Автор: Тимофеева Мария Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОБУ "Якутская городская национальная гимназия им. А.Г.и Н.ЕК.Чиряевых"
Населённый пункт: г.Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Создание авторской коллекции «Алааhым арылы кустуга» («Радужные краски родного аласа»)
Раздел: среднее образование
Тимофеева Мария Владимировна, учитель
изобразительного искусства
МОБУ «Якутская городская национальная
гимназия им. А.Г. и Н.К. Чиряевых»
г.Якутск, Республика Саха (Якутия)
Проект авторской коллекции
«Алааhым арылы кустуга» («Радужные краски родного аласа»)
Роспись по ткани (акриловая краска)
Вот уже второй год я занимаюсь в студии моды в детской организации .На
занятиях я сама придумываю, разрабатываю и изготавливаю свои костюмы для показа мод
. Кроме этого продумываем прически, макияж, обувь, а также подбираем музыку для
наших выступлений. Каждый год мы шьём новую коллекцию. И когда перед нами встал
вопрос, что сделать интересного, мы вспомнили о вечной красоте родной природы.
Красота нашей родной природы обрела мировую известность, превратилась в ведущую
школу декоративной росписи по дереву, стала одним из наиболее значительных
художественных явлений народного искусства Якутии. Тайны ремесла, уникальные
открытия народных мастеров, их опыт перешел в надежные руки художников, ученых,
успешно
и
последовательно
развивающих
традиции
якутской
национальной
художественной культуры. Прошло уже ни одно столетие, а искусство живет и
продолжает радовать людей. В наше время роспись по ткани стала модной, если в старину
росписывали посуду, то сейчас особой популярностью стало росписывать одежду. И нам
захотелась создать модную коллекцию под названием «Алааhым арылы кустуга»
(«Радужные краски родного аласа»).
В технике свободной росписи работали еще древние японские и китайские мастера.
Этот способ напоминает акварельную живопись. Здесь возможны мягкие переходы без
резких очертаний. Можно изобразить все что угодно: летнее утро, туман, осенний и
зимний пейзаж. Подобная роспись несет отпечаток индивидуальности автора.
В России батик появился примерно в 20-е годы ХХ века вместе с всеобщим
увлечением стилем «модерн». Русские художники восприняли европейскую технику и
стилистику. Мода времен нэпа обусловила значительный спрос на роскошные шелковые
шали с изысканным орнаментом в восточном стиле, платья с ассиметричным рисунком.
Со временем батик был «обвинен» в мещанстве и увлечение им сошло «на нет». Но уже в
тридцатые годы искусство росписи по ткани было замечено и поддержано на
правительственном уровне: появились пособия по технологии, организовано несколько
артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. И снова спад – батик слишком
индивидуален для того времени. В 50-е годы возник девиз-лозунг: «Каждой советской
женщине – по красивому платку». Потом в технике батика стали декорировать ткани для
оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен.
Цель проекта: Создание костюма для театра моды с природными элементами
росписи по ткани. Развитие способности креативного познания окружающего мира, через
занятия декоративно-прикладным творчеством.
Эта цель решается при выполнении определенных задач:
изучить происхождение росписи по ткани;
научиться различным способам росписи по ткани;
научиться выбирать рисунок и ткань для изделия;
углубить знания по технологии обработки ткани, материаловедению;
совершенствовать навыки работы на швейной машине и изготовления швейного
изделия;
дать знания и навыки о росписи деревянных, стеклянных изделий, росписи ткани
(холодный, узелковый, крекле) декоративно-прикладного искусства;
развивать художественную эрудицию и грамотность;
предоставить возможность эстетического восприятия произведений народного
искусства, воспитывать чувство прекрасного;
создать условия для проявления творческих качеств личности,
учить использовать полученные знания и умения в групповой проектной
деятельности при создании оригинальных изделий декоративно-прикладного
искусства.
прививать
интерес
к
профессиям,
связанным
с
декоративно-прикладным
искусством;
развивать толерантное отношение друг к другу, умение работать в группе.
