Напоминание

подготовка к ОГЭ


Автор: Нина Шаликоевна Метревели
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ№11
Населённый пункт: г.Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: подготовка к ОГЭ
Раздел: среднее образование





Назад




Подготовка к сжатому изложению и сочинению на ОГЭ

Итоговая аттестация для девятиклассников – первая по-настоящему серьезная

проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.

Экзамен формате ОГЭ обеспечивает подготовку выпускников к следующей ступени

образования.

Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало

грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена.

Задания, предлагаемые

учащимся на итоговой аттестации,

проверяют все виды компетенций:

лингвистическую;

языковую;

коммуникативную.

Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в

компетентностном ключе.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.

Подготовка к

сдаче ОГЭ должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на

специфическую систему проверки.

Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе состоит из трёх частей,

которые связаны между собой общетематической направленностью. Если первый текст

(для сжатого изложения) носит обобщенно-отвлечённый характер, то второй раскрывает

тему на жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть

представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными

словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип от общего к частному, от

отвлечённого к конкретному.

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста,

позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из

которых являются следующие:

- уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в

тексте;

- уметь воспринимать авторский замысел;

- уметь вычленять главное в информации;

- уметь сокращать текст разными способами;

- уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

- уметь находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи

информации.

Система работы над сжатым изложением при подготовке

в форме основного государственного экзамена

Первая

часть

работы

это

написание

сжатого

изложения.

Изложение

-

традиционный, проверенный в практике обучения вид работы, который развивает

художественные, лингвистические, коммуникативные, творческие способности учащихся,

формирует навыки слушания,

запоминания и воспроизведения в письменной форме

исходного текста. А разумное сочетание изложения и сочинения составляет идеальную

основу в системе подготовки к итоговой аттестации в 9 классе.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученику необходимо прежде всего

понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию.

Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать

его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию, определять микротемы,

являющиеся составной частью общей темы прослушанного текста.

Ученик должен знать, что сжатие текста предполагает в основном исключение

подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.

При подготовке к сжатому изложению выделяю несколько этапов.

1. Слушание текста.

Слушание – один из важных этапов в работе над изложением, так как восприятие

речи требует концентрации воли, внимания, напряженной работы мысли. Поэтому перед

слушанием следует создать специальную установку, например: определите тему и

основную мысль текста. Оптимальному восприятию содержания текста способствует

выразительное чтение его учителем.

2. Понимание текста.

Проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного

текста. Цель учителя – воспитать культурного читателя, умеющего понимать текст.

Исследование текста можно начать с описания картин, возникающих в воображении при

чтении.

3. Выделение «сигналов» текста – ключевых слов.

Здесь же объяснение непонятных слов и выражений. Следует повторное чтение

текста. Уточнение абзацев.

4. Деление текста на микротемы, выделение в них главного. Составление схемы

текста.

5. Сжатие исходного текста

6. Пересказ сжатого текста. Написание изложения.

При работе над сжатым изложением важна система. Применение отдельных приёмов

не даёт нужного результата. Подготовка к сжатому изложению может вестись не только

на специальных уроках по развитию речи, но и на обычных, и занимать только часть

урока. Способом тренировки могут быть мини – изложения. Методика работы с мини –

изложением (текстом из 4 – 8 предложений) позволяет не только тренировать память, но и

вырабатывать умение выделять микротемы, отрабатывать навык сжатия текста. Для мини

– изложения можно брать и самостоятельные произведения (миниатюры), и фрагменты

текста. Важно, чтобы фрагмент имел законченный смысловой характер.

Вот простой алгоритм, который позволит представить работу над изложением в

виде последовательности простых шагов:

1. Перед тем, как прослушать текст, сосредоточьтесь. Проверьте, пишет ли ручка,

готов ли черновик. При желании можно писать в черновике не ручкой, а карандашом.

2. Подготовьтесь к тому, что в первый раз вы будете писать с большими пробелами.

Это позволит вставить дополнительную информацию в эти пробелы при вторичном

прослушивании.

3. Чтобы записать как можно больше, старайтесь сокращать слова. Не стоит

беспокоиться, что какая-то информация пропущена: при втором прослушивании ее можно

будет восстановить.

