюда
включаются
исследовательские
и
проектные
работы
(указываются
темы,
изученные
материалы,
дается
описание
работы,
возможно
приложение
в
виде
фотографий,
текста
работы). Работая
с
этим
разделом,
учащиеся
учатся
анализировать
свои
работы
и
презентовать
их.
Развиваются
регулятивные
и
к о м м у н и к а т и в н ы е
У У Д .
Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом
его стараний. Например: принял активное участие в подготовке к внеклассному
мероприятию;
выучил
и
великолепно
рассказал
стихотворение,
самостоятельно
подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей.
2. Другая проблема, которая может возникнуть при работе с портфолио – это то, что
оно может превратиться в папку для сбора документов, а работа с ним сведётся к
погоне за новыми грамотами и дипломами, что полностью перечёркивает ценность
этой работы. В связи с этим встаёт вопрос «Как сделать работу с портфолио
эффективной для развития личности учащегося?
Для решения этого вопроса мы выработали единые методы и формы работы.
Была
разработана
процедура
презентаций
портфолио,
которая
состоит
из
нескольких этапов:
1. презентация после прохождения каждого раздела в минигруппах;
2. презентация всего портфолио внутри класса;
3. представление более полных портфолио в конце года;
4. показ родителям на родительском собрании в конце года;
5. подведение итогов и награждение по номинациям в конце года на итоговом
концерте.
Данные методы помогают формировать все УУД.
С родителями провожу собрания, где информирую их о том, как помочь ребёнку
дома при заполнении портфолио.
Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной
деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с помощью
родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления
ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом,
чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио,
поскольку
в
процессе
работы
неизбежно
происходит
осмысление
своих
достижений,
формирование
личного
отношения
к
полученным
результатам
и
осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолио взрослыми
без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право
выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. Важно,
что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор.
Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или
иной
теме,
обсуждать
с
ними
различные
способы
демонстрации
достижений,
рекомендовать
рубрики,
давать
советы
по
оформлению.
На
работу
с
каждым
разделом отводится 1,5 месяца.
1-3 неделя – сбор материала.
4 неделя – анализ материала.
5 неделя – оформление работ.
6 неделя – представление, защита работ.
К концу учебного года получается объемный красочный и интересный альбом, в
котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение
к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки
ученика,
позволяет
ребенку
взглянуть
на
себя
со
стороны,
раскрывает
индивидуальные
возможности
и
творческий
потенциал.
Ведь
папка
личных
достижений
является
«технологией
всматривания
в
себя,
которая
понадобится
ребенку на протяжении всей его жизни».
Закончить выступление хочется словами Э. Хаббарта:
Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
А портфолио, при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели.