Напоминание

"Роль пения в жизни ребенка"


Автор: Кулакова Ольга Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУДО "ЦДТ"
Населённый пункт: ЕАО, г. Биробиджан
Наименование материала: статья
Тема: "Роль пения в жизни ребенка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль пения в жизни ребенка.

Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль

пения в жизни человека. Еще Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему,

совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что пение первоначально и

существенно подобно разговору.

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной дея-

тельности детей дошкольного возраста.

Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем лю-

бой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает

условия для их эмоционального музыкального общения. Дети любят петь.

Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного

восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, пере-

живания.

Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воз-

действует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации

игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них

представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня –

одно из средств воспитания ребенка.

Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой ра-

достью, вызывают положительные эмоции. Народные песни, песни класси-

ков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир

новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отно-

шение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Песни глубоко воспри-

нимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и

музыки.

Пение развивает у детей музыкально-слуховые представления, музыкальный

слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор.

Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их об-

щим настроением, педагог воспитывает у ребят дружеские взаимоотношения,

чувство коллективизма.

В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой

эмоционального воздействия на детей. Прежде всего – это живое, непосред-

ственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации челове-

ческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают

внимание самых маленьких слушателей. В пении, как и других видах испол-

нительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке, фор-

мировать музыкально-слуховые представления.

Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на пе-

сенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку, засыпа-

ют, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни. Пение играет важную

роль в музыкальном и личностном развитии. Певческий голос сравнивают с

музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых

лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно

переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме

того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и

навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как

знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое

время.

По мере развития ребенка – формирования у него мышления, накопле-

ния новых представлений и развития речи – усложняются его эмоциональные

переживания, и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помо-

гает ребенку осмыслить это содержание. Пение тесно взаимосвязано с общим

развитием ребенка и формированием его личностных качеств. Дети, воспри-

нимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и

сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на

детей, но и дает им возможность выразить свои чувства. В пении развивают-

ся эстетические и нравственные представления, активизируются умственные

способности, заметно, положительно влияние на физическое развитие детей.

Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной

стороны, в песнях передано определенное содержание, отношение к нему; с

другой – пение рождает способность переживать настроение, душевное со-

стояние другого человека, которые отражены в песнях. Формирование музы-

кальных способностей неразрывно связано с умственными процессами.

В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей си-

лой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего – это живое, непо-

средственное общение исполнителя с детьми.

Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые со-

ответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слуша-

телей. В пении, как и других видах исполнительства, ребенок может активно

проявить свое отношение к музыке. Не осознавая еще до конца содержания

текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают

под веселую музыку, засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной пес-

ни.

Совместное пение развивает чувство коллективизма. Эту особенность

пения замечательно подметил К. Д. Ушинский: «В песне, - пишет он, - а осо-

бенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее че-

ловека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к

дружному делу. Вот почему наши крестьяне поют хоровую песню при всякой

работе, требующей соединения сил; вот почему и в школу следует ввести

песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и

несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в

школе, где общими усилиями должно побеждать трудность учения. В песне

есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство…».

Наряду с общими задачами, которые стоят перед педагогом в целом

(углубление представлений детей о действительности, воспитание их чувств,

развитие музыкального восприятия), педагог в процессе обучения пению

должен осуществлять следующие задачи:

- обучать детей певческим умениям;

- выучить песни, указанные в программе;

- развивать детский голос.

Перед музыкальным руководителем учреждения стоит ответственная

задача – научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки.

С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный ре-

пертуар, который будет использован в работе с детьми, - и для слушания, и

для разучивания. Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет

народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспита-

тельной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким со-

держанием и совершенной формой.

В определенной степени песня влияет и на физическое развитие детей.

Пение увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, поднимается

эмоциональный тонус и улучшается работоспособность организма.

Разнообразные по характеру и сложности песни обогащают музыкаль-

ный опыт ребенка, содействуют воспитанию эмоциональной отзывчивости

на музыку, развитию слуховых представлений, чувства ритма.

Как отмечает Н.А. Ветлугина, исполнение песни, воздействуя на

слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои

чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие,

понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми.

Выразительные

интонации

человеческого

голоса,

сопровождаемые

соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в

раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее

содержания.

По

мере

развития

мышления,

речи,

накопления

новых

представлений усложняются и переживания ребенка, возрастает интерес как

к самой песне, так и к ее воспроизведению .

Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного

пения. Это отметил К. Д. Ушинский. По его мнению, в песне, а особенно

хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека,

но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному

делу... вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных

чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно

чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями

должно побеждать трудности учения. В песне есть, кроме того, нечто

воспитывающее душу и в особенности чувство

Песня,

по

мнению

М.Ю.

Картушиной,

яркая,

образная

форма

углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение

песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному,

доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем

информация. С большим подъемом исполняются песни о Родине, о

счастливом детстве. Процесс обучения пению требует от ребенка большой

активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать свое пение с

пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано,

сопоставлять

различный

характер

музыкальных

фраз,

предложений,

оценивать качество исполнения .

Большое значение в развитии эмоциональной отзывчивости в процессе

вокально-хоровой

деятельности

играет

постоянное

использование

музыкально-дидактических игр. В доступной игровой форме музыкально-

дидактические игры помогают разобраться в соотношении звуков по высоте,

развивают чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают к

самостоятельной музыкальной деятельности. Музыкально-дидактические

игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.

Кроме того, правильный подбор репертуара – важнейшая задача,

решать которую необходимо, руководствуясь следующими правилами:

- художественная ценность произведения;

- доступность для понимания детей;

- соответствие возрастному диапазону;

- песни должны представлять интерес для детей;

- песни должны способствовать вокальному росту ребенка.

Процесс работы над песней проходит в течение 5–6, 7-8 занятий и

состоит из нескольких этапов:

- разучивание песни;

- закрепление текста;

- работа над качеством исполнения;

- закрепление песни;

- концертное исполнение.

Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо поддерживать

еще незначительные творческие проявления, которые активизируют восприя-

тие и представление, будят фантазию и воображение.



В раздел образования