Напоминание

«Пластилинография – как средство развития художественно – творческих способностей у детей"


Автор: Гайнетдинова Ирина Андреевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 имени Ю.А. Розума
Населённый пункт: г. Сатка , Челябинская область
Наименование материала: доклад
Тема: «Пластилинография – как средство развития художественно – творческих способностей у детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 1» имени Ю.А.Розума

Саткинского муниципального района

Доклад

Тема: «Пластилинография – как средство развития художественно – творческих

способностей у детей »

Преподаватель художественных дисциплин

Гайнетдинова И.А.

2022г.

Рисование имеет большое значение в развитии детей,

способствует эстетическому и нравственному воспитанию.

Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей,

но и пластилином.

Рисовать пластилином – это пластилиновая живопись

( Пластилинография). В такой живописи пластилин

используется вместо красок, как изобразительный материал.

Пластилинография один из видов декоративно –

прикладного искусства.

Пластилинография положительно влияет на творческие

способности. Отмечается тесная связь между тонкой

двигательной координацией и уровнем работоспособности.

Пластилинография - малоосвоенная техника, но

чрезвычайно занимательная и эффективная. Она развивает

мелкую моторику, способствует развитию тактильных

ощущений, развивает внимание, любознательность,

расширяет представление об окружающем мире. А также

совершенствует сенсомоторику – ориентировку в

пространстве, согласованность в работе рук и глаз,

координацию движений, их точность.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом

в пластилинографии является рука (вернее, обе руки),

следовательно, уровень умения зависит от владения

собственными руками. Данная техника хороша тем, что она

доступна как детям младшего дошкольного возраста так и

школьникам, позволяет быстро достичь желаемого

результата и вносит определенную новизну в творчество

детей, делает его более увлекательным и интересным, что

очень важно для работы с детьми. Поэтому необходимость

и целесообразность занятий пластилинографией не

вызывает сомнения.

Процесс рисования пластилином в изобразительной

деятельности вовлекает в работу движения рук

(ладоней,пальцев, зрительное восприятие, а так же

развивает такие психические процессы, как внимание,

память, мышление, воображение, речь.( Л.А. Венгер, В.С.

Мухина, Р.С. Немов и др.)

Пластилинография относится к нетрадиционной технике

лепки, она представляет собой рисование пластилином на

какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом

получаются в большой или меньшей степени рельефными.

Кроме того, пластилинография допускает включение в

композицию вспомогательных деталей — бисера, бусин,

природного, а также бросового материала.

Возможности в плане развития и обучения детей

Пластилинография раскрывает творческий потенциал

детей, причем с самого младшего возраста.

Выполнение подобных поделок развивает

пространственную ориентацию, координацию — это

именно те функции, которые обеспечивают успешное

обучение в школе.

Пластилинография — достаточно кропотливый

процесс, который стимулирует усидчивость, терпение,

стремление доводить начатую работу до конца.

Данная разновидность лепки совершенствует мелкую

моторику.

Занятия пластилинографией способны снимать у детей

мышечное и нервное напряжения.

При данном виде творчества происходит интеграция

образовательных областей (познание окружающего

мира, развитие речи, музыка).

При успешном освоении данной техники ребята могут

делать экскюзивные подарки своим родным и друзьям,

создавать картины, которые украсят домашний

интерьер.

Можно выделим основные цели пластилинографии как

вида продуктивной деятельности :

Совершенствование навыков работы с пластилином,

стимуляция интереса к изобразительной деятельности.

Овладение новыми приемами лепки (надавливание,

размазывание, скатывание).

Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.

Совершенствование мелкой моторики, глазомера,

координации движений руки.

Воспитание таких качеств, как аккуратность,

усидчивость, самостоятельность.

Развитие фантазии и эстетических чувств.

Овладение техникой пластилинографии предполагает

применение

в

процессе

работы

разнообразных

приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на

занятиях традиционной лепкой.

Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в

ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.

При скатывании кругообразными

движениями

ладошек

происходит формирование шарика.

Оттягивание – получение заостренного кончика предмета

с помощью движений кончиками пальцев.

Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С

помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно

придать изгибы, углубления.

Следующие же приемы являются характерными именно

для

пластилинографии. Это заглаживание,

надавливание и размазывание, которые необходимы для

создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется

усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то

оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.

Кроме

того,

при

создании

картин

в

технике

пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета

пластилина для получения необычных оттенков. Такой

трудоемкий,

но

интересный

процесс

осуществляется

разными способами. Куски пластилина можно размять, а

затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант —

пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки

накладываются

поочередно

и

размазываются

на

поверхности.

Виды пластилинографии:

На

занятиях

применяются

различные

виды

пластилинографии. Наиболее

привычна

прямая

пластилинография, при которой лепное изображение

формируется

на

горизонтальной

поверхности. Дети

способны освоить эту технику уже с раннего возраста —

для этого ребятам предлагается

простой рисунок без

мелких

деталей.

Подобный

рисунок

заполняется

пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона

(лучше предварительно оклеить его скотчем — так удобно

корректировать

изображение).

Размазанный

пластилин

производит эффект мазков масляной краской.

При обратной пластилинографии рисование

выполняется на обратной стороне стекла либо иной

прозрачной поверхности. Обычно используется пластик

либо оргстекло, либо рамочка со стеклом. Рисунок

намечается на поверхности маркером или вставляется в

рамку шаблон, а затем заполняется пластилином

(размазывается тонким слоем). По контуру готовую

композицию можно обозначить полосками — получится

подобие рамки.

Модульная пластилинография – картина из

пластилиновых валиков, шариков, дисков и других

элементов. Это более сложная техника, требующая от детей

овладение всеми приемами лепки.

Мозаичная пластилинография – изображение,

составленное исключительно из пластилиновых шариков.

Это наиболее простая техника, главное здесь — красиво

подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не

выходя при этом за контур.

При контурной пластилинографии обязательно

используются тонкие пластилиновые жгутики, которые

обозначают силуэт предмета.

Многослойная пластилинография подразумевает

последовательное нанесение не поверхность нескольких

слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных

композиций — изображения неба, леса, гор, когда слои

накладываются друг на друга. Элементы иногда

прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков —

получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные

работы довольно сложны для дошкольников и уместны

только в подготовительной группе.

Фактурная пластилинография отличается выпуклым

изображением и, в свою очередь, подразделяется на

барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем

наполовину), горельеф (более чем на половину) и

контррельеф (углубленный рисунок).

Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку

выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое

отношение к нему, сформировать эстетический вкус,

развить гибкость, координацию, мелкую моторику

пальцев.

Пластилинография – это универсальный метод развития

эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих

способностей.



В раздел образования