Напоминание

кружок "Необычное рисование"


Автор: Перфильева Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: г. Нерюнгри, РС (Якутия)
Наименование материала: учебная программа
Тема: кружок "Необычное рисование"
Раздел: начальное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

Мы чудо сотворить сумеем сами

Вот этими умелыми руками.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в

единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Желание творить –

внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной

искренностью. Необходимо помочь ребенку открыть в себе творца, развить способности, которые

помогут ему стать личностью, а творческая личность – это достояние всего общества.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними

органами.

Поэтому

тренировка

рук

стимулирует

саморегуляцию

организма,

повышает

функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и

интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать

воспитанников.

Нетрадиционные

техники

рисования

это

толчок

к

развитию

воображения,

творчества,

проявлению

самостоятельности,

инициативы,

выражения

индивидуальности.

Рисование

нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение,

снимает

страх

перед

процессом

рисования.

Являясь

наиболее

доступным

для

воспитанников,

прикладное

творчество

обладает

необходимой

эмоциональностью,

привлекательностью,

эффективностью.

Программа

предполагает

развитие

у

воспитанников

художественного

вкуса

и

творческих способностей.

Программа

кружка

основана

на

принципах

последовательности,

наглядно сти,

целесообразности. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать

формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к

образному мышлению.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия

цвета, формы, объема предметов.

Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков,

которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку предлагаются различные виды

рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток, трафаретов, восковых мелков.

На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.

Каждое

занятие

сопровождается

подробным

описанием

последовательности

действий,

содержит рисунок – заготовку, над которой будет трудиться юный художник. В каждом виде работы

приведен конечный результат, к которому следует стремиться. Однако это не означает, что это

единственно возможный вариант. У ребенка, безусловно, получится иначе, но тоже хорошо, так как

при использовании предложенной техники рисования хорошие результаты получатся даже у того, кто

вообще не умеет рисовать.

Цель: формирование художественной культуры школьников, развитие природных задатков,

творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных

видах и формах художественно-творческой деятельности.

Задачи:

развитие творческих особенностей и изобразительных навыков;

расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения;

воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на

произведения искусства.

Изобразительная

деятельность

с

применением

нетрадиционных

материалов

и

техник

способствует развитию у ребёнка:

мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

внимания и усидчивости;

наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;

в

процессе

этой

деятельности

у

школьника

формируются

навыки

контроля

и

самоконтроля.

Учебно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во

часов

Дата

проведения по

плану

Дата

проведения

по факту

1

Вводное занятие.

Рисование пальцами. Смайлик

1

2

Рисование отпечатками пальцев. Львенок.

1

3

Рисование ладошкой. Дерево.

1

4

Рисование ладошкой. Собачка и слон.

1

5

Рисование ладошкой. Букет для мамы.

1

6

Рисунок ватными палочками (Пуантография).

Виноградная лоза.

1

7

Пуантография. Белый гриб.

1

8

Пуантография. Черепаха.

1

9

Пуантография и отпечатки пальцев. Ветка

рябины.

1

10

Пуантография. Белый медведь Умка.

1

11

Монотипия. Симметричный рисунок. Бабочка.

1

12

Монотипия. Симметричный рисунок. Лес у

озера.

1

13

Отпечаток листьев. Листопад.

1

14

Рисование свечкой. Снежинка.

1

15

Рисование свечкой. Звездное небо.

1

16

Рисование восковыми мелками. Кошка.

1

17

Рисование мыльными пузырьками. Капитошка.

1

18

Рисование мыльными пузырьками.

Мороженое.

1

19

Рисование мыльными пузырьками. Цветы.

1

20

Рисование с трафаретом. Белый медведь.

1

21

Рисование с трафаретом. Листья.

1

22

Фроттаж. Натирание монеток.

1

23

Кляксография. Зимние узоры

1

24

Кляксография. Моя фантазия.

1

25

Рисование 3Д. Рука. Часть 1

1

26

Рисование 3Д. Рука. Часть 2

1

27

Рисование 3Д. Бананы.

1

28

Пластилинография. Сова

1

29

Пластилинография.

1

30

Ниткография

1

31

Ниткография. Пути-дорожки.

1

32

Рисуем пузырчатой пленкой. Черепаха.

1

33

Волшебное цветное молоко.

1

34

Свободное рисование

1

Краткое описание занятий

тема

цель

материал

содержание

Рисование пальцами(2 ч)

«Смайлики»

Показать детям, что

рисовать можно не только

кисточкой, но и

пальчиками. Развивать

чувство композиции,

цветовосприятие.