4. Время, которое дается между двумя прослушиваниями, нужно использовать по

максимуму: дописать слова, которые были сокращены, а также осознать, о чем идет речь в

тексте, какова его основная мысль.

5. При втором прослушивании нужно постараться заполнить пробелы, дополнив

информацию. Не стоит пытаться непременно заполнить пробелы полностью, ведь вы

пишете в черновике.

6. Когда текст прочитан, постарайтесь соединить все записанное в одно целое. Затем

внимательно все прочитать. Если удается при чтении удерживать основную мысль, текст

легко читается, значит, вы хорошо поработали.

7. Теперь можно начать сокращать текст. При этом можно использовать следующие

основные способы:

- Замена – несколько слов заменяются одним общим понятием. К примеру, слова

«мужчины, женщины и дети» можно заменить местоимением «все», если это возможно по

смыслу.

- Исключение – из текста убираются однородные члены, повторы, несущественные

фрагменты. Это позволяет существенно уменьшить объем при сохранении смысла и

читабельности.

- Слияние. Из двух простых предложений можно сделать одно сложное, полностью

сохраняющее смысл первоначальных предложений.

8. Когда сокращение текста закончено, его необходимо внимательно перечитать.

Если мысль нигде не «спотыкается», при прочтении вы нигде не останавливаетесь,

пытаясь снова вернуться к теме, значит, текст изложен хорошо. Теперь можно проверить,

разбит ли текст на абзацы, добавить красные строки, ели это необходимо.

9. Теперь можно проверить текст на наличие орфографических ошибок. При

прочтении текста нужно подчеркнуть все слова, в написании которых вы сомневаетесь.

Правильность их написания стоит обязательно проверить по словарю.

10. Можно приступать к заключительному этапу – переписывание изложения в

чистовик.

Сжатие исходного текста.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Исключение:

2. Обобщение:

3. Упрощение:

1. При сжатии любого текста обычно

- опускаются диалоги,

- пространные описания природы,

- описания чувств, настроений.

2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи

которых передается колорит исходного текста.

3. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии

повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета,

исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики

сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания

можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения

необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом

нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.

4. Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:

- уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на

заглавие текста и на подтекст;

- определение стиля исходного текста;

- определение типа речи;

- анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение

центральной части);

- выполнение чернового варианта;

- проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых

языковых средств.

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем

языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Подготовка к написанию сжатого изложения начинается уже с 5 класса.

• выучить и пересказать;

• выполнить задания на выявление ключевых слов, фраз, микротем;

• изучить способы сжатия текста и применить их на практике.

Все это выполняется с помощью учителя, текст находится перед глазами учеников.

В 6 классе выполняем то же самое, только самостоятельно. При затруднении

ученики обращаются к учителю. Текст перед глазами.

В 7 классе работа усложняется: текст воспринимается на слух и читается учителем 3

раза.

В 8 и 9 классах, когда особое внимание по программе уделяется изучению

синтаксиса, тексты подбираются сложнее, разной тематики, разных стилей (больше

публицистических и текстов — описаний). Так как именно такие тексты вызывают

затруднения у обучающихся, потому что нет сюжета, имеют сложные синтаксические

конструкции, свои языковые особенности.

Тексты для изложения в печатном виде.

Текст 1

Известный психолог доктор Курпатов предлагает соблюдать следующие

правила в своей жизни для того, чтобы чувствовать себя счастливым и успешным

человеком и гармонично вписываться в окружающий нас мир. Он пишет о том, что нельзя

перекладывать на чужие плечи ответственность за то, что происходит в нашей жизни.

Только в тот момент, когда мы решим: "я автор своих неудач и творец своих успехов", мы

обретём силу.

Избавьтесь от иллюзии, что вы можете изменить других людей. Людей меняют

только обстоятельства. Позвольте им быть другими, и в какой-то момент вы даже начнёте

получать от этого удовольствие. И помните, что мы нужны другим сильными. И никогда

не тратьте своё время и силы на тех, кому вы безразличны, или даже хуже того - на тех,

кто вас не любит. В этом мире огромное множество людей, с которыми проживать жизнь

в радость. Просто не надо быть закрытым и подозрительным. Поверьте, будучи открытым

и добрым, вы ничего не теряете.

