Автор: Кириллина Вера Петровна
Должность: старший воспитатель пришкольного интерната
Учебное заведение: МБОУ "Хоробутская средняя общеобразовательная школа им.Дмитрия Таас"
Населённый пункт: с.Хоробут, Мегино-Кангалаский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта организации индивидуально-групповой и коллективной работы старшего воспитателя в пришкольном интернате
Раздел: полное образование
МБОУ «Хоробутская средняя общеобразовательная школа имени Дмитрия Таас»
Тема: «Из опыта организации индивидуально-групповой
и коллективной работы в пришкольном интернате».
Выполнила: старший воспитатель Кириллина В.П.
Хоробут 2023г.
Актуальность: Поиск новых форм воспитательной работы с учетом разновозрастного
состава детей в условиях интерната.
Цель: Выявить и разработать содержание и формы работы с воспитанниками.
Задачи:
1.
Изучить индивидуальные и групповые возможности детей в процессе воспитания.
2.
Разработать методические рекомендации по работе с воспитанниками.
3.
Привитие навыков самостоятельности, организаторских способностей, повышение
мотивации к учебе.
Пришкольный интернат- это структурное подразделение, который находится в
общеобразовательном учреждении. Для ребенка интернат является вторым родным
домом. И комфорт, уют, окружение, работники и содержание работы в целом являются
главной основой в становлении полноценной личности.
Контингентом являются
разновозрастные девочки и мальчики из близлежащих наслегов и из разных улусов.
Возникновение пришкольных интернатов в сельской местности неразрывно связано с
развитием сети новых общеобразовательных школ, работающих на экспериментальной
основе с последующим осуществлением среднего образования.
На каждом этапе развития таких школ увеличилась потребность в пришкольных
интернатах, значительнее становится их роль в помощь обучении и воспитании сельских
школьников. Так в 2000 году в нашем селе был открыт интернат в связи работой
педагогического коллектива в режиме республиканского эксперимента по теме: «Сельская
круглогодичная школа «Уран кэскилэ» с продуктивным типом деятельности». За период
своего существования в интернате ежегодно проживало по 20 воспитанников, которые
приезжали учиться в нашу школу из других сел улуса и республики, также дети из
многодетных семей нашего села.
Проживая в интернате, воспитанники углубленно
занимались в группах и студиях эстетического направления. А с 2017 г наша школа
перешла на агропрофилированное направление.
Внимание воспитателей интерната направлено в первую очередь на создание
хороших материальных условий, удобства и уюта, чтобы воспитанники чувствовали себя
как дома и учились хорошо.
Проанализировав учебно-воспитательный процесс интерната за несколько лет, мы
сделали вывод, что на фоне традиционной методики воспитания с воспитанниками, работа
наша оставалась недостаточной. А трудности в работе мы видели в разновозрастном
составе коллектива и в контингенте воспитанников, который ежегодно изменялся.
Знакомство
с
литературой
по
воспитанию,
с
работами
российских
и
республиканских педагогов – воспитателей нацелило нас к поиску более эффективных
форм воспитательной работы в интернате.
И вот 3-й год работаем над темой: «Организация индивидуально-групповой и
коллективной работы с воспитанниками».
И сегодня в своем докладе решили ознакомить вас с содержанием работы по
данной теме, которую мы выбрали. Итак, на первом общем собрании мы познакомили
воспитанников с целями и задачами, стоящими перед коллективом, с планом работы, о
важности данной работы и попросили поддержки с их стороны.
Затем разработали «Закон членов Содружества», включающий в себе 8 пунктов:
1.
Сотвори себя сам.
2.
Содружество в интернате – это объединение всех проживающих.
3.
Умей вести себя в коллективе; выполняй правила и распорядок в интернате.
4.
Выполняй свой личный план на совесть.
5.
Активно работай в одном из секторов интернатского самоуправления.
6.
Постоянно проявляй заботу о своем подшефном.
7.
В конце подведи итоги сделанному. Анализируй свои поступки.
8.
Старайся выполнять советы воспитателя: он поможет тебе.
Далее на методическом заседании, мы воспитатели, разработали «Памятку», где
указали следующее:
I.
Воспитатель должен знать:
индивидуальные особенности своих воспитанников;
интересы , увлечения, друзей;
дни рождения;
их отношение к учебе, труду (дома и в интернате)
примерную ориентацию на выбор будущей профессии;
II.
Воспитатель должен находиться:
в постоянном общении с воспитанниками;
держать связь с родителями;
связь с классными руководителями, учителями-предметниками, соцпедагогом,
психологом и гигиенистом школы;
III.
