Напоминание

Социально-педагогическое сопровождение социализации обучающихся в условиях школы-интерната


Автор: Кокорина Лилия Николаевна
Должность: учитель надомного обучения
Учебное заведение: МКОУ "Бачатская оши"
Населённый пункт: Старобачаты
Наименование материала: Выступление с опытом работы
Тема: Социально-педагогическое сопровождение социализации обучающихся в условиях школы-интерната
Раздел: среднее образование





Назад




Социально-педагогическое сопровождение социализации

обучающихся в условиях школы-интерната

"Социальная полноценность есть конечная целевая точка воспитания, так как все

процессы сверхкомпенсации направлены на завоевание социальной позиции"

(Выготский Л. С.).

В основных направлениях государственной социальной политики, по улучшению положения

детей в Российской Федерации главной целью обозначено обеспечение социализации детей и

успешной интеграции в общество.

Социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является одной

из наиболее актуальных проблем.

Поэтому целью образовательной деятельности нашего учреждения является подготовка к

самостоятельной

жизни

через

создание

условий

для

целенаправленной

социализации

обучающихся .

Конечной целью обучения и воспитания является приобщение лиц данной категории

к

доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.

Одним из приоритетных направлений

данной деятельности

в школе-интернате является

социально-педагогическое сопровождение воспитанников. Оно направлено на создание условий

успешной социализации обучающихся

и подготовки его к организации самостоятельного

жизнеустройства. Социально-педагогическим сопровождением является комплексная помощь,

включающая социальные, психолого-педагогические и другие реабилитационные мероприятия,

реализуемые в процессе обучения и воспитания. Данные мероприятия и позволяют создать для

детей

специальные

социально-педагогические

условия,

обеспечивающие

нормальную

жизнедеятельность и социальную реабилитацию и адаптацию.

Организация модели социально-педагогического сопровождения строиться на основе интеграции

деятельности всех специалистов школы и осуществляется

через основные направления

медицинское, социальное, коррекционно-развивающее, педагогическое, последнее из которых

реализует задачи учебной и воспитательной деятельности.

Сопровождение проводится в три этапа. На первом этапе диагностическом, осуществляется

изучение

личности

обучающихся,

уточнение

социальных

и

психолого-педагогических

особенностей

каждого

ребенка

различными

специалистами

(педагогами,

психологом,

медицинскими работниками, логопедом и др.), изучение их семей и степени влияния микросреды.

Следующий,

и основной,

коррекционно-развивающий этап. Большой опыт социальной

адаптации обучающиеся нашей школы получают через учебную деятельность, в основе которой

лежит трудовое обучение и воспитательную деятельность на которой я хочу остановиться более

детально. Основными формами организации внеклассной работы в нашей школе являются

классные

часы

и

внеклассные

мероприятия

,

тематические

месячники,

общешкольные

мероприятия, конкурсы, концерты, КТД, спортивные соревнования, трудовая деятельность, ОПТ,

трудовые акции, субботники, волонтерское движение, шефская помощь пенсионерам и ветеранам

ВОВ, внеурочная деятельность.

Данные мероприятия решают задачи:

трудового воспитания;

профессиональной ориентации;

личностного развития;

обучения основам социализации и общения;

охраны здоровья и физического развития;

воспитания основ гражданского самосознания;

обучение основам жизнеобеспечения.

В школе – интернате учатся и живут воспитанники зачастую из неблагополучных семей, поэтому,

почти у всех обучающихся

отсутствует культура поведения, культура общения, культура

внешнего вида. Часть воспитанники не умеют взаимодействовать друг с другом, у них

отсутствуют навыки самоконтроля, саморегуляции.

Чтобы исправить пробелы в семейном воспитании

в рамках программ воспитания и

социализации с воспитанниками проводятся внеклассные мероприятия, беседы, с обсуждением

различные

ситуаций,

демонстрируются

видео

фильмы,

с

последующим

обсуждением,

организуются ролевые игры, где обучающимися обыгрывают модели поведения, учатся навыкам

безопасности в быту и на улице.

Важную роль для социализации играет трудовое воспитание. Организация ОПТ, трудовых акций,

субботников, по уборке территории школьного двора, пришкольного участка, сельской

территории, организация волонтерского движения, шефской помощи пенсионерам и ветеранам

ВОВ.

– вот основные формы работы через которые воспитанники получают необходимые

трудовые навыки и учатся добросовестному отношению к труду.

Социальное

неблагополучие,

низкий

культурный

уровень

семей,

наших

обучающихся,

накладывают свой отпечаток на воспитание, поэтому воспитанники слабо владеют правовой

грамотностью. С целью устранения данной проблемы в школе была разработана программа

«Школа правовых знаний» для старшеклассников. Частыми гостями таких заседаний являются

инспекторы ОПДН п. Старобачаты и Беловского муниципального района.

Представители правоохранительных органов на заседаниях знакомят детей с основами правовой

грамотности, давая определенные знания в области законов, прав и обязанностей,

что в

дальнейшем, основной части наших воспитанников, помогает успешно социализироваться в

обществе.

Одной из наиболее эффективных форм организации деятельности способствующей социализации

воспитанников, являются общешкольные мероприятия, КТД. Здесь проявляются и раскрываются

их творческие способности. Выступление в сценках, мюзиклах, сказках, желание перевоплощаться

в разных героев вызывает желание быть артистом, помогает стать дисциплинированным,

ответственным. В процессе деятельности воспитанники обогащают свои знания о народных

традициях, знаменательных датах, родном крае, стране, развивают коммуникативные навыки.

Реализуя цель - достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального

опыта, в процессе внеурочной деятельности (определенная ФГОС), для младших школьников

осуществляется

работа по реализации программ «Добрые дела моего класса», «Уроки

нравственности», «Олимпиец», «Декоративное творчество». Здесь создаются условия для развития

индивидуальных

способностей

каждого,

их

самоопределения,

самоутверждения

в

социокультурном пространстве, тем самым способствуя позитивной социализации. В процессе

деятельности на занятиях воспитанники получают необходимые для их развития знания и умения,

а самое главное обучающиеся становятся готовыми делать добро для окружающих и школы,

ухаживая за растениями, классом, готовя подарки сувениры.

Оптимально решает задачи социализации, внеурочная деятельность для старшеклассников. В

театральной студии создаются все необходимые условия для развития творческих способностей

воспитанников и мотивации к творческой деятельности. Старшеклассники, принимая участие в

кукольном спектакле, показывают порой удивительные способности. Обучающиеся которые на

уроках стесняются отвечать, молчат, за ширмой театра не просто говорят текст, но и меняют

голос, озвучивая героя, при этом обогащая словарный запас, развивая навыки разговорной речи,

учатся работать в коллективе.

Наши воспитанники очень любят петь и танцевать. Кружок «Веселые нотки» помогает развить

вокальные данные, музыкальные способности, выражать свои эмоции в песнях.

Основной

деятельностью объединения является ежемесячная подготовка к общешкольным мероприятиям,

КТД, праздникам, конкурсам, фестивалям различного уровня. «Кружок современного танца»

имеет своей целью подготовку к общешкольным мероприятиям, а также воспитывает терпение,

упорство, умение работать в коллективе. Сколько радости, удовольствия можно увидеть, когда на

их концерты приходят родители, которые порой и не подозревают, что могут их дети. В ТО

«Радуга», «Изостудия», где воспитанники занимаются изобразительной деятельностью и

декоративным творчеством,

создаются все необходимые условия для творческого развития

обучающихся .Воспитанники,

посещающие занятия занимаются

с большим желанием и

интересом.

Каждая

работа

имеет

практическое

применение,

картинами

обучающихся

оформляются

коридоры

школы,

изготавливаются

поделки

для

подарков

к

праздникам.

Обучающиеся постоянно являются участниками и победителями конкурсов, выставок различного

уровня.

С большим желанием занимаются воспитанники школы в спортивной секции. На протяжении

нескольких лет являются участниками и победителями

региональных соревнований по

легкоатлетическому кроссу, баскетболу, легкоатлетическому четырехборью., что способствует

устойчивому интересу к занятиям спортом, сохранению и укреплению здоровья.

В ТО «Выпиливание лобзиком» мальчики получают навыки необходимые для дальнейшей

профессиональной

деятельности,

благодаря

занятиям

у

обучающихся

воспитываются

ответственность, трудолюбие, исполнительность, умение доводить начатое дело до конца.

Заключительным, аналитическим этапом

сопровождения, является

анализ деятельности

педагогического коллектива по данному направлению, определение положительных моментов и

не решенных проблем всего процесса и каждого направления деятельности. В данном случае,

положительным результатом организации внеклассной работы

является активное участие

воспитанников школы-интерната в конкурсах, выставках, фестивалях, концертах, спортивных

соревнованиях различного уровня. В 2017-2018 учебном году учащиеся приняли участие в 15

различных конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях в результате чего было получено

208 грамот и дипломов. Международного уровня - 57, Федерального уровня -10, регионального

уровня-17, муниципального уровня

-47, школьного уровня -15. Положительная динамика

результатов мониторинга профилактической работы с воспитанниками , уменьшение числа

воспитанников стоящихся на различных видах учета, за последние три года.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях школы-

интерната, позволяет оптимизировать процесс развития и социальной адаптации обучающихся , а

также оказывает существенную поддержку родителям в поисках оптимальных методов

воспитания детей с ограниченными возможностями, дает возможность предотвратить, во многих

случаях, неправильные модели поведения воспитанников и обеспечить благоприятные условия

для их социализации и адаптации.

Особое место в социально – педагогическом сопровождении школы-интерната отводится

психологической и социальной службе . Слово предоставляется коллегам

Материал подготовила Кокорина Л.Н.



В раздел образования