Напоминание

рабочая программа по информатике 10 класс


Автор: Ануфриенко Ольга Владимировн
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Морозовск
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: рабочая программа по информатике 10 класс
Раздел: полное образование





Назад




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Морозовска Ростовской области

«Утверждаю»:

Директор МБОУ СОШ №1

___________ /Рыкова И.С./

Приказ от «30» августа 2022г. №_1__

Рабочая учебная программа

по предмету «информатика»

для 10 класса

(базовый уровень обучения)

Количество часов 34

Учитель: Ануфриенко О.В.

Программа разработана на основе

Авторской программы Босова Л.Л, Босова А.Ю. Программа для основной школы.

10-11 классы. - БИНОМ. Лаборатория знаний

г. Морозовск

2022 г

Пояснительная записка

Рабочая программа для курса информатике 10 класса разработана на основе

нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №

273-ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего об-

разования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.

N 413 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29

июня 2017 г.);

- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утвержде-

нии Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам - образовательным программам сред-

него общего образования”;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Са-

нитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеоб-

разовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормати-

вы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993);

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №

254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использо-

ванию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных

программ начального общего, основного общего, среднего общего образования ор-

ганизациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

- Базисный учебный план с изменениями и дополнениями от 20 августа 2008

г., 30 августа 2010 г., 3 июня 2011 г., 1 февраля 2012 г. ;

- примерная программа среднего общего образования (одобрена решением феде-

рального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол

от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) по информатике;

- программа по информатике для 10 класса авторов: Босова Л. Л. Программа для

основной школы. 10-11 классы. - БИНОМ. Лаборатория знаний

- Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомен-

дуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредита-

цию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего

общего образования» (с изменениями и дополнениями )

- учебный план МБОУ «СОШ № 1» на 2021 – 2022 учебный год;

Цели курса;

формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации,

теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых

знаний,

умений и способов деятельности в области информатики и информационных

и коммуникационных технологий (ИКТ);

совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с

информацией, навыков информационного моделирования,

исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной

учебной деятельности школьников;

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с

учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к

созидательной деятельности и к продолжению образования с применением

средств ИКТ.

На изучение информатики отводится 1 учебный час в неделю (33 часа в год).

Программа нацелена на изучение УМК Босова Л. Л «Информатика 10».

Планируемые результаты изучения информатики в 10 классе

Личностные результаты:

научится ориентации на реализацию позитивных жизненных перспектив,

инициативности, креативности, готовности и способности к личностному

самоопределению;

научится принятию и реализации ценностей здорового и безопасного образа

жизни, бережному, ответственному и компетентному отношению к собствен-

ному физическому и психологическому здоровью;

научится нравственному сознанию и поведению на основе усвоения общече-

ловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультур-

ном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, дости-

гать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их

достижения;

научится развитию компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми

младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,

учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

научится готовности и способности к образованию, в том числе самообразо-

ванию, на протяжении всей жизни; сознательному отношению к непрерывно-

му образованию как условию успешной профессиональной и общественной

деятельности;

научится уважению ко всем формам собственности, готовности к защите сво-

ей собственности,

Метапредметные результаты:

научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии,

по которым можно определить, что цель достигнута;

научится оценивать возможные последствия достижения поставленной цели

в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основы-

ваясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельно-

сти и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,

необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения

поставленной цели;

научится сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной

заранее целью.

Предметные результаты:

научиться использовать знания о месте информатики в современной научной

картине мира;

научиться строить неравномерные коды, допускающие однозначное декоди-

рование сообщений, используя условие Фано.

научиться использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать

ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.

научиться аргументировать выбор программного обеспечения и технических

средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя

знания о принципах построения персонального компьютера и классификации

его программного обеспечения;

научиться применять антивирусные программы для обеспечения стабильной

работы технических средств ИКТ;

использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии

с типом решаемых задач и по выбранной специализации;

соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным

компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом вы-

полняемых задач;

понимать основные принципы устройства современного компьютера и мо-

бильных электронных устройств;

использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и

мобильными устройствами;

понимать принцип управления робототехническим устройством;

научиться осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и

иных целей;

диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных

устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;

использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных

технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычисли-

тельных систем и параллельной обработкой данных;

научиться узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьюте-

ров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик

компьютера.

научиться переводить заданное натуральное число из двоичной записи в

восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записан-

ные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

научиться определять информационный объём графических и звуковых дан-

ных при заданных условиях дискретизации

научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмерич-

ной и шестнадцатеричной системах счисления;

научиться использовать знания о дискретизации данных в научных исследо-

ваниях и технике.

научиться строить логической выражение по заданной таблице истинности;

решать несложные логические уравнения.

– выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, исполь-

зуя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запро-

сов.

научиться создавать структурированные текстовые документы и демонстра-

ционные материалы с использованием возможностей современных про-

граммных средств.

научиться использовать электронные таблицы для выполнения учебных зада-

ний из различных предметных областей;

представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,

готовить полученные данные для публикации.

научиться планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с

помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической об-

работки результатов экспериментов;

научиться разрабатывать и использовать компьютерно-математические моде-

ли; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; ин-

терпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных

процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реально-

му объекту или процессу.

научиться определять результат выполнения алгоритма при заданных исход-

ных данных;

научиться узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых по-

следовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа

данных;

читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для

изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) неслож-

ные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых

данных;

создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач

базового уровня из различных предметных областей с использованием

основных алгоритмических конструкций;

понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вы-

числений (время работы, размер используемой памяти).

научиться использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их

роли при решении задач анализа данных;

получать представление о существовании различных алгоритмов для реше-

ния одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их ра-

боты и используемой памяти;

применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде програм-

мирования, включая тестирование и отладку программ;

использовать основные управляющие конструкции последовательного про-

граммирования и библиотеки прикладных программ;

научиться выполнять созданные программы.

находить оптимальный путь во взвешенном графе;

использовать компьютерно-математические модели для анализа соответству-

ющих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры мо-

делируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, по-

лучаемые в ходе моделирования

реальных процессов;

использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, состав-

лять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять

сортировку и поиск записей в БД;

описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную

базу данных.

использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных

объектов и процессов;

применять базы данных и справочные системы при решении задач, возни-

кающих в ходе учебной деятельности и вне её;

научиться создавать учебные многотабличные базы данных.

научиться использовать компьютерные энциклопедии, словари, информаци-

онные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах;

использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;

научиться использовать в повседневной практической деятельности (в том

числе — размещать данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и

виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая ав-

торские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.

научиться использовать компьютерные сети и определять их роли в совре-

менном мире; узнать базовые принципы организации и функционирования

компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;

научиться анализировать доменные имена компьютеров и адреса докумен-

тов в Интернете;

научиться понимать общие принципы разработки и функционирования ин-

тернет - приложений;

научиться создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссыл-

ки, таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство;

научиться критически оценивать информацию, полученную из сети Интер-

нет.

научиться использовать принципы обеспечения информационной безопасно-

сти, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств

ИКТ.

Содержание учебного предмета «информатика» 10 класс.

Глава 1. Информация и информационные процессы (5 часов)

§ 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура

1.Информация, её свойства и виды

2.Информационная культура и информационная грамотность

3.Этапы работы с информацией

4.Некоторые приёмы работы с текстовой информацией

§ 2. Подходы к измерению информации

1.Содержательный подход к измерению информации

2.Алфавитный подход к измерению информации

3.Единицы измерения информации

§ 3. Информационные связи в системах различной природы

1.Системы

2.Информационные связи в системах

3.Системы управления

§ 4. Обработка информации

1.Задачи обработки информации

2.Кодирование информации

3.Поиск информации

§ 5. Передача и хранение информации

1.Передача информации

2.Хранение информации

Глава 3. Представление информации в компьютере

§ 14. Кодирование текстовой информации

1.Кодировка АSCII и её расширения

2.Стандарт UNICODE

3.Информационный объём текстового сообщения

§ 15. Кодирование графической информации

1.Общие подходы к кодированию графической информации

2.О векторной и растровой графике

3.Кодирование цвета

4.Цветовая модель RGB

5.Цветовая модель HSB

6.Цветовая модель CMYK

§ 16. Кодирование звуковой информации

1.Звук и его характеристики

2.Понятие звукозаписи

3.Оцифровка звука

Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение (5 часов)

§ 6. История развития вычислительной техники

1.Этапы информационных преобразований в обществе

2.История развития устройств для вычислений

3.Поколения ЭВМ

§7. Основополагающие принципы устройства ЭВМ

1.Принципы Неймана-Лебедева

2.Архитектура персонального компьютера

3.Перспективные направления развития компьютеров

§ 8. Программное обеспечение компьютера

1.Структура программного обеспечения

2.Системное программное обеспечение

3.Системы программирования

4.Прикладное программное обеспечение

§ 9. Файловая система компьютера

1.Файлы и каталоги

2.Функции файловой системы

3.Файловые структуры

Глава 3. Представление информации в компьютере (9 часов)

§ 10. Представление чисел в позиционных системах счисления

1.Общие сведения о системах счисления

2.Позиционные системы счисления

3.Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему счисления§ 11.

4. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

5.Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q

6.Перевод целого десятичного числа в двоичную систему счисления

7.Перевод целого числа из системы счисления с основанием p в систему счисления

с основанием q

8.Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q

9.«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления

§ 12. Арифметические операции в позиционных системах счисления

1.Сложение чисел в системе счисления с основанием q

2.Вычитание чисел в системе счисления с основанием q

3.Умножение чисел в системе счисления с основанием q

4.Деление чисел в системе счисления с основанием q

5.Двоичная арифметика

§ 13. Представление чисел в компьютере

1.Представление целых чисел

2.Представление вещественных чисел

Математические основы информатики

Глава 1. Информация и информационные процессы

§ 4. Обработка информации

4.2. Кодирование информации

Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики (8 часов)

§ 17. Некоторые сведения из теории множеств

1.Понятие множества

2.Операции над множествами

3.Мощность множества

§ 18. Алгебра логики

1.Логические высказывания и переменные

2.Логические операции

3.Логические выражения

4. Предикаты и их множества истинности

§ 19. Таблицы истинности

1.Построение таблиц истинности

2.Анализ таблиц истинности

§20.Преобразование логических выражений

1.Основные законы алгебры логики

2.Логические функции

3.Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение

§ 21. Элементы схем техники. Логические схемы.

