Автор: Анисимова Надежда Васильевна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ «СШОР «ФСО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ"» Г.КАЗАНИ/СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА "АТЛЕТИКА»
Населённый пункт: г. Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тренировочные занятия по легкой атлетике на этапе начальной подготовки
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА «ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ"» Г.КАЗАНИ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА "АТЛЕТИКА»
***************************************************************************************
***************
420111РТ, г. Казань, ул.Ташаяк, 2а,
/факс (843)292-07-87 e-mail: la-dush-kzn@mail.
методическая разработка
тренировочные занятия по легкой атлетике
на этапе начальной подготовки
Выполнила: инструктор-методист
Анисимова Н.В.
Г.Казань
Введение
Учебно-методическая
разработка
содержит
обоснованные
рекомендации
по
построению, содержанию и организации тренировочного процесса по легкой атлетике на
этапе начальной подготовки,
учебные занятия, являясь основной формой обучения,
имеют ряд особенностей, отличающих их от всех других форм физической культуры:
1) содержание учебных занятий строится на основе разработанной программы
обучения (тематического плана) и включает в себя разучивание и совершенствование
отдельных упражнений, приемов и действий; изучение основных способов и методов
проведения
тренировки
по
развитию
физических
качеств;
формирование
и
совершенствование методических знаний, умений и навыков;
2) учебные занятия проводятся в сетке расписания и не могут быть отменены;
3) учебные занятия проводят лица, прошедшие предварительную подготовку по
данному разделу, как правило, это преподаватели, имеющие специальное образование;
4) в процессе учебных занятий не только формируются и совершенствуются навыки,
но и развиваются физические, морально-волевые и психологические качества.
При организации и проведении учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике
необходимо учитывать следующее:
-
выполнение
легкоатлетических
упражнений
в
своей
основе
предполагает
достижение предельных и максимальных нагрузок; большинство упражнений требует
максимальной
амплитуды
движений
в
минимальный
промежуток
времени,
что
обусловливает обязательное проведение тщательной разминки;
- занятия проводятся, как правило, на открытом воздухе, в любых погодных и
климатических условиях;
- подготовка мест для занятий не требует больших затрат, при этом могут
использоваться
самые
разнообразные
подручные
средства,
особенности
рельефа
местности, естественные и искусственные препятствия;
- при хорошей организации занятий легкоатлетическими упражнениями может
заниматься одновременно большое количество обучаемых;
- специфика проведения занятий на открытом воздухе, насыщенность достаточно
сложными упражнениями и высокая физическая нагрузка при часто встречающейся
неоднородности в уровне физической подготовленности обучаемых предполагают
широкое использование индивидуального подхода в обучении, внесение определенных
изменений по ходу занятий (время разминки, нагрузка упражнений и др.) и тщательный
контроль за состоянием занимающихся;
- учебные занятия по легкой атлетике всегда решают определенные образовательные
и воспитательные задачи.
Поэтому проведение каждого занятия требует тщательной подготовки, как и тренера,
так и его помощников.
Подготовка к проведению занятий
Подготовка
тренера
к
проведению
учебных
занятий
складывается
из
его
самостоятельной работы, подготовки плана занятия, проведения инструктажей своих
помощников,
проверки
готовности
мест
занятий
и
наличия
соответствующего
оборудования и инвентаря.
В
процессе самостоятельной
работ
тренер
изучает
теоретические
основы
физической
культуры
и
руководящие
документы,
организационно-методические
указания по обучению упражнениям легкой атлетики. Практически осваивает, если это
необходимо, подготовительные и специальные упражнения, уточняет методику обучения
и возможности использования для этого схем, кинограмм, диапозитивов, других
наглядных пособий.
Составление плана занятия. Важным моментом при непосредственной подготовке
к проведению занятия является составление плана. При этом следует, прежде всего,
уяснить задачи и содержание предстоящего занятия, продумать его ход, организацию,
произвести расчет времени на обучение бегу, прыжкам и метаниям, уточнить порядок
смены мест занятий группами, подготовить методические указания по изучению тех или
иных упражнений и материальное обеспечение занятия.
Примерная схема занятия по легкой атлетике
Утверждаю
" " __________ 20__г.
ПЛАН
учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике
Тема:_____________________________________________________________________
Занятие № ________
Задачи: _________________________________________________________________
Группа: _______________________________
Время: ________________________________
Место: _______________________________
Форма одежды: ________________________
Материальное
обеспечение:_______________________________________________________
Учебно-методические
пособия:____________________________________________________
Содержание
занятия
Время,
мин.
Организационно-методические
указания
Подготовительная часть занятия (15 мин.)
………
Основная часть занятия (65 мин.)
. . . . . .
Заключительная часть занятия (10 мин.)
. . . . . .
Руководитель ____________________" " ____________ 20__г.
Каждый план учебного занятия содержит следующие структурные элементы:
1. Основные установочные положения предстоящего занятия, которые включают в
себя название изучаемой темы, номер занятия, задачи занятия (не более четырех), а
также место проведения занятия, время, отводимое для проведения занятия, форма
одежды для занимающихся, материальное обеспечение занятия, перечень используемых
методических пособий (литературы). Среди задач занятия, как правило, выделяют
следующие:
- формирование и совершенствование двигательного навыка (техники упражнения);
- развитие физических качеств;
- формирование методических навыков;
- воспитательная задача.
2. Графу "содержание", включающую в себя последовательный перечень упражнений
(приемов и действий), используемых на занятии.
3. Графу "время", в которой указывается количество минут, запланированное для
проведения упражнения (приема, действия) или группы упражнений, объединенных в
отдельный блок. При этом величина временных отрезков должна, с одной стороны,
достаточно полно отражать объективную потребность проведения упражнения (группы
упражнений), с другой, – помогать тренеру контролировать ход проведения занятия. В
этом случае в подготовительной части занятия, например, нецелесообразно указывать
время для выполнения отдельных упражнений ("наклоны туловища вперед", "махи
ногами" и т.п.). Правильно будет поставить количество минут, отводимых для
выполнения группы упражнений (упражнения для мышц рук, туловища, ног), учитывая
при этом, что каждое упражнение, выполняемое на месте, в зависимости от сложности
требует примерно 30–45 с.
4. Графу "организационно-методические указания", включающую предписания по
организации занятия (построение и расположение обучаемых на учебном месте, место
расположения преподавателя, перестроения и способы их выполнения), методические
указания (количество повторений, исходное положение, объем и интенсивность
выполняемого упражнения, основные элементы, на которые необходимо обратить особое
внимание, возможные ошибки и способы их устранения, особые указания для
помощников руководителя занятия и др.).
План подписывает руководитель занятия и утверждает непосредственный начальник
руководителя занятия. Рядом с подписями обязательно проставляется дата.
Инструктаж помощников занятия преподаватель проводит непосредственно на
месте предстоящего занятия по составленному плану. В процессе инструктажа
необходимо объяснить содержание, организацию и ход занятия, последовательность и
методику изучения приемов и действий или порядок проведения тренировки, проверить
умение своих помощников правильно показать отдельные упражнения и приемы, знание
команд
при
обучении и мер
по
предупреждению
травматизма.
Одновременно
целесообразно объяснить помощникам, какое воздействие оказывают на организм
человека разучиваемые упражнения. В заключение следует проверить оборудование и
инвентарь и дать указание на устранение обнаруженных недостатков.
Учебно-тренировочные занятия по легкой атлетике
В каждом учебном занятии по легкой атлетике можно выделить три части (три
структурных элемента): подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть занятия
Задачами подготовительной части (10–25 мин.) являются:
1) организация занимающихся;
2) подготовка организма обучаемых к работе в основной части занятия.
Основные средства для решения первой задачи: построение, проверка по списку,
краткое объяснение содержания и задач занятия, проверка домашнего задания,
упражнения на внимание.
Построение
и
проверка
придают
определенную
направленность
занятию,
дисциплинируют занимающихся, а объяснение содержания и упражнения на внимание
повышают их сознательность и активность. Все это способствует созданию у
занимающихся устойчивой заинтересованности к выполнению упражнений, подаваемым
сигналам, распоряжениям и командам. Проверка домашнего задания является важным
элементом не только для уяснения готовности обучаемых к занятию, но и как логическое
звено, позволяющее наглядно соединить все занятия данного раздела в единую
взаимосвязанную цепочку.
Основные средства для решения второй задачи:
Ввиду достаточной объемности и важности второй задачи, целесообразно разделить
ее решение на три последовательных этапа:
1) "разогревание" организма обучаемых;
2) развитие гибкости (подвижности суставов, повышение эластичности мышц и
связок);
3) подготовка опорно-двигательного аппарата к нагрузкам основной части занятия.
"разогревание" организма обучаемых. «Разогревание» организма – это процесс
перестроения всех систем организма для выполнения длительной и напряженной
физической работы в основной части занятия. В первую очередь, это относится к
сердечно-сосудистой и дыхательной системам, обеспечивающим доставку к работающим
органам кислорода и питательных веществ. под влиянием разминки в десятки раз
увеличивается количество и суммарный просвет капилляров, дополнительно в систему
кровоснабжения мышц поступает резервная депонированная кровь, изменяется ее состав.
Существенные изменения происходят в системах пищеварения, выделения. В два раза
уменьшается количество притекающей крови к органам пищеварения, значительно
увеличивается объем крови, циркулирующей в кожных покровах, обеспечивающей за
счет
теплообмена
стабильность
температуры
тела,
активизируется
система
нейрогуморальной регуляции и т.д.
Для полной перестройки всех систем организма здорового человека в нормальных
условиях требуется до 15 мин. непрерывной циклической работы. На учебном занятии,
проводимом со школьниками (студентами), как правило, бывает достаточно 6–8 мин.
беговой нагрузки. Этот отрезок времени – величина относительно условная и во многом
определяется рядом факторов, среди которых можно выделить следующие:
- температура воздуха (оптимальная температура – 18–20°C, чем ниже температура,
тем больше времени потребуется для "разогревания" обучаемых, и наоборот);
- содержание основной части занятия (чем больше доля сложных упражнений
скоростно-силового характера, тем продолжительнее разогревание);
- состояние обучаемых на момент начала занятия (после работы в аудитории или
после практического занятия, связанного с физической нагрузкой);
-
уровень
подготовленности
обучаемых
(для
обучаемых
с
низким
уровнем
физической подготовленности бывает достаточно 5–6 мин. бега).
Основным средством "разогревания" являются ходьба и бег. Кроме этого, можно
использовать любые другие циклические упражнения (велосипед, гимнастические
упражнения, бег на месте и т.п.), массаж, и т.п. однако только ходьба и бег на
сегодняшний день являются самыми доступными и эффективными средствами для
разминки практически для всех категорий спортсменов. Они не требуют никаких
дополнительных
затрат
и
приспособлений,
позволяют
точно
дозировать
и
контролировать величину нагрузки, оперативно вносить при необходимости изменения.
