Автор: Саая Марта Сарыг-Ооловна
Должность: преподаватель по классу хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "Кызыл-Хаинская ДШИ"
Населённый пункт: с.Кызыл-Хая
Наименование материала: Статья
Тема: Возрождение бального танца в Туве
Раздел: дополнительное образование
1
Возрождение бального танца в Туве
Почему народ танцует?
Да, потому что без этого, как и без песни, музыки человек был бы
духовно, эмоциально беднее. Почему стремясь передать те или
иные чувства, мысли, поступки, человек танцует?
Что такое танец и каков его место в жизни человека? В
разные эпохи, на разных стадиях развития общества и роль и
значение танца были не одинаковы. Но тем менее в чем-то главным
они оставались.
Танец — это самовыражение, радостное ощущение свободы,
помогающий рассказать другим о чувствах, наполняющих каждого.
Кто придумал первый танец? Чувства, выраженные в движении и
жесте
—
это
и
есть
основа
танца.
Вначале
музыкальное
сопровождение танцев было самым примитивным: удары барабана,
хлопанье в ладоши, пение фигур и поз для своих танцев. Они брали
их из жизни. В основе первых плясок движения, связанные с
трудом первобытного человека: ловлей рыбы, сбором плодов,
охотой.
Бытовые танцы- не только часть хореографии. Они отражают вкусы
и нравы своего времени, является частью культуры. У каждой
эпохи свои любимые танцы. Бах и другие великие композиторы
охотно обращались к бытовым развлекательным жанрам.
Бал открывают король и королева. Шествуют торжественно,
горделиво. За ними, строго по рангу, вельможи и фреймены.
Величава осанка танцоров. Танцы сопровождает оркестр: скрипки,
гобои, тубы, тромбоны. Главную роль играют скрипки. Они не
только ведут мелодию, но стараются всячески украсить её, сделать
разнообразнее, красивее. Когда-то в пору раннего средневековья,
главными оркестре были трубы и тромбоны. Они тянули длинные
вытянутые ноты, из которых и состояла мелодия. Музыка
становилась скучной, унылой. В XVI веке оркестр звучит уже по-
другому: красочно, ярко. Интересно слушать. Это значит, что
танцевальная музыка перестает быть чем-то второстепенным,
2
подчиненным, начинают приобретать самостоятельность. Длится
это не год, не два, а целые века.
Танец
вводится
в
число
обязательных
предметов
во
всех
государственных и частных высших и средних учебных заведениях,
военных школах, иностранных пансионах. Танцы и манеры
преподавали опытные учителя. Высокий уровень развития повлиял
на стиль бытовой, бальной хореографии. Обучая правильному
исполнению танцев, хореографии и развивают в своих учениках
тонкий вкус, изящество, грацию, прививают благородную манеру
исполнения. Умение танцевать считалось в обществе ценным
достоинством и имело значение для служебной карьеры: на балу
молодой человек мог быть представлен «нужному лицу», на
придворных
балах-даже
члена
царской
фамилии.
Обучение
начиналось с 5-6 лет и к восьми годам дети уже были знакомы с
наиболее
популярными
танцами.
Занятия
проводились
либо
индивидуально, либо в группах с детьми сразу из нескольких
семей.
В XIX столетии еще танцевали во многие танцы прошлых веков-
гавот, менуэт, французскую кадриль, мазурку, полонез .Однако они
исполнялись в новой манере и приспосабливались к новым вкусам,
ведь
в
технике
бальных
танцев
произошли
значительные
изменения:
движения
рук
стали
разнообразнее,
приобрели
плавность,
мягкость,
поклоны
стали
более
простыми
и
естественными. Ведущее место принадлежит новым танцам, в
первую очередь вальсу.
Монгун- Тайгинском кожууне был проведен
конкурс среди учащихся
«Виват кадет!»
«14» февраля года наши кадеты показали свое умение в одном из
важнейших искусств будущего офицера-в искусстве танца. И по
традиции,
кадетский
бал
начали
полонезом-
торжественным
танцем-шествием, который открывал все танцевальные вечера. Он
придавал особую возвышенность и торжественность бальному
вечеру. Нашу танцевальную программу открывает полонез. В 2023
3
год указом Президента России Владимира Путина объявлен Год
педагога и наставника и кадетский бал начали исполнением танца
полонез в учащимися наставников хореографов Саглай Саая и
Чимис Иргит.
Итоги кадетского бала:
1 возрастная категория 9-11классы.
1 место команда 9 «б» класса МБОУ СОШ №1 с. Мугур-Аксы,
хореограф Саглай Саая, классный руководитель Аляна Сарыглар;
2 место команда 10 «а» класса МБОУ СОШ №2 с. Мугур-Аксы,
хореограф Чимис Иргит, классный руководитель Дарима Донгак;
3 место сборная команда МБОУ СОШ с. Кызыл-Хая , хореограф
Марта Саая, классный руководитель Айдыс Салчак, Рада Олеговна.
«Виват, кадет!»: в Туве
прогремел кадетский бал!
Накануне
Дня
защитника
Отечества
прошёл
ежегодный
республиканский бал «Виват, кадет!», в котором приняли участие
198 пар из 17 районов Тувы.
Итоги конкурса таковы:
Возрастная категории 9-11 классы:
Гран-при
конкурса-Самагалтайская
школа
№2
Тес-Хемского
кожууна;
Лауреат I степени- школа с. Тээли Бай- Тайгинского кожууна;
Лауреат II
степени – школа №1.г. Шагонар Улуг- Хемского
кожууна;
Лауреат степени – школа №1 с. Мугур- Аксы Монгун- Тайгинского
кожууна;
Дипломанты I степени-9 гимназия г.Кызыла;
Дипломанты II
степени-школа №1 г.Чадан Дзун-Хемчикского
кожууна;
4
Дипломанты
III
степени- школа с. Хандагайты Овюрского
кожууна;
Возрастная категория 7-8 классы:
Лауреат I степени- школа №17 г. Кызыла;
Лауреат I cтепени- школа №1 мугур- Аксы Монгун- Тайгинского
кожууна;
Лауреат III степени-школа с. Тээли Бай- Тайгинского кожууна;
Дипломанты I степени-школа №2 с. Самагалтай Тес- Хемского
кожууна ;
Дипломанты II
степени- школа №2 пгт. Каа- Хем Кызылского
кожууна;
Дипломанты IIIстепени -подростковый центр «Челээш» с. Бай-Хаак
Тандинского кожууна;
В год педагога и наставника в Российской Федерации члены
приветствует
и
поздравляют
всех
руководителей, педагогов-
хореографов,
принявших
участие
в
этом
замечательном
мероприятии.
Благодаря
их
наставнической
иницативе
и
старательности, красивые дети- конкурсанты показали зрелищную
красоту!
Огромное спасибо всем участникам и педагогам хореографам с
успешным выступлением в Республиканском кадетском бале «
Виват, кадет-2023». Хочу пожелать всем творческих успехов и
достижений.
Серьёзны- ли эти танцы? Как видите, да. Бытовые танцы – совсем
не случайные гости в мире музыки и хореографии. Они занимают
там большое и важное место.
Бытовой танец- не только продукт длительного культурно-
исторического развития. Для большинства он форма активного
общения с искусством. Когда вы смотрите фильм, слушаете
музыку, читаете книгу, вы не в состоянии вмешиваться в
творческий процесс, что-то изменить или добавить. Но если умеете
5
танцевать, вы можете передать в танце свои чувства, раскрыть свое
понимание музыки, проявить способность к творчеству.
Никогда человек, который по-настоящему чувствует и понимает
прекрасное, не будет танцевать грубо и вульгарно. Любой самый
современный танец, он сумеет облагородить, наполнить богатством
своего душевного мира.
6