Автор: Халикова Талия Шагитовна
Должность: Преподаватель вокальных дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №15" Г.КАЗАНИ
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Репертуар как один из основополагающих факторов развития творческого коллектива (на примере татарского вокального ансамбля «Балачак»)
Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
г. Казани
«Детская музыкальная школа № 15»
Методическая разработка
«Репертуар как один из основополагающих факторов развития творческого
коллектива»
(на примере татарского вокального ансамбля «Балачак»)
Автор: Халикова Т. Ш.
преподаватель первой категории
МБУ ДО г. Казани «ДМШ №15»
Казань
2022
2
Оглавление
Введение ……………………………………………………………........ 3
Глава 1. Детский вокальный ансамбль
1.1. Краткая характеристика …………………………………………… 4
1.2. Обзор необходимых музыкально-слуховых и вокально-
технических навыков …………………………………………………... 4–5
Глава 2. Репертуар как один из основополагающих факторов развития
коллектива
2.1. Общая характеристика понятия репертуар ……………................. 6
2.2. Принцип подбора репертуара на примере татарского вокального
ансамбля «Балачак» …………………………………………………….. 6–10
Заключение ……………………………………………………………… 11
Список использованной литературы ………………………………....... 12
3
Введение
Актуальность темы
Подбор репертуара для детских татарских вокальных коллективов всегда был непростым.
Во-первых, песен для детей значительно меньше, чем для взрослых. Во-вторых, сложно
найти
достойные
музыкальные
произведения,
в
которых
присутствовали
бы
и
музыкальная,
и
поэтическая
содержательность
в
равной
степени.
Ведь
главной
педагогической задачей является воспитание не только вокально-технических навыков и
умений
учеников,
но
и
развитие
гармоничной,
творческой
личности,
способной
воспринимать прекрасное и творить.
Весь репертуар вокального ансамбля «Балачак» состоит из произведений на татарском
языке. К сожалению, не все участники коллектива владеют им хорошо, несмотря на то что
это их родной язык. Кто-то знает пару фраз, кто-то не знает вовсе. В связи с этим ведется
активная работа в плане изучения и совершенствования разговорных навыков на родном
языке.
В данной работе будет рассмотрен принцип подбора репертуара для татарских вокальных
ансамблей на примере вокального коллектива «Балачак».
Цель работы
Показ
принципа
подбора
репертуара
для
детского
татарского
вокального
ансамбля.
Репертуар, состоящий из произведений различных жанров, форм, стилей, служит одним
из основополагающих факторов развития и роста любого творческого коллектива и его
участников в отдельности.
Задачи:
- рассмотреть значение репертуара в деятельности коллектива
- выявить и обобщить принципы подбора детского репертуара
- привить любовь к вокальному искусству и к коллективному музицированию
- развить индивидуальные творческие, вокально-технические навыки учащихся на основе
исполняемого репертуара
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к Родине, природе,
родным, близким, друзьям, к окружающему миру
- сформировать потребность в общении с вокальной музыкой
- создать атмосферу увлеченности, показать успешность и значимость каждого участника
вокального ансамбля
Данные задачи решаются через исполнение разнопланового, высокохудожественного и
интересного репертуара.
Элементом
новизны
служит
разбор
репертуара
татарского
вокального
ансамбля
«Балачак», собранного в течении продолжительной педагогической практики.
Апробация
Данная работа была прочитана и обсуждена на заседании хорового отдела ДМШ № 15.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной
литературы.
4
Глава 1. Детский вокальный ансамбль
1.1. Краткая характеристика
Понятие ансамбль происходит от французского слова ensemble – вместе, что означает
единство, созвучие, слаженность, согласованность, уравновешенность.
Вокальный ансамбль — это группа певцов в количестве от двух до двенадцати человек,
поющих вместе, соблюдая метро-ритмический, тембровый, штриховой, динамический
ансамбли.
«Умение
певца
подчинять
свою
индивидуальность
задачам
коллектива
–
основное
правило
настоящего
ансамбля»
(Соколов
В.,
Попов
В.,
Абелян
Л.
Школа
хорового пения. Выпуск II. М., 1987, с. 9).
Детские вокальные ансамбли делятся по возрасту на младшие (с 1–4 классы) и старшие (с
5-7
классы).
Возможно
объединение
учащихся
разных
возрастов
в
один
коллектив.