Главным критерием достижения поставленной задачи "разогревания" является легкое
потоотделение, румянец на лице, глубокое размеренное дыхание. Для достижения
данного состояния требуется не только соблюдение временных параметров ходьбы и
бега, но и соблюдение требований к скорости бега. Оптимальная скорость бега – 400 м
(один круг на стандартном стадионе) за 2 мин. – 2 мин. 15 с. С такой скоростью
подготовленным
спортсменам
необходимо
преодолеть
1500–1600
м,
менее
подготовленным – 1000–1200 м.
Перед началом бега необходима ходьба на дистанцию 15–30 м, что позволит
обеспечить плавное повышение нагрузки. По окончании разминочного бега частота
пульса у обучаемых должна быть на уровне 130–140 уд./мин.
Развитие гибкости (подвижности суставов, эластичности мышц, связок). Ввиду
того, что основная масса упражнений легкой атлетики требует выполнения движений по
максимальной
амплитуде,
развитие
гибкости
является
важным
моментом,
обеспечивающим
правильную
технику
выполнения
упражнений.
Ограничение
подвижности суставов зачастую приводит к резкому ухудшению эффективности
двигательного действия, способствует чрезмерному закрепощению, нерациональному
использованию двигательного потенциала. Выполнение движений на предельной
амплитуде в значительной степени повышает вероятность возникновения травм связок и
мышц.
Вышесказанное определяет одну из особенностей построения разминки на занятиях
по легкой атлетике, которая проявляется в обязательном выполнении упражнений на
гибкость. В основу подбора упражнений для развития гибкости закладываются
следующие принципы:
- упражнения должны последовательно воздействовать на опорно-двигательный
аппарат обучаемых "сверху вниз" (руки, туловище, ноги);
- повышение нагрузки постепенное – от минимальной до предельной;
- чем крупнее группы мышц, на которые направлено действие упражнения, тем
больше затрачивается времени – в среднем для одного упражнения, выполняемого на
месте, требуется 30–45 с;
- подбор упражнений на гибкость должен соответствовать уровню подготовленности
обучаемых, их форме одежды;
- после выполнения сложных, нагрузочных упражнений необходимо провести
упражнения на расслабление мышц (встряхивание, махи, ходьба на месте и т.п.).
Основным средством развития гибкости (подвижности суставов, эластичности мышц,
связок)
являются
упражнения
на
месте.
Для
учебно-тренировочного
занятия
рекомендуется использовать набор из 10 упражнений (рис. 41), позволяющих наиболее
полно (насколько это возможно в рамках учебного занятия) обеспечить подготовку
обучаемых:
- два упражнения для рук и плечевого пояса;
- три упражнения для мышц туловища;
- пять упражнений для мышц ног.
Правильное выполнение упражнений на месте обуславливается соблюдением
следующих требований:
1) кинематическая
структура исходного
положения
должна
обеспечить
максимальное растяжение тех мышечных групп, на которые направлено данное
упражнение;
2) динамическая структура выполняемого упражнения должна характеризоваться
постепенным
увеличением
нагрузки
на
выбранную
группу
мышц
вплоть
до
максимальной;
3) ритмическая структура выполняемого упражнения должна обеспечить наиболее
эффективный ритм выполнения движений (чем шире амплитуда и сильнее воздействие,
тем реже ритм).
Последовательность выполнения упражнений подготовительной
части учебно-тренировочного занятия для развития гибкости
На выполнение упражнений для развития гибкости в учебно-тренировочном занятии
планируется до 8 мин. По окончании выполнения названных упражнений приступают к
проведению завершающей части разминки – выполнению специальных прыжково-
беговых упражнений.
Подготовка
опорно-двигательного
аппарата
к
нагрузкам
основной
части
занятия. Хорошее разогревание организма, выполнение упражнений на гибкость
создают необходимые предпосылки для выполнения упражнений, направленных на
подготовку опорно-двигательного аппарата обучаемых к нагрузкам в основной части
занятия. Как уже отмечалось выше, для упражнений легкой атлетики характерен жесткий
скоростно-силовой режим. Даже бег на длинные дистанции, кроссовый бег обязательно
предполагают выполнение на отдельных участках дистанции движений с повышенной
скоростью и с резким изменением усилий. Это происходит в случаях, когда нужно
перепрыгнуть лужу, резко изменить направление бега на повороте или при обгоне
другого бегуна, при изменении характера работы отдельных групп мышц опорной ноги,
а также при беге по неровной поверхности и т.п.
Как
показывает
практика,
выполнение
подобных
действий
без
специальной
подготовки зачастую заканчивается травмами. Основная причина возникновения травм –
неподготовленность отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата к возникающим
нагрузкам (перегрузкам).
Исследования показали, что даже в обычном беге со средней скоростью ударная
нагрузка в момент постановки стопы достигает 160 кг, а максимальная нагрузка на ногу в
момент отталкивания в тройном прыжке – свыше 900 кгс. Большие напряжения
наблюдаются при выполнении прыжков, метаний, действий при преодолении внезапно
возникающих препятствий на дистанции кросса, в других упражнениях, особенно когда
они выполняются в условиях естественного рельефа местности, т.е. на неровной
поверхности. В этих случаях перегрузки на отдельные группы связок и мышц могут
достигать критических величин. При отсутствии должной специальной подготовки
данные ситуации зачастую приводят к травмам.
Основным средством подготовки опорно-двигательного аппарата обучаемых к
нагрузкам
в
основной
части
занятия
являются
специальные
прыжково-беговые
упражнения. В зависимости от содержания основной части занятия в качестве
специальных
упражнений
могут
использоваться
любые
прыжковые
и
беговые
упражнения.