Воспитатель должен стремиться передать своему воспитаннику все лучшее.
Данной
«Памяткой
воспитателя»
и
«Законом
Содружества»
решили
руководствоваться в своей дальнейшей работе.
На формирование характера воспитанников влияет все и окружение в школе и
дома, и уровень воспитанности близких людей, сверстников, и даже количество и
возрастной состав членов семьи. Учитывая все это, нам пришлось ввести в свою
воспитательную деятельность 4 стадии, разработанные в отечественной педагогической
практике, через которых проходит коллектив.
I.
Номинальная
– это этап формирования целостного коллектив на этой стадии
воспитатели действуют авторитарно (распоряжения, указания отдают сами).
Особое
внимание
следует
обратить
на
контроль,
опираясь
на
более
инициативных воспитанников.
II.
Стадия ассоциации
– здесь можно опираться на более сплоченное ядро – на
интернатский совет. Общее мнение коллектива уже становится более сильным.
III.
Стадия кооперации
– меняется такт воспитателя. Теперь он действует через
совет. Еще более укрепляется общее мнение.
IV.
Стадия автоматизации
– это уже последний этап формирования коллектива,
где воспитанники становятся самостоятельными и решают вопросы, связанные
с делами сами.
Исходя из этого, работу со своими воспитанниками организовали по 4-м
направлениям:
1.
Индивидуальная (развивающая и коррекционная работа).
2.
Деятельность с разновозрастными группами, проживающих в разных комнатах –
спальнях.
3.
Интернатское самоуправление – союзник воспитателей.
4.
Коллективная деятельность.
Индивидуальная работа в процессе воспитания занимает одно из главных мест. Она
оптимально способствует общему развитию воспитанников и одновременно раскрывает
их индивидуальное своеобразие.
Поэтому необходимо хорошо знать общее и особенное в детях: в чем они сходны и
различны. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику включает в себе, прежде
всего точную педагогическую диагностику индивидуальных и возрастных особенностей,
реальная оценка возможностей и способностей, определение перспектив его развития и
коррекции в воспитании. На основе наблюдений и опросов составили следующий план –
таблицу:
Воспитанник
Одаренные
Лидеры
Имеющие проблему
Требующие углубл.
изуч.
-
воспитанники
с
выраженными
способностями
- лидеры интерната
- неофициальные
- лидеры
- в общении
- в поведении
-
в
учебной
- выпускники
- пятиклассники
- нач.классы
- олимпиадники
-
претенденты
в
медалисты
- лидеры, имеющие
негативное влияние
деятельности
- в адаптации
1 чел.
3 чел.
9 чел.
В индивидуальной работе с данными категориями воспитанников применяются
такие методы, как наблюдения в деятельности, анкетирования, индивидуальные беседы,
анализы психолого-педагогических характеристик, деловые игры. Групповая работа
требует серьезной подготовки со стороны воспитателя, четко сформулировать основные
цели, продумать организацию работы, так же очень важно знать их особенности.
Распределение у нас проведена на 3 группы .
1-я группа
2-я группа
3-я группа
Это
воспитанники
с
выраженной
активной
направленностью,
но
еще
недостаточно
у
них
проявляется
творческая
индивидуальность.
Живут
интересами
коллектива,
стремятся
быть
лучшими,
выполняют
поручения.
Главная
задача:
развитие
творческих способностей.
(младшее звено- 2
воспитанника)
Наиболее благоприятно идет
формирование личности. У
них
развивается
общественная
активность.
Занимают позиции лидера.
Проявляется
мотивация
к
учению, достигают успехов
в делах.
Главная задача: нацелить на
проф
ориентационную
направленность
(старшеклассники)
Требуют особого внимания.
В какой-то мере пытаются
жить
интересами
коллектива.
Могут
выполнять
поручения
по
настоянию
воспитателя.
Творческая
индивидуальность
сковывается.
Главная
задача:
развитие
интереса
к
учебе,
творчеству, помочь: лучше
узнать их в коллективных
делах
(2 воспитанника)
Над группами шефствуют 2 воспитателя : старший воспитатель Кириллина В.П. и
воспитатель Борисова К.Н. Они ведут свои психолого-педагогические наблюдения, имеют
свой индивидуальный план, а каждый воспитанник в своем портфолио имеет следующее:
анкетные данные, личный план, паспорт воспитанника, договор о проживании в
интернате, табель успеваемости, достижения. Ежегодно по группам в содружестве с
воспитанниками
проводится
разного
рода
мероприятия,
где
инициаторами
и
организаторами являются сами ребята из разных групп. Одна из традиционных смотров
по группам – это соревнование между комнатами по следующим видам:
1)
Учебная
деятельность
(успеваемость
и
качество
знаний,
посещение
занятий).
2)
Культура поведения воспитанников.
3)
Активность участия в мероприятиях интерната и школы.
4)
Санитарно-эстетическое состояние комнат.
Данное соревнование проводится в 2 этапа (по полугодиям). Оценивается смотр по
5-ой системе компетентным жюри из числа воспитателей, родителей и представителя
самоуправления. Победителю – группе присваивается номинация «Образцовая комната».
Так же группы-комнаты сами проводят в коллективе ключевые мероприятия, связанные с
традиционными праздниками (сами планируют, составляют сценарии). Например,
воспитанниками составлен следующий план:
Что проводится?
Когда?
Кто проводит?
1. «Новый год - наш любимый праздник»
26 декабря
1-я комната
2. «Старый, старый Новый год» (Танха)
14 января
2-я комната
3. «День Святого Валентина»
14 февраля
1-я комната
4. День Защитников Отечества «А ну-ка, мальчики!»
23 февраля
2-я комната
5. «Для вас, девочки!»
6 марта
1-я комната
6. «Посмеемся вместе!» (День Юмора)
1 апреля
2-я комната
Организуя такие мероприятия, воспитанники учатся творчески подходить к
порученному делу, раскрывается у них способность, самостоятельность. В результате
групповой
деятельности
наши
воспитанники
стали
чувствовать
себя
более
организованными, общительными, научились анализировать свои действия.
Действенной формой индивидуально-групповой воспитательной работы является
самоуправление, как конкретный вид деятельности воспитанников. Отвечая за отдельные
работы своего коллектива, принимая участие в самоуправлении, дети организуют своих
товарищей на выполнение тех или иных заданий, участвуют в планировании; помогают,
проверяют, творят, оценивают, вырабатывают различные организационные навыки.
Самым ответственным лицом в интернате является лидер, которого дети выбирают сами.
Он несет ответственность за учебу воспитанников, их поведение и дисциплину,
санитарно-гигиеническое состояние, дежурство и порядок в интернате и столовой.
Основной принцип самоуправления опирается на развитие организаторских способностей
детей, учить управлять, быть самостоятельным, ответственным, инициативным, уметь
отстаивать свои права и права коллектива и хорошо осознать свои обязанности. Структура
строится по схеме: воспитатель лидер совет интерната старосты комнат,
т.е. каждый воспитанник выполняет определенное поручение и отвечает за их выполнение
перед советом интерната, а совет перед лидером, воспитатель держит прямую связь с
лидером.
Одним из главных видов самоуправления является самоподготовка воспитанников.
Она имеет исключительное значение для успешного обучения воспитанника в школе, как
составная часть учебного процесса. В зависимости от усвоения учебного материала, от
расписания уроков и объема домашнего задания используем различные методы
организации самоподготовки. При этом важно учитывать индивидуальные особенности
воспитанников, чтобы общие требования не являлись помехой для отдельных учащихся.
Главная наша задача заключается в воспитании ученика, умении учиться, работать
самостоятельно, четко, без ненужных потерь времени. Таким образом, продолжая работу
учителя, воспитатель вырабатывает навыки самостоятельности в работе с учебной
литературой и другими дополнительными источниками, прививает понимание, что
воспитанник готовить себя к будущей жизни. Нужна реальная помощь детям с
проблемами в учебе по тем или иным предметам. Для этой цели организуем различные
формы шефской помощи:
1. парная работа
2. дети-консультанты по основным предметам (русский язык, математика)
3. персональное шефство старших над младшими воспитанниками
4. консультации.
При
этом
учитываем
интересы,
наклонности
и
характер
воспитанников.
Совместное проживание разновозрастных детей в спальнях, используется нами как
дополнительная форма трудового, гигиенического и нравственного воспитания, как
естественный процесс воспитания.
Также младших прикрепляем к старшим и в
дежурствах в столовой и по интернату.
Такая организация работы подтверждает эффективность данных форм в практике.
С целью изучения интереса, характера, познавательных особенностей ежегодно проводим
педагогическую диагностику определения уровня воспитанности каждого воспитанника.
Дети заполняют анкету. Для младшего возраста оцениваем такие качества как:
1)
любознательность;
2)
прилежание;
3)
отношение к природе;
4)
Я и школа;
5)
прекрасное в моей жизни;
Для старшего возраста – интеллектуальный уровень и нравственность. В этом вопросе
работаем совместно с психологом. Для сравнения и анализа составляем мониторинг
уровня воспитанности по годам. В последние 4 года процент соотношения такое:
Отслеживание воспитанности (по методу Шилова)
Это
дает
возможность
учитывать
дифференцированный
подход
в
развитии
интеллектуальных способностей воспитанников. Воспитатель несет ответственность за
качество обучения. Для целенаправленной работы нужна ежедневная информация о
текущей успеваемости воспитанников,
регулярное посещение уроков, общение с
учителями, с классными руководителями. К контролю учебной работы привлекается
учебный сектор. Он ведет систематический учет успеваемости своих товарищей, проводит
индивидуальную беседу с каждым. По итогам четвертей и по годам составляем
мониторинг степени обученности по методу Шилова (см. схему СОК за 3 года).
С 2019 по 2022 год составляет –70,1% - 64.2% -65,1 %. Отсюда наглядно видно
качество обученности каждый год меняется. Но здесь можно учитывать тот, факт, что
контингент воспитанников ежегодно меняется и в 2019 - 2020 г ,в основном, учились
дистанционно.
Такая форма организация работы помогает нам правильно корректировать целей
и задач учебно-воспитательного процесса, помочь воспитаннику в поиске позиций в
коллективе.
Благодаря самоуправлению наши воспитанники стали более свободными,
общительными, чувствуют себя хорошо в коллективе, вырабатывают чувство
самоуважения.
А коллективная деятельность – это включение воспитанника в систему общих
зависимостей с целью применения и развития сил и способностей. Участвуя в
различных видах коллективной деятельности в таких как (в самообслуживании,
помощи ветеранам, в работе летнего лагеря, экскурсиях, спортивных соревнованиях)
воспитанник
интерната пробует свои силы,
применяет умения и навыки,
сравнивает себя с другими, получает возможность разобраться в неудачах, оценить
результат своего труда. Традиционной коллективной формой работы в интернате
становится участие наших воспитанников в организации и проведении отдыха и
труда
в
летнем
лагере
«Огурчик.
Сами
воспитанники
под
руководством
воспитателей выращивают рассады овощей и цветов в интернате по проекту
«Выращиваем овощи и цветы». Детям нравится работать, делать все своими руками,
учатся приобретать трудовые навыки и умения, а все вместе получают множество
новых
впечатлений
во
время
труда.
Коллективная
деятельность
позволяет
воспитаннику нормализировать свои отношения со сверстниками, развивает опять
же
самостоятельность
и
ответственность.
В
результате
коллективных
дел
воспитанник
преодолевает
личностные
недостатки:
(эгоистичность,
недоброжелательность, безответственность, невыдержанность), которые искажают
становление личности воспитанника. Таким образом, использование разных форм
работы создает условия, при котором воспитателем и воспитанникам работать,
сообща, интересно.
Возникают
при
этом
доверительные
отношения
между
нами.
А
индивидуально-групповые успехи становятся заботой и делом всего коллектива.
Такая организация работы призвана
обеспечить
понимание воспитанниками
необходимости развиваться, жить и действовать в условиях нового коллектива.
В процессе организации индивидуально-групповой и коллективной работы в
интернате мы пришли к следующим выводам:
1. Уровень показателей успеваемости и качества знаний у воспитанников стал выше,
чем у классного коллектива.
2. Уровень воспитанности становится более высоким.
3. По сравнению с другими учащимися воспитанники интерната отличаются такими
нравственными
чертами
характера,
как
коллективизм,
взаимопонимание,
ответственность, самостоятельность, трудолюбие.
.
9
Литература
1.
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе М: «Просвещение»,
1990 г.
2.
Виноградова, Первин И.Б. «Коллективная деятельность и воспитание
школьников» М.: «Просвещение», 1977 г., стр. 11
3.
«Воспитание школьников» №2, 2001 г.
4.
Ж. Сельская школа №6. 2003 г.
5.
Кыркалов, Цыпурский В.Г. Организация работы в пришкольном интернате.
6.
Коротов В.М. Воспитательная работы в школе. М., 1998 г.
7.
Макаренко А.С. О воспитании. М.: «Политиздат», 1988 г.
8.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1999 г.
9.
Селенко А.К. Сделай сам себя. М.: Изд. «Прогресс», 1995 г. Стр. 46
10. Чудакова Н.В. Праздник для детей и взрослых. М.: Изд. «АСТ», 1997 г.
10