Например, со 2–7 классы. Данное действие осуществляется по усмотрению руководителя
коллектива. При этом важно учитывать вокальные данные учащихся. Ведь одной из
главных задач является создание гармоничного и полноценного вокального ансамбля.
Музыкальные произведения могут исполняться в унисон, в два или в три голоса. Это
зависит в первую очередь от степени развития музыкального слуха исполнителей.
Также
немаловажным
фактором
является
количество
поющих
и
их
возраст.
Результативнее петь многоголосие, когда в одной партии от 3 до 5 человек. Исполнители
чувствуют поддержку и опору друг в друге. Но при этом важно развить ответственное
отношение
к
исполнению,
чтобы
каждый
поющий
имел
навык
вести
свою
партию
самостоятельно и уверенно, не полагаясь на соседа.
Детские вокальные ансамбли могут развиваться и работать в различных музыкальных
жанрах. Например, быть народными, джазовыми, эстрадными или академическими. Но
возможно
и
объединение
произведений
различных
стилей
в
репертуаре
одного
коллектива.
Также репертуар вокального ансамбля может состоять из произведений на каком-либо
одном языке. В нашем случае ансамбль «Балачак» поет на татарском языке.
1.2. Обзор необходимых музыкально-слуховых и вокально- технических навыков
Любой
вокальный
ансамбль
(детский
в
том
числе)
должен
владеть
определенными
музыкально-слуховыми и вокально-техническими навыками. Вкратце рассмотрим их.
1)
Певческое дыхание
Певческое
дыхание
является
энергетическим
фактором,
от
которого
зависят
сила
и
длительность
звука,
его
тембровые
краски.
В
вокально-педагогической
практике
применяется нижнереберно-диафрагматическое дыхание, при котором поднимаются и
расширяются
при
вдохе
нижние
ребра,
а
остальная
часть
грудной
клетки
почти
неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Поем мы во время выдоха,
поэтому важен плавный и продолжительный выдох. Чем длиннее и ровнее выдох, тем
длиннее и ровнее звук.
2)
Чистое интонирование
Каждый
участник
вокального
ансамбля
должен
чисто
интонировать,
то
есть
точно
воспроизводить
высоту
музыкальных
звуков.
Также
необходимо
добиваться
интонационной стабильности и самостоятельности каждого певца.
3)
Атака звука
Атака звука бывает твердой, мягкой и придыхательной. Чаще в практике используется
твердая
и
мягкая.
Овладение
различными
видами
атак
способствует
формированию
верных
вокально-технических
навыков.
В
различных
по
характеру
музыкальных
произведениях может потребоваться разная атака звука, потому что она является важным
выразительным средством в музыке.
4)
Штрихи
Штрих – это способ звукоизвлечения. Основные из них:
5
- legato (итал. «связный») – плавное, связное исполнение
- non legato (итал. «раздельно») – звук берется и отпускается таким образом, чтобы не
было ни плавного, ни отрывистого звучания
- staccato (итал. «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков
-
marcato
(итал.
«выделяя»,
«подчеркивая»)
–
означает
отчетливое,
подчеркнутое
исполнение каждого (!) звука
Штрихи определяют характер, тембр, атаку звучания, тем самым способствуют точной
передаче настроения музыки и воплощению заложенного образа.
5)
Четкая дикция
Дикция – это ясность, разборчивость, правильность произношения текста. Без данного
аспекта исполнители не смогут донести до слушателя художественную идею вокального
произведения.
6)
Метроритмический ансамбль
Под метроритмическим ансамблем следует понимать:
- умение выявлять метрическую структуру произведения
- одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части
- одновременно, одинаково, в ритме произносить текст
- вместе брать дыхание в указанных местах
- вместе переходить в новый темп
Для сохранения единого темпа и ритма необходимо ощущать внутреннюю пульсацию.
7)
Динамический ансамбль
Динамический
ансамбль
–
это
уравновешенность
силы
голосов
внутри
партии
и
согласованность громкости звучания внутри ансамбля.
8)
Единая манера звукообразования
Певческая установка на единую манеру звукообразования подразумевает единую форму
гласных, определенную степень их округлости, единообразие.
9)
Тембровый ансамбль
Опираясь
на
единую,
общую
для
всех
певцов
манеру
звукообразования,
каждый
исполнитель должен влиться в палитру звучания вокального ансамбля.
