Автор: Хертек Орланмаа Александровна
Должность: преподаватель по классу дошпулуур
Учебное заведение: МБУ ДО "Кызыл-Хаинская ДШИ"
Населённый пункт: с.Кызыл-Хая
Наименование материала: Статья
Тема: История развития тувинского национального музыкального инструмента дошпулуур
Раздел: дополнительное образование
История развития тувинского национального музыкального
инструмента ДОШПУЛУУР.
В наше время изменилось отношение к культуре, ее важность и роль в
современном обществе, культура важный ресурс социального развития. Она
формирует духовные и ценностные приоритеты, влияет на уровень духовного и
материального качества человека, прививает патриотические чувства к своей стране
и народу. В настоящее время, государство принимает все возможные усилия для
сохранения и развития культурной сферы и реализуется национальный проект
«Культура».
Сегодняшнее время образовалась острая проблема сохранения и бережного
отношение к народной культуре. Общество стала внимательнее и трепетнее
обращаться к истокам народного искусства, традициям, обычаям своих народов. В
недавнем
прошлом
общество
в
стране
переживала
кризис
воспитания
подрастающего поколения. Были нарушены традиции, порвались нити, которые
связывали старшее и младшее поколения, вследствие в 30-40 гг. борьбы и
искоренения пережитков феодализма. Многие стали забывать культуру, традиции и
обычаи своего народа. Искоренению подверглись и тувинские национальные
музыкальные
инструменты.
Эти
инструменты
считались
примитивными
и
непригодными для исполнения профессиональных музыкальных произведений.
Неоднократно подвергались модернизации, при котором, инструменты теряли свой
уникальный тембр и колорит звучания, вместе с тем теряются черты национальной
музыкальной культуры. Но, в настоящее время стало ясно, что именно, звучание и
исполнение на традиционных тувинских национальных инструментах передает и
отражает специфические характерные черты тувинского народного музыкального
искусства.
В своей статье хочется показать основные этапы
развития тувинского
национального музыкального инструмента дошпулуур.
Дошпулуур
Тошпулур (дошпулуур) - инструмент, аналогичный монгольскому и ойротскому
топшхуру и горно-алтайскому топшуру, имеет деревянный корпус в форме
трапециевидного ящика, изготовляемого из древесины сосны, кедра или ели (высота
трапеции 20 см, длина меньшего основания 12 см, большего - 19 см). Дно - глухое,
дека - из кожи МРС. В узкой части корпуса укреплена шейка длиной около 30 см,
изготовляемая обычно из березы. В верхнем конце шейки имеются три колка для
крепления струн. Струны изготовлялись в прошлом из конского волоса, строились в
кварту и в квинту
.
Дошпулуур на начальном этапе
развития: в жизни тувинского народа
дошпулуур имел важную роль, во многих юртах тувинцев очень часто можно было
увидеть
дошпулуур,
который
был
самым
распространенным
тувинским
музыкальным инструментом. В основном ее играли исполнители горлового пения,
используя для аккомпонмента горлового пения или песен. Дошпуулуур в основном
подходит для игры в быстром темпе, способы звукоизвлечения – подрожание
цокоту копыт, дембилдей.
В период Тувинской Народной Республики (ТНР), стал для Тувы временем
интенсивного
культурного
строительства,
начался
процесс
формирования
национальной интеллигенции. В 1920-х годах главными очагами музыкального
просвещения были «красные уголки» (кызыл булун), юрты-передвижки (кызыл өг),
клубы. С 1930-х годов центральную роль стала играть концертная деятельность
театра-студии. Артисты ездили с выступлениями верхом на лошадях или на
открытом грузовике. Благодаря концертам художественной самодеятельности в
Туве стали развиваться и закрепляться концертные формы музыкальной жизни.
В 1960 году в г.Кызыле создана музыкальное училище сыгравшая важнейшую
роль
в
развитии
музыкального
искусства
Тывы.
В
отделении
народных
инструментов
дошпулуурами
считались
инструменты
с
округлым
тяжелым
деревянным корпусом, деками из змеиной кожи и длинным грифом, вероятно
привезенные из Монголии. В смешанном оркестре играли самые различные
музыкальные инструменты.