критерием
отбора
должно
быть
соответствие
главных
параметров
выполняемых специальных упражнений (кинематической, динамической и ритмической
структур) основному упражнению, к выполнению которого приступают в начале
основной части занятия. Если после разминки приступают к изучению прыжков,
большее внимание уделяется прыжковым упражнениям. Если готовятся к бегу – беговым
упражнениям и т.д. Вместе с тем подбор упражнений должен обеспечить постепенное
повышение нагрузки от минимальной до максимальной (соревновательной). Например,
для подготовки к выполнению упражнений по бегу на короткие дистанции и прыжкам в
длину
можно
рекомендовать
следующие
упражнения:
1) бег с высоким подниманием бедра; 2) многоскоки – «с ноги на ногу»; 3) «ускорение».
В зависимости от уровня подготовленности обучаемых прыжковые упражнения
рекомендуется выполнять на отрезках 25–60 м, ускорения – 30–80 м. Количество
повторений – 2–3 раза.
Кроме
названной
выше
задачи
выполнение
специальных
прыжково-беговых
упражнений обеспечивает:
а) совершенствование элементов техники основных упражнений;
б) развитие специальных физических качеств.
В ряде случаев, когда время для проведения разминки ограничено, количество
специальных упражнений сокращается, однако в любом случае завершается выполнение
разминки упражнением на «ускорение».
Предварительная
разминка
не
только
повышает
дееспособность
организма
занимающихся, но и является важнейшей мерой предупреждения травматизма на
занятиях по легкой атлетике.
Ниже приведен примерный вариант подготовительной части в плане учебно-
тренировочного занятия (50 мин.) с группой (табл. 1).
Таблица 1
Вариант подготовительной части учебно-тренировочного занятия с учебной группой
Содержание
Время,
мин
Организационно-методические указания
1
2
3
Подготовительная часть занятия (15 мин.)
Организация обучаемых
Прием учебной группы
3
Группа
в
двухшереножном
строю;
проверить наличие личного состава, форму
одежды и внешний вид обучаемых
сообщение
темы,
задач
занятия
обратить внимание на значимость данного
занятия для изучения последующего материала
проверка
домашнего
задания
Провести краткий опрос:
а) какие упражнения используются для
проверки уровня развития быстроты;
б) какие нормативы в беге на 1000 м
упражнение на внимание:
(повороты на месте)
добиться четкости выполнения команды,
слаженности действия подразделения
Общая разминка
5
перестроить группу в колонну по три
ходьба, бег 1000 м
выполнить 15–20 м ходьбы и ускоренной
ходьбы, после чего перейти на бег. Бежать
каждый
круг
(400 м) за 2 мин. Бежать в ногу. обратить
внимание на постановку стопы на грунт (по
прямой, носки не разворачивать)
упражнения на месте:
5
Интервал и дистанция 2 шага
"рывки руками"
И.П.
–
руки
прямые,
правая
вверху.
выполнять
на
2 счета, энергичная смена положения рук
"повороты туловища"
Интервал, дистанция 3 шага, проверить
равнение
И.П. – ноги на ширине плеч, руки в стороны,
пальцы
в
кулак.
добиваться
энергичных
поворотов всем корпусом
"наклоны в сторону"
И.П. – ноги на ширине плеч, левая рука на
поясе, правая вверху, пальцы в кулак. активная
работа
руки,
расположенной
вверху.
Выполнять на 4 счета
"наклоны вперед"
И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Три наклона вперед, на счет 4 – прогиб назад,
ноги не гнуть
"полушпагат"
И.П. – выпад левой ногой вперед, руки на
колено. на 3 счета упругие покачивания вниз,
на счет 4 – поворот кругом; туловище держать
прямо
"выпады в сторону"
И.П. – сед на правую (на всей ступне), левая
в сторону прямая. на 3 счета – упругие наклоны
вниз, на счет 4 – смена положения ног; во время
смены положения, вверх не подниматься
"махи ногами"
И.П. – ноги на ширине плеч, руки вперед – в
стороны, пальцы вместе, ладони вниз. на 4
счета – энергичные махи к противоположной
руке, опорная нога не сгибается
"поперечный шпагат"
И.П. – ноги на ширине плеч, руки на пояс.
наклоны поочередно к левой ноге, посредине, к
правой ноге, на счет 4 прогнуться назад, ноги
поставить шире (чем шире постановка ног, тем
реже счет), ноги не сгибать
Специально-беговые
упражнения:
2
перестроить группу в колонну по три по
трем дорожкам
ускорения 3 х 50 м
выполнить первое ускорение – в 2/3 усилий;
второе – 3/4, третье – в полную силу, дистанция
–
5
шагов.
обратить
внимание
на
упругую
постановку
стопы,
минимальное
сгибание
опорной ноги
Методика проведения подготовительной части занятия
Подготовительная часть проводится в составе в составе учебной группы.
Перед началом занятия обучаемые выстраиваются в две шеренги, отдается рапорт, и
руководитель (преподаватель) кратко объясняет содержание занятия. Затем проверяется
наличие занимающихся, форма одежды и знание ими отдельных теоретических вопросов
из домашнего задания.
После выполнения двух-трех упражнений на внимание (наиболее простой вариант –
строевые упражнения на месте и в движении) проводится разминка, которая начинается
с ходьбы в колонне по одному или по два. Для этого необходимо повернуть группу
направо и подать команду на движение: «Группа, по дорожке шагом – МАРШ!».
В разминке применяется ходьба: обычная, ускоренная, спортивная (с постепенным
увели-чением темпа движения и переходом на медленный бег). Дистанция бега до 1600
м.
