Автор: Мошкина Вера Алексеевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 имени Ю.А. Розума
Населённый пункт: г. Сатка , Челябинская область
Наименование материала: доклад
Тема: Первые шаги в мир мультипликации
Раздел: дополнительное образование
Мошкина В.А.
преподаватель художественных дисциплин
высшей категории
МБ ОУ ДО «ДШИ №1
Имени Ю.А. Розума»
г. Сатка
Первые шаги в мир мультипликации.
В методическом сообщении рассмотрено, какое значение для обогащения развития
обучающихся имеет расширение образовательного пространства и формирование
коллективных навыков работы. Рассказано как познакомить детей с приемами
рисованных мультфильмов, чтобы открыть для них безгранично - удивительный
мир искусства мультипликации.
Данный материал будет интересен для преподавателей - художников и родителей,
которые заинтересованы в художественном развитии своих детей.
Развитие сознания обучающихся идет по принципу расширения, последовательного и
системного включения все большего объема социокультурных ценностей в орбиту
восприятий и размышлений. Представления ребенка о предметах и явлениях
окружающего мира должны развиваться в плане их обогащения, углубления и
конкретизации.
Образовательная стратегия, направленная на обеспечение полноценного развитие
ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом
родителей строиться на дидактических принципах:
Принцип развивающего обучения;
Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для
личностного роста и развития каждого обучающегося;
Принцип перехода количественных достижений в качественные – один из
ведущих принципов психологии развития;
Принцип возрастания роли нерегламентированной деятельности;
Принцип создания условий для совместной деятельности обучающихся при
постепенном уменьшении прямого участия педагога;
Принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг.
Роль педагога и социокультурной среды в индивидуализации развития обучающихся –
обеспечить успешный личностный рост каждого ребенка. Для этого необходимы
психолого-педагогические условия:
многоуровневая интеграция разных видов творческой деятельности;
активизация позиции обучающихся по отношению к разным видам
художественной деятельности, формирование опыта самоорганизации,
самодеятельности, саморазвития;
разнообразие и постоянная смена видов художественной деятельности,
объединенных образовательной целью и программой развития.
В зависимости от целей и индивидуальных особенностей обучающихся преподаватель
избирает различные направления амплификации (обогащения) развития каждого
конкретного ребенка или группы детей:
углубление знаний, обогащение опыта и развития способностей;
индивидуальный образовательный проект по интересующей ребенка (группу
детей) теме или проблеме;
развитие умения учиться, вооружение инструментарием (обучение приемам
получения и переработки материала, работы с различными информационными
источниками).
На художественном отделении помимо реализации учебных программ по
художественным дисциплинам осуществляется воспитательная программа «Открой в
себе мастера». Программа « Открой в себе мастера» направлена на решение
профориентационных задач и расширение образовательного пространства, формирование
не только личностных профессиональных компетенций, но и способности работать в
коллективе.
Преподаватель выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для
самореализации обучающихся в образовательной среде как свободной личности. Ему
отводиться роль помощника, партнера по общему делу, консультанта. Прежде всего
деятельность преподавателя направляется, в первую очередь, на создание условий для
осознанного осмысленного выбора обучающимися индивидуальной образовательной
стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребенку в планировании своей
творческой деятельности, на консультирование по применению тех или иных
информационных источников.
Важно не только то, что знают и умеют выпускники художественного отделения школы
искусств, а как они могут реализовать свой личностный потенциал в соответствии с
индивидуальными способностями и применять их в коллективно – творческой
деятельности.
В 2022 году обучающиеся 5 класса художественного отделения ДОПП «Живопись» (8
летний срок обучения) успешно приняли участие в проекте – конкурсе анимационных
фильмов «Магник выбирает профессию», объявленном Группой Магнезит. Конкурс
«Магник выбирает профессию» был приурочен к 10 - летию корпоративного
анимационного персонажа Магника и проводился в рамках программы профессиональной
навигации. Партнеры конкурса - музей «Магнезит», общественное креативное
пространство «Арт – Сатка», центр цифрового образования«IT –куб. Сатка».
Цель участия в медиапроекте:
-в процессе коллективно – творческой деятельности создать мультфильм;
Задачи:
- Расширить и обогатить художественный опыт обучающихся коллективно – творческой
деятельности при создании мультфильма;
-Познакомить с методами и приемами создания рисованного мультфильма;
-Воспитывать любовь и уважение к истории и культуре родного края, на примере
изучения истории развития градообразующего предприятия «Магнезит».
План работы над мультфильмом:
- Посещение музея «Магнезит», знакомство с производством и профессиями.
Участники: Обучающиеся, Мошкина В.А. – преподаватель художественного отделения,
Головко Г.В. – директор музея «Магнезит». Музей «Магнезит». г. Сатка.
- Объединение обучающихся в творческие группы.
