Напоминание

Создание авторской коллекции «Алааhым арылы кустуга» («Радужные краски родного аласа»)


Автор: Тимофеева Мария Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОБУ "Якутская городская национальная гимназия им. А.Г.и Н.ЕК.Чиряевых"
Населённый пункт: г.Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Создание авторской коллекции «Алааhым арылы кустуга» («Радужные краски родного аласа»)
Раздел: среднее образование





Назад




Тимофеева Мария Владимировна, учитель

изобразительного искусства

МОБУ «Якутская городская национальная

гимназия им. А.Г. и Н.К. Чиряевых»

г.Якутск, Республика Саха (Якутия)

Проект авторской коллекции

«Алааhым арылы кустуга» («Радужные краски родного аласа»)

Роспись по ткани (акриловая краска)

Вот уже второй год я занимаюсь в студии моды в детской организации .На

занятиях я сама придумываю, разрабатываю и изготавливаю свои костюмы для показа мод

. Кроме этого продумываем прически, макияж, обувь, а также подбираем музыку для

наших выступлений. Каждый год мы шьём новую коллекцию. И когда перед нами встал

вопрос, что сделать интересного, мы вспомнили о вечной красоте родной природы.

Красота нашей родной природы обрела мировую известность, превратилась в ведущую

школу декоративной росписи по дереву, стала одним из наиболее значительных

художественных явлений народного искусства Якутии. Тайны ремесла, уникальные

открытия народных мастеров, их опыт перешел в надежные руки художников, ученых,

успешно

и

последовательно

развивающих

традиции

якутской

национальной

художественной культуры. Прошло уже ни одно столетие, а искусство живет и

продолжает радовать людей. В наше время роспись по ткани стала модной, если в старину

росписывали посуду, то сейчас особой популярностью стало росписывать одежду. И нам

захотелась создать модную коллекцию под названием «Алааhым арылы кустуга»

(«Радужные краски родного аласа»).

В технике свободной росписи работали еще древние японские и китайские мастера.

Этот способ напоминает акварельную живопись. Здесь возможны мягкие переходы без

резких очертаний. Можно изобразить все что угодно: летнее утро, туман, осенний и

зимний пейзаж. Подобная роспись несет отпечаток индивидуальности автора.

В России батик появился примерно в 20-е годы ХХ века вместе с всеобщим

увлечением стилем «модерн». Русские художники восприняли европейскую технику и

стилистику. Мода времен нэпа обусловила значительный спрос на роскошные шелковые

шали с изысканным орнаментом в восточном стиле, платья с ассиметричным рисунком.

Со временем батик был «обвинен» в мещанстве и увлечение им сошло «на нет». Но уже в

тридцатые годы искусство росписи по ткани было замечено и поддержано на

правительственном уровне: появились пособия по технологии, организовано несколько

артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. И снова спад – батик слишком

индивидуален для того времени. В 50-е годы возник девиз-лозунг: «Каждой советской

женщине – по красивому платку». Потом в технике батика стали декорировать ткани для

оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен.

Цель проекта: Создание костюма для театра моды с природными элементами

росписи по ткани. Развитие способности креативного познания окружающего мира, через

занятия декоративно-прикладным творчеством.

Эта цель решается при выполнении определенных задач:

изучить происхождение росписи по ткани;

научиться различным способам росписи по ткани;

научиться выбирать рисунок и ткань для изделия;

углубить знания по технологии обработки ткани, материаловедению;

совершенствовать навыки работы на швейной машине и изготовления швейного

изделия;

дать знания и навыки о росписи деревянных, стеклянных изделий, росписи ткани

(холодный, узелковый, крекле) декоративно-прикладного искусства;

развивать художественную эрудицию и грамотность;

предоставить возможность эстетического восприятия произведений народного

искусства, воспитывать чувство прекрасного;

создать условия для проявления творческих качеств личности,

учить использовать полученные знания и умения в групповой проектной

деятельности при создании оригинальных изделий декоративно-прикладного

искусства.

прививать

интерес

к

профессиям,

связанным

с

декоративно-прикладным

искусством;

развивать толерантное отношение друг к другу, умение работать в группе.

Роспись ткани – необыкновенно увлекательный процесс. Под рукой мастера на

белом куске ткани могут распуститься волшебные цветы, возникнуть неповторимые

пейзажи, появиться оригинальные узоры. Эта работа дает возможность проявить свою

индивидуальность, почувствовать себя художником и создать прекрасные, неповторимые

вещи. Изготовитель изделий из тканей с художественной росписью должен знать основы

технологии художественной обработки ткани, технику художественной росписи ткани,

историю

формирования

текстиля

в

народном,

профессиональном

декоративно-

прикладном искусстве и текстильной промышленности; уметь выполнять декоративно-

художественные работы в техниках художественной росписи ткани (начиная от эскиза и

заканчивая этапами художественного оформления и экспозиции изделий в технике

батика); создавать изделия в различных техниках художественной росписи ткани; владеть

навыками ведения декоративно-прикладной работы с учетом художественных традиций и

современных технологий обработки ткани.

Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью

должен быть художественно-творческой активной личностью; обладать образным языком

декоративно-прикладного искусства, иметь фантазию, художественное воображение,

мышление, позитивно-эмоциональное настроение.

Анализ идей и выбор оптимального варианта платья

Рассматривая предложенные варианты платья, я пришла к выводу, что модель

должна быть прямоугольной, простой наиболее полно отвечает тем требованиям. Покрой

платья не затруднит выполнение ручной росписи. Покрой платья на мой взгляд не сложно

будет выполнить роспись нижней и верхней части платья. Я остановила свой выбор на

свободный покрой модели, т.к. при всей простоте это симметричное платье свободного

силуэта выглядит романтично и элегантно. Утонченный стилизованный рисунок северной

природы и плавный переход тонов от небесно-голубого, розовато-фиолетового к

сиреневато-коричневому делает это платье необыкновенно нежным и легким, как нельзя

лучше подчеркивает красоту юной девушки. Многослойность и симметрия кроя делает

силуэт платья летящим и придает динамизм и темперамент модели. Гламурную нотку

платью придает отделка узором национального колорита. Платье скроено по прямой, что

обеспечит хорошую посадку по фигуре. Идею рисунка для росписи платья я

«подсмотрела» в замечательном авторском фотоальбоме «Кэрэни кэрэхсээри» Алексея

Алексеевича Николаева, где собрано множество великолепных живописных работ и

графических рисунков, воспевающих красоту нашей северной природы. Авторский

альбом моего любимого учителя Алексея Алексеевича Николаева подсказал мне название

модели моей коллекции – «Алааhым арылы кустуга» («Радужные краски родного аласа»)

Выбор материалов. Для реализации моей идеи изготовить платье с ручной

росписью идеально подходит тонкая ткань из натурального шелка, но из-за высокой

стоимости такого материала и отсутствия его в продаже, я решила использовать

синтетическую ткань белоснежного цвета креп «Габардин». Ткань легкая, нежная и

мягкая на ощупь с приятным блеском, хорошо драпируется, мало мнется, обладает

неплохими технологическими свойствами (не сильно осыпается, небольшая раздвижка в

швах). Отрицательное качество синтетической ткани – невысокие гигиенические

свойства, но так как платье, которое будет из нее изготовлено, не предназначено для

повседневной носки, то этот факт меня не сильно огорчает. Расход основной ткани при

ширине 1,50 м – 2.10м Ткань для подкладки будем использовать белую, волокнистый

состав - ПЭ. Так как эта ткань наиболее подходит к основной ткани по толщине. Ткань

также достаточно удобна в шитье. Расход подкладочной ткани при ширине 1,50 м – 1,40

м. А также мне понадобятся нитки сиреневые (ПЭ) № 35 – 1 катушка. Флизелиновая бейка

для укрепления линии декольте и пройм (так как платье скроено по косой) – 1,40 м.

Акриловые краски для росписи ткани основных цветов, резерв прозрачный. Уайт – спирит

для промывания трубочек после нанесения резерва на ткань. Расход при ширине 1,10 м –

0,8 м. Образцы ткани представлены на эскизе модели платья.

Выбор инструментов. Деревянная рама для росписи ткани размером 1,40 м Х 1,40 м,

кнопки для натягивания ткани на раму. Стеклянные трубочки для нанесения резерва на

ткань (2 шт.). Чертежные принадлежности для построения чертежа изделия в М 1:4, для

построения выкройки: масштабная линейка, линейка 50 см, карандаш, циркуль, ластик,

миллиметровая бумага. Сантиметровая лента, портновские булавки, портновский мел,

швейные иглы, ножницы для раскроя.