Все наши действия имеют определённые последствия. Поэтому прежде чем

сделать какую-нибудь глупость, хорошенько подумайте, и тогда глупостей в вашей жизни

будет значительно меньше. Делайте то, что считаете важным. И не гонитесь за успехом.

Если вы просто делаете то, что чувствуете важным, успех догонит вас сам.

195 слов (По А.Курпатову)

Микротемы текста для сжатого изложения

1 абзац (микротема №1) - Доктор Курпатов считает, что нельзя перекладывать

ответственность на чужие плечи за то, что происходит в нашей жизни, потому что мы

сами творцы своих неудач и успехов.

2 абзац (микротема №2) - Не следует тратить время на тех людей, кому вы

безразличны; лучше тратить свои душевные силы на тех, с кем жизнь проживать в

радость.

3 абзац (микротема №3) - Чтобы не допустить глупых поступков, больше

обдумывайте свои действия и делайте то, что считаете важным, тогда вам обеспечен

успех.

Текст 2

Бесчисленные компьютерные игры создали целый мир виртуальных

("кажущихся") образов. Яркие картинки, динамичные ситуации и необычные герои

привлекают ребёнка. Мир этот словно коварный лабиринт: в него легко ступить, но очень

трудно найти выход. Всё большее число подростков и совсем маленьких детей, находясь

рядом с нами, пребывают душой и мыслями далеко-далеко - в мире виртуальных образов.

Они плохо ощущают масштабы реального пространства, лишены чувства опасности,

воображают себя суперменами. Про таких говорят, что они попали в компьютерную

зависимость.

В Японии и других странах появился новый вид больных, которым ставят

диагноз "техногонизм". Эти несчастные, сделав "Интернет" своей второй жизнью,

потеряли интерес ко всему остальному. Обычно они проводят за компьютером целые

ночи, погружаясь в неведомые глубины и посылая через модемы сообщения своим

виртуальным приятелям. Утром эти люди вялые, мрачные и практически весь день не

могут работать. Аналогичная ситуация и со школьниками, которые до глубокой ночи

просматривают боевики и другие видеофильмы и не отдохнувшие не в состоянии

воспринимать школьные программы.

Очень важно и содержание компьютерных игр. Недаром в Японии и США

некоторые сюжетные линии запрещены и, судя по данным печати, последние 5-6 лет идёт

всё более жёсткое ограничение сюжетов (так же поступают и в Германии), потому

сознание игрока управляемо, его возможно закодировать на определённые действия,

внести любую информацию в подсознание, сделать из человека робота.

206 слов (По Гун Г.Е.)

Микротемы текста для сжатого изложения

1 абзац (микротема №1) - Увлечение компьютерными играми приводит к тому, что

ребёнок душой и мыслями всё больше пребывает в виртуальном мире, что уводит его от

реальгой действительности.

2 абзац (микротема №2) - Во многих странах мира подросткам ставят новый диагноз

"техногонизм": проводя все ночи за компьютером, они утрачивают работоспособность

днём и становятся вялыми и мрачными.

3 абзац (микротема №3) - Некоторые сюжеты компьютерных игр запрещены, так как

они кодируют подсознание подростков на негативные поступки, превращая человека в

робота.

Текст 3

Рецепты эффективного общения по Карнеги незамысловаты. По его мнению (с

которым трудно не согласиться), мы все слишком эгоцентричны, сосредоточены на своих

интересах и нуждах, а это отталкивает других людей. Если нам что-то от человека нужно,

мы добиваемся этого слишком прямолинейно, и он в свою очередь начинает обороняться,

охраняя свои интересы.

Значит, вести себя нужно совсем иначе. Всем своим видом надо продемонстрировать

искреннее расположение к партнёру, интерес к его персоне. Следует позаботиться, чтобы

у него создалось впечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он

в первую очередь удовлетворяет свои собственные интересы. Короче, иди навстречу

людям (или хотя бы делай вид, этого достаточно) - и люди к тебе потянутся.

