Напоминание

История развития тувинского национального музыкального инструмента дошпулуур


Автор: Хертек Орланмаа Александровна
Должность: преподаватель по классу дошпулуур
Учебное заведение: МБУ ДО "Кызыл-Хаинская ДШИ"
Населённый пункт: с.Кызыл-Хая
Наименование материала: Статья
Тема: История развития тувинского национального музыкального инструмента дошпулуур
Раздел: дополнительное образование





Назад




История развития тувинского национального музыкального

инструмента ДОШПУЛУУР.

В наше время изменилось отношение к культуре, ее важность и роль в

современном обществе, культура важный ресурс социального развития. Она

формирует духовные и ценностные приоритеты, влияет на уровень духовного и

материального качества человека, прививает патриотические чувства к своей стране

и народу. В настоящее время, государство принимает все возможные усилия для

сохранения и развития культурной сферы и реализуется национальный проект

«Культура».

Сегодняшнее время образовалась острая проблема сохранения и бережного

отношение к народной культуре. Общество стала внимательнее и трепетнее

обращаться к истокам народного искусства, традициям, обычаям своих народов. В

недавнем

прошлом

общество

в

стране

переживала

кризис

воспитания

подрастающего поколения. Были нарушены традиции, порвались нити, которые

связывали старшее и младшее поколения, вследствие в 30-40 гг. борьбы и

искоренения пережитков феодализма. Многие стали забывать культуру, традиции и

обычаи своего народа. Искоренению подверглись и тувинские национальные

музыкальные

инструменты.

Эти

инструменты

считались

примитивными

и

непригодными для исполнения профессиональных музыкальных произведений.

Неоднократно подвергались модернизации, при котором, инструменты теряли свой

уникальный тембр и колорит звучания, вместе с тем теряются черты национальной

музыкальной культуры. Но, в настоящее время стало ясно, что именно, звучание и

исполнение на традиционных тувинских национальных инструментах передает и

отражает специфические характерные черты тувинского народного музыкального

искусства.

В своей статье хочется показать основные этапы

развития тувинского

национального музыкального инструмента дошпулуур.

Дошпулуур

Тошпулур (дошпулуур) - инструмент, аналогичный монгольскому и ойротскому

топшхуру и горно-алтайскому топшуру, имеет деревянный корпус в форме

трапециевидного ящика, изготовляемого из древесины сосны, кедра или ели (высота

трапеции 20 см, длина меньшего основания 12 см, большего - 19 см). Дно - глухое,

дека - из кожи МРС. В узкой части корпуса укреплена шейка длиной около 30 см,

изготовляемая обычно из березы. В верхнем конце шейки имеются три колка для

крепления струн. Струны изготовлялись в прошлом из конского волоса, строились в

кварту и в квинту

.

Дошпулуур на начальном этапе

развития: в жизни тувинского народа

дошпулуур имел важную роль, во многих юртах тувинцев очень часто можно было

увидеть

дошпулуур,

который

был

самым

распространенным

тувинским

музыкальным инструментом. В основном ее играли исполнители горлового пения,

используя для аккомпонмента горлового пения или песен. Дошпуулуур в основном

подходит для игры в быстром темпе, способы звукоизвлечения – подрожание

цокоту копыт, дембилдей.

В период Тувинской Народной Республики (ТНР), стал для Тувы временем

интенсивного

культурного

строительства,

начался

процесс

формирования

национальной интеллигенции. В 1920-х годах главными очагами музыкального

просвещения были «красные уголки» (кызыл булун), юрты-передвижки (кызыл өг),

клубы. С 1930-х годов центральную роль стала играть концертная деятельность

театра-студии. Артисты ездили с выступлениями верхом на лошадях или на

открытом грузовике. Благодаря концертам художественной самодеятельности в

Туве стали развиваться и закрепляться концертные формы музыкальной жизни.

В 1960 году в г.Кызыле создана музыкальное училище сыгравшая важнейшую

роль

в

развитии

музыкального

искусства

Тывы.

В

отделении

народных

инструментов

дошпулуурами

считались

инструменты

с

округлым

тяжелым

деревянным корпусом, деками из змеиной кожи и длинным грифом, вероятно

привезенные из Монголии. В смешанном оркестре играли самые различные

музыкальные инструменты.

