Напоминание

Из опыта организации индивидуально-групповой и коллективной работы старшего воспитателя в пришкольном интернате


Автор: Кириллина Вера Петровна
Должность: старший воспитатель пришкольного интерната
Учебное заведение: МБОУ "Хоробутская средняя общеобразовательная школа им.Дмитрия Таас"
Населённый пункт: с.Хоробут, Мегино-Кангалаский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта организации индивидуально-групповой и коллективной работы старшего воспитателя в пришкольном интернате
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «Хоробутская средняя общеобразовательная школа имени Дмитрия Таас»

Тема: «Из опыта организации индивидуально-групповой

и коллективной работы в пришкольном интернате».

Выполнила: старший воспитатель Кириллина В.П.

Хоробут 2023г.

Актуальность: Поиск новых форм воспитательной работы с учетом разновозрастного

состава детей в условиях интерната.

Цель: Выявить и разработать содержание и формы работы с воспитанниками.

Задачи:

1.

Изучить индивидуальные и групповые возможности детей в процессе воспитания.

2.

Разработать методические рекомендации по работе с воспитанниками.

3.

Привитие навыков самостоятельности, организаторских способностей, повышение

мотивации к учебе.

Пришкольный интернат- это структурное подразделение, который находится в

общеобразовательном учреждении. Для ребенка интернат является вторым родным

домом. И комфорт, уют, окружение, работники и содержание работы в целом являются

главной основой в становлении полноценной личности.

Контингентом являются

разновозрастные девочки и мальчики из близлежащих наслегов и из разных улусов.

Возникновение пришкольных интернатов в сельской местности неразрывно связано с

развитием сети новых общеобразовательных школ, работающих на экспериментальной

основе с последующим осуществлением среднего образования.

На каждом этапе развития таких школ увеличилась потребность в пришкольных

интернатах, значительнее становится их роль в помощь обучении и воспитании сельских

школьников. Так в 2000 году в нашем селе был открыт интернат в связи работой

педагогического коллектива в режиме республиканского эксперимента по теме: «Сельская

круглогодичная школа «Уран кэскилэ» с продуктивным типом деятельности». За период

своего существования в интернате ежегодно проживало по 20 воспитанников, которые

приезжали учиться в нашу школу из других сел улуса и республики, также дети из

многодетных семей нашего села.

Проживая в интернате, воспитанники углубленно

занимались в группах и студиях эстетического направления. А с 2017 г наша школа

перешла на агропрофилированное направление.

Внимание воспитателей интерната направлено в первую очередь на создание

хороших материальных условий, удобства и уюта, чтобы воспитанники чувствовали себя

как дома и учились хорошо.

Проанализировав учебно-воспитательный процесс интерната за несколько лет, мы

сделали вывод, что на фоне традиционной методики воспитания с воспитанниками, работа

наша оставалась недостаточной. А трудности в работе мы видели в разновозрастном

составе коллектива и в контингенте воспитанников, который ежегодно изменялся.

Знакомство

с

литературой

по

воспитанию,

с

работами

российских

и

республиканских педагогов – воспитателей нацелило нас к поиску более эффективных

форм воспитательной работы в интернате.

И вот 3-й год работаем над темой: «Организация индивидуально-групповой и

коллективной работы с воспитанниками».

И сегодня в своем докладе решили ознакомить вас с содержанием работы по

данной теме, которую мы выбрали. Итак, на первом общем собрании мы познакомили

воспитанников с целями и задачами, стоящими перед коллективом, с планом работы, о

важности данной работы и попросили поддержки с их стороны.

Затем разработали «Закон членов Содружества», включающий в себе 8 пунктов:

1.

Сотвори себя сам.

2.

Содружество в интернате – это объединение всех проживающих.

3.

Умей вести себя в коллективе; выполняй правила и распорядок в интернате.

4.

Выполняй свой личный план на совесть.

5.

Активно работай в одном из секторов интернатского самоуправления.

6.

Постоянно проявляй заботу о своем подшефном.

7.

В конце подведи итоги сделанному. Анализируй свои поступки.

8.

Старайся выполнять советы воспитателя: он поможет тебе.

Далее на методическом заседании, мы воспитатели, разработали «Памятку», где

указали следующее:

I.

Воспитатель должен знать:

индивидуальные особенности своих воспитанников;

интересы , увлечения, друзей;

дни рождения;

их отношение к учебе, труду (дома и в интернате)

примерную ориентацию на выбор будущей профессии;

II.