МБОУ «ДШИ 1 имени Ю.А. Розума».
Участники: Обучающиеся, Мошкина В.А. – преподаватель художественного отделения.
- Сочинение истории, сценарий.
МБОУ «ДШИ 1 имени Ю.А. Розума».
Участники: Обучающиеся. Мошкина В.А. – преподаватель художественного отделения.
- Отрисовка персонажей, транспорта, интерьеров цехов и шахты, пейзажей
карьера.
МБОУ «ДШИ 1 имени Ю.А. Розума».
Участники: Обучающиеся. Мошкина В.А. – преподаватель художественного
отделения.
- Процесс съемки творческими группами.
Участники: Обучающиеся, Мошкина В.А. – преподаватель художественного отделения,
Абросимова В.С. – консультант мультстудии.
Общественное креативное пространство «Арт – Сатка».
- Объединение отснятого материала в общий сюжет.
Участники: Обучающиеся, Мошкина В.А. – преподаватель художественного отделения,
Абросимова В.С. – консультант мультстудии.
Общественное креативное пространство «Арт – Сатка»,
- Озвучивание мультфильма.
Участники: Обучающиеся . Мошкина В.А. – преподаватель художественного отделения,
Абросимова В.С. –консультант и руководитель мультстудии.
Общественное креативное пространство «Арт – Сатка».
В музее «Магнезит» обучающиеся прослушали лекцию куратора и директора музея
«Магнезит» Головко Г.В.. посмотрели фильм. Узнали много интересного о
градообразующем предприятии «Магнезит».
Видеть необычное в простых вещах, вдохновляться природой созидательного труда и
воплощать свои художественные замыслы в анимации, работать коллективно учились
юные художники в процессе создания мультфильма. Дети работали с местными
материалами о развитии и производстве магнезита в городе. Основная идея участия в
медиапроекте в том, что художник может создать, что-то, пользуясь тем, что всегда есть у
него под рукой, но в то же время уникальное.
В процессе создания продукта (мультфильма) работая в творческой группе, приобретая
опыт, обучающиеся создают прежде всего себя как личность, творца, мастера, художника.
Участие в конкурсе принимали более 100 детей (и их наставники) Саткинского района.
Почти все они работали в составе команд. Это – воспитанники детских садов района,
обучающиеся образовательных школ и нашей школы искусств, центра детского
творчества (мкр-н Западный), мультстудия «Апельсин» (школа пос. Межевого), «IT –куб.
Сатка».
На конкурс медиапроектов «Магник выбирает профессию» было представлено 11
мультфильмов – новых историй про Магника, которые создали участники конкурса.
Магнику исполнилось 10 лет. Поэтому он стал главным действующим лицом конкурсных
проектов. А главной темой – профессии группы Магнезит, поскольку конкурс проводился
в рамках корпоративной программы профессиональной навигации. За три месяца
конкурсанты создали уникальные анимационные проекты. Благодаря фантазии и
мастерству участников Магник побывал в шахте и карьере, узнал о профессиях
магнезитовцев, работающих на инновационных комплексах Группы Магнезит, написал
видеописьмо другу и даже задумался о проблемах экологии.
Наша команда сняла рисованный мультфильм «Раз, два, три, четыре, пять Магник идет
профессию искать». В мультфильме Магник с девочкой и мальчиком побывал в
управлении Группы «Магнезит», в карьере и шахте, где добывают магнезит, на
производстве, в цехе, познакомился с профессиями и даже узнал, какой транспорт
работает на предприятии. Приимущество и уникальность нашего мультфильма в том, что
он создан не в электронной программе, а живой цветной нарисованный в ручную, в
традициях советской русской мультипликации.
Главные призы конкурса были вручены победителям 15 июля 2022 года на большом
празднике – международном фестивале «Кармэн». Здесь же состоялось народное
голосование.
Наша команда заняла 3 место, но стала абсолютным победителем зрительских симпатий,
и это очень важно, значит наш мультфильм получился.
Юные художники получили неоценимый практический, теоретический опыт, погружаясь
в профессии мультипликации: сценарист, художник, режиссер – постановщик, оператор,
звукорежиссер. Научились слушать и слышать друг – друга, помогать друг –другу,
работать в группе, терпимо относиться к критике, дискутировать и приходить к единому
решению, относится с уважением к творчеству одноклассников.
Работа над анимационными фильмами помогла раскрыть творческие способности детей,
идеи юных мультипликаторов удивили и порадовали не только жюри, но и зрителей
разного возраста.
Литература.
1. Лыкова И.А. Амплификация детского развития или зачем нужно расширять
образовательное пространство //«Цветной мир» научно – методический журнал.- 2012. -
№ 5. - С. 1.
2. . Лыкова И.А. Индивидуальный маршрут развития ребенка в художественной
деятельности //«Цветной мир» научно – методический журнал.- 2012. - № 5. - С. 3-7.