2 Этап Модернизации традиционных тувинских инструментов :
В 1986 году
что на базе профессионально-технического училища № 4
организована
экспериментально-
музыкальная
лаборатория
по
модернизации
тувинских музыкальных инструментов под руководством бурятского мастера -
изготовителя Балдана Чимитовича Гомбоева, велась работа по возрождению и
усовершенствованию тувинских народных инструментов. В результате, создан
самодеятельный национальный оркестр Татьяной Туматовной Балдан.
1991 году, в Кызылском училище искусств открылась новое отделение тувинских
национальных инструментов благодаря Татьяне Туматовне Балдан . Студенты
стали обучаться по таким классам тувинских инструментов, как игил, бызаанчы,
чадаган, чанзы и дошпулуур. Модернизированные
инструменты по подобию
классических
струнно-смычковых
инструментов
и
русских
народных
инструментов.
Корпус дошпулуура по форме был как традиционный трапециевидный, но
дека была из дерева, а не из кожи. Размер меньше традиционного инструмента.
Имелось 3 струны два из которых из жилки и одна
металлическая, которые
настраивались на приму и кварту как русская народная балалайка в 1-ой октаве
(ми, ми, ля). Приемы игры и способы звукоизвлечения на таком дошпулууре тоже
как на балалайке. Поэтому, тембр и колорит звучания подобна балалайке. Этот этап
возрождения,
модернизации и усовершенствования тувинских национальных
инструментов
дал большой толчок в развитии инструментальной музыки.
Преимущества
модернизированных
инструментов:
на
инструментах
стало
возможным играть произведения классиков, крупные формы зачет увеличения
диапазона. Но, стал вопрос о том, что модернизированный инструменты вовсе не
тувинские.
3 этап переход к традиционным фольклорным инструментам:
В 2003 году в качестве эксперимента по решению предметно-цикловой
комиссии национальных инструментов под руководством А. В. Дулуш студентов по
классу игила и бызаанчы, кроме игры на модернизированных инструментах, стали
обучать и игре на фольклорном инструменте, чтобы понять, возможно ли в будущем
полностью
отказаться
от
модернизированных
инструментов
и
перейти
на
традиционные.
Причины:
модернизированные
инструменты
не
были
совершенными, для их усовершенствования не имелось мастеров; созданный
тувинский национальный оркестр с модернизированными инструментами не
признавались тувинскими;
С 2006 года Тувинский национальный оркестр стал постепенно переходить на
традиционные инструменты (игил, бызаанчы, дошпулуур), утих вопрос о месте
традиционных
инструментов
в
профессиональном
музыкальном
искусстве
современной Тувы. Была открыта мастерская, для изготовления традиционных
тувинских
национальных
инструментов
–
стало
возрождаться
ремесло
по
изготовлению музыкальных инструментов.
Сегодня происходит возрождение традиционной культуры, общество стала ценить
и возвращаться к обычаям, традициям, к религии и народному творчеству своих
предков. Переход к традиционному фольклорному дошпулууру привел к двум
разным
типам
манеры
исполнения:
традиционная
манера
исполнения
и
академическая манера исполнения. Игра только традиционной манеры исполнения
на инструменте может привести к застою развития инструмента, поэтому
академическое исполнение имеет место быть, т.к. на инструменте можно играть
классический репертуар, произведения крупной формы и т.д. В настоящее время
среди тувинских национальных инструментов, дошпулуур развивается, по моему
мнению, в медленном темпе. Совсем нет нотных изданий написанных специально
для инструментального исполнительства на дошпулууре, нет методических пособий
для
преподавания
игры
на
дошпулууре.
Так
же
мало
исполнителей
инструменталистов- дошпулуристов, которые исполняют классический репертуар.
Инструмент, как и на начальном этапе развития, используется в большинстве в
качестве аккомпанемента для горлового пения, исполняются в большинстве
тувинские народные песни в традиционной манере исполнения, а самостоятельное
инструментальное исполнительство на дошпулууре классического репертуара
только начинает развиваться.
Для ускоренного развития нужно для начала:
разработать методику преподавания на дошпулууре; написать большое количество
переложений и инструментовок для дошпулуура.
Хертек О.А. преподаватель по классу дошпулуура
МБУ ДО «Кызыл-Хаинская ДШИ»