Автор: Боброва Ольга Аркадьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Воробьёвицкая СОШ"
Населённый пункт: Посёлок Воробьёвица, Вохомский район, Костромская область
Наименование материала: методическое пособие для учителя:
Тема: Организация спортивно-оздоровительного досуга младших школьников 1-4 классов
Раздел: дополнительное образование
Методическое пособие для учителя:
«Организация спортивно-оздоровительного досуга
младших школьников 1-4 классов»
Боброва Ольга Аркадьевна
учитель физической культуры,
высшей квалификационной категории
муниципальное общеобразовательное
учреждение «Воробьёвицкая средняя
общеобразовательная школа»
Вохомского района Костромской области
п. Воробьёвица
2023г.
Обоснование актуальности
Одной из самых главных проблем любого общества было и есть здоровье
детей и подростков – нашего будущего. Здоровье современных школьников
вызывает тревогу, дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их
двигательная
активность,
недостаточно
занимаются физическим
трудом,
физкультурой и спортом, а большую часть досуга и свободного времени
проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют в
компьютерные игры.
Более половины своего времени в течение дня школьники находятся в
школе, поэтому в настоящий период времени довольно актуальной является
проблема по сохранению и укреплению здоровья, начиная с младшего
школьного возраста. Основная идея методического пособия заключается в
том, чтобы, создать условия для активного отдыха и оздоровления детей,
реализовать их потребности в игре, общении, двигательной активности, развить
устойчивый интерес к занятиям спортом и полезному активному досугу.
Обоснование новизны, определение авторского вклада в работу
Данное методическое пособие «Организация спортивно-
оздоровительного досуга младших школьников» состоит из 9 сценарных
разработок спортивных праздников, мероприятий, познавательных игр -
соревнований, эстафет, «Весёлых стартов», которые проводятся ежемесячно в
течение учебного года.
С целью привития интереса к систематическим занятиям легкой
атлетикой
разработан спортивный праздник «Легкая атлетика – королева
спорта» (приложение 1), в праздник включены интересные эстафеты и игры с
бегом, мячами, прыжками.
С целью пропаганды здорового образа жизни, популяризация комплекса
ГТО разработан сценарий спортивного праздника «Нам со спортом по пути,
ГТО ждет впереди» (приложение 2), в котором все участники праздника
соревнуются в ловкости, быстроте, меткости, силе и находчивости.
С целью популяризация массового спорта и активного отдыха детей
разработаны сценарии спортивных праздников и мероприятий: «Кто любит
спорт, тот здоров и бодр» (приложение 3),
игра «Весёлый муравейник »
(командный) (приложение 4),
«Зимние весёлые
старты на лыжах»
(приложение 6), «Фестиваль народных игр» (приложение 7).
Для популяризации физкультуры и спорта среди детей, развития
мотивации к выбору здорового образа жизни разработаны следующие
спортивные мероприятия: зимний праздник «Зимние забавы» (приложение 5),
игра-соревнование «С мячом играй – здоровья прибавляй» (приложение 8),
«Весёлые туристические старты» (приложение 9).
В содержание спортивных мероприятий включены интересные эстафеты,
познавательные игры, практические задания по различным видам спорта,
которые привлекают внимание детей, развивают интерес к совместному
проведению досуга, служат основой для занятий физической культурой и
спортом.
1
Содержание сценарных разработок построено с использованием
различных конкурсов, эстафет, подвижных игр, в основе сценарных разработок
содержится
стихотворный
текст,
который
соответствует
сюжету
и
двигательной деятельности детей. С помощью стихотворного текста решают не
только
образовательные,
но
и
воспитательные
задачи,
что
позволяет
активизировать
внимание
учащихся,
вызывает
интерес
к
спортивной
деятельности, создает эмоционально-положительное настроение.
Новизна опыта в том, что в предложенных разработках продуманы все
этапы
проведения
эстафет,
командных
соревнований,
игры,
которые
способствуют приобщению к занятиям физическими упражнениями и спортом,
повышают физическое развитие детей. Игры-эстафеты подобраны с учетом
возрастных особенностей детей, таким образом, чтобы вызвать желание
выполнять работу в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Теоретическое и методическое обоснование
В методическом пособии «Организация спортивно- оздоровительного
досуга младших школьников» раскрываются содержание и методика
проведения внеклассных спортивных мероприятий, праздников.
Организованный спортивно-оздоровительный досуг - одна из форм
активного и любимого отдыха детей. Введение в практику школьного
учреждения спортивно-оздоровительных мероприятий позволяет реализовать
естественную
потребность
ребенка
в
движении,
восполнить
дефицит
двигательной активности. Содержание спортивных мероприятий – это в
основном знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой и
соревновательной форме, в виде игр, эстафет, веселых забав, которые создают
положительный
эмоциональный
настрой,
оказывают
благоприятное
воздействие
на
организм
ребенка.