Роспись ткани – необыкновенно увлекательный процесс. Под рукой мастера на
белом куске ткани могут распуститься волшебные цветы, возникнуть неповторимые
пейзажи, появиться оригинальные узоры. Эта работа дает возможность проявить свою
индивидуальность, почувствовать себя художником и создать прекрасные, неповторимые
вещи. Изготовитель изделий из тканей с художественной росписью должен знать основы
технологии художественной обработки ткани, технику художественной росписи ткани,
историю
формирования
текстиля
в
народном,
профессиональном
декоративно-
прикладном искусстве и текстильной промышленности; уметь выполнять декоративно-
художественные работы в техниках художественной росписи ткани (начиная от эскиза и
заканчивая этапами художественного оформления и экспозиции изделий в технике
батика); создавать изделия в различных техниках художественной росписи ткани; владеть
навыками ведения декоративно-прикладной работы с учетом художественных традиций и
современных технологий обработки ткани.
Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью
должен быть художественно-творческой активной личностью; обладать образным языком
декоративно-прикладного искусства, иметь фантазию, художественное воображение,
мышление, позитивно-эмоциональное настроение.
Анализ идей и выбор оптимального варианта платья
Рассматривая предложенные варианты платья, я пришла к выводу, что модель
должна быть прямоугольной, простой наиболее полно отвечает тем требованиям. Покрой
платья не затруднит выполнение ручной росписи. Покрой платья на мой взгляд не сложно
будет выполнить роспись нижней и верхней части платья. Я остановила свой выбор на
свободный покрой модели, т.к. при всей простоте это симметричное платье свободного
силуэта выглядит романтично и элегантно. Утонченный стилизованный рисунок северной
природы и плавный переход тонов от небесно-голубого, розовато-фиолетового к
сиреневато-коричневому делает это платье необыкновенно нежным и легким, как нельзя
лучше подчеркивает красоту юной девушки. Многослойность и симметрия кроя делает
силуэт платья летящим и придает динамизм и темперамент модели. Гламурную нотку
платью придает отделка узором национального колорита. Платье скроено по прямой, что
обеспечит хорошую посадку по фигуре. Идею рисунка для росписи платья я
«подсмотрела» в замечательном авторском фотоальбоме «Кэрэни кэрэхсээри» Алексея
Алексеевича Николаева, где собрано множество великолепных живописных работ и
графических рисунков, воспевающих красоту нашей северной природы. Авторский
альбом моего любимого учителя Алексея Алексеевича Николаева подсказал мне название
модели моей коллекции – «Алааhым арылы кустуга» («Радужные краски родного аласа»)
Выбор материалов. Для реализации моей идеи изготовить платье с ручной
росписью идеально подходит тонкая ткань из натурального шелка, но из-за высокой
стоимости такого материала и отсутствия его в продаже, я решила использовать
синтетическую ткань белоснежного цвета креп «Габардин». Ткань легкая, нежная и
мягкая на ощупь с приятным блеском, хорошо драпируется, мало мнется, обладает
неплохими технологическими свойствами (не сильно осыпается, небольшая раздвижка в
швах). Отрицательное качество синтетической ткани – невысокие гигиенические
свойства, но так как платье, которое будет из нее изготовлено, не предназначено для
повседневной носки, то этот факт меня не сильно огорчает. Расход основной ткани при
ширине 1,50 м – 2.10м Ткань для подкладки будем использовать белую, волокнистый
состав - ПЭ. Так как эта ткань наиболее подходит к основной ткани по толщине. Ткань
также достаточно удобна в шитье. Расход подкладочной ткани при ширине 1,50 м – 1,40
м. А также мне понадобятся нитки сиреневые (ПЭ) № 35 – 1 катушка. Флизелиновая бейка
для укрепления линии декольте и пройм (так как платье скроено по косой) – 1,40 м.
Акриловые краски для росписи ткани основных цветов, резерв прозрачный. Уайт – спирит
для промывания трубочек после нанесения резерва на ткань. Расход при ширине 1,10 м –
0,8 м. Образцы ткани представлены на эскизе модели платья.
Выбор инструментов. Деревянная рама для росписи ткани размером 1,40 м Х 1,40 м,
кнопки для натягивания ткани на раму. Стеклянные трубочки для нанесения резерва на
ткань (2 шт.). Чертежные принадлежности для построения чертежа изделия в М 1:4, для
построения выкройки: масштабная линейка, линейка 50 см, карандаш, циркуль, ластик,
миллиметровая бумага. Сантиметровая лента, портновские булавки, портновский мел,
швейные иглы, ножницы для раскроя.
