Автор: Со Наталья Инчеровна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУ ДО ДД(Ю)Т г. Южно-Сахалинска
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Экспериментирование - одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на занятиях объединения "Юный исследователь".
Раздел: дополнительное образование
Экспериментирование - одна из форм познавательно-
исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста на
занятиях объединения «Юный исследователь».
Мы часто задаем вопросы: «Каким образом привлечь и развить интерес
у ребенка к различным природным явлениям, окружающему нас миру? Что
мы можем и должны для этого сделать?»
У современных детей, как правило, отсутствует интерес к дисциплинам
естественнонаучного цикла. Этот факт, в свою очередь ограничивает спектр
потенциальных возможностей и компетенций молодых людей в то время,
когда они стоят на пороге выпуска из образовательных учреждений и выбора
своей будущей профессии.
Необходимо уже в младшим школьном возрасте мотивировать детей к
познанию, обучению, формированию познавательного интереса путем
познавательно-исследовательской
деятельности,
по
средствам
экспериментирования.
Детское экспериментирование легло в основу программы «Юный
исследователь».
Данный
метод
рассматривается,
как
практическая
деятельность
поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов
и материалов, связей и зависимостей явлений. Обучающиеся выступают в
роли исследователей, самостоятельно изучающие окружающие объекты и
различные формы воздействия на них.
Благодаря
экспериментированию
обогащается
память
ребенка,
активизируются мыслительные процессы, так как возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения поступающей информации. Также стимулируется развитие речи
за
счёт
формулировки
выводов,
обнаруженным
закономерностям
по
проделанным экспериментам. Нельзя не отметить положительного влияния
экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих
способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья, за
счет повышения общего уровня двигательной активности.
Цель программы- развитие познавательной активности детей младшего
дошкольного возраста в процессе экспериментов с объектами окружающей
среды.
Основные задачи: расширить представления детей об окружающем
мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы; обучить
детей проводить доступные и простейшие эксперименты, строить гипотезы,
искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и
фиксировать результаты экспериментальной деятельности; формировать
опыт выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться
приборами для проведении экспериментов; развивать и совершенствовать
речь
детей;
развивать
у
детей
умение
пользоваться
приборами
-
помощниками при формировать коммуникативные навыки; воспитывать
чувство коллективизма; повысить компетентность родителей по организации
детского экспериментирования в семье..
К концу курса обучения дети младшего школьного возраста будут
иметь представления о таких понятиях как:
-
проблема,
цели,
задачи
исследования,
методы
исследования,
конспект, план, библиография;
-
правилах
организации,
этапах
и
методах
исследовательской
деятельности
- эффективных способах презентации результатов исследования,
способы создания мультимедийной презентации, составляющие успеха
докладчика.
Результатом
освоения
программы
считается
защита
своего
познавательно-исследовательского проекта.
Исследовательская деятельность как один из методов проблемного
обучения
способствует
воспитанию
у
детей
инициативы,
активного,
добросовестного
отношения
к
эксперименту,
увеличивает
интерес
к
изучению
экологических
проблем.
Причем,
при
проведении
исследовательской
работы
каждый
обучающийся
является
членом
исследовательской группы, имеет определенные обязанности перед ним и
особую ответственность за результат своей работы.
Исследовательская деятельность в рамках программы способствует
формированию
у
обучающихся
экологических
знаний;
углубляет
и
закрепляет
знания
по
общетеоретическим
гуманитарным
и
естественнонаучным предметам.
Таким
образом,
метод
экспериментирования,
обеспечивает
качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от
любопытства до познавательной активности.