Спортивные
праздники
оказывают
действенное
влияние
на
формирование
детской
личности.
Совместная
деятельность,
достижение
хороших
результатов
командой,
преодоление
трудностей
сплачивают
коллектив,
вызывают
чувство
ответственности,
(индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и
неудачам товарищей, учатся
радоваться их достижениям, поддерживать
хорошие, дружеские взаимоотношения между собой. У них воспитывается
стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных
успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде
соперников. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на
спортивных мероприятиях
способствует воспитанию целеустремленности,
настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-
волевых качеств. Участие в спортивных праздниках помогает детям глубже
осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях для
достижения
желаемых
результатов,
пробуждает
интерес
к
регулярным
занятиям физической культурой.
Мир детства сложно представить без игры, без весёлых досугов и
развлечений, шумных спортивных праздников и соревнований, интересных игр
и увлекательных эстафет. Одни развивают сообразительность, другие –
2
смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее –
воспитание у ребёнка потребности в движении.
Практическая значимость: представленное
методическое пособие
предназначено
для использования в
педагогической и воспитательной
деятельности учителями физической культуры, классными руководителя,
воспитателями,
вожатыми
при
проведении
внеклассных
спортивно-
оздоровительных мероприятий для школьников начальных классов.
Представленная методическая разработка «Организация спортивно-
оздоровительного досуга младших школьников», поможет организаторам
провести подобные мероприятия увлекательно, интересно, организованно.
Приложение 1
Спортивный праздник
«Легкая атлетика – королева спорта»
Цели и задачи: прививать устойчивый интерес к систематическим занятиям
легкой атлетикой, развивать быстроту, скоростно-силовые качества.
Место проведения: школьная спортивная площадка.
Участники: учащиеся 1-4 классов.
Ход праздника.
Команды строятся в шеренгу по одному, у каждого участника на груди эмблема
своей команды. Под звуки марша поднимается флаг соревнований.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы вас приглашаем на
праздник « Легкая атлетика- королева спорта», сегодня вы познакомитесь с
прекрасным видом спорта - легкой атлетикой. Девиз легкой атлетики «Бегай,
прыгай и метай»
Под музыку на спортивной площадке появляется «Королева спорта - Легкая
атлетика».
Королева:
Я легкая атлетика- Королева спорта.
А кто со мною дружит,
Здоров, бесспорно, будет.
На праздник сегодня
Я приглашаю,
Удачи, успехов, веселья желаю.
Обращается к помощникам:
А вот мои помощники,
Они вам не известны?
О себе они расскажут-
Вам будет интересно!
Прыжок:
Зовут меня везде Прыжок,
Ты посмотри сюда, дружок,
3
Могу я прыгать ловко,
Есть у меня сноровка!
Подходит к месту выполнения прыжка, выполняет прыжки в длину.
Метание:
Поднимаю руку я, отвожу назад,
И бросаю мяч я в цель.
Очень нравлюсь детворе,
Потому что называюсь я – метание!
Метает 3-4 раза мяч в мишень.
Бег:
Любят меня дети,
И я люблю их всех,
Поэтому я
Называюсь бег!
С высокого и низкого старта, он преодолевает дистанцию 10 метров, делает две
перебежки туда и обратно по команде стартера с помощью флажка.
Королева (обращаясь к участникам):
Ну что, ребята, посмотрели!
А сможете вы так же!?
Бежать, и прыгать, и метнуть
При случае однажды!?
Дети: Да!
Королева:
Тогда указ повелеваю (рукой показывает на помощников)
Я этих маленьких атлетов
Учить прыжку, метанью, бегу
От лета и до лета.
Но перед этим, малыши,
Нужна нам всем разминка,
Чтоб мышцы, связки растянуть,
Чтоб не было заминки.
Помощники выстраивают команды по ширине площадки в колонны.
Королева: Итак, начнем!
Помощники проводят флешмоб.
Королева: И так начинаем! Эстафеты с бегом.
Бег:
Есть в беге старт и финиш,
Есть гладкая дорожка,
А может и препятствий
На ней стоять немножко!
1.Встречная эстафета с преодолением препятствий.
Команды выстраиваются во встречные колонны, посередине площадки стоят
гимнастические скамейки. По сигналу «Марш!» первые игроки бегут,
перепрыгивают через скамейку и касанием руки передает эстафету во
4
встречную колонну, и становятся в конец колонны следующий игрок то же.
Эстафета заканчивается, когда все поменяются местами.
2. Круговая эстафета
Члены команды садятся верхом на скамейки, первого в руках эстафетная
палочка. Гимнастические скамейки стоят к центру лучами. По сигналу первые
игроки бегут по кругу, пробегая сзади скамеек, передают эстафетную палочку
следующему игроку своей команды и возвращаются на свое место.
