Автор: Хафизова Елена Александровна
Должность: преподаватель хора и теоретических дисциплин
Учебное заведение: МКОУДО "Юрюзанская детская школа искусств"
Населённый пункт: Город Юрюзань, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль распевания в детском хоровом коллективе.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное
учреждение дополнительного образования
«Катав- Ивановская детская школа искусств»
Методические рекомендации
Роль распевания в детском хоровом
коллективе.
подготовила
Преподаватель хора и теоретических дисциплин
Хафизова Е. А.
г. Катав- Ивановск
2020 год
Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным
содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный
строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством не
только музыкального, но и эстетического воспитания.
Хор – это исполнительский коллектив, владеющий необходимыми
вокально-техническими
и
художественно-выразительными
средствами
и
достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.
Певческий голос - это природный музыкальный инструмент, который
может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи.
Конечно, если участник хора заинтересован и имеет большое желание петь в
хоре.
Есть основание считать пение одним из первых проявлений
музыкальности. Недаром и при обучении игре на музыкальных инструментах
часто говорят о пении как начале всякого серьезного музыкального
образования. Известный пианист и педагог
К.Н. Игумнов называл хоровое пение «жизненной основой музыки».
Современный методист В. Л. Михелис рекомендует в начальный период
обучения игре на фортепиано использовать ансамблевое пение, так как это, по
его мнению, является залогом успешной работы в дальнейшем.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс
музыкальных
способностей,
эмоциональная
отзывчивость
на
музыку,
обогащаются переживания ребенка. Современной наукой доказано, что дети,
занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны,
восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность
сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск
заряжает его жизненной энергией.
Хоровое пение представляет собой сложное искусство, требующее
известной автоматизации певческих приемов. Чем совершеннее певец владеет
техникой, тем больше может он сосредоточиться на художественном замысле
композитора. Поэтому выработка певческих навыков является одной из
актуальных проблем в вокальной педагогике.
Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных
упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения.
Этот
принцип
заключается
в
многократном
выполнении
простейших
операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся
система автоматически одновременно тренирует соответственные мышечные
системы.
Систематическое пение определенного количества стабильных
упражнений облегчает наблюдение за певческим развитием детей из урока в
урок, из года в год, способствует быстрейшему возникновению у поющих
устойчивых певческих навыков.
Роль руководителя хора в создании коллектива и обеспечении его
творческого роста, безусловно, велика. Конечно, большое значение имеет
общая музыкальная культура дирижера, природные данные. Но важно также
присутствие качеств, необходимых вообще для руководителя коллектива.
Имеется ввиду умение правильно организовать учебный или репетиционный
процесс, умение донести до сознания певцов хора творческую задачу и
главное
–
достаточное
обладание
силой
воли,
чтобы
настойчиво
и
непреклонно
добиваться
решения
этой
творческой,
художественно-
исполнительской задачи. Словом, волевые качества дирижера хора –
непременное условие успешной его деятельности.
Одной из главных задач распевания является не только подготовка
голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных
певческих навыков. К ним относятся:
-певческая установка;
-певческое дыхание и опора звука;
-высокая вокальная позиция;
-точное интонирование;
-ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
-различных видов звуковедения;
-дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.
Распевание хора и принципы подбора вокальных упражнений.
Занятия хора, как правило, начинают с распевания, настройки голосового
аппарата певцов к работе.
Распевание строится на специальных упражнениях, которые подбираются
соответственно возрасту, техническим задачам и уровню музыкального
развития детей. Работа над упражнениями должна приносить не только
техническую пользу певцам, но и пробуждать в них интерес к хоровому
пению.
Упражнения могут быть самыми различными и преследовать многообразные
цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание,
настраивать позиционно высоко, вырабатывать кантилену, ровность голоса,
его подвижность, гибкость, чистоту интонации, развивать гармонический
слух, четкость дикции, единую манеру звукообразования и т.п. Есть
упражнения, которые носят комплексный характер, то есть развивают
различные навыки одновременно.
Начинать надо с простейших упражнений, развивающих элементарные
певческие навыки.
На занятиях хора техническая работа должна сочетаться с работой над
музыкальной выразительностью, и тогда у детей разовьются не только
певческие
навыки,
но
и
музыкальный
вкус,
и
художественные
представления.
Хормейстер всегда должен помнить о важности постепенного развития
голосов певцов хора. Постепенность должна соблюдаться во всём:
в динамике (от средней к крайней)
в темпах (от умеренного впевания к быстрому)
в диапазоне (расширять от центра)
в технике (от простой к сложной)
от пения закрытым ртом (чем также нельзя злоупотреблять) переходить к
пению гласных и слогов
от пения лёгким звуком — к динамически и темброво насыщенному.