Все рецепты Карнеги безупречно действуют на практике. Однако ими легко

злоупотребить. Если человек обладает задатками манипулятора и настроен использовать

других людей как вещи, советы Карнеги ему в этом неплохо помогут. Если же он хочет

относиться к людям "по-человечески", то ему эти советы не очень-то и нужны. Вернее, он

и так будет им следовать, даже о них не зная, причём совершенно искренне и

бескорыстно. (172 слова)

Микротемы текста для сжатого изложения

1 абзац (микротема №1) - По мнению Карнеги, не следует быть излишне

эгоцентричными и прямолинейно добиваться желаемого от других людей.

2 абзац (микротема №2) - Чтобы расположить к себе других людей, следует при

общении демонстрировать интерес к их личности.

3 абзац (микротема №3) - Если человек будет злоупотреблять советами Карнеги, то

он может превратиться в манипулятора; если к людям относиться по-человечески, то

советы Карнеги вообще не нужны

Текст 4

Известный психолог Эрик Берн первым предложил идею о том, что каждый человек

имеет несколько основных "жизненных сценариев", которые диктуют нам наши поступки

и наше поведение в целом. Берн считал, что сценарий составляется ещё в детстве, на

выбор его большое влияние оказывает наше ближайшее окружение. Из поколения в

поколение

в

семье

передаётся

определённый

стиль

жизни,

определённый

тип

реагирования

частности

на

взаимоотношения

с

противоположным

полом),

определённый "жизненный сценарий".

Изменить свой сценарий, чтобы решить какую-либо психологическую проблему,

непросто, но по силам любому, хотя и считается, что уже к семи годам основа

"жизненного сценария" написана. Но человек сам может строить свою жизнь, просто

нужно понимать, какое сильное влияние имеют подсознательные сценарии, заложенные в

детстве и в опыте всей предыдущей жизни.

Решая повседневные задачи, преодолевая возникающие трудности, человек тем

самым двигается к своей цели, приближению к совершенству и гармонии. Поэтому можно

не ломать голову, какой жизненный сценарий родители передали тебе. Считается, что

избавиться от осуждения родителей, да и старшего поколения, человек сможет только

тогда, когда в своей жизни сумеет преодолеть "родовые" проблемы. А наличие осуждения,

таким образом, является показателем того, что человек сам имеет те же недостатки, в

которых обвиняет своих родителей.

(По Позднякову В.А.) 177 слов

Микротемы текста для сжатого изложения

1 абзац (микротема №1) - Психолог Эрик Берн утверждает: в детстве складывается

жизненный сценарий каждого человека, во многом на это оказывает влияние стиль жизни

его семьи.

2 абзац (микротема №2) - Чтобы попытаться изменить жизненный сценарий,

необходимо учитывать важные события детства и опыт предыдущей жизни человека.

3 абзац (микротема №3) - Жизненный сценарий перестаёт быть важным для

человека, когда он перестаёт осуждать своих родителей, тем самым показывая, что

избавился от "родовых" проблем.

Текст 5

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр,

переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями,

познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и

ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития,

что даётся человеку только в детстве.

В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих

эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены,

вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной

вседозволенности.

Убивая

в

компьютерных

играх,

дети

испытывают

чувство

удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.

Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитного излучения при

работе ребёнка с компьютером, следствием которого является повышенная утомляемость,

раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство

сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма и даже

изменение в костно-мышечной системе. (По Филипповой О.В.) 135 слов

Микротемы текста для сжатого изложения

1 абзац (микротема №1) - Просиживая у компьютера или телевизора долгое время,

дети лишают себя возможности развития.

2 абзац (микротема №2) - Виртуальная действительность не позволяет ребёнку

пережить обычных человеческих эмоций.

3 абзац (микротема №3) - Электромагнитное излучение компьютеров негативно

влияет на психическое и физическое здоровье ребёнка.

Текст 6

Главный рецепт душевного равновесия по Карнеги на самом деле открыт задолго до

него и многократно повторен на все лады мыслителями прошлых веков. В доходчивом

изложении Карнеги, подкреплённом живыми примерами, всё становится на свои места.