1.Логические элементы

2.Сумматор

3.Триггер

§ 22. Логические задачи и способы их решения

1.Метод рассуждений

2.Задачи о рыцарях и лжецах

3.Задачи на сопоставление. Табличный метод

4.Использование таблиц истинности для решения логических задач

5.Решение логических задач путём упрощения логических выражений

Глава 5. Современные технологии создания и обработки информационных

объектов (5 часов)

§ 23. Текстовые документы

1.Виды текстовых документов

2.Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации

3.Создание текстовых документов на компьютере

4.Средства автоматизации процесса создания документов

5.Совместная работа над документом

6.Оформление реферата как пример автоматизации процесса создания документов

7.Другие возможности автоматизации обработки текстовой информации

Глава 5. Современные технологии создания и обработки информационных объек-

тов § 24. Объекты компьютерной графики

Компьютерная графика и её виды

2.Форматы графических файлов

3.Понятие разрешения

4.Цифровая фотография

§ 25. Компьютерные презентации

1.Виды компьютерных презентаций.

2.Создание презентаций

Тематическое планирование по информатике в 10

классе.

Темы

Количество

часов

Информация и информационные процессы

6

Компьютер и его программное обеспечение

5

Представление информации в компьютере

9

Элементы теории множеств и алгебры логики

8

Современные технологии создания и обработки инфор-

мационных объектов

4

Повторение

1

Всего

33

Календарно-тематическое планирование

ур.

Тема урока

Кол-во

часов

Домашнее за-

дание

Дата

проведе-

ния

Информация и информационные процессы – 6 ч.

1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура.

1

§1.

02.09

2. Подходы к измерению информации

1

§2

9.09

3. Информационные связи в системах различной природы

1

§3

16.09

4. Обработка информации

1

§4

23.09

5. Передача и хранение информации

1

§5

30.09

6.

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы» .

1

§1–5

7.10

Компьютер и его программное обеспечение – 5 ч.

7.

История развития вычислительной техники

1

§6

14.10

8.

Основополагающие принципы устройства ЭВМ.

1

§7

21.10

9.

Программное обеспечение компьютера

1

§8

28.10

10. Файловая система компьютера

1

§9

11.11

11. Контрольная работа по теме «Компьютер и его программное обеспечение».

1

§6–9

18.11

Представление информации в компьютере – 9 ч.

12. Представление чисел в позиционных системах счисления

1

§10

25.11

13. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

1

§11.1–11.4 . Ре-

шение задач.

02.12

14. «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления. Арифметические опе-

рации в позиционных системах счисления.

1

11.5,12 . Реше-

ние задач.

9.12

15. Контрольная работа «Системы счисления».

1

11.5,12 . Реше-

ние задач

16.12

16. Представление чисел в компьютере.

1

§13 . Решение

задач.

23.12

17. Правила техники безопасности в кабинете информатики ИОТ-003-2013. Кодирование

текстовой информации

1

§14 . Решение

задач.

13.01

18. Кодирование графической информации

1

§15 . Решение

задач.

20.01

19. Кодирование звуковой информации

1

§16 . Решение

задач.

27.01

20. Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информа-

ции в компьютере» (урок-семинар)

1

§10–16 . Реше-

ние задач.

3.02

Элементы теории множеств и алгебры логики - 8 ч.

21. Некоторые сведения из теории множеств

1

§17 . Решение

задач.

10.02

22. Алгебра логики

1

§18 . Решение

задач.

17.02

23. Таблицы истинности

1

§19 . Решение

задач.

3.03

24. Основные законы алгебры логики

1

§20.1 Решение

задач.

10.03

25-

26

Преобразование логических выражений

2

§20.2–20.3

Решение задач.

17.03 -

7.04

27

Контрольная работа : «Элементы теории множеств и алгебры логики».

1

Повт. 17-20

14.04

25. 28

Элементы схемотехники. Логические схемы

1

§21 . Решение

задач.

21.04

26. 29

Логические задачи и способы их решения

1

§22 . Решение

задач.

28.04

Современные технологии создания и обработки информационных объектов – (5 ч.)

27. 30

Текстовые документы

1

§23 .

5.05

28. 31

Объекты компьютерной графики

1

§24 .

12.05

29. 32

Итоговая контрольная работа

1

§25

19.05

30. 33

Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов»

1

§23–25 . Реше-

ние задач.

26.05

31. 34

Создание компьютерных презентаций

1

Решение задач.

30.05

Согласовано

Согласовано

Протокол заседания

Заместитель директора по УВР

Методического совета

____________ Чипигина Е.В.

Подпись руководителя Ф.И.О

МБОУ СОШ №1

«_30__» августа 2022 года

От «_30» августа 2022 года №__1___

______________ _Чипигина Е.В.___

Подпись руководителя Ф.И.О

МС



В раздел образования