В хоровых занятиях упражнений не должно быть много, главное —
использовать их для решения нескольких задач, которые обязательно
должны быть чётко поставлены перед хором. Руководитель должен
качественно
показывать
упражнение,
при
необходимости
прибегая
к
сравнению неправильного и правильного их исполнения.
В начале распевания, учитывая необходимость приведения голосового
аппарата в рабочее состояние,
целесообразно применять привычные,
несложные, хорошо впетые упражнения. Так быстрее достигается нужное
звучание.
В начале каждого упражнения, какую бы цель оно не преследовало,
отрабатывается единство вдоха, одновременность вступления, единство и
чёткость какого-либо типа атаки (в основном — мягкой), единство звуковой
позиции, нюанса.
В работе с хором применяются упражнения:
на цепное дыхание,
на разные слоги (прежде всего для выравнивания гласных),
на разные штрихи, на дикцию (трудные звукосочетания, скороговорки),
на развитие диапазона,
на выравнивание регистров,
на нюансы
на выработку кантилены,
техники,
на внимание к руке дирижёра (должна быть выработана реакция на любые,
даже неожиданные требования: ферматы, изменения темпа, динамики,
штрихов).
При работе с хоровым коллективом во время распевания нужно
учитывать эмоциональный фактор. Пение не может совсем не выражать
никаких эмоций. Даже в упражнениях надо стремиться к определённой
эмоциональной окраске голоса, причём лучше соотносить пение с радостным
настроением. Поэтому упражнения в основном даются в мажорном ладу,
который легче воспринимается и связан с бодрым, оптимистическим
настроением, создающим необходимый тонус мышц. Помимо этого, любое
упражнение можно петь в разных настроениях: радостно, печально,
восторженно,
сердито,
плаксиво,
грозно
и
т.д.
(настроение
хорошо
«добавить», когда основная цель упражнения достигнута). Эмоциональность
в работе развивает музыкальность и артистизм, что важно для создания в
произведениях самых разных образов.
Распевание хора содержит в себе множество проблем. Наиболее важная
из них – педагогическая. Во – первых, уже в процессе распевания хормейстер
обязан активизировать и подчинить своей воле сознание и работу всех
певцов (то есть установить психологические контакты). Без этого ни хор, ни
хормейстер не смогут в достаточной мере проявить свои профессиональные
качества. Во – вторых, хормейстеру необходимо направлять все усилия
певцов в единое русло коллективных действий. Это значит, что любой звук,
любой
выразительный
компонент
музыки,
слова,
артистического
перевоплощения всегда рассматривается в хоре сквозь призму ансамблевых
задач.
Распевание преследует две цели:
1. подготовить хор к пению (репетиции или концерту);
2. постоянно совершенствовать и расширять запас типовых исполнительских
знаний и навыков певцов.
Различная степень подготовленности коллективов требует и различных
методов работы.
В начинающем
хоре
вокально-хоровые
упражнения
помогают хористам овладевать правильными приемами певческого дыхания,
интонирования,
воспитывать
в
певцах
внимание
к
требованиям
дирижерского жеста. По мере роста коллектива повышаются и требования к
художественно-исполнительскому мастерству, следовательно, усложняются
и вокально-хоровые упражнения.
При всем разнообразии работы каждого хормейстера, при многочисленных
исполнительских возможностях различных коллективов имеются
2 формы распевания: индивидуальная и коллективная.
Время для распевания определяется хормейстером в зависимости от
учебно–творческих целей и ближайших планов репетиции. На первых
занятиях упражнения должны занимать значительное место, им следует
отводить не 10 -15 минут, как это принято на практике, а гораздо больше.
Весь процесс делится на 3 периода:
I. Приведение певческого аппарата в рабочее состояние (разогревание
связок).
II. Распевание голосового аппарата по всему диапазону. Сюда же входит и
отрабатывание певческих приёмов.
III. Настройка коллектива.
Первым упражнением должно быть такое, которое поможет разогреть
связки. Начальное упражнение певцов должно состоять из короткой и
простой попевки. Лучше, если его петь сверху вниз т.к. пение сверху более
активирует всю певческую систему. Практика показывает, что при первых
упражнениях желательнее употребить слог «ни». Сонорная согласная «Н»
при утрированном произношении (ннн) направляет звук в верхний резонатор
(в маску), а буква «И» помогает найти высокую позицию звука. Пение лучше
начинать с удобно поющихся нот (примарных), которые находятся в среднем
регистре. Сила звучания средняя (mf), но с некоторым усилением и
уменьшением.
Второе упражнение также «разогревающего» типа – движение по
хроматизму вверх, поднимая тональности. При его исполнении силу
звучания можно немного прибавить. Затем упражнение поётся вниз до
исходных тональностей (низкая группа хорового коллектива в нисходящем
движении может спеть упражнение несколько ниже исходной тональности).
При переходе со слога «НИ» на слог «НО» нужно следить, чтобы поющие не
уходили с позиции буквы «И». Нужно напоминать также и о резонированном
звуке.
Третье упражнение предназначается для распевания по всему диапазону.
Упражнение рекомендуется исполнять по 2 раза в каждой тональности. Это
необходимо по следующей причине: если первый раз певцы могут пропеть не
очень уверенно, то при повторении, уже ощутив нужную позицию, споют
упражнение гораздо увереннее.
Перед распеванием можно предложить учащимся сделать такие
упражнения:
- наклонять голову вниз с покашливанием
- дуть на ладонь в течении 3-4 минут
- дуть на себя через сжатые губы
Эти упражнения необходимы для перевода речевого состояние гортани в
певческое, также они помогают в работе над дыханием.
Певческая установка
Для проведения качественного распевания, необходимо принять вокально-
певческую постановку корпуса. На первоначальных занятиях следует
объяснить, что для того, чтобы голос звучал легко и свободно, плечи должны
быть опущены, подбородок не поднимать. Существует две постановки
корпуса. Первая- певческая постановка корпуса в положении стоя, а другая -
в положении сидя - когда ноги упираются в пол, спина прямая и руки на
коленях. Важно заметить, что если работа над произведением будет
происходить стоя, то распеваться необходимо стоя, а если работа будет в
положении сидя, то и распеваться необходимо сидя, так как распевание
неотделимо
от
последующего
процесса
хоровой
работы,
и
должно
проводиться в тех же режимных условиях.
Дыхание
Следует обращать внимание учащихся на то, что для правильного
дыхания необходимо делать вдох через нос, а руку положить на живот и
почувствовать небольшое выпячивание передней стенки живота вперед, то
есть мышцы напрягаются. Дыхание должно быть быстрым, бесшумным,
плечи во время вдоха и выдоха не должны подниматься. В середине фразы
дыхание удерживается. Можно предложить учащимся сделать дыхательную
зарядку - встав прямо и положив руку на живот сделать вдох через нос -
«раз» - короткий вдох, «два-а-а» — плавный вдох.
Мягким сделать вдох старайся, вдыхай носом, а не ртом.
Да, смотри, не отвлекайся, сделал вдох - замри потом.
Выдох делай таким, плавным, как кружение листа,
Вот и выйдет песня славной, и свободна и чиста.
Помимо этого, учащимся объясняется понятие цепкого дыхания: в работе
над ним можно начинать распевания в хоре: по полутонам вверх и вниз.
Также, можно петь с закрытым ртом на одном дыхании, в медленном темпе.
Полезно использовать как упражнения, так и русские народные песни:
«Ты река ли...», «Ай, во поле липенька» — на слоги петь, с закрытым ртом и
со словами. Эти упражнения помогают удерживать дыхание, тренируют
дыхательный аппарат.
Дыхание связано с дирижерским жестом; если дирижерский жест
медленный - то вдох плавный, а если дирижерский жест быстрый - то вдох
короткий, яркий.
Звукообразование и звуковедение
С первого хорового занятия, нужно объяснять учащимся, что правильным
считается округлый, мягкий, близкий звук в высокой позиции на всем
диапазоне, при постоянной опоре на дыхание. Лучше постоянно учащимся
напоминать, каким должно быть положение губ при смене гласных звуков,
хормейстер должен постоянно показывать, что положение не меняется,
мышцы лица не напрягаются, рот открывается в высоту. Преимущественной
в пении остается мягкая атака звука — это активное, но не «бьющее», и
мягкое, но не вялое смыкание голосовых связок. Все гласные поются
округло. Чтобы добиться этого, полезно показывать, как они формируются:
«а» - формируется как «о», «и» - как «у», «е» и «я» - как среднее между «и» и
«э». Если в речи «и»
е
, то в пении «я»
е
. А звук «и» в начале слова формируется
как «ы». Гласная «и» делает звук значительно звонче, но пользоваться ею
надо осторожно, чтобы не появился резкий открытый тембр.
Дикция
В работе над дикцией большое значение необходимо уделять разбору
текста. Учащиеся находят в нем логические центры, ударные слоги, что
помогает проникнуть в образ произведения, эмоционально настроиться.
Четкая артикуляция содействует формированию звука и одновременно
стимулирует дыхательный аппарат. Артикуляция и дикция требует четкого
произношения, чем тише звук, тем четче произносятся слова. Некоторые
слова, буквы, произносятся совсем не так, как должны писаться, и при
разборе текста я обращаю внимание учащихся на это, например: счастье -
щастье, флаг - флак, мороз - морос, чтоб -штоп.