Воспитатель должен находиться:

в постоянном общении с воспитанниками;

держать связь с родителями;

связь с классными руководителями, учителями-предметниками, соцпедагогом,

психологом и гигиенистом школы;

III.

Воспитатель должен стремиться передать своему воспитаннику все лучшее.

Данной

«Памяткой

воспитателя»

и

«Законом

Содружества»

решили

руководствоваться в своей дальнейшей работе.

На формирование характера воспитанников влияет все и окружение в школе и

дома, и уровень воспитанности близких людей, сверстников, и даже количество и

возрастной состав членов семьи. Учитывая все это, нам пришлось ввести в свою

воспитательную деятельность 4 стадии, разработанные в отечественной педагогической

практике, через которых проходит коллектив.

I.

Номинальная

– это этап формирования целостного коллектив на этой стадии

воспитатели действуют авторитарно (распоряжения, указания отдают сами).

Особое

внимание

следует

обратить

на

контроль,

опираясь

на

более

инициативных воспитанников.

II.

Стадия ассоциации

– здесь можно опираться на более сплоченное ядро – на

интернатский совет. Общее мнение коллектива уже становится более сильным.

III.

Стадия кооперации

– меняется такт воспитателя. Теперь он действует через

совет. Еще более укрепляется общее мнение.

IV.

Стадия автоматизации

– это уже последний этап формирования коллектива,

где воспитанники становятся самостоятельными и решают вопросы, связанные

с делами сами.

Исходя из этого, работу со своими воспитанниками организовали по 4-м

направлениям:

1.

Индивидуальная (развивающая и коррекционная работа).

2.

Деятельность с разновозрастными группами, проживающих в разных комнатах –

спальнях.

3.

Интернатское самоуправление – союзник воспитателей.

4.

Коллективная деятельность.

Индивидуальная работа в процессе воспитания занимает одно из главных мест. Она

оптимально способствует общему развитию воспитанников и одновременно раскрывает

их индивидуальное своеобразие.

Поэтому необходимо хорошо знать общее и особенное в детях: в чем они сходны и

различны. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику включает в себе, прежде

всего точную педагогическую диагностику индивидуальных и возрастных особенностей,

реальная оценка возможностей и способностей, определение перспектив его развития и

коррекции в воспитании. На основе наблюдений и опросов составили следующий план –

таблицу:

Воспитанник

Одаренные

Лидеры

Имеющие проблему

Требующие углубл.

изуч.

-

воспитанники

с

выраженными

способностями

- лидеры интерната

- неофициальные

- лидеры

- в общении

- в поведении

-

в

учебной

- выпускники

- пятиклассники

- нач.классы

- олимпиадники

-

претенденты

в

медалисты

- лидеры, имеющие

негативное влияние

деятельности

- в адаптации

1 чел.

3 чел.

9 чел.

В индивидуальной работе с данными категориями воспитанников применяются

такие методы, как наблюдения в деятельности, анкетирования, индивидуальные беседы,

анализы психолого-педагогических характеристик, деловые игры. Групповая работа

требует серьезной подготовки со стороны воспитателя, четко сформулировать основные

цели, продумать организацию работы, так же очень важно знать их особенности.

Распределение у нас проведена на 3 группы .

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Это

воспитанники

с

выраженной

активной

направленностью,

но

еще

недостаточно

у

них

проявляется

творческая

индивидуальность.

Живут

интересами

коллектива,

стремятся

быть

лучшими,

выполняют

поручения.

Главная

задача:

развитие

творческих способностей.

(младшее звено- 2

воспитанника)

Наиболее благоприятно идет

формирование личности. У

них

развивается

общественная

активность.

Занимают позиции лидера.

Проявляется

мотивация

к

учению, достигают успехов

в делах.

Главная задача: нацелить на

проф

ориентационную

направленность

(старшеклассники)

Требуют особого внимания.

В какой-то мере пытаются

жить

интересами

коллектива.

Могут

выполнять

поручения

по

настоянию

воспитателя.

Творческая

индивидуальность

сковывается.

Главная

задача:

развитие

интереса

к

учебе,

творчеству, помочь: лучше

узнать их в коллективных

делах

(2 воспитанника)

Над группами шефствуют 2 воспитателя : старший воспитатель Кириллина В.П. и

воспитатель Борисова К.Н. Они ведут свои психолого-педагогические наблюдения, имеют

свой индивидуальный план, а каждый воспитанник в своем портфолио имеет следующее:

анкетные данные, личный план, паспорт воспитанника, договор о проживании в

интернате, табель успеваемости, достижения. Ежегодно по группам в содружестве с

воспитанниками

проводится

разного

рода

мероприятия,

где

инициаторами

и

организаторами являются сами ребята из разных групп. Одна из традиционных смотров

по группам – это соревнование между комнатами по следующим видам:

1)

Учебная

деятельность

(успеваемость

и

качество

знаний,

посещение

занятий).