2 Этап Модернизации традиционных тувинских инструментов :

В 1986 году

что на базе профессионально-технического училища № 4

организована

экспериментально-

музыкальная

лаборатория

по

модернизации

тувинских музыкальных инструментов под руководством бурятского мастера -

изготовителя Балдана Чимитовича Гомбоева, велась работа по возрождению и

усовершенствованию тувинских народных инструментов. В результате, создан

самодеятельный национальный оркестр Татьяной Туматовной Балдан.

1991 году, в Кызылском училище искусств открылась новое отделение тувинских

национальных инструментов благодаря Татьяне Туматовне Балдан . Студенты

стали обучаться по таким классам тувинских инструментов, как игил, бызаанчы,

чадаган, чанзы и дошпулуур. Модернизированные

инструменты по подобию

классических

струнно-смычковых

инструментов

и

русских

народных

инструментов.

Корпус дошпулуура по форме был как традиционный трапециевидный, но

дека была из дерева, а не из кожи. Размер меньше традиционного инструмента.

Имелось 3 струны два из которых из жилки и одна

металлическая, которые

настраивались на приму и кварту как русская народная балалайка в 1-ой октаве

(ми, ми, ля). Приемы игры и способы звукоизвлечения на таком дошпулууре тоже

как на балалайке. Поэтому, тембр и колорит звучания подобна балалайке. Этот этап

возрождения,

модернизации и усовершенствования тувинских национальных

инструментов

дал большой толчок в развитии инструментальной музыки.

Преимущества

модернизированных

инструментов:

на

инструментах

стало

возможным играть произведения классиков, крупные формы зачет увеличения

диапазона. Но, стал вопрос о том, что модернизированный инструменты вовсе не

тувинские.

3 этап переход к традиционным фольклорным инструментам:

В 2003 году в качестве эксперимента по решению предметно-цикловой

комиссии национальных инструментов под руководством А. В. Дулуш студентов по

классу игила и бызаанчы, кроме игры на модернизированных инструментах, стали

обучать и игре на фольклорном инструменте, чтобы понять, возможно ли в будущем

полностью

отказаться

от

модернизированных

инструментов

и

перейти

на

традиционные.

Причины:

модернизированные

инструменты

не

были

совершенными, для их усовершенствования не имелось мастеров; созданный

тувинский национальный оркестр с модернизированными инструментами не

признавались тувинскими;

С 2006 года Тувинский национальный оркестр стал постепенно переходить на

традиционные инструменты (игил, бызаанчы, дошпулуур), утих вопрос о месте

традиционных

инструментов

в

профессиональном

музыкальном

искусстве

современной Тувы. Была открыта мастерская, для изготовления традиционных

тувинских

национальных

инструментов

стало

возрождаться

ремесло

по

изготовлению музыкальных инструментов.

Сегодня происходит возрождение традиционной культуры, общество стала ценить

и возвращаться к обычаям, традициям, к религии и народному творчеству своих

предков. Переход к традиционному фольклорному дошпулууру привел к двум

разным

типам

манеры

исполнения:

традиционная

манера

исполнения

и

академическая манера исполнения. Игра только традиционной манеры исполнения

на инструменте может привести к застою развития инструмента, поэтому

академическое исполнение имеет место быть, т.к. на инструменте можно играть

классический репертуар, произведения крупной формы и т.д. В настоящее время

среди тувинских национальных инструментов, дошпулуур развивается, по моему

мнению, в медленном темпе. Совсем нет нотных изданий написанных специально

для инструментального исполнительства на дошпулууре, нет методических пособий

для

преподавания

игры

на

дошпулууре.

Так

же

мало

исполнителей

инструменталистов- дошпулуристов, которые исполняют классический репертуар.

Инструмент, как и на начальном этапе развития, используется в большинстве в

качестве аккомпанемента для горлового пения, исполняются в большинстве

тувинские народные песни в традиционной манере исполнения, а самостоятельное

инструментальное исполнительство на дошпулууре классического репертуара

только начинает развиваться.

Для ускоренного развития нужно для начала:

разработать методику преподавания на дошпулууре; написать большое количество

переложений и инструментовок для дошпулуура.

Хертек О.А. преподаватель по классу дошпулуура

МБУ ДО «Кызыл-Хаинская ДШИ»



В раздел образования