Также, хорошо использовать различные словосочетания, скороговорки,
начиная на РР, <тр>,реже mf. Например: «Барашеньки крутороженьки» -
проговаривая «Р» как р- р-р-р, везде, где она встречается; - по полутонам
вверх и вниз. Можно использую и Р.Н. песни: «Ходила младешенька»,
«Пойду-ль я, выйду-ль я да...», «Посею лебеду на берегу» и упражнения: Мы
пе-ре-бе-га-ли бе-ре-га, пе-ре-бе-га-ли бе-ре-га. Д-дэ, ди-до, ду,до,ди дэ...С
названием
звуков
Тра-ля-ля,
тра-ля-ля,
тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля.
Это
упражнение можно использовать и для формирования (пения в) высокой
позиции исполнения. Все эти упражнения поют по полутонам вверх и вниз.
Для развития артикуляционного аппарата целесообразно использовать
упражнения на гласные “о”, “у”. Вокальные навыки и хоровые навыки
связаны воедино. И овладение хоровыми навыками так же важно, как и
вокальными: это навыки строя ансамбля и понимание дирижерских указаний
руководителя хора. Хоровой строй - это чистота интонирования, для
достижения которой необходимо иметь одинаковое количество певцов в
партиях и хорошие вокальные данные. В детском хоре учащиеся не очень
чисто интонируют, особенно во II голосе. Можно укреплять этот голос
большим количеством чисто поющих учащихся, целесообразно ставить не
чисто интонирующих учеников между чисто поющими, т. о. дети с
малоразвитым слухом находятся среди своих сверстников, которые имеют
певческий опыт, слушают их пение, начинают подпевать и помогать своим
более опытным учащимся вести мелодию, т.е., достигается и ансамбль
внутри каждой партии и между партиями. Некоторые руководители в хоре
добиваются ансамбля искусственными средствами: ставят в партии неравное
количество
певцов,
выравнивают
силу
звука,
используют
дифференцированную расстановку нюансов. Параллельно дети учатся
понимать дирижерские жесты.
Эмоциональный фактор.
Пение не может совсем не выражать никаких эмоций. Даже в
упражнениях надо стремиться к определённой эмоциональной окраске голоса,
причём лучше соотносить пение с радостным настроением. Поэтому
упражнения
в
основном
даются
в
мажорном
ладе,
который
легче
воспринимается
и
связан
с
бодрым,
оптимистическим
настроением,
создающим необходимый тонус мышц.
Помимо этого, любое упражнение можно петь в разных настроениях:
радостно,
печально,
восторженно,
сердито,
плаксиво,
грозно
и
т.д.
(настроение
хорошо
«добавить»,
когда
основная
цель
упражнения
достигнута).
Эмоциональность
в
работе
развивает
музыкальность
и
артистизм, что важно для создания в произведениях самых разных образов.
Из вышесказанного следует, вокальные упражнения - играют важную
роль в работе с хором, как переход от речевого положения гортани в
певческое и как важное условие для развития музыкального слуха и голоса.
Работая над упражнениями хористы начинают петь чище, дикция становится
лучше, выстраивается ансамбль, а произведения затем разучиваются быстрее,
звук становится мягким, округлым. А как следствие, проделанная работа
приносит
удовлетворение
руководителю
хорового
коллектива
и
эмоциональную отзывчивость у учащихся и у слушателей-любителей
хоровой музыки.
Список использованной литературы
1.Соколов В.Л. Работа с хором. Учебное пособие. 2-е изд.. перераб.; доп. М.:
Музыка, 1985.
2. Велижанин Д.Н. Записки хормейстера. Тюмень: Вектор Бук, 2002.
3.Люш Д.В. Развитие и сохранение певческого голоса — Киев: Музична
Украіна, 1988
4. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — М.: Академия,
2003.
5. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М.:
1969.
6. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе.
– М.: Музыка, 1972.
7. Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной
школы. – М.: Музыка, 1977.
8.
Никольская-Береговская К.
Ф. Русская
вокально
хоровая
школа
от
древности до ХХI в. – М., 2003.
9. Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002.
10. Стулова Г.П. Хоровой класс. – М.: Просвещение, 1988
11. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.:
Музыка, 1985.
Примерные упражнений для распевания:
Задача
1.
Элементарные
навыки
певческого
вдоха
и
выдоха.
Правильное формирование гласных.
1.Песенка-дразнилка.
Формируются
активная
артикуляция
и
опорное
дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.
2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого
интонирования терцового тона, опорного дыхания.
3.Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
4.Формирование гласных.
Задача 2. Развитие протяженности дыхания. Работа над кантиленой и
дикцией.
1. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во
втором такте.
2.Усложнённый вариант предыдущего упражнения
.
3. Упражнение, требующие более широкого дыхания и ровности звука по
всему диапазону.
4.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону,
сглаживание регистров, использование резонаторов.
5.Высокая позиция звука, активность артикуляции, дикции.
Задача 3. Выработка подвижности голоса.
6. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.