Автор: Абдуллаева Элшана Дашгын Кызы
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №3"
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы работы с текстом на уроках Русского языка и Литературы
Раздел: среднее образование
Методы и приемы работы с текстом
на уроках Русского языка и Литературы
Учащихся привлекает цифровое пространство, поэтому этот интерес
можно использовать на уроках Русского языка и Литературы, сделать
обучение привлекательным в процессе самостоятельной и познавательной
деятельности. В своем докладе я приведу пять методов и приемов работы с
текстом, которые позволять применить элементы медиа педагогики и в
дистанционном обучении.
Первое, о чем бы хотелось рассказать – это использование жанров
интернет-коммуникаций текстов в синтезе мультимедийности и вербальных
структур.
Свою
индивидуальность
учащиеся
стараются
выразить
в
виде
медиатекстов, созданных при помощи ИКТ: сайт, блог, форум, буктрейлер,
лонгрид, комиксы и т.д.
По изученным произведениям ученики создают страницы писателей и
литературных героев в социальных сетях, используя стиль автора и оценивая
современные явления с точки зрения литературных героев.
Такая творческая площадка интересна подросткам. Она позволяет
формировать
коммуникативные
способности,
обучить
формам
самовыражения. Ученик буквально перевоплощается в облик своего героя,
мыслит и говорит присущим ему образом, обращаясь к тексту.
На своих страницах учащиеся рассказывают о результатах проектной и
исследовательской работы по литературным темам, обсуждают впечатления
от произведений, тем самым будущие писатели и поэты формируют и
оттачивают навыки общения.
Практика ведения творческого блога дает возможность обучаемым
поделиться эмоциями, чувствами со сверстниками, вести дискуссии, быть
искренними, чем в реальном общении. Педагог, в свою очередь, направляет
их, дает импульс творчеству.
Второй используемый метод работы – это создание буктрейлера.
Например, создание буктрейлер по рассказу Л. Андреева «Баргамот и
Гараська».
Первая группа детей создает сценарий буктрейлера: продумывают
сюжет и пишут текст «Отзывчивость в наше время» или «Вечный поиск
смысла жизни», собирают информацию и картинки. Вторая группа детей
создает повествовательный буктрейлер «Изменение жизни Гараськи после
пасхального обеда», вносят интригу и выстраивают сюжет таким образом,
чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше.
Данная работа развивает умение учащихся работать с текстом,
выделять главное и выстраивать логическую цепь своих рассуждений.
Следующий метод – лонгрид-проект, в котором текст и объяснения
материала сопровождаются фотографиями, видеофильмами, музыкой и
слайд-шоу.
В зависимости от типа лонгрид-проекта – репортаж, реконструкция,
портрет, статья, инструкция – создателями выступают учащиеся в качества
фотографов, видеооператоров, журналистов или оформителей.
При изучении романа Ф.М. Достоевского учащиеся проанализировали
цепь событий, выявили причины и последствия преступления Раскольникова.
В созданном лонгриде учащимся удалось отразить целый спектр своих
чувств. Таким образом аккумуляция информационных ресурсов помогла на
уроках добиться глубокого понимания произведения: развить воображение,
повлиять на эмоциональный уровень восприятия прочитанного, увиденного и
услышанного.
Созданные учащимися иллюстрации с мультимедийным эффектом
создали присутствие, подчеркнули важность изучаемого, а сплошная
прокрутка материала позволила вернуться к фрагментарным пунктам работы.
Четвертным способом разнообразия учебного процесса является
использование изотекстов для обозначения многообразия форм и стилей
повествования в картинках.
Определение доминирующих символов погружает семиклассников к
чтению с целью подбора цитат-иллюстраций. Такая работа дает возможность
реализовать свое читательское восприятие текста.
Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться. И в этом смысле
полезными инструментами в повышении мотивации школьников становятся
тематические коллажи, комиксы, применявшиеся как средство симуляции
монологического высказывания, формирование смысловой опоры диалога,
создание ситуации общения.
Основой комиксов является творческая интерпретация литературных
произведений. Это способствует формированию читательской компетенции,
моделированию фрагментов, сцен и диалогов. У детей развиваются
творческие, аналитические способности, стремление осмыслить и пережить
прочитанное.
Таким образом, работа с привлечением элементов медиа педагогики
развивает критическое мышление подростков, учит их анализировать,
интерпретировать текст и давать ему оценку. Ведь современный мир требует
проявления креативных возможностей человека, применение знаний в
нестандартных ситуациях.