Показать разные способы

рисования ( ведение

пальчиком по бумаге,

оставление отпечатка

пальцев)

Бумага,

акварель или

гуашь, губка,

влажные

салфетки.

Поговорить о передаче эмоций на

бумаге. Рассмотреть иллюстрации

смайликов.

«Львенок»

Рассмотреть традиционные

рисунки с изображением львят.

На листе бумаги правильно

расположить рисунок (размер,

местоположение)

Рисование ладошкой (3 ч)

«Дерево»

Развивать фантазию

детей, умение воплотить в

рисунке своё видение

предмета.

Бумага, краски,

губка, влажные

салфетки.

На листе бумаги дети

отпечатывают свои ладошки.

Находят сходство с каким-либо

предметом и дорисовывают

детали.

«Слон и

собачка»

«Букет для

мамы»

«Пуантография» Рисование ватными палочками (5ч)

«Виноградная

лоза».

Познакомить с новым

понятием и техникой

«Мозаика». Обогатить

изобразительный опыт

ребенка. Способствовать

развитию интереса к

рисованию.

Бумага, краски,

ватные

палочки.

Рассмотреть рисунки в технике

«мозаика». Объяснить

последовательность работы.

Дети рисуют контур предмета.

Раскрашивают или украшают

рисунок круглыми отпечатками

ватными палочками.

«Белый гриб».

«Черепаха»

«Ветка рябины».

Монотипия (2 ч)

«Бабочка»

Познакомить с жизнью

бабочек, опыляющих

растения и собирающих

нектар.

Закрепить

представление, что

предметы, имеющие

одинаковые левую и

правую стороны,

называются

симметричными.

Познакомить с техникой

монотипии. Развивать у

детей чувство гармонии и

красоты, восприятие

цвета.

Бумага,

акварель.

Рассмотреть разные виды бабочек.

Обратить внимание на форму,

строение бабочек, на узор

крыльев, на симметричность.

Сложить альбомный лист пополам.

На половинку листа нанести 2

разноцветных пятна (одно

большое, другое поменьше),

сложить половинки, прогладить

ладонью, развернуть. Теперь

нужно дорисовать головку,

туловище, усики.

«Лес у озера»

Закрепить приём

монотипии. Развивать

фантазию детей, чувство

цвета.

Бумага,

акварель.

Сложить лист пополам по длинной

стороне. На верхней половине

листа нарисовать деревья у воды.

сложить бумагу пополам,

прогладить. Пофантазировать,

дополнить рисунок деталями,

чтобы получилось отражение леса

в воде.

Отпечаток (1ч)

«Листопад»

Учить детей работать с

разными материалами

(листьями). Развивать

стойкий интерес к

рисованию, воображение.

Воспитывать

аккуратность.

Опавшие

листья, краска,

кисти, бумага.

Рассмотреть опавшие листья

Покрасить их и отпечатать на

листе бумаги.

Рисование воском (3 ч)

Рисование

свечой

«Снежинка»

Показать, что рисовать

можно не только

красками. Закрепить

умение составлять

простые узоры. Развивать

чувство композиции.

Учить детей видеть

прекрасное в обычных

предметах.

Краски,

бумага,

кусочки

свечки,

восковые

мелки.

На прогулке рассмотреть

снежинки, их форму. Нарисовать

разные снежинки по форме,

покрыть сверху голубой

акварелью.

«Звездное небо»

Рассмотреть иллюстрацию

звёздного неба. Обратить

внимание на размеры и количество

звёзд. Прорисовать свечой звёзды,

планеты, кометы, покрыть сверху

чёрной или фиолетовой

акварелью.

Восковые мелки.

«Кошка»

Нарисовать кошку восковыми

мелками. Закрасить все красками.

Рисование мыльными пузырями (3ч)

«Капитошка»

Развивать фантазию

детей, чувство цвета.

Воспитывать

аккуратность.

Бумага, жидкое

мыло,

пищевые

красители или

гуашь, ложка,

коктейльные

трубочки,

ложка.

Сделать раствор для мыльных

пузырей. Трубочкой взболтать

раствор, а затем, не вынимая из

раствора, подуть в нее, чтобы

раствор начал пузыриться.

Рисовать можно, прикладывая

бумагу к пузырящемуся раствору

или выкладывая его на бумагу

ложкой.

«Мороженое»

« Цветы»

Рисование с трафаретом (2ч)

«Цыпленок и

воробей»

Познакомить детей с

нетрадиционной техникой

рисования – печать по

трафарету с

использованием поролона.

Развивать художественно-

творческие способности.