10)
Мелодический и гармонический ансамбль
Различают слух мелодический (по отношению к мелодии) и слух гармонический (по
отношению к созвучиям). Воспитание активного унисона является основной задачей в
формировании мелодического слуха у поющих. Далее необходима работа в развитии
гармонического слуха, то есть пение интервалов и аккордов многоголосно. Необходимо
также постоянно совершенствовать внутренний слух (способность слышать музыку и
отдельные ее элементы про себя).
Наличие
и
развитие
перечисленных
музыкально-слуховых
и
вокально-технических
навыков является необходимым для хорошего исполнения интересного и разнопланового
репертуара. Следовательно, для разнообразной, активной и успешной творческой жизни
коллектива.
6
Глава 2. Репертуар как один из основополагающих факторов развития
творческого коллектива
2.1. Общая характеристика понятия репертуар
Репертуар – один из самых важных вопросов деятельности творческого коллектива. Еще
не слыша его, но зная список исполняемых произведений, можно в определенной мере
судить о его творческом облике, эстетических и нравственных позициях, исполнительских
возможностях.
Отбор репертуара довольно сложный творческий процесс, входящий в каждодневную
деятельность руководителя творческого коллектива и требующий от него определенных
знаний и умений. Я, как руководитель детского вокального ансамбля, стараюсь учитывать
восприятие детьми тех или иных музыкальных сочинений, опираясь на их музыкально-
певческое и эмоциональное развитие с учетом последующей динамики под влиянием
выбранного репертуара.
Проблемы
отбора
детского
репертуара
касались
многие
видные
педагоги
русского
певческого искусства, такие как А. В. Свешников, В. Г. Соколов, В. С. Попов, Г. А.
Струве. В своей педагогической работе я опираюсь на их авторитетные указания. Г. А.
Струве
считал,
что
самым
наглядным
показателем
работы
детского
вокального
коллектива
является
его
выступление
на
публике
–
концерт.
Успех
концертного
выступления зависит от настроя коллектива, его исполнительского уровня и подготовки,
акустических особенностей зала, состава слушателей, их реакции и т. д. И едва ли не
самую важную роль играет его программа. Однако значение репертуара не исчерпывается
только необходимостью показа творческих достижений коллектива. Не менее важную
роль он играет в музыкальном образовании и художественно-эстетическом воспитании
его
участников,
в
повышении
их
вокально-технического
мастерства,
в
развитии
музыкального вкуса.
2.2.
Принцип
подбора
репертуара
на
примере
татарского
вокального
ансамбля
«Балачак»
Татарский вокальный ансамбль «Балачак» существует тринадцать лет. В нем поют дети
разных возрастов. В основном это учащиеся
3–7 классов. Всего в ансамбле 10 (12)
человек. В течение года мы разучиваем от 8–12 вокальных сочинений. Занимаемся два
раза в неделю по полтора академических часа.
Традиционными
стали
зимний
и
весенний
концерты
вокальной
музыки,
где
можно
услышать выступление коллективов и солистов (вокал). Выступаем как можно больше в
стенах музыкальной школы и за её пределами.
Исполняемый
репертуар
служит
визитной
карточкой,
лицом
коллектива.
Умело
подобранный,
высокохудожественный,
разноплановый
репертуар
дает
коллективу
возможность вести активную творческую жизнь, постоянно повышать исполнительское
мастерство в целом и каждого отдельного исполнителя в частности. При формировании
репертуара я руководствуюсь следующими принципами:
- художественная ценность и эстетическая значимость
- доступность для исполнения
- педагогическая целесообразность
Отбирая произведения для учебной и творческой деятельности, учитываю, насколько
содержателен музыкальный материал, насколько он способствует развитию творческих
способностей
учеников,
совершенствует
их
вокально-технические
навыки,
развивает
музыкальный слух.
Рассмотрим подробнее критерии, учитываемые при подборе репертуара.
7
•
Доступность
Музыкальное произведение должно быть доступным для исполнения с учетом возрастных
особенностей детского диапазона, чисто вокальных возможностей. Здесь необходимо
помнить об охране детских голосов. Ведь если мало подготовленному коллективу дать
произведение, которое ему не по силам в вокальном и техническом плане, в результате
может появиться надсадный звук от перенапряжения связок, что недопустимо. Как бы ни
была заманчивой перспектива успеха и желание работать над сложной программой, всегда
нужно помнить о физиологических особенностях и вокальных возможностях детских
исполнителей.