2)

Культура поведения воспитанников.

3)

Активность участия в мероприятиях интерната и школы.

4)

Санитарно-эстетическое состояние комнат.

Данное соревнование проводится в 2 этапа (по полугодиям). Оценивается смотр по

5-ой системе компетентным жюри из числа воспитателей, родителей и представителя

самоуправления. Победителю – группе присваивается номинация «Образцовая комната».

Так же группы-комнаты сами проводят в коллективе ключевые мероприятия, связанные с

традиционными праздниками (сами планируют, составляют сценарии). Например,

воспитанниками составлен следующий план:

Что проводится?

Когда?

Кто проводит?

1. «Новый год - наш любимый праздник»

26 декабря

1-я комната

2. «Старый, старый Новый год» (Танха)

14 января

2-я комната

3. «День Святого Валентина»

14 февраля

1-я комната

4. День Защитников Отечества «А ну-ка, мальчики!»

23 февраля

2-я комната

5. «Для вас, девочки!»

6 марта

1-я комната

6. «Посмеемся вместе!» (День Юмора)

1 апреля

2-я комната

Организуя такие мероприятия, воспитанники учатся творчески подходить к

порученному делу, раскрывается у них способность, самостоятельность. В результате

групповой

деятельности

наши

воспитанники

стали

чувствовать

себя

более

организованными, общительными, научились анализировать свои действия.

Действенной формой индивидуально-групповой воспитательной работы является

самоуправление, как конкретный вид деятельности воспитанников. Отвечая за отдельные

работы своего коллектива, принимая участие в самоуправлении, дети организуют своих

товарищей на выполнение тех или иных заданий, участвуют в планировании; помогают,

проверяют, творят, оценивают, вырабатывают различные организационные навыки.

Самым ответственным лицом в интернате является лидер, которого дети выбирают сами.

Он несет ответственность за учебу воспитанников, их поведение и дисциплину,

санитарно-гигиеническое состояние, дежурство и порядок в интернате и столовой.

Основной принцип самоуправления опирается на развитие организаторских способностей

детей, учить управлять, быть самостоятельным, ответственным, инициативным, уметь

отстаивать свои права и права коллектива и хорошо осознать свои обязанности. Структура

строится по схеме: воспитатель лидер совет интерната старосты комнат,

т.е. каждый воспитанник выполняет определенное поручение и отвечает за их выполнение

перед советом интерната, а совет перед лидером, воспитатель держит прямую связь с

лидером.

Одним из главных видов самоуправления является самоподготовка воспитанников.

Она имеет исключительное значение для успешного обучения воспитанника в школе, как

составная часть учебного процесса. В зависимости от усвоения учебного материала, от

расписания уроков и объема домашнего задания используем различные методы

организации самоподготовки. При этом важно учитывать индивидуальные особенности

воспитанников, чтобы общие требования не являлись помехой для отдельных учащихся.

Главная наша задача заключается в воспитании ученика, умении учиться, работать

самостоятельно, четко, без ненужных потерь времени. Таким образом, продолжая работу

учителя, воспитатель вырабатывает навыки самостоятельности в работе с учебной

литературой и другими дополнительными источниками, прививает понимание, что

воспитанник готовить себя к будущей жизни. Нужна реальная помощь детям с

проблемами в учебе по тем или иным предметам. Для этой цели организуем различные

формы шефской помощи:

1. парная работа

2. дети-консультанты по основным предметам (русский язык, математика)

3. персональное шефство старших над младшими воспитанниками

4. консультации.

При

этом

учитываем

интересы,

наклонности

и

характер

воспитанников.

Совместное проживание разновозрастных детей в спальнях, используется нами как

дополнительная форма трудового, гигиенического и нравственного воспитания, как

естественный процесс воспитания.

Также младших прикрепляем к старшим и в

дежурствах в столовой и по интернату.

Такая организация работы подтверждает эффективность данных форм в практике.

С целью изучения интереса, характера, познавательных особенностей ежегодно проводим

педагогическую диагностику определения уровня воспитанности каждого воспитанника.