Место расположения преподавателя во время бега группы по дорожке стадиона –
слева сбоку от строя. Во время разминки бег по стадиону осуществляется всегда против
часовой стрелки. Первая дорожка не рабочая. При беге вне стадиона место расположения
преподавателя
определяется,
исходя
из
возможности
контролировать
состояние
обучаемых, технику бега, скорость передвижения всей учебной группы в целом.
Заканчивается бег медленной ходьбой, во время которой в целях повышения плотности
занятия целесообразно выполнить 1-2 упражнения для мышц рук. Переход с бега на шаг
осуществляется по команде "Шагом – МАРШ!", которая подается под правую ногу.
Показ упражнения производится при встречном движении руководителя и группы.
После показа руководитель называет исходное положение и подает команду для его
принятия. Например: «Руки в стороны, кисти сжаты в кулаки. Исходное положение –
ПРИНЯТЬ!». Проверив правильность принятия исходного положения, руководитель
подает команду: «Упражнение начи-НАЙ!». Окончание выполнения упражнения
производится
по
команде
«Упражнение
–
ЗАКОНЧИТЬ!».
После
выполнения
упражнения в движении группа перестраивается для выполнения упражнений на месте.
Для этого подается команда, например: «Группа, налево по три (четыре) – МАРШ!". По
этой команде первая тройка (четверка) занимающихся поворачивает налево и двигается
через середину площадки. Последующие тройки (четверки) поворачивают налево через
середину без дополнительной команды. Размыкание по фронту и в глубину проводится
по указанию преподавателя: «Интервал и дистанция столько-то шагов».
Для проведения упражнений руководитель выбирает место перед строем так, чтобы
его видели все занимающиеся, и чтобы он сам мог наблюдать за ними. Если занятие
проводиться на открытом воздухе в солнечную погоду, обратить внимание на то, чтобы
солнце не мешало обучаемым видеть руководителя занятия.
Перед выполнением упражнения необходимо точно указывать исходное положение,
порядок выполнения упражнения и подавать команды на выполнение и окончание его,
например: «ноги на ширине плеч, руки на пояс. Исходное положение прыжком –
ПРИНЯТЬ!. Упражнение начи- НАЙ!». Если дается счет, то для окончания выполнения
упражнения вместо последнего счета подается команда «СТОЙ!», по которой
занимающиеся
принимают
строевую
стойку.
Если
нет
необходимости
держать
обучаемых в положении строевой стойки, руководитель подает команду "ВОЛЬНО!" и
приступает к объяснению следующего упражнения. При выполнении упражнений на
месте без подсчета для окончания каждого из них подается команда: «Упражнение –
ЗАКОНЧИТЬ!».
Характер, количество упражнений и их повтор (дозировка) зависят от ряда причин и
условий. Например, с новичками проводятся более простые упражнения с меньшей
дозировкой и большим временем на расслабление, сложность и количество которых от
занятия к занятию повышаются. В обычном учебном занятии больше 10–12 упражнений
давать не следует. Последовательность выполнения упражнений в этом случае, как и во
всех остальных, необходимо строго соблюдать.
После окончания выполнения упражнений на месте необходимо перестроить группу и
вывести занимающихся к месту выполнения специальных упражнений. Руководитель
подает команду: "К направляющему сомк-НИСЬ! В направлении учебного места № 2
шагом – МАРШ!". По прибытию на исходное положение обучаемые располагаются
вдоль беговых дорожек (если таковые имеются) по небольшим группам (колоннам), либо
строй размыкается на определенный интервал.
Новое упражнение, а также упражнение, вызывающее определенные сложности в
исполнении, руководитель занятия сначала показывает, затем объясняет особенности его
выполнения и обращает внимание на наиболее существенные его детали, после чего дает
команду на выполнение.
Показ упражнения осуществляется вдоль строя, чтобы все обучаемые могли хорошо
видеть преподавателя. Для этого необходимо повернуть группу лицом к тому месту, где
будет
показано
упражнение
(если
необходимо,
осуществляется
дополнительное
перестроение, для того чтобы все обучаемые смогли хорошо видеть показываемое
упражнение), назвать упражнение и показать его. Например: "Бег с высоким
подниманием бедра, Показываю!". После показа упражнения краткий разбор: "Во время
выполнения упражнения бедро поднимается вверх до горизонтали, на землю нога
ставиться прямая, упруго с передней части стопы. Продвижение вперед на каждом шаге
– не более одной ступни. Руки сильно согнуты в локтевых суставах, работают вдоль
туловища как при беге. Туловище, голова расположены прямо, смотреть вперед. Частота
движений околопредельная. Обращаю особое внимание на минимальную длину шага и
на подъем бедра до горизонтали".
После пояснений группа поворачивается в направлении движения при выполнении
упражнения, преподаватель занимает место сбоку от дорожки, вдоль которой оно будет
выполняться, и на 10–20 шагов впереди первой шеренги и подает команду начинать
упражнение.
Подаваемая
команда
состоит
из
двух
частей.
Первая
часть
–
предварительное распоряжение – включает в себя название упражнения, отмечается
место (ориентир), до которого оно выполняется, и направление, по которому необходимо
передвигаться после выполнения упражнения, а также способ передвижения, место
построения после выполнения упражнения и количество повторений. Например: "Бег с
высоким подниманием бедра выполнить до отдельно стоящего дерева (ближнего угла
здания), обратно возвращаться по асфальтовой дорожке медленным бегом в колонну по
одному на исходное положение, повторить упражнение три раза".