Если я включаю в репертуар произведение современных композиторов (например, С.
Зорюковой, Э. Низамова), где непростая в плане интонирования мелодическая линия,
полифоническое двухголосье и сложный гармонический план, то я стараюсь выбрать
более простые и понятные в плане исполнения последующие произведения. В них певцы
могут «отдохнуть» и просто музицировать.
Доступность
репертуара
предполагает
также
восприятие
детьми
образного
строя
песенного материала. На мой взгляд очень важно, чтобы детям было понятно, интересно и
близко то, о чем они поют. Важно суметь найти такое произведение, где хорошая мелодия
сочетается с хорошим поэтическим текстом. Такая песня способна проникнуть в сердца
детей.
•
Подчинение репертуара учебно-воспитательным задачам
В
своей
педагогической
работе
соблюдаю
данный
принцип
подчинение
репертуара
учебно-воспитательным задачам.
Занятия
в
вокальном
ансамбле
являются
прежде
всего
средством
разностороннего
развития детей.
Формирование поведения, потребности в певческом искусстве, хорошего музыкального
вкуса происходит в течение всей деятельности вокального ансамбля и непосредственно на
занятиях, когда целенаправленно развиваются мышление, внимание, память детей, их
эмоциональная отзывчивость на музыку. Все это благоприятно влияет на формирование
правильных вокально-технических навыков.
•
Педагогическая целесообразность
Репертуар должен быть основным двигателем в музыкальном росте коллектива. Каждое
произведение должно служить небольшой ступенью к усвоению, к дальнейшему развитию
и
совершенствованию
приобретенных
навыков.
Данный
процесс
должен
быть
последовательным и систематичным. Так как репертуар татарского вокального ансамбля
«Балачак» состоит из песен на татарском языке (не все одинаково хорошо владеют им),
параллельно активно ведется работа по изучению и совершенствованию разговорных
навыков. Мы обязательно переводим на русский язык каждое татарское слово, фразы,
предложения
и
на
каждом
уроке
проводим
небольшой
опрос.
Я
говорю
слово
на
татарском, дети переводят на русский и наоборот. Часто меняемся ролями. Дети называют
слова вместо учителя, а учитель переводит их вместо ученика. Такая смена ролей создает
игровую и дружескую атмосферу в коллективе и способствует лучшему запоминанию
материала.
•
Стилистическое и жанровое разнообразие репертуара
В репертуаре вокального ансамбля должны присутствовать произведения различных эпох,
жанров,
композиторских
школ.
Музыкальный
материал
также
должен
быть
разнообразным в плане характера, в плане настроения музыки и содержания. Можно
сочетать
шуточные
песни
с
лирическими,
повествовательные
с
драматическими,
кантиленные со скерцозными и т. д.
8
При
подборе
репертуара
для
детского
вокального
ансамбля
«Балачак»
я
выбираю
произведения из следующих стилевых направлений и жанров:
Народная песня
Народная песня дает возможность узнать и прочувствовать дух и быт своего народа, мир
его ощущений, обратиться к корням – истокам.
Народные песни бывают различными по характеру. Пение протяжных и лирических песен
способствует выработке кантилены, хорошему владению штрихом legato, формированию
длинного дыхания, длинной фразы.
Шуточные и игровые песни также должны присутствовать в репертуаре. Их можно
поставить в виде небольших сценок, добавить танцевальных движений. Это способствует
раскрепощению детей на сцене.
Из репертуара вокального ансамбля «Балачак»:
татарская народная песня «Энисэ»
татарская народная песня «Ай, былбылым»
татарская народная песня «Жомга»
татарская народная песня «Эй, икегез, икегез»
татарская народная песня «Оммегелсем»
татарская народная песня «Шома бас»
татарская народная песня «Каз канаты»
Обработки для двухголосного вокального ансамбля делаю сама. Если песня сложная по
ритму и темпу, поем в унисон.
Классическое направление
Нельзя создать новое направление в музыке, не изучив и не овладев художественными
ценностями
и
традициями
предшественников.
Произведения
нижеперечисленных
композиторов
являются
сокровищницей
татарской
музыки.
Их
наследие
выдержало
проверку
временем
и
присутствует
в
репертуаре
практически
каждого
татарского
вокального
коллектива.