Дети заполняют анкету. Для младшего возраста оцениваем такие качества как:

1)

любознательность;

2)

прилежание;

3)

отношение к природе;

4)

Я и школа;

5)

прекрасное в моей жизни;

Для старшего возраста – интеллектуальный уровень и нравственность. В этом вопросе

работаем совместно с психологом. Для сравнения и анализа составляем мониторинг

уровня воспитанности по годам. В последние 4 года процент соотношения такое:

Отслеживание воспитанности (по методу Шилова)

Это

дает

возможность

учитывать

дифференцированный

подход

в

развитии

интеллектуальных способностей воспитанников. Воспитатель несет ответственность за

качество обучения. Для целенаправленной работы нужна ежедневная информация о

текущей успеваемости воспитанников,

регулярное посещение уроков, общение с

учителями, с классными руководителями. К контролю учебной работы привлекается

учебный сектор. Он ведет систематический учет успеваемости своих товарищей, проводит

индивидуальную беседу с каждым. По итогам четвертей и по годам составляем

мониторинг степени обученности по методу Шилова (см. схему СОК за 3 года).

С 2019 по 2022 год составляет –70,1% - 64.2% -65,1 %. Отсюда наглядно видно

качество обученности каждый год меняется. Но здесь можно учитывать тот, факт, что

контингент воспитанников ежегодно меняется и в 2019 - 2020 г ,в основном, учились

дистанционно.

Такая форма организация работы помогает нам правильно корректировать целей

и задач учебно-воспитательного процесса, помочь воспитаннику в поиске позиций в

коллективе.

Благодаря самоуправлению наши воспитанники стали более свободными,

общительными, чувствуют себя хорошо в коллективе, вырабатывают чувство

самоуважения.

А коллективная деятельность – это включение воспитанника в систему общих

зависимостей с целью применения и развития сил и способностей. Участвуя в

различных видах коллективной деятельности в таких как (в самообслуживании,

помощи ветеранам, в работе летнего лагеря, экскурсиях, спортивных соревнованиях)

воспитанник

интерната пробует свои силы,

применяет умения и навыки,

сравнивает себя с другими, получает возможность разобраться в неудачах, оценить

результат своего труда. Традиционной коллективной формой работы в интернате

становится участие наших воспитанников в организации и проведении отдыха и

труда

в

летнем

лагере

«Огурчик.

Сами

воспитанники

под

руководством

воспитателей выращивают рассады овощей и цветов в интернате по проекту

«Выращиваем овощи и цветы». Детям нравится работать, делать все своими руками,

учатся приобретать трудовые навыки и умения, а все вместе получают множество

новых

впечатлений

во

время

труда.

Коллективная

деятельность

позволяет

воспитаннику нормализировать свои отношения со сверстниками, развивает опять

же

самостоятельность

и

ответственность.

В

результате

коллективных

дел

воспитанник

преодолевает

личностные

недостатки:

(эгоистичность,

недоброжелательность, безответственность, невыдержанность), которые искажают

становление личности воспитанника. Таким образом, использование разных форм

работы создает условия, при котором воспитателем и воспитанникам работать,

сообща, интересно.

Возникают

при

этом

доверительные

отношения

между

нами.

А

индивидуально-групповые успехи становятся заботой и делом всего коллектива.

Такая организация работы призвана

обеспечить

понимание воспитанниками

необходимости развиваться, жить и действовать в условиях нового коллектива.

В процессе организации индивидуально-групповой и коллективной работы в

интернате мы пришли к следующим выводам:

1. Уровень показателей успеваемости и качества знаний у воспитанников стал выше,

чем у классного коллектива.

2. Уровень воспитанности становится более высоким.

3. По сравнению с другими учащимися воспитанники интерната отличаются такими

нравственными

чертами

характера,

как

коллективизм,

взаимопонимание,

ответственность, самостоятельность, трудолюбие.

.

9

Литература

1.

Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе М: «Просвещение»,

1990 г.

2.

Виноградова, Первин И.Б. «Коллективная деятельность и воспитание

школьников» М.: «Просвещение», 1977 г., стр. 11

3.

«Воспитание школьников» №2, 2001 г.

4.

Ж. Сельская школа №6. 2003 г.

5.

Кыркалов, Цыпурский В.Г. Организация работы в пришкольном интернате.

6.

Коротов В.М. Воспитательная работы в школе. М., 1998 г.

7.

Макаренко А.С. О воспитании. М.: «Политиздат», 1988 г.

8.

Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1999 г.

9.

Селенко А.К. Сделай сам себя. М.: Изд. «Прогресс», 1995 г. Стр. 46

10. Чудакова Н.В. Праздник для детей и взрослых. М.: Изд. «АСТ», 1997 г.

10



В раздел образования