Автор: Кулакова Ольга Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: ЕАО, г. Биробиджан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль пения в жизни ребенка"
Раздел: дополнительное образование
Роль пения в жизни ребенка.
Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль
пения в жизни человека. Еще Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему,
совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что пение первоначально и
существенно подобно разговору.
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной дея-
тельности детей дошкольного возраста.
Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем лю-
бой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает
условия для их эмоционального музыкального общения. Дети любят петь.
Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного
восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, пере-
живания.
Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воз-
действует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации
игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них
представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня –
одно из средств воспитания ребенка.
Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой ра-
достью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни класси-
ков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир
новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отно-
шение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Песни глубоко воспри-
нимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и
музыки.
Пение развивает у детей музыкально-слуховые представления, музыкальный
слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор.
Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их об-
щим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения,
чувство коллективизма.
В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой
эмоционального воздействия на детей. Прежде всего – это живое, непосред-
ственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации челове-
ческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают
внимание самых маленьких слушателей. В пении, как и других видах испол-
нительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке, фор-
мировать музыкально-слуховые представления.
Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на пе-
сенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку, засыпа-
ют, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни. Пение играет важную
роль в музыкальном и личностном развитии. Певческий голос сравнивают с
музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых
лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно
переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме
того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и
навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как
знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое
время.
По мере развития ребенка – формирования у него мышления, накопле-
ния новых представлений и развития речи – усложняются его эмоциональные
переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помо-
гает ребенку осмыслить это содержание. Пение тесно взаимосвязано с общим
развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Дети, воспри-
нимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и
сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на
детей, но и дает им возможность выразить свои чувства. В пении развивают-
ся эстетические и нравственные представления, активизируются умственные
способности, заметно, положительно влияние на физическое развитие детей.
Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной
стороны, в песнях передано определенное содержание, отношение к нему; с
другой – пение рождает способность переживать настроение, душевное со-
стояние другого человека, которые отражены в песнях. Формирование музы-
кальных способностей неразрывно связано с умственными процессами.
В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей си-
лой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего – это живое, непо-
средственное общение исполнителя с детьми.
Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые со-
ответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слуша-
телей. В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно
проявить свое отношение к музыке. Не осознавая еще до конца содержания
текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают
под веселую музыку, засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной пес-
ни.
Совместное пение развивает чувство коллективизма. Эту особенность
пения замечательно подметил К. Д. Ушинский: «В песне, - пишет он, - а осо-
бенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее че-
ловека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к
дружному делу. Вот почему наши крестьяне поют хоровую песню при всякой
работе, требующей соединения сил; вот почему и в школу следует ввести
песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и
несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в
школе, где общими усилиями должно побеждать трудность учения. В песне
есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…».
Наряду с общими задачами, которые стоят перед педагогом в целом
(углубление представлений детей о действительности, воспитание их чувств,
развитие музыкального восприятия), педагог в процессе обучения пению
должен осуществлять следующие задачи:
- обучать детей певческим умениям;
- выучить песни, указанные в программе;
- развивать детский голос.
Перед музыкальным руководителем учреждения стоит ответственная
задача – научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки.
С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный ре-
пертуар, который будет использован в работе с детьми, - и для слушания, и
для разучивания. Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет
народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспита-
тельной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким со-
держанием и совершенной формой.
В определенной степени песня влияет и на физическое развитие детей.
Пение увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, поднимается
эмоциональный тонус и улучшается работоспособность организма.
Разнообразные по характеру и сложности песни обогащают музыкаль-
ный опыт ребенка, содействуют воспитанию эмоциональной отзывчивости
на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.
Как отмечает Н.А. Ветлугина, исполнение песни, воздействуя на
слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои
чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие,
понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми.
Выразительные
интонации
человеческого
голоса,
сопровождаемые
соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в
раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее
содержания.
По
мере
развития
мышления,
речи,
накопления
новых
представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес как
к самой песне, так и к ее воспроизведению .
Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного
пения. Это отметил К. Д. Ушинский. По его мнению, в песне, а особенно
хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека,
но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному
делу... вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных
чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно
чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями
должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто
воспитывающее душу и в особенности чувство
Песня,
по
мнению
М.Ю.
Картушиной,
яркая,
образная
форма
углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение
песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному,
доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем
информация. С большим подъемом исполняются песни о Родине, о
счастливом детстве. Процесс обучения пению требует от ребенка большой
активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с
пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано,
сопоставлять
различный
характер
музыкальных
фраз,
предложений,
оценивать качество исполнения .
Большое значение в развитии эмоциональной отзывчивости в процессе
вокально-хоровой
деятельности
играет
постоянное
использование
музыкально-дидактических игр. В доступной игровой форме музыкально-
дидактические игры помогают разобраться в соотношении звуков по высоте,
развивают чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают к
самостоятельной музыкальной деятельности. Музыкально-дидактические
игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.
Кроме того, правильный подбор репертуара – важнейшая задача,
решать которую необходимо, руководствуясь следующими правилами:
- художественная ценность произведения;
- доступность для понимания детей;
- соответствие возрастному диапазону;
- песни должны представлять интерес для детей;
- песни должны способствовать вокальному росту ребенка.
Процесс работы над песней проходит в течение 5–6, 7-8 занятий и
состоит из нескольких этапов:
- разучивание песни;
- закрепление текста;
- работа над качеством исполнения;
- закрепление песни;
- концертное исполнение.
Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо поддерживать
еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприя-
тие и представление, будят фантазию и воображение.