Исполнительная команда в зависимости от способа выполнения упражнения может
иметь три разновидности, в зависимости от варианта выполнения. Упражнение можно
выполнять строго по одному, в составе небольшой группы или потоком.
Первый и второй варианты используются в начальной стадии изучения упражнения,
когда необходимо проконтролировать правильность его выполнения каждым обучаемым
или группой обучаемых. После ознакомления и освоения техники выполнения
упражнения для повышения плотности занятия используется последний вариант
команды (поточный способ выполнения упражнения). во всех случаях разминка
заканчивается двумя-тремя ускорениями на дистанции 40–60 м. Так заканчивается
подготовительная часть занятия.
Учитывая, что на учебном занятии могут выполняться достаточно разнообразные по
характеру упражнения, к которым достаточно сложно подготовить обучаемых в
подготовительной части занятия, перед каждым новым упражнением основной части
занятия следует делать дополнительную специальную разминку. Например, упражнение
для разминки плечевого пояса перед метанием гранаты, несколько специальных
упражнений перед толканием ядра и т.п.
По окончании разминки преподаватель разбивает группу на небольшие отделения и
указывает, какое отделение, на каком месте и чем будет заниматься. Затем командует:
"Группа, к месту занятий шагом (бегом) – МАРШ!". Группа, прибыв к указанному месту
занятия, под руководством преподавателя приступает к основной части занятия
Основная часть занятия
Задачами основной части являются:
1) развитие физических качеств;
2) освоение и совершенствование двигательных и профессионально-прикладных
навыков;
3) формирование методических и теоретических знаний, умений, навыков;
4) воспитание обучаемых, развитие у них волевых качеств, уверенности в своих
силах, способности к коллективному взаимодействию.
В основную часть учебного занятия, как правило, должны включаться изучение
техники одного из видов бега (гладкого или с препятствиями), прыжков, метаний или
совершенствование в их выполнении. Количество видов, включаемых в занятие, а также
время, отводимое для них, зависят от продолжительности урока. При одночасовом
занятии (в школе) в основную часть могут быть включены бег на короткие дистанции,
прыжки в длину и бег на средние дистанции. При этом время распределяется следующим
образом: на подготовительную часть, проводимую в составе группы (класса), – 5мин.,
основную – 36 мин., заключительную – 4 мин.
Если в основную часть занятия включен бег на выносливость (средние или длинные
дистанции) и упражнения скоростно-силового характера, вначале разучиваются или
совершенствуются скоростно-силовые виды (спринт, прыжки и метания).
При достаточном количестве подготовленных мест занятий и инвентаря основную
часть можно проводить следующим образом: вначале две группы занимаются прыжками,
третья – метанием, затем производится смена мест занятий, а в конце основной части –
изучение техники или тренировка бега на длинные дистанции, которые проводятся в
составе целой группы (класса).
Включение в занятие трех легкоатлетических видов (бега, прыжков, метаний) и
чередование обучения и тренировки в беге на короткие, средние и длинные дистанции
обеспечивают гармоничное всестороннее развитие основных физических качеств
человека – силы, быстроты и выносливости. Вместе с тем необходимо помнить, что
большое внимание в ходе занятий должно быть уделено профессионально значимым
упражнениям, а также тем физическим качествам (двигательным навыкам), которые
наиболее слабо развиты у обучаемых.
При двухчасовом (90-минутном) занятии соответственно увеличивается время на
подготовительную (до 15–25 мин.), основную (до 58–70 мин.) и заключительную (до 5–7
мин.) части.
Методика проведения основной части занятия
Обучение технике бега на короткие, средние и длинные дистанции, эстафетного бега
и тренировка в этих видах проводятся, как правило, в составе группы. Обучение
техническим
видам
легкой
атлетики
и
тренировка
в
выполнении
упражнений
осуществляются
по
небольшим
группам
(отделениям),
которые
через
равные
промежутки времени меняются местами.
Обучение технике бега проводится на ровной площадке или на специальной беговой
дорожке. Для показа группа (отделение) выстраивается в одну (две) шеренги вдоль
беговой дорожки лицом к ней. При обучении бегу на короткие дистанции, после показа и
разъяснения изучаемого элемента руководитель занятия проводит забеги шеренгами по
3–5 человек, с интервалами между бегунами 1–2 шага и дистанциями между шеренгами
до 10 шагов (рис. 42).
Для начала движения руководитель, находясь спереди сбоку на расстоянии 15–20
шагов, подает предварительное распоряжение и команду на выполнение упражнения. по
его команде "ВПЕРЕД!" первая шеренга начинает выполнение упражнения, и в тот
момент, когда правофланговый первой шеренги достигает дистанции, указанной в
команде руководителя, правофланговый второй шеренги подает команду "Вперед!", и
вторая шеренга одновременно начинает выполнение упражнения. В момент достижения
правофланговым второй шеренги указанной дистанции команду "вперед!" подает
правофланговый третьей шеренги и
Расположение группы и руководителя при обучении
специальным беговым упражнениям
Поскольку
дистанция
для
выполнения
упражнения
определяется
от
места
расположения первой шеренги, то после того, как она ушла вперед, на ее место
становиться вторая шеренга, затем третья и т.д. Если не соблюдать это условие, может
получиться, что последняя шеренга будет выполнять упражнение на значительно
большем расстоянии, чем отмечено в распоряжении преподавателя.
Персональные замечания занимающимся делаются по ходу выполнения упражнения,
а общие замечания – по возвращении группы в исходное положение.
При обучении бегу на более длинные дистанции занимающиеся могут выполнять
упражнения один за другим на расстоянии 5–10 шагов. Руководитель в это время
находится на середине отрезка, определенного для выполнения упражнения.
Расположение группы и руководителя при обучении бегу по дистанции
тренировки
в
беге
на
длинных
отрезках
дистанции
следует
проводить,
предварительно разделив группу на 2–3 забега, в состав которых надо включать
участников с примерно одинаковым уровнем подготовленности. Каждому забегу
устанавливаются дистанции и средняя скорость бега (время бега по отрезкам).
при изучении техники бега, а также в процессе беговой тренировки применяются
специальные команды. При беге на короткие дистанции подаются команды: «НА
СТАРТ!»,
«ВНИМАНИЕ!»,
«МАРШ!».
Словесные
команды
"НА
СТАРТ!»
и
«ВНИМАНИЕ!» можно в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике
заменять звуковым сигналом, подаваемым свистком. По первому продолжительному
свистку участники выполняют команду «НА СТАРТ!», второму – «ВНИМАНИЕ!». При
изучении техники бега на средние и длинные дистанции подаются команды: «НА
СТАРТ!», «МАРШ!».
При обучении прыжкам приземление производится в специально оборудованные ямы.
Прыжки подготовительного характера (специальные прыжковые упражнения) могут
выполняться на местности. При показе прыжков в длину с разбега и тройного прыжка
группа располагается вдоль дорожки разбега на некотором удалении от ямы для
приземления. При прыжках в высоту руководитель делит группу на две части,
выстраивает
их
по
обе
стороны
сектора
для
разбега
(в зависимости от толчковой ноги) и определяет им очередность выполнения
упражнений.
При
изучении
техники
прыжков
и
тренировке
занимающиеся
находятся
в
одношереножном строю. Им указываются: исходное положение, место начала разбега,
количество шагов разбега, а также порядок и последовательность выхода на исходное
положение и возвращения в строй.
Расположение группы при обучении прыжкам в высоту
Выход на исходное положение и возвращение в строй после выполнения прыжка
имеют большое значение для четкости в организации занятия, а также для повышения
его плотности и предупреждения возможных столкновений и травм.
Для вызова обучаемого на исходное положение подается команда: «студент ПЕТРОВ,
на исходное положение шагом (бегом) – МАРШ!». Услышав свою фамилию, обучаемы
отвечает «Я», а после команды о выходе кратчайшим путем выходит на исходное
положение. По команде руководителя «ВПЕРЕД!» начинают перемещение трое
занимающихся: один выполняет прыжок; второй, получив указания от руководителя
занятий, возвращается в строй; третий выходит в исходное положение.
Для увеличения плотности занятия прыжки могут выполняться потоком (рис. 46).
Руководитель объясняет содержание тренировки, порядок выполнения упражнения и
подает команду: «Группа, потоком, дистанция столько-то шагов (до планки для
отталкивания) – ВПЕРЕД!».
Расположение группы при выполнении упражнения потоком
По этой команде обучаемые выполняют прыжок и, возвращаясь на исходное
положение, становятся в хвост своей группы. Руководитель занятия следит за
правильностью
выполнения
задания.
Если
обучаемые
осваивают
прыжок
с
приземлением, требуется особый индивидуальный контроль. Он означает, что очередной
начинает выполнять прыжок только тогда, когда предыдущий прыгун вышел из ямы.
Обучение
метаниям
производится
на
ровной
площадке
или
на
специально
оборудованных местах (секторах). При показе с целью безопасности и лучшего
наблюдения группа располагается в одну шеренгу лицом в направлении метания, слева,
справа или сзади от метающего в зависимости от вида метания (рис. 47). Обязательным
требованием, обеспечивающим безопасность при обучении и тренировке в метаниях,
является наличие интервалов между занимающимися – не менее 5 м.
Расположение группы при обучении метаниям
Другое обязательное условие безопасности – выполнение всех действий строго по
командам. Разучивать упражнение можно и по разделениям с подсчетом: «Делай –
РАЗ!», «Делай – ДВА!» и т.д. или по команде: «Метание гранаты с места. Справа и слева
по одному. Упражнение начи –НАЙ!». Сбор снарядов выполняется по команде
руководителя занятий: "Гранаты собрать – ВПЕРЕД!". Допускается выполнение
отдельных элементов техники метания одновременно всей группой, под общую команду
руководителя,
который
располагается
сбоку
шеренги
или
за
ней
(см. рис. 47).
Основная часть занятия заканчивается обычно тренировкой в беге на средние
(длинные) дистанции или эстафетным бегом. Для проведения эстафетного бега
составляются команды, тренировка проводится в форме соревнования. Например,
эстафетный бег с этапами 30–80 м, где каждый участник преодолевает установленный
отрезок 3–4 раза.
Для более успешного овладения тем или иным упражнением или видом легкой
атлетики руководитель (преподаватель) должен широко пользоваться методическими
приемами, облег-чающими выполнение упражнения. например: при разучивании
метаний – использовать облегченные снаряды, выполнять метания с небольшой
амплитудой, не в полную силу. При изучении прыжков – выполнять прыжки не в полную
силу, на небольшой высоте, с неполного разбега. При освоении техники барьерного бега,
преодоления препятствий – использовать низкие барьеры и уменьшать расстояние между
ними и т.п.
При разучивании всех сложных видов легкой атлетики в качестве способов
облегчения широко применяется большое количество подготовительных упражнений,
которые служат либо для разучивания движения, либо для подготовки групп мышц,
участвующих в том или ином движении. При обучении следует сообщать занимающимся
необходимые сведения по анатомии, биомеханике и физиологии.