Королева: Здорово вы бегаете, молодцы! Но лучшими бегунами были атлеты
команды __________. Теперь будем метать!
Метание:
Метать можно мяч и гранату тоже.
И молот, и диск, и копье.
И все мои братья немного похожи,
И есть у них у каждого свое.
Королева: Продолжаем наши соревнования. Эстафеты с мячами.
3.Возьми свой мяч.
Команды выстраиваются в колонну по одному на одной стороне площадки.
Каждая команда имеет мяч своего цвета. Но бросать его будет соперник. После
броска мяча соперником, игрок бежит за своим мячом и приносит его. Игрок,
который первым принесет свой мяч, получает очко. Задача игроков как можно
дальше бросить мяч соперника и быстрее принести свой мяч. Выигрывает
команда, набравшая наибольшее количество очков.
4.Метко в цель.
Команды выстраиваются в колонны, на средней линии баскетбольной
площадки стоят кегли и кубики по числу играющих, у каждого игрока малый
мяч. По сигналу все игроки бросают мяч в цель. За каждый сбитый предмет
команда получает очко. Затем игроки собирают мячи и снова по сигналу
бросают мяч. И так три раза.
Королева: Молодцы, метатели! Не ожидала, что у вас так хорошо получится!
Лучшими метателями стала команда______________. Настало время для
прыжков.
Прыжок:
Можно прыгать высоко,
Можно прыгать далеко,
Можно прыгнуть один раз,
Можно три прыжка за раз,
Можно прыгать и с шестом -
Прыгуну все нипочем!
Королева: эстафеты с прыжками.
5.Прыжок за прыжком.
Команды выстраиваются в колонны по одному на одной стороне площадке.
Первый делает прыжок с места. На место приземления подходит другой и так
далее. Игрок, который прыгнул, уходит за стартовую линию. Выигрывает
команда, которая дальше прыгнула.
5
Королева: Ребята! Вы показали себя отличными прыгунами! Но лучшей была
команда ___________________. Теперь подведем итоги.
Повелеваю
Атлетов лучших наградить!
Медали всем вручить!
И всем конфет,
Чтоб огорченья подсластить!
Судейская
бригада
подводит
итоги
праздника,
объявляет
победителей
легкоатлетических соревнований.
Королева и помощники
награждают команды участников спортивного
праздника, победителей легкоатлетических соревнований.
Приложение 2
Спортивный праздник
«Нам со спортом по пути, ГТО ждет впереди».
Цель: пропаганда здорового образа жизни, популяризация комплекса ГТО.
Задачи
воспитывать интерес к активной двигательной деятельности;
развивать двигательные способности учащихся;
популяризация физкультуры и спорта среди детей.
Участники: учащиеся 1-4 классов.
Ход мероприятия.
Под музыку «Вместе весело шагать», музыка В. Шаинского, слова М.
Матусовского учащиеся выходят на спортивную площадку.
Команды выстраиваются по классам
в
шеренги,
во главе со своими
капитанами у каждого участника на груди эмблема своей команды.
Ведущий: На спортивную площадку
Приглашаю, дети, Вас!
Праздник спорта и здоровья
Начинается сейчас!
Физкул…
Дети: Привет!
Ведущий: Добрый день, уважаемые наши гости, участники праздника, учителя
и учащиеся школы! Приглашаю вас на спортивный праздник «Нам со спортом
по пути ГТО ждет впереди», праздник смелых и ловких, сильных и красивых,
бодрых и здоровых, где каждый может посоревноваться в ловкости, быстроте,
меткости, силе и находчивости.
Вступительное слово – учителя физкультуры.
Ученик: Расскажу вам для чего
Сдаём мы нормы ГТО:
Чтоб здоровье укреплять,
Патриотами чтоб стать.
Нужно ведь спортивным быть,
Чтоб Россию защитить!
6
Чтоб спортсменов стало много,
Чтобы жили люди долго,
Чтобы знал и стар, и млад,
Что здоровье – это клад!
И посмотрим - кто кого!
Все на сдачу ГТО!
Ученица: Праздник начинается!
На день спорта все приглашаются!
Потому перед дорогой.
Разомнитесь-ка немного
Нужно вам себя назвать.
И девиз свой прокричать.
Представление команд.
Ведущий представляет судейскую бригаду.
Болельщики приветствуют участников соревнований.
Флешмоб( от болельщиков)
Ученик: Праздник спортивный гордо
вступает в свои права
Солнцем улыбки доброй
Встречает его детвора
Ведущий перестраивает команды, проводит эстафеты.
1.Кто дальше? (Прыжки в длину с места). Каждая команда становится в
колонну по одному. Первый участник выполняет прыжок в длину с места.
Второй прыгает с того места, где остановился предыдущий и т.д. От места
прыжка первых участников до места приземления последних вытягиваются
ленты разного цвета. Выигрывает команда, у которой длина ленты которой
оказалