Напоминание

Система подготовки к олимпиадам по литературе


Автор: Волосенкова Людмила Васильевна
Должность: Учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Новобачатская СОШ"
Населённый пункт: Кемеровская область - Кузбасс , Беловский район ,с Новобачаты
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Система подготовки к олимпиадам по литературе
Раздел: полное образование





Назад




Методическая разработка по теме «Система подготовки к олимпиадам по

литературе»

Учителя литературы МБОУ «Новобачатская СОШ» Волосенковой Людмилы

Васильевны

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не

воспринималась как разовое мероприятие, а подготовка к олимпиаде должна быть

систематической. С Абрамян Марьям начали работу с 5класса , составила

индивидуальный план, отражающий её специфическую траекторию движения от

незнания к знанию, от практики до творчества

Уделяли главное внимание Чтению произведений. Изучали программные и

внепрограммные тексты. Особое внимание было направлено на освоение основных

понятий теории литературы, с которыми знакомились постепенно, от класса к классу.

При подготовке систематически повторяли эти понятия, выявляли пробелы в знаниях

и устраняли их. Начинали работу с маленьких произведений, я уверена, что именно

такой подход более рационален, поскольку небольшие по объёму произведения также

многоплановы по тематике и проблематике, но для ребёнка не кажутся такими

сложными. Постепенно приёмы работы усложнялись, предлагалось знакомиться с

такими категориями как художественное время, пространство, психологизм; портрет,

пейзаж в произведении и т. д. Постепенно задачи усложнялись, мы анализировали

литературные произведения разных жанров, определяли авторское отношение к

героям и событиям. Учились выражать личное отношение к художественному

произведению; аргументировать свою точку зрения. Но даже на самом раннем этапе

подготовки , обязательно использовали элементы сопоставительного анализа

произведений разных жанров. Кроме того, в обязательном порядке практиковали

Развернутые устные и письменные ответы на поставленные вопросы. Так как время

олимпиадной работы ограничено письменные работы писали обязательно с таймером (

примерно на короткий вопрос уделяется только 15 минут). Это необходимо для того .

чтобы ученица могла распределять своё время и писать быстро соблюдая все

критериальные требования, но учитывая наполненность, содержательность работы,

включая логические схемы и последовательность изложения. Уже в 5 классе мы

преступили к написанию сочинений различных жанров: описание, сочинение по

картине, устное иллюстрирование, характеристика литературных героев, отзыв,

рецензия, анализ эпизода литературного произведения, , эссе, публицистическая

статья, очерк, литературный дневник, заметка;

Преодолевая трудности, Марьям училась ориентироваться в информационном

образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями,

справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами электронных

библиотек, системой поиска в Интернете. В старших классах нами была освоена

дистанционная формы подготовки. Один раз в неделю проводим консультацию в

зуме. Хорошим подспорьем является собственный ресурс падлет, где материал

классифицирован по категориям. Отдельно созданы вкладки по каждому писателю и

включают материалы экзаменационного характера. Кроме того, мы используем гугл

диск, это то место , где мы свободно обмениваемся материалами и пишем сочинения.

Считаем удачным освоение платформы МИРО, что позволяет свободно использовать

сразу несколько ресурсов. В последнее время в ВК контакте на своей странице

публикую небольшие ролики, что ,надеюсь, помогут заинтересовать и других моих

учеников.

Эта систематическая работа принесла свои плоды. Абрамян Марьям успешно

участвовала

в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений 2019,2020, гг

В 2021, 2022гг Заняла второе место во Всероссийском конкурсе сочинений «Без

срока давности»

В этом году

Стала победительницей Муниципального этапа Всероссийской олимпиады

школьников по литературе

Также Марьям Победитель Регионального этапа конкурса «Культурный код народов

России» проект «Сделаем вместе»



В раздел образования