Оказывается, главная беда человека - в неумении жить сегодняшним днём.

Слишком много душевных сил уходит у нас на воспоминания о прошлом, которое

безвозвратно минуло, и на мысли о будущем, которое ещё не наступило. Давние обиды и

огорчения расстраивают нас и сегодня, хотя оснований на то давно нет. Да и приятные

воспоминания пусты и бесплодны, ибо вращаются вокруг ушедшего. А уж мечты о

будущем и вовсе бесполезны, они только распаляют воображение, но не насыщают.

Опасения грядущих невзгод портят нам кровь ещё до наступления неприятностей.

Вывод прост: надо отбросить все эти ненужные переживания и радоваться тому, что

есть сейчас. Даже если радоваться особо нечему, надо вести себя так, будто всё прекрасно.

Ещё Джемс на сей счёт говорил: "Нам не всегда по силам изменить жизненную ситуацию,

но всегда в нашей власти изменить своё отношение к ней".165 слов

Микротемы текста для сжатого изложения

1 абзац (микротема №1) - Главный рецепт душевного равновесия по Карнеги -

умение жить сегодняшним днём.

2 абзац (микротема №2) - Воспоминания о прошлом и опасения грядущих невзгод

мешают человеку радоваться жизни.

3 абзац (микротема №3) - Надо уметь радоваться тому, что есть сейчас; не имея

возможности изменить жизненную ситуацию, мы можем поменять своё отношение к ней.

Работа над заданием 15.1(сочинение – рассуждение на лингвистическую тему)

Третья часть работы - написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

по предложенному высказыванию является одним из наиболее трудных заданий экзамена.

Формулировка задания 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса цитату….

Цитата ориентирована на любое явление языка (речи), представленное в тексте.

Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий.

Подготовку девятиклассников следует проводить систематически, целенаправленно, в

несколько этапов.

Начать подготовку к сочинению на лингвистическую тему можно с отработки

композиции (структуры) сочинения-рассуждения и повторения теоретических сведений

по лингвистике на уровне школьной программы 5 - 9-го классов.

Далее обязательно познакомить учащихся с критериями оценки сочинений,

данными в демоверсии. Хорошее знание критериев поможет постепенно овладеть

умением самостоятельно оценивать уровень своей подготовки

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)

Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал:

рассуждение о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания,

синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Основные требования к сочинению.

НЕОБХОДИМО:

1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;

2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;

2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;

3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.

МОЖНО:

1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять

цитирование;

2. писать работу в научном или публицистическом стиле;

3. начать сочинение с высказывания.

НЕЛЬЗЯ:

1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;

2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.

Пошаговая инструкция по написанию сочинения 15.1.

Шаг 1. Знакомство с высказыванием

, о

смысление его, выделение ключевых слов.

Шаг 2. Определение основной мысли высказывания.

Примерные ответы:

о богатстве, выразительности, точности русской речи;

о средствах выражения мыслей;

о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов,

антонимов, фразеологизмов и т.п.;

о взаимосвязи лексики и грамматики;

о роли синтаксиса в человеческом общении;

о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Составление плана сочинения

1. Объяснение смысла высказывания.

2. 2 примера из прочитанного текста.

3. Вывод.

Каждый пункт плана - это новый абзац. Таким образом, минимальное количество абзацев

в экзаменационном сочинении - 3.

Работа над заданием 15.2 (сочинения-рассуждения

на основе интерпретации фрагмента текста)

Задание

15.2

проверяет

умение

самостоятельно

интерпретировать

(т.е.

истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста.

Как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного

текста.

Композиция сочинения-рассуждения

1. Вступление. Формулировка тезиса о смысле фразы текста.

Развертывание тезиса с

помощью комментария к нему.

2. Основная часть. Доказательства.

Два примера-аргумента из прочитанного текста.

3. Заключение. Вывод.

Памятка «Как работать над сочинением (часть 15.2)»

1.

Внимательно прочитайте текст.

2.

Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите в

нём ключевые слова.

3.

Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на

поставленный вопрос.

4.

Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса.