Выбор оборудования. Электрическая швейная машина, краеобметочная швейная машина
– 4-х ниточный оверлок, утюг, гладильная доска, персональный компьютер.
Конструирование, моделирование изделия
Этап конструирования начинаем со снятия мерок. Измерения фигуры производим по
всем правилам снятия мерок. Результаты заносим в тетрадь. Величины индивидуальных
размерных признаков фигуры. Затем строим чертеж основы платья свободного силуэта.
Построение чертежа основы производим, используя единый метод конструирования
одежды. Прибавки на свободу облегания для построения чертежей сведены в тетрадь.
Этап моделирования производим на основе построенного чертежа и в соответствии с
эскизом модели. Сначала моделируем чертеж переднего полотнища: нагрудную вытачку
переносим в линию бока, делаем расширение по линии низа платья на 7 см. Затем
моделируем вырез горловины и симметрию нижнего среза платья. Аналогично
моделируем заднюю часть платья: черный контур – платье из основной ткани, золотой –
нижнее платье. Производим деталирование полученных частей выкройки.
Разработка технологии изготовления платья
Перед тем как приступить к изготовлению платья еще раз вспоминаю о правилах
безопасных приемов труда. Предварительно подготовив ткань (декатировка), приступаю к
ее росписи. Для этого слегка влажную ткань (креп «Габардин») натягиваю на специально
приготовленную деревянную рамку, при помощи кнопок закрепляю ее. Тонирую ткань.
После
того,
как
ткань
высохнет,
делаю
дальнейшую
обводку
рисунка
кисточкой№4(техника выполнения работа акриловой краской). С изнаночной стороны при
помощи булавок прикрепляю выкройку платья, располагая ее под углом 45˚. На выкройку
предварительно был нанесен рисунок росписи. Делаю обводку рисунка кисточкой, затем
расписываю деревья. Потом в технике свободной росписи окрашиваю фон с плавным
переходом тонов от небесно-голубого, розовато-фиолетового к сиреневато-коричневому.
Аналогично расписываю ткань для подола нижнего платья. Для того, чтобы краска
хорошо закрепилась на ткани окрашенный материал необходимо хорошо проутюжить в
течение 3 минут с изнаночной и лицевой стороны. Затем после высыхания краски можно
подчеркнуть мелкие детали композиции. Затем можно выкраивать детали изделия.
Припуски по швам и на обработку низа изделия по 1,5 см.
Экономическое обоснование проекта
Общая стоимость материалов для изготовления платья – «Алааhым арылы кустуга»
(«Радужные краски родного аласа») составила 5440 рублей. Я не учитывала в расчете
стоимость резервирующего состава, акриловых красок, разбавителя для росписи ткани,
так как на мою работу пошло малое количество этих материалов. Роспись ткани я
производила на занятиях детской студии Театр моды «Стиль и дизайн». Невысокие
материальные затраты позволяют еще раз убедиться в том, что самостоятельное
изготовление швейных изделий, при условии, что они выполнены аккуратно и
качественно, экономически выгодно. Выпады ткани, оставшиеся после раскроя изделия, я
предлагаю использовать для изготовления поделок.
Контроль качества готового изделия
Контроль качества изделия проводился в два этапа.
1этап. Сначала оценивалось качество росписи ткани: контур нанесен без разрывов,
одинаковой толщины, проверялось отсутствие разводов и затеков на ткани.
2этап. Оценивалось качество изготовления и соответствие готового изделия задуманному.
Анализируя готовое изделие, я могу сказать, что потрудилась на славу. В таком
оригинальном платье конкурс «Зима начинается с Якутии» будет великолепным и
незабываемым.
Выводы и самоанализ работы
1)В результате проделанной работы я познакомилась с основными техниками и приемами
росписи ткани;
2)Освоила технику свободной росписи по ткани и технику холодного батика;
3)
разработала и изготовила коллекцию платьев «Алааhым арылы кустуга» («Радужные
краски родного аласа») для конкурса «Зима начинается с Якутии»;
4) Оформила пояснительную записку к проекту. Процесс работы над проектом был
сложным и кропотливым, но интересным и творческим. Но я думаю, что результат стоил
того, чтобы потратить столько времени и сил.