После окончания занятий по прыжкам или метаниям, перед движением к месту
проведения обучения или тренировки в беге места занятий приводятся в порядок, а
снаряды и инвентарь убираются.
Эмоциональность занятия является важным фактором, повышающим качество
проведения занятия и его плотность. Это достигается использованием соревновательного
метода при выполнении подготовительных упражнений или отдельных видов легкой
атлетики на технику или на результат, при проведении эстафет и т.п.
Высокая плотность и достаточная физическая нагрузка на занятиях достигаются:
- увеличением времени непрерывного выполнения упражнений;
- краткостью и ясностью объяснений, сокращением перерывов между выполнением
отдельных упражнений;
- выполнением упражнений всеми занимающимися одновременно;
- наиболее целесообразным использованием оборудования и инвентаря.
Например, при обучении прыжкам и метаниям группы должны быть небольшими.
Если позволяет материальная база, рекомендуется использовать два направления для
выполнения прыжков в длину. Для метаний, наряду с дополнительным направлением
желательно иметь достаточное количество снарядов, по крайней мере, две гранаты на
одного человека. При обучении преодолению препятствий для каждых 2–3 человек надо
иметь один – два барьера, на 5–6 человек – три-четыре барьера. Для прыжков в высоту,
длину желательно использовать две ямы на группу.
Ниже приведен примерный вариант отражения основной части занятия в плане
учебно-тренировочного занятия (табл. 2).
Таблица 2
План
основной части учебно-тренировочного занятия
Содержание
Время,
мин.
Организационно-методические
указания
Основная часть занятия (34 мин.):
1. Обучение высокому старту в
беге на 100 м:
12
построить
группу
в
две
шеренги;
интервал
–
2 шага, дистанция – 3 шага
выполнение высокого старта по
разделениям
И.П. – гимнастическая стойка
На счет "раз" сделать 4 шага вперед
(подойти к стартовой линии), поставить
вперед более сильную ногу; вторая нога –
сзади на 1–1,5 ступни. Стоять прямо,
ступни ног параллельны.
на счет "два" наклониться вперед, вес
на
впереди
стоящую
ногу,
голова
опущена, руки согнуты в локтях; вес тела
на носке впереди стоящей ноги, пятки
земли не касаются. на счет "три" сделать 3
быстрых
шага
вперед,
вернуться
в
исходное положение; энергично работать
руками
выполнение высокого старта в
целом с бегом на 15–20 м
Перестроить группу по 4 беговым
дорожкам. Забеги проводить по шеренгам.
команду подает помощник руководителя
занятия с отмашкой флага. Руководитель
контролирует
правильность
действий
обучаемых. Повторить 3–5 раз
2. Тренировочный бег до 4000 м:
22
Группу разделить на две подгруппы
(хорошо и слабо подготовленных). С
группой слабо подго-товленных проводит
бег помощник; метод беговой тренировки
– комбинированный
Время бега по отрезкам (мин. с):
- подгруппа 1:
время – 14.00+2.30+1.30+0.40;
отдых – 0.30.
- подгруппа 2:
отрезки – 2800+400+200+100;
время – 15.00+1.30+0.40+0.17;
отдых – 0.45
Добиться точности скорости бега по
отрезкам
Заключительная часть занятия
Задачами заключительной части занятия являются:
1) приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние;
2) подведение итогов занятия.
Первая
задача решается
следующими
средствами:
медленный
бег
и
ходьба,
упражнения в глубоком дыхании и на расслабление мышц. Это необходимо в связи с
тем, что в результате тренировки в беге, проводимой, как правило, в конце основной
части занятия, физическая нагрузка значительно повышается. Плавное ее снижение –
основная задача заключительной части.
В зависимости от величины тренировочной нагрузки основной части занятия
обучаемые выполняют медленный бег, ходьбу до 3 мин. в составе группы на дистанцию
до 200 – 400 м.
Для решения второй задачи заключительной части занятия по окончании бега и
ходьбы руководитель выстраивает группу в одну или две шеренги и делает краткий
разбор занятия, дает указания по организации самостоятельной работы. В частности, он
отмечает:
- в каком объеме выполнены поставленные перед занятием задачи;
- кто из обучаемых наиболее отличился;
- какие оценки получены на занятии (результаты выполнения упражнений);
- общие недостатки и называет фамилии наименее подготовленных обучаемых;
- дает задание для самостоятельной работы;
- отвечает на вопросы обучаемых.
Ниже приведен примерный вариант заключительной части занятия в плане учебно-
тренировочного занятия (табл. 3).
Таблица 3
План
заключительной части учебно-тренировочного занятия
(вариант для 50-минутного занятия)
Содержание
Время,
мин.
Организационно-методические
указания
Заключительная часть занятия (3 мин.)
1. Медленный бег, ходьба до 150 м
1
группа в колонну по три
2. Подведение итогов занятия
2
Отметить
лучших,
худших,
сделать
общие заме-чания, объявить оценки
3. Постановка задач на самостоя-
тельную работу
Совершенствовать
технику
высокого
старта тренироваться в беге до 4000 м в
равномерном режиме
4. Ответы на вопросы
–
Управление
группой
и
поддержание
дисциплины
на
занятиях
–
основа
предупреждения травматизма. Основное средство – требовательность преподавателя к
правильности и своеврменности исполнения распоряжений. Необходимо требовать от
занимающихся точного выполнения учебных заданий, например, если дано задание
пробежать отрезок дистанции с определенной скоростью, то обучающиеся должны
бежать именно столько метров и именно так, как распорядился руководитель.