5.

Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность

высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера

предложений.

6.

Проверьте

композицию

сочинения:

это

должно

быть

сочинение-

рассуждение (тезис, аргументы, вывод).

7.

Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской

позицией (идеей текста).

Композиция сочинения

1) Тезис (высказывание).

2) Рассуждение о смысле высказывания

3) Аргумент, его роль.

4) Аргумент, его роль.

5) Вывод.

Варианты вступления

1.

Смысл данного отрывка я понимаю так

2.

Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

3.

Эти строки говорят о том, что …

4.

Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что …

5.

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном

фрагменте, заключается в том, что …

6.

Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...

7.

По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста,

которая заключается в следующем.

8.

В этом отрывке автор говорит о том, что…

9.

В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

Основная часть. Аргументы

Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие

речевые клише:

1.

Попробую доказать справедливость своего суждения.

2.

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям ...

3.

Это подтверждают предложения …

4.

Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).

5.

Предложение … подтверждает мысль о том, что

6.

Своё мнение могу доказать на таком примере из текста.

Заключение. Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную

часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.Вывод должен

быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу

тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами: значит, итак, следовательно, таким

образом или речевым клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из

вышеизложенного и т.д.

Совет к сочинению:

не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ

текста, а его интерпретация – раскрытие темы и основной мысли текста или

характеристика героев через использованные языковые средства выразительности.

Напишите сочинение на черновике, перепроверьте и только тогда приступайте к

работе на чистовике.

Помните о требованиях к примерам:

1. Примеров должно быть не менее двух;

2. Примеры должны быть из прочитанного текста;

3.

не забывайте об объёме сочинения (не менее 70 слов)

Этапы работы над сочинением 15.3.

( сочинение – рассуждение о каком – либо ценностном понятии)

Задание

15.3

предполагает

написание

сочинения-рассуждения

на

морально-

этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный

жизненный опыт. За основу будущего сочинения берется собственное определение,

которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению,

связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во

второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны

составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.

Алгоритм написания

Для того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями, которые к ней

предъявляются, необходимо:

перечитать текст, убедиться в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для

определения понятием;

сформулировать и записать определение, которое станет началом вступительной

части, тезисом сочинения;

завершить вступительную часть пояснениями к определению;

перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного

жизненного опыта;

завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов

подтвердить правильность и доказанность тезиса.

Требования к структурным элементам

При определении предполагаемой структуры текста важно помнить, что вы пишете

рассуждение, соответственно, в сочинении должны присутствовать:

1.

Вступление

(тезис).

Его

основой

выступает

собственное

понимание

определенного явления, качества (это могут быть человечность, доброта, гуманизм,

патриотизм и т.д.). Дав определение характеризуемому понятию, стоит пояснить его

одним-двумя предложениями. При этом можно использовать конструкции: «на мой

взгляд», «исходя из этого», «по моему мнению» и подобные им.

2. Далее стоит перейти к основной части, в которой приводятся аргументы. Один из

них необходимо взять из текста, второй – из собственного жизненного опыта. При

написании этой части стоит избегать:

простого пересказа содержания;

включения информации, не относящейся к делу.

Ваша задача: представить аргументы логично и грамотно. Для этого нужно заранее

определить фрагменты текста, которые хорошо иллюстрируют мысль, вынесенную в

качестве тезиса, сформулировать их содержание кратко и своими словами.

Помните, что:

аргументов должно быть два;

они должны иллюстрироваться разными примерами — из текста и собственного

опыта;

пример должен соответствовать аргументу.

При использовании примера из текста, можно:

передавать его смысл собственными словами;

использовать полное или частичное цитирование;

просто обозначить номер конкретного предложения.

Для связи мыслей можно использовать конструкции: «подтвердить сказанное

можно примером из … предложения», «подтверждая это, автор пишет, что «…», «в

доказательство сказанного, могу привести пример из своего опыта» и т.д.

3. Заключение. Заключительная часть сочинения по объему примерно равна

введению. Ее содержание должно быть кратким, емким, логичным. Обязательна связь с

предыдущими

структурными

частями.

Для

этого

можно

использовать

слова

и

конструкции: «итак», «таким образом», «следовательно», «в этой связи», «значит» и пр.

В соответствии с выделением трех структурных частей, в сочинении должно быть

как минимум три абзаца. Основная часть может быть дополнительно разделена на два

абзаца согласно числу аргументов.

Требования к тексту

Кроме требований к объему и структуре, сочинение должно также соответствовать

ряду критериев:

цельность текста, последовательность, связность;

соблюдение орфографических правил;

соответствие пунктуационным нормам;

отсутствие речевых и грамматических ошибок;

фактическая точность написанного текста.

Итак, обилие требований к сочинению и наличие столь объемного списка критериев

для

его

оценки

предполагает

тщательную

подготовку

к

написанию

работы,

внимательность и сосредоточенность на самом экзамене.

Вопросы, которые волнуют выпускников

вопрос

ответ

пример

Как начать?

Дать

толкование

слова.

Дружба– это бескорыстные личные взаимоотношения между

людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных

симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Сострадание–этосочувствие, вызываемое несчастьем или бедой

другого человека или животного. Сострадание обязательно

должно быть действенным, должно проявляться в добрых

поступках, в помощи нуждающимся.

Начать с вопроса и

ответа на данный

вопрос

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это

нравственное качество человека. Люди, обладающие таким

качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на

помощь в трудную минуту.

Начать

с

небольшого

рассуждения

об

актуальности

и

жизненности

этого

этического понятия

Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией,

поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг

к другу. Мне кажется, поэтому человечность, то есть

доброжелательное, уважительное и терпимое отношение

к людям, так нужна сегодня.

Начать с чьего

-

либо

высказывания

и

его

комментирования

Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил

русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание

есть высочайшая форма человеческого существования». Думаю,

человек не может называться человеком, если не способен

на добрые поступки, на сочувствие…

Что такое человечность? На этот вопрос очень точно ответил

немецкий философ Иммануил Кант: «Человечность – это

способность участвовать в судьбе других людей». Лучше и не скажешь.

Что такое доброта? Чтобы ответить на этот вопрос, обращусь

к словам Генри Дейвида, который сказал: «Доброта – это

единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Действительно, такое

качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо

людям.

Как

связать

вступление и

аргументы?

Можно

связать вступление

и

аргументацию

такими

предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный

текст (автор) и жизненные наблюдения.

Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере

текста (ФИО автор) и жизненного опыта.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному

тексту и жизненному опыту.

В подтверждение данного объяснения этического понятия

обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам,

взятым из жизни.

Как

ввести

в

сочинение

аргументы?

Есть

несколько

вариантов. Пробуй,

что

тебе

больше

понравится.

Возможно, что ты

придумаешь что-то

своё.

Аргумент 1:В качестве первого аргумента правильности

высказанного тезиса возьмём предложение (№…)

Аргумент 2:В качестве второго аргумента, доказывающего моё

мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне

хотелось бы привести пример из жизни.

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте.

Автор рассказывает нам о том, что…

Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу рассказать о

случае из своей жизни.

Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что…

Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово

«человечность», приведу пример из жизни.

Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса

мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.

Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт.

Что

такое

аргумент,

основанный

на

жизненном

опыте?

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

- жизненная история, произошедшая с тобой;

- жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному

яркому стихотворению,

предложенной тебе теме.

В таком случае, его необходимо процитировать.

Как

завершить

сочинение?

Вывод

надо

писать,

обязательно

используя

речевые

сигналы завершения работы. Это

могут быть различные скрепы.

Думаю

,

мы убедились, что человечность – это,

прежде всего, добрые поступки, которые помогают

людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Проанализировав два аргумента, мы пришли к

выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг

нас стал лучше.

Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что

добрые поступки, как та маленькая

капля, что точит камень, могут служить делу

добра и милосердия.

Всё сказанное убеждает нас в том, что …

Подводя итог сказанному, можно сделать

вывод: человечность необходима в современном

мире, потому что…

Итак, проанализировав два аргумента, мы

убедились: добрые поступки, совершаемые нами,

делают мир лучше.



В раздел образования