Исполнение
данных
произведений
способствует
установке
и
развитию хорошего музыкального вкуса и хорошей музыкальной культуры у поющих.
Из репертуара татарского вокального ансамбля «Балачак»:
Дж. Файзи
«Кошлар кебек»
Дж. Файзи
«Чишмэ»
Дж. Файзи
«Яз килде»
С. Сайдашев
«Чиялэр чэчэк атсын»
С. Сайдашев
«Укучылар вальсы»
С. Сайдашев
«Зэнгэр кул»
Н. Жиганов
«Сиреннэр хуш ис тарата»
Н. Жиганов
«Жир йозендэ экият бар»
Р. Яхин
«Туган илем»
Р. Яхин
«Бодрэ таллар»
А. Бакиров
«Игенчелэр жыры»
А. Бакиров
«Кунелем турендэ»
А. Бакиров
«Тагын язны котэм»
А. Бакиров
«Идел буенда»
А. Бакиров
«Жэйге тан»
А. Бакиров
«Конбагыш»
А. Бакиров
«Чишмэ жыры»
9
А. Бакиров
«Эшлэсэн эш табыла»
М. Музафаров
«Хэерле иртэ»
М. Музафаров
«Тын бакчада»
А. Монасыпов
«Туган авыл»
Джазово-эстрадное направление
Данное направление подразумевает исполнение в основном бодрых, веселых, ритмичных,
танцевальных песен. Они, как правило, имеют куплетную форму, легко запоминаются
детьми и исполняются с большим удовольствием. В качестве примера могу привести
песню
Луизы
Батыр-Булгари
«Кулчатыр».
Мы
поставили
танцевальные
движения
и
использовали зонты как реквизит. Получилось живо и красочно.
Из репертуара татарского вокального ансамбля «Балачак»:
А. Монасыпов «Бэлли-бэу»
А. Монасыпов «Тэнэфес»
Р. Ахиярова «Яратыгыз»
Р. Ахиярова «Бэхетле булыгыз»
Р. Ахиярова «Озелмэс жыр»
Ш. Шарифуллин «Син биергэ мине чакыр»
Л. Батыр-Булгари «Туган телдэ жырыбыз»
Л. Батыр-Булгари «Кояшлы ил»
Л. Батыр-Булгари «Кулчатыр»
Л. Батыр-Булгари «Яна ел»
Л. Батыр-Булгари «Янгырасын жырлар»
С. Валиди «Джаз»
С. Валиди «Йомшак кар»
Е. Шатрова «Сабантуй»
Е. Шатрова «Пенсия»
И. Байтирэк «Безне хыял чакыра»
Современная музыка
В
нашем
репертуаре
отведено
отдельное
место
произведениям
современных
композиторов.
Разучивание
данных
сочинений
является
необходимым
условием
полноценного
развития
коллектива.
Произведения
наших
современников
не
всегда
просты
в
плане
интонирования,
гармонического
строя.
Часто
имеют
развернутую
сквозную форму, сложный ритмический рисунок. Двухголосье выстраивается за счет
полифонического изложения голосов. Аккомпанемент не дублирует мелодию и носит
самостоятельный
характер.
Однако
все
вокально
–
технические
сложности
компенсируются
гибкими,
нестандартными,
выразительными
мелодическими
темами,
колоритной, богатой, насыщенной гармонией, в целом необычайной красочностью и
красотой
музыки.
Дети
с
большим
удовольствием
разучивают
и
исполняют
такие
сочинения,
проявляя
при
этом
волю,
настойчивость,
трудолюбие.
Тем
самым
преодолевают вокально – технические сложности и осваивают новые навыки, поднимаясь
на ступень выше в своем мастерстве. Среди современных композиторов хочется отметить
С. Зорюкову, Э. Низамова. Они пишут прекрасные детские песни, которые любимы не
только исполнителями, но и слушателями.
Из репертуара татарского вокального ансамбля «Балачак»:
Э. Низамов «Ышаныйк экияткэ»
Э. Низамов «Без табигать дуслары»
10
Е. Шатрова «Хэерле иртэ»
С. Зорюкова «Барабан»
С. Зорюкова «Йокы»
С. Зорюкова «Салават купере» из цикла «Табышмаклар»
С. Зорюкова «Жэй кенендэ»
Выбирая
произведения
для
разучивания,
непременно
задумываюсь
и
об
их
художественно-эстетической ценности. Коллектив может вырасти духовно, эмоционально
и
приобрести
нужные
вокальные
навыки
только
через
продуманный,
нравственный,
высокохудожественный репертуар.
11
Заключение
Правильно
подобранный
репертуар
составляет
половину
успеха
любого
творческого
коллектива. При работе с детьми обязательно нужно учитывать доступность программы,
ее
педагогическую
целесообразность,
подчинение
учебно-воспитательным
задачам,
стилистическую и жанровую разноплановость, художественно-эстетическую ценность.
Что же касается интересов детей, то их следует, на мой взгляд, не только учитывать, но и
направлять. В наше время дети информированы значительно шире, чем их сверстники 10–
15 лет назад. Их интересы во многом определяются научно-техническим прогрессом.
Зачастую музыка, которая повсеместно раздается с экранов телевизоров, воспринимается
детьми как модная и ультрасовременная и привлекает их внимание. Однако не всегда
подобная музыка соответствует детскому восприятию. В данном случае на первое место
выходит авторитет педагога. В каждодневном процессе сотворчества педагог должен быть
примером для своих учеников, прививая им хороший музыкальный вкус. Совместное
слушание
музыки,
просмотр
видеоматериалов,
посещение
концертов
оказывает
положительное влияние на юных певцов и обогащает их музыкальную культуру.
Одной
из
главных
и
основных
задач
педагога
является
воспитание
многогранной,
отзывчивой, коммуникабельной и творческой личности. Выполнение данных условий
способствует
формированию
духовно
развитого,
образованного
подрастающего
поколения. В данном случае миссию педагога можно считать исполненной.
12
Список использованной литературы
1.
Апраксина О. Методика развития детского голоса. М., 1983
2.
Багадуров В. Вокальное воспитание детей. М., 1980
3.
Бандина А., Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Выпуск I. М., 1973
4.
Далецкий О. Школа пения из опыта педагога. М., 2007
5.
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М., 1968
6.
Павлова И. Музыкальное обучение и воспитание на основе использования
национального музыкального фольклора. К., 2007
7.
Птица К. Работа с детским хором. М., 1981
8.
Сафина А. Татарская музыка и учебно-воспитательный процесс. К., 1998
9.
Соколов В. Средства художественной выразительности. Работа с хором. М., 1983
10.
Соколов В., Попов В., Абелян Л. Школа хорового пения. Выпуск II. М., 1987
11.
Струве Г. Школьный хор. М., 1981
12.
Чесноков П. Хор и управление им. М., 1968
13.
Ягафаров Р. Татарский детский фольклор. К., 2007
Нотные сборники
1.
Ахиярова Р. Бэхетле булыгыз: жырлар. К., 1991
2.
Бакиров А. Барысы да кунелдэ. 20 песен. К., 1966
3.
Валеев Р. Солнечная песенка: песни для детей. К., 2007
4.
Валиди С. Чишмэ таптым: балалар эчен жырлар. К., 2004
5.
Валиди С. Казаным – шигъри азаным. Вокаль ансамбль эчен жырлар. К., 2004
6.
Бакиров А. Нэнилэр жырлый. К., 1962
7.
Бакиров А. Эниемнен жылы кочагы. 16 песен для школьников. К., 1960
8.
Бакиров А. Авылым таннары. К., 1984
9.
Батыр – Булгари Л. Звонче пой, соловушка: песни для детей. К., 2000
10.
Батыр – Булгари Л. Хэрефле шакмаклар. К., 1997
11.
Еникеева Р., Еникеева Х. сост. Кояшкай кайда йоклый? балалар эчен жырлар. К.,
1996
12.
Зайнашева А. сост. Гимназиядэ дуслаштык: балалар эчен жырлар. К., 1996
13.
Кашипов М. сост. Ручеек: песни для детей. К., 1989
14.
Музафаров М. Песни для голоса с фортепиано. К., 1957
15.
Музафаров М. Тибрэнэ жыр кунелдэ. К., 1976
16.
Сайдашев С. Балалар жырлары. К., 1953
17.
Сайдашев С. Жырлар. К., 1972
18.
Салахов Р. Колэсе килеп тора: балалар очен жырлар. К., 2007
19.
Шатрова Е. Песни для детей. К., 1993