Напоминание

использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Шамченко Зинаида Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ№14"
Населённый пункт: Норильск
Наименование материала: Система оценивания образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях введения требований нового ФГОС
Тема: использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Система оценивания образовательных

достижений обучающихся на уроках

русского языка и литературы в условиях

введения требований нового ФГОС

Подготовила учитель русского языка и

литературы

Шамченко Зинаида Викторовна

Чем я занимаюсь в школе?

Я учу или я оцениваю?

Недостатки традиционной системы оценивания

учитель выполняет контролирующую функцию;

Отметка- это кнут и пряник учителя. Двойками мы караем , а

пятерками награждаем учеников;

отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых

результатов обучения, понятные учащимся, родителям и

педагогам;

отметки не дают представления об усвоении конкретных элементов

знаний, умений и навыков по отдельным разделам учебной

программы, что не позволяет определить индивидуальную

траекторию обучения каждого ученика;

система не позволяет ребенку контролировать и оценивать себя;

традиционный подход оценивания не позволяет увидеть

ученику динамику собственного развития, успеха;

Причины недостатков

Требования к системе оценки достижения

планируемых результатов:

1.

В зависимости от этапа обучения используются

диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое

(тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое)

оценивание.

2.

Основными критериями оценивания выступают ожидаемые

результаты, соответствующие учебным целям.

3.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты

деятельности ученика, но не его личные качества.

4.

Оценивать можно только то, чему учат.

5.

Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки

заранее известны и педагогам и учащимся. Они могут

вырабатываться ими совместно.

6.

Система оценивания выстраивается таким образом,

чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную

деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Планируемые результаты основного

общего образования являются

основой оценки достижения

стандарта и своеобразным мостиком,

соединяющим требования стандарта

и конкретный учебный процесс.

Современные принципы

оценочной деятельности

Оценивание является постоянным процессом;

Оценивание может быть только критериальным;

Включение обучающихся в контрольно-оценочную

деятельность/самооценка и взаимооценка/;

Уровневый характер контроля и оценки /базовый и

повышенный/;

Использование различных процедур и форм оценивания;

Комплексный подход: использование стандартизированных

/устных, письменных/ и нестандартизированных

работ/проектов, практических работ, портфолио и др./

Правила технологии оценивания образовательных

достижений в рамках требований ФГОС

1) Что оцениваем? Результаты: предметные, личностные и метапредметные;

2) Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку по алгоритму

самооценки после выполнения задания;

3) Сколько ставить отметок? По числу решенных задач;

4)

Где накапливать оценки и отметки?

5) Когда ставить отметки? Текущие –по желанию, за тематические проверочные –

обязательно; За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится по

желанию ученика.

За каждую контрольную работу по итогам отметка ставится всем ученикам, но ученик имеет

право пересдать хотя бы один раз.

6) По каким критериям оценивать? По признакам трёх уровней успешности

-необходимый (базовый)-решение типовой задачи, «хорошо», но не «отлично».;

-повышенный - решение нестандартной задачи, «отлично», «почти отлично»;

- максимальный (необязательный) -решение не изучавшейся в классе сверхзадачи.

Качественная оценка «превосходно»;

7) Как определять итоговые отметки? Предметные четвертные – по таблицам

предметных результатов (среднее арифметическое). Итоговые - по накопительной системе

оценок

Для оценивания предметных

результатов возможны

виды контроля:

Индивидуальный

Парный

Групповой

Фронтальный

Дифференцированный

Методы контроля знаний

можно поделить на:

Устные (защита рефератов, рецензия ответа);

Письменные (работа по карточке, письменный

зачет, тесты,составление плана);

Игровые (викторины, соревнования);

Графические (опорные конспекты, графические

диктанты, составление схем);

Комбинированные (самоконтроль, рефлексивные

карты, рейтинги, смотр знаний, фестивали,

предметные недели)

Условия критериального

оценивания /оценочный лист/

Знание и понимание учеником цели

обучения;

Знание и понимание учеником

критериев оценивания;

Умение анализировать свою работу;

Критериальное оценивание

это

процесс, основанный на сравнении

учебных достижений учащихся с четко

определенными, коллективно

выработанными, заранее известными

всем участникам процесса критериями,

соответствующими целям и содержанию

образования, способствующими

формированию учебно-познавательной

компетентности обучающихся.

Критерии определяются задачами

обучения и представляют собой перечень

различных видов деятельности обучающегося,

которую он осуществляет в ходе работы и

должен в совершенстве освоить в

результате работы.

Односоставные предложения

Односоставные предложения

1

. Подчеркнуть грамматическую

основу

(1 б.)

Односоставные предложения

1

. Подчеркнуть грамматическую

основу

(1 б.)

2

. Определить и записать

грамматические признаки

сказуемого (1 б.)

Односоставные предложения

1

. Подчеркнуть грамматическую

основу

(1 б.)

2

. Определить и записать

грамматические признаки

сказуемого (1 б.)

3

. Указать вид односоставного

предложения

(1 б.)

Этапы стратегии позитивного

оценивания:

положительная оценка («Я знаю, ты

очень старался…»),

указания на ошибки («Но сегодня у тебя

не получилось….»),

анализ причин («Посмотри, ты подумал,

что…, но это не так»),

обсуждение, выражение уверенности

(«Но в следующий раз, я уверена, ты

ответишь правильно»).

Самооценивание – это оценивание,

проводимое самим ребёнком, с целью

измерить собственный успех.

Использование шкал самооценки

делает оценивание прозрачным,

ясным, объективным и

безболезненным.

Цель новых требований к

системе оценивания

Снизить показатели уровня тревожности в

ситуации «предъявления себя» и в

отношениях с учителями;

Развить качества контрольно-оценочной

самостоятельности;

Повысить сознательное отношение

учеников к цели обучения:

«от умения

сотрудничать к умению учить себя».

Рефлексия

«Урок- это помощь…

Кому-то – скорая

Кому- неотложная,

А кто-то – пока подождет»./ справится

сам/

Евг.Ник.Ильин / педагог-филолог/



В раздел образования