Автор: Коршко Ольга Вадимовна
Должность: учитель ИЗО
Учебное заведение: МБОУ "Елизовская средняя школа №3"
Населённый пункт: г. Елизово
Наименование материала: статья
Тема: "Роль искусства в жизни общества"
Раздел: среднее образование
Роль искусства в жизни общества
Коршко Ольга Вадимовна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Елизовская средняя школа №3»
г.Елизово
Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на
земле
Бертольт Брехт
Искусство занимает в жизни человека особое место. Оно развивает ум,
обогащает душу, дает почувствовать удовольствие и наслаждение. Искусство
– это театр, музыка, живопись, архитектура, кино, литература. Искусство –
это наполнение человеческой жизни духовностью и красотой. Красотой
слова, движения, мысли, действия, поступка…
Искусство помогает человеку узнать что-то новое, постигнуть глубину
человеческих чувств. Оно развивает духовное состояние человека. Роль
искусства
в
жизни
человека
неоспорима.
Душа,
лишенная
красоты,
чувственности, не способна дарить любовь другим людям и самому себе.
Бедность мыслей и эмоций не делают человека краше. Без искусства душа
человека черствеет, становится скупой на радости и слезы. Часто люди
испытывают вдохновение от того, что преподносит им искусство. Человек
чувствует прилив сил, эмоций и открывает в себе новые таланты, ощущения
себя, реализации идей, творческое движение жизни. Это окрыляет, помогает
жить, и не просто жить, а интересно, увлеченно, вдохновенно.
Роль
искусства
в
обществе
прослеживается
на
протяжении
тысячелетий.
Посредством
него
люди
отражают
свои
творческие
способности,
запечатлевают
и
воспроизводят
собственные
думы,
фантазируют и описывают происходящие события. Это возможность
самореализации, проявления себя как личности. Человек говорит о своем
внутреннем мире, духовных ценностях и переживаниях. Через литературу,
картины и скульптуры люди рассказывают о своих чувствах, эмоциях,
процессах развития и достижения целей.
Искусство – это духовная деятельность людей, которая зарождалась и
развивалась вместе с человечеством. Первые проявления творчества – это
наскальная живопись. Тогда роль искусства в жизни человека заключалась в
краткой передачи информации. Люди общались между собой, используя
рисунки
и
символы.
В
первобытном
обществе первобытное
творчество зародилось как способ человеческой деятельности для решения
практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное
искусство достигло расцвета около 40 тыс. лет назад и было социальным
продуктом
общества,
воплощавшим
новую
ступень
освоения
действительности. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье
из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием
до н. э.
и
более.
В
каменном
веке
искусство
было
представлено
первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями
тела,
геоглифами —
изображениями
на
земле,
дендрографами —
изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных,
пещерной
живописью,
наскальными
рисунками, петроглифами и
скульптурой.
Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том
числе обусловленными мифологически-магическими представлениями.
Искусство влияет на жизнь каждого человека, знает он о том или нет,
потому что оно существенно влияет на жизнь общества в целом. Искусство
участвует в формировании образа предметной среды нашей жизни, в
организации нашего общения. А значит, оно строит самого человека.
Общение с искусством - это творчество, которое позволяет открывать в себе
самом
новые
чувства
и
мысли,
проникать
в
строй
души
людей
предшествующих нам поколений. Искусство дает нам способность ярко
ощущать жизнь. Искусство – способ отобразить пространство, мысли,
переживания через художественные образы. Это своеобразный контакт
между внешним и внутренним миром, который базируется на восприятии
одного человека, создающего шедевр.
Люди ценят произведения предков, знакомятся с историей через их
шедевры. Поэтому роль искусства в современном обществе велика: это и
осмысление, преобразование и познание окружающего мира, жизни;
украшение мира;
раскрытие духовных ценностей;
формирование ощущения и понимания прекрасного;
воспитание достоинства в людях и обществе в целом;
передача
интересных
человечеству
жизненных
аспектов
через
художественный образ;
восстановление душевной гармонии.
Сила искусства способна перевернуть жизнь человека. Приведу
примеры из литературных произведений, показывающих влияние искусства
на
жизнь
человека.
Л.Н. Толстой «Война и мир». Николай Ростов, проигравший в карты
огромную для его семьи сумму денег, пребывает в удрученном, подавленном
состоянии. Он не знает, как поступить, как признаться во всем родителям.
Уже дома он слышит прекрасное пение Наташи Ростовой. Эмоции,
вызванные музыкой и пением сестры, переполняют душу героя. Николай
Ростов осознает, что в жизни нет ничего более важного, чем все это. Сила
искусства помогает ему побороть страх и признаться во всем отцу.
К.Г. Паустовский «Старый повар». Перед смертью слепой старый повар
просит свою дочь Марию выйти на улицу и позвать любого человека, чтобы
он исповедал умирающего. Мария делает это: на улице она видит незнакомца
и передает просьбу отца. Старый повар признается молодому человеку, что в
жизни совершил только один грех: из сервиза графини Тун украл золотое
блюдце, чтобы помочь больной жене Марте. Желание умирающего было
простым: снова увидеть жену такой, какая она была в молодости. Незнакомец
начинает играть на клавесине. Сила музыки оказывает на старика такое
сильное влияние, что он видит моменты из прошлого как наяву. Молодой
человек, подаривший ему эти минуты, оказывается Вольфгангом Амадеем
Моцартом, великим музыкантом.
Н.В. Гоголь «Портрет». Молодой художник Чартков совершенно случайно
на последние деньги приобретает загадочный портрет. Главная особенность
этого портрета — невероятно выразительные глаза, кажущиеся живыми.
Необычная картина не дает покоя всем, кто ее видит: каждому кажется, что
глаза следят за ним. Позже оказывается, что портрет написал очень
талантливый художник по просьбе ростовщика, история жизни которого
поражает своей таинственностью. Он вложил все усилия, чтобы передать эти
глаза, но потом понял, что это глаза самого дьявола.
Обращаясь к картинам, литературе, музыке человек восстанавливается
внутренне. Люди обретают спокойствие, на время переносятся в другую
действительность. Это способствует восстановлению духовного состояния.
Под
влиянием
прочитанного
или
увиденного
происходит
небольшая
трансформация
мышления.
Человек
сопоставляет
себя
с
героями,
корректирует свои действия. Не раз отмечалось, что великим художникам,
архитекторам, скульпторам удавалось через свои работы предугадать
события, которые произойдут в будущем.
В освоении искусства ключевую роль играет душа, сердце, чувства.
Способность искусства передать любые события и образы красиво, идеально
и изящно формирует эстетическую функцию. В обществе характерно
влияние шедевров на процесс формирования и развития человека. Именно
поэтому в школах с первых дней начинают знакомить учеников с работами
известных
творцов.
Они
благоприятно
сказываются
на
становлении
личности, системе приоритетов и взглядов. Все творческие работы – это
некая информация, передающаяся из поколения в поколение. Это войны,
смены власти, революции, научные достижения и многое другое. Изучение
шедевров всегда вызывает у зрителя удовольствие. Человек знакомится с
событиями, людьми через произведения. Скульптуры позволяют увидеть
лица и образы людей, которые жили тысячи лет назад. Литература переносит
нас в мир, существовавший в прошлые века. Музыка позволяет открыть в
себе новые чувства, расширяет сознание, позволяет фантазировать и мечтать.
Человек, получая удовольствие, образовывается, проникается культурой.
Роль искусства для человечества велика. Эта сфера жизни не только
породила всю эволюционную цепь, не только наделила нас удивительными
картинами, книгами и музыкой, но и подарила каждому из нас удивительную
возможность – наслаждаться. Эстетическое удовольствие мы получаем при
разглядывании
продуктов
живописи
и
архитектуры.
Удовлетворить
потребности
в
духовном
развитии
мы
можем
благодаря
чтению
литературных шедевров. Функции искусства состоят и в том, чтобы развить в
каждом человеке фантазию, талант, способность чувствовать прекрасное.
Благодаря творчеству человек познает глубину своей души, раскрывает весь
внутренний
мир
и
присущие
ему
способности
и
талант,
а
также
вырабатывает вкус и чувство стиля.
Любой вид творчества – это значимая ступень в развитии социума,
которую сегодня мы можем изучать. Через призму искусства появляется
возможность взглянуть на жизнь под разными ракурсами, оценить ситуацию
со стороны другого лица. Человек знакомится с миром на протяжении всей
жизни, это активный, бесконечный процесс. Основная функция искусства
заключается в преобразовании реальности в соответствии с законами
эстетики и красоты.
Искусство основано на особенных средствах описания мира – это
художественные образы, созданные с помощью слов, звуков, цветов,
материалов. При
создании
шедевров
каждый
творец
руководствуется
собственным видением ситуации.
Художественные образы, созданные творцами, позволяют изучить
важнейшие события в жизни вещи. Человек оценивает красоту, эстетичность
природы, других людей, их творений и достижений. Люди изучают истину,
не приукрашивая ее.
С течением времени мнение о значимости и важности искусства в
жизни человека постоянно трансформировалось.
В
античности
люди
признавали важность творчества. По мнению Аристотеля, Платона, именно
произведения способны очистить душу человека, возвысить ее.
В Средневековье произведения были практически полностью подчинены
религии.
Люди
того
времени
воспринимали
искусство,
как
способ
подтверждения значимости Бога и веры. Оно рассматривалось через призму
православных обрядов, иконописи, росписи храмов. Искусство стремилось к
противопоставлению внешнего как поверхностного и внутренней, духовной
жизни. В период Возрождения центральная позиция в духовном мире людей
принадлежала живописи. Великие художники эпохи были уверены, что
именно живопись является ключевым способом отражения мира, а не наука
или теория. Для мыслителей художество было единственным источником
свободного волеизъявления людей.
Мы восхищаемся теми высотами,
которых
достигли
художники
и
поэты,
музыканты
и
архитекторы.
Бессмертные творения Рафаэля и
Леонардо
да Винчи
до сих
пор
завораживают своим совершенством, пластикой и глубоким осознанием роли
человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный,
порой трагический путь. На этапе Просвещения творчество воспринималось
как источник нравственности, воспитания для будущих поколений. В
Современном периоде, двадцать первом веке значимость шедевров резко
снижается, возникает творческий кризис. Отмечается закат в культуре
запада. Вместо классических произведений популярность завоевывают
научные разработки,
достижения техники,
массовые
зрелища,
спорт.
Творчество перестает быть источником гармонии и образности. Со временем
отмечается
исчезновение
целостности
в
образе
человека,
вызванное
появлением абстрактной живописи.
И все-таки искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая,
морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад
в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы
вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому,
заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее.
Искусство
помогает людям открыть больше себя, реализовать себя, уйти в свой
внутренний мир - мир своих представлений и мечтаний. Оно помогает
человеку попасть в совсем другой, противоположный действительности
мир. Именно поэтому роль искусства бесценна в жизни человека.
Истинное искусство должно иметь доброе гуманное начало с
вековыми традициями. А сегодняшнему обществу, где утеряны многие
нравственные
ценности,
где
человека
чаще
всего
оценивают
по
материальному положению, нужно научиться видеть прекрасное, уметь
восхищаться им, самосовершенствоваться. Всем быть творцами невозможно,
но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию
прекрасного – в наших силах.
Я уверена, что замечательное художественное произведение способно
повлиять на человека, может сделать его более добрым и чистым, честным и
чутким.
Музыка, литература, живопись – разные области одного огромного
объединяющего понятия «искусство». Творения человечества живут какой-то
особенной жизнью, наполняя сердца людей восторгом, давая им понимание
того, что все не напрасно. Человек, слушая музыку, читая книгу, любуясь
картинами, учится чувствовать, понимать смысл жизни.
Задача человека – сохранение искусства. Мы должны ценить и беречь
то, что есть. Если же этого не будет, если люди перестанут ценить искусство,
мир будет обречен на погибель.
Познание искусства - это познание жизни, это труд души, и этот труд-
радостный.
«Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для
пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения,
является само искусство», – писала ученый-психолог Н.Е. Румянцева.
Литература
1. Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек?- М.: Мол.
гвардия, 2007.
2. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 2000
3. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 2004.
4. Солнцев Н.В. Наследие и время. М., 2006.
5.Материалы с сайтов интернета.