Вызывать эмоциональный

отклик на новый способ

рисования.

Бумага,

трафареты 2-х

видов,

большие

канцелярские

скрепки,

поролон

(губка), гуашь,

кисти для

рисования.

Сделать трафарет (два кружочка

или листик в картоне вырезать),

накладываем на лист, закрепляем

скрепкой, промакиваем губкой с

краской. Снимаем трафарет и

дорисовываем детали.

«Листья»

Фроттаж (1ч)

Натирание

монеток.

Учить детей работать с

разными материалами

(монетки) и фактурными

поверхностями. Развивать

стойкий интерес к

рисованию, воображение.

Воспитывать

аккуратность.

Бумага,

различные

монетки,

карандаши,

мелки.

Кладём под лист бумаги предмет с

немного выступающим рельефом

и закрашиваем его пастелью,

мелком или не заточенным

карандашом.

Кляксография (2ч)

«Зимние узоры»

Способствовать

овладению

композиционными

умениями, способами и

приемами рисования

различными

изобразительными

материалами

Бумага,

коктейльная

трубочка,

краски

разведенные,

пипетка,

цветные

карандаши.

Пипеткой капнуть краску на

бумагу, коктейльной трубочкой

выдувать каплю в разные стороны.

Фантазируем, цв. карандашами

дорисовываем композицию.

«Моя фантазия».

Рисование 3D (3ч)

«Рука» часть 1

Развивать

пространственное

восприятие,

наблюдательность,

творческую

самостоятельность,

мелкую моторику.

Бумага,

карандаши,

фломастеры.

Нарисовать контур рисунка.

За пределами рисунка рисуем

горизонтальные линии, на самом

рисунки дугообразные.

Закрашиваем полученные полосы.

«Рука» часть 2

«Бананы»

Пластилинография (2ч)

«Рыбка»

Развивать

наблюдательность,

внимание, фантазию,

творческую

самостоятельность,

мелкую моторику.

Воспитывать интерес к

изменениям в природе

осенью

На бумаге

изображение

рыбки и совы,

пластилин,

бусины, бисер.

Приёмом придавливания и

сплющивания закрепляется

пластилин на поверхности с

предварительно нарисованным

фоном и контуром. Для

декорирования изображения

можно использовать бисер,

бусины, природные материалы и

прочее.

«Сова»

Ниткография (1ч)

«Загадки»

Развивать воображение,

ассоциативное мышление,

мелкую моторику,

координацию движения

рук.

Нитки № 10,

для вязания,

гуашь, бумага.

Альбомный лист сложить

пополам. Нитки окунуть в тушь,

вложить внутрь и вытягивать их,

прижимая верхнюю половинку

листа. Объяснить детям, что узоры

получатся загадочнее, если нитки

вытягивать не прямо, а «волной»,

полукругом и т. д. Дети рисуют и

пытаются увидеть в изображении

сходство с каким-либо предметом.

Совмещение техник (3ч)

Набрызгивание.

«Мое имя»

Развивать воображение,

координацию движения.

Развивать интерес к

рисованию. Развивать

мускулатуру пальцев,

глазомер. Дать детям

возможность испытать

положительные эмоции

при выполнении рисунка.

Трафареты

букв, зубная

щётка, краски.

На листе бумаги дети

выкладывают из букв своё имя

(прямо, «волной», «зигзагом»).

Украшают методом «набрызга»

(краска наносится на зубную

щётку и с помощью зубочистки

разбрызгивается поверх

трафаретов)

Граттаж

«Лесной

натюрморт»

Познакомить со способом

выделения рисунка путем

процарапывания.

Бумага, чёрная

тушь,

зубочистки,

свечи,

восковые

мелки.

Равномерно растереть по бумаге

свечку или раскрасить лист

восковыми мелками в разные

цвета. Затем широкой кистью,

губкой или тампоном из ваты

нанести слой туши. Когда тушь

высохнет, процарапать рисунок,

образуя на черном фоне тонкие

белые штрихи. На листе,

обработанном цветными мелками,

будут проявляться разноцветные

полосы, что вызывает

неподдельный восторг у детей.

«Соленые

рисунки»

Познакомить со способом

сделать рисунок

объемным. Развивать

фантазию детей, чувство

цвета.

Воспитывать

аккуратность.

Клей ПВА,

соль, цветные

мелки.

Цветные мелки растолочь и

перемешать с солью. Наносим

рисунок клеем ПВА. Сверху

посыпаем его солью. Даем

высохнуть. Рисунок получается

выпуклым.

Итоговое занятие (1ч)

Выставка работ



В раздел образования