Автор: Кретинина Елена Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская художественная школа №1 г.Йошкар-Олы"
Населённый пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
Наименование материала: разработка открытого урока
Тема: «Силуэт как средство художественного выражения»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа №1 г. Йошкар –Олы»
Разработка открытого урока по теме:
«Силуэт как средство художественного выражения» :
Иллюстрация к стихотворению К.И Чуковского «Тараканище»
По предмету «Прикладная композиция» для учащихся 2 класса
Работа преподавателя
Кретининой Елены Владимировны
г. Йошкар- Ола
2023
Тема: «Силуэт как средство художественного выражения», иллюстрация к
стихотворению К.И. Чуковского «Тараканище»
Возраст учащихся: 2 класс. Дети 11-12 лет.
Цели урока:
- познакомить учащихся с понятием «силуэт» и историей искусства
«силуэта»;
- познакомить с особенностями силуэтного рисунка;
- создать силуэтную композицию на тему сказки «Тараканище»
Задачи урока:
- закрепить полученную на уроке информацию в практической части
занятия;
- развивать аккуратность, графическую пластичность
-научить видеть предметы в целом,
- пользоваться тушью, пером
- аккуратно вести линии, ровные заливки больших деталей
- развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого
ребенка;
Для достижения поставленной цели и реализации задач урока использованы
следующие методы обучения:
- словесный;
- обьяснительно-иллюстративный;
- практический.
Оборудование: иллюстративно-печатный материал для подачи информации.
Материал: бумага для эскизов, бумага для основной работы А4, тушь, перо,
линер, гелевая ручка, кисти, банка с водой, палитра.
Задание рассчитано на 7,5 часов (3 занятия по 2,5 часа).
План занятия:
1.
Организационная часть. (5 мин);
2.
Теоретическая часть урока. (20 мин)
3.
Практическая часть урока:
- работа над эскизами (стилизация персонажей, композиционное
решение, соответствующее силуэту) (80 мин)
-переход на формат А4, перенос композиции, работа в материале
(2 занятия по 2,5 часа)
4. Просмотр работ с анализом по завершению задания.
Ход урока
Тема:
Силуэт.
Иллюстрация
к
стихотворению
К.И.
Чуковского
«Тараканище».
Искусство силуэта
(silhouette) — плоскостное однотонное изображение профилей фигур и
предметов. Термин используется в двух основных значениях: «Форма
фигуры или предмета, видимая как плоское пятно на более тёмном или
светлом фоне», а также «разновидность графической техники».
Силуэты рисуются либо вырезаются из бумаги. В силуэте нет глубины,
он двухмерен. Искусство силуэта возникло в Китае, где издавна имели
распространение картинки, выполненные только чёрной краской и лишь
силуэтом. В Европе их называли китайские тени. Особое распространение
эта техника имела во Франции в дни рококо, с её страстью к декоративности
и капризных узоров. Силуэт имел значение небольшой, интимной вещи,
напоминавшей
о
близких
родственников,
приятелей,
любимых.
Пренебрежительное отношение аристократии к подобным портретам не
утихало.
На
них
перешло
название
от
имени
министра
Франции
Этьена Силуетта (1709–1767), известного скупостью и узкими взглядами.
Парижский мир презрительно называл силуэтами всё мелкое, дешевое
и непрестижное. Подзабытая техника была восстановлена в конце 19 века,
когда
к
ней
обратились
профессиональные
мастера.
Вновь
обрели
популярности силуэты-портреты, силуэты-книжные фотографии. В глазах
нового поколения силуэт хорошо воспроизводил стилистику жеманного
рококо 18 века или культуру дворянских усадеб. Использовалась техника
силуэта и при создании книжных знаков — экслибрисов. История искусства
силуэта имеет периоды подъема и спада интереса к нему. И всегда это
связано с именем большого художника: граф Ф. Толстой, мирискусник
Г.Нарбут, Е. Бем, Е. Кругликова и другие. Тесная и весьма успешная связь
литературного искусства и силуэтной иллюстрации известна в истории
искусства: мирискусники любили эту очень трудную технику, требующую
виртуозного владения рисунком, предельной остроты взгляда и изощренного
композиционного
дара.
Они
ценили
и
изысканность
материала,
и
поэтичность изображения. Именно их силуэтные композиции-иллюстрации
позволили исследователю творчества одного из них – Э. Ф. Голлербаху –
сказать: «Силуэт – это формула и одновременно намек, еле уловимый рассказ
о чем-то, фраза начатая и неоконченная».
Искусство силуэта только на первый взгляд может показаться
примитивным и однообразным. Овладеть искусством силуэта совсем не так
просто, как кажется. И, как уже говорилось ранее, здесь необходимы и
твердость рисунка, и особое мастерство композиции, отбор главного, отказ
от второстепенных деталей, способность передать пространство, движение
фигур.
Рассказ
преподавателя
сопровождается
показом
иллюстраций
известных художников. По теме прочитано стихотворение «Тараканище».
Сюжет иллюстрации каждый учащийся выбирает сам, делает 2-3 эскиза.
Сложность композиции силуэта состоит в выборе движения, характере
персонажа и межфигурных просветах, которые и делают силуэт узнаваемым.
Композиция строится на плоскости горизонтально или вертикально. После
выбранного эскиза уточняется композиция, детали и только потом работа
переносится на формат А4 и ведется самостоятельно. Преподаватель смотрит
как работает каждый учащийся и отвечает на появляющиеся вопросы. По
завершению занятия работы будут представлены на внутришкольной
выставке.
Список литературы:
1.
Кузнецова Э. Искусство силуэта. Изд. Художник РСФСР, 1970г.
2.
Томилин А.С. Искусство классического силуэта в России. Монография.
Московский гуманитарный университет,2013г.