Автор: Волосенкова Людмила Васильевна
Должность: Учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Новобачатская СОШ"
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс , Беловский район ,с Новобачаты
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Система подготовки к олимпиадам по литературе
Раздел: полное образование
Методическая разработка по теме «Система подготовки к олимпиадам по
литературе»
Учителя литературы МБОУ «Новобачатская СОШ» Волосенковой Людмилы
Васильевны
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не
воспринималась как разовое мероприятие, а подготовка к олимпиаде должна быть
систематической. С Абрамян Марьям начали работу с 5класса , составила
индивидуальный план, отражающий её специфическую траекторию движения от
незнания к знанию, от практики до творчества
Уделяли главное внимание Чтению произведений. Изучали программные и
внепрограммные тексты. Особое внимание было направлено на освоение основных
понятий теории литературы, с которыми знакомились постепенно, от класса к классу.
При подготовке систематически повторяли эти понятия, выявляли пробелы в знаниях
и устраняли их. Начинали работу с маленьких произведений, я уверена, что именно
такой подход более рационален, поскольку небольшие по объёму произведения также
многоплановы по тематике и проблематике, но для ребёнка не кажутся такими
сложными. Постепенно приёмы работы усложнялись, предлагалось знакомиться с
такими категориями как художественное время, пространство, психологизм; портрет,
пейзаж в произведении и т. д. Постепенно задачи усложнялись, мы анализировали
литературные произведения разных жанров, определяли авторское отношение к
героям и событиям. Учились выражать личное отношение к художественному
произведению; аргументировать свою точку зрения. Но даже на самом раннем этапе
подготовки , обязательно использовали элементы сопоставительного анализа
произведений разных жанров. Кроме того, в обязательном порядке практиковали
Развернутые устные и письменные ответы на поставленные вопросы. Так как время
олимпиадной работы ограничено письменные работы писали обязательно с таймером (
примерно на короткий вопрос уделяется только 15 минут). Это необходимо для того .
чтобы ученица могла распределять своё время и писать быстро соблюдая все
критериальные требования, но учитывая наполненность, содержательность работы,
включая логические схемы и последовательность изложения. Уже в 5 классе мы
преступили к написанию сочинений различных жанров: описание, сочинение по
картине, устное иллюстрирование, характеристика литературных героев, отзыв,
рецензия, анализ эпизода литературного произведения, , эссе, публицистическая
статья, очерк, литературный дневник, заметка;
Преодолевая трудности, Марьям училась ориентироваться в информационном
образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями,
справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами электронных
библиотек, системой поиска в Интернете. В старших классах нами была освоена
дистанционная формы подготовки. Один раз в неделю проводим консультацию в
зуме. Хорошим подспорьем является собственный ресурс падлет, где материал
классифицирован по категориям. Отдельно созданы вкладки по каждому писателю и
включают материалы экзаменационного характера. Кроме того, мы используем гугл
диск, это то место , где мы свободно обмениваемся материалами и пишем сочинения.
Считаем удачным освоение платформы МИРО, что позволяет свободно использовать
сразу несколько ресурсов. В последнее время в ВК контакте на своей странице
публикую небольшие ролики, что ,надеюсь, помогут заинтересовать и других моих
учеников.
Эта систематическая работа принесла свои плоды. Абрамян Марьям успешно
участвовала
в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений 2019,2020, гг
В 2021, 2022гг Заняла второе место во Всероссийском конкурсе сочинений «Без
срока давности»
В этом году
Стала победительницей Муниципального этапа Всероссийской олимпиады
школьников по литературе
Также Марьям Победитель Регионального этапа конкурса «Культурный код народов
России» проект «Сделаем вместе»