Выбор оборудования. Электрическая швейная машина, краеобметочная швейная машина

– 4-х ниточный оверлок, утюг, гладильная доска, персональный компьютер.

Конструирование, моделирование изделия

Этап конструирования начинаем со снятия мерок. Измерения фигуры производим по

всем правилам снятия мерок. Результаты заносим в тетрадь. Величины индивидуальных

размерных признаков фигуры. Затем строим чертеж основы платья свободного силуэта.

Построение чертежа основы производим, используя единый метод конструирования

одежды. Прибавки на свободу облегания для построения чертежей сведены в тетрадь.

Этап моделирования производим на основе построенного чертежа и в соответствии с

эскизом модели. Сначала моделируем чертеж переднего полотнища: нагрудную вытачку

переносим в линию бока, делаем расширение по линии низа платья на 7 см. Затем

моделируем вырез горловины и симметрию нижнего среза платья. Аналогично

моделируем заднюю часть платья: черный контур – платье из основной ткани, золотой –

нижнее платье. Производим деталирование полученных частей выкройки.

Разработка технологии изготовления платья

Перед тем как приступить к изготовлению платья еще раз вспоминаю о правилах

безопасных приемов труда. Предварительно подготовив ткань (декатировка), приступаю к

ее росписи. Для этого слегка влажную ткань (креп «Габардин») натягиваю на специально

приготовленную деревянную рамку, при помощи кнопок закрепляю ее. Тонирую ткань.

После

того,

как

ткань

высохнет,

делаю

дальнейшую

обводку

рисунка

кисточкой№4(техника выполнения работа акриловой краской). С изнаночной стороны при

помощи булавок прикрепляю выкройку платья, располагая ее под углом 45˚. На выкройку

предварительно был нанесен рисунок росписи. Делаю обводку рисунка кисточкой, затем

расписываю деревья. Потом в технике свободной росписи окрашиваю фон с плавным

переходом тонов от небесно-голубого, розовато-фиолетового к сиреневато-коричневому.

Аналогично расписываю ткань для подола нижнего платья. Для того, чтобы краска

хорошо закрепилась на ткани окрашенный материал необходимо хорошо проутюжить в

течение 3 минут с изнаночной и лицевой стороны. Затем после высыхания краски можно

подчеркнуть мелкие детали композиции. Затем можно выкраивать детали изделия.

Припуски по швам и на обработку низа изделия по 1,5 см.

Экономическое обоснование проекта

Общая стоимость материалов для изготовления платья – «Алааhым арылы кустуга»

(«Радужные краски родного аласа») составила 5440 рублей. Я не учитывала в расчете

стоимость резервирующего состава, акриловых красок, разбавителя для росписи ткани,

так как на мою работу пошло малое количество этих материалов. Роспись ткани я

производила на занятиях детской студии Театр моды «Стиль и дизайн». Невысокие

материальные затраты позволяют еще раз убедиться в том, что самостоятельное

изготовление швейных изделий, при условии, что они выполнены аккуратно и

качественно, экономически выгодно. Выпады ткани, оставшиеся после раскроя изделия, я

предлагаю использовать для изготовления поделок.

Контроль качества готового изделия

Контроль качества изделия проводился в два этапа.

1этап. Сначала оценивалось качество росписи ткани: контур нанесен без разрывов,

одинаковой толщины, проверялось отсутствие разводов и затеков на ткани.

2этап. Оценивалось качество изготовления и соответствие готового изделия задуманному.

Анализируя готовое изделие, я могу сказать, что потрудилась на славу. В таком

оригинальном платье конкурс «Зима начинается с Якутии» будет великолепным и

незабываемым.

Выводы и самоанализ работы

1)В результате проделанной работы я познакомилась с основными техниками и приемами

росписи ткани;

2)Освоила технику свободной росписи по ткани и технику холодного батика;

3)

разработала и изготовила коллекцию платьев «Алааhым арылы кустуга» («Радужные

краски родного аласа») для конкурса «Зима начинается с Якутии»;

4) Оформила пояснительную записку к проекту. Процесс работы над проектом был

сложным и кропотливым, но интересным и творческим. Но я думаю, что результат стоил

того, чтобы потратить столько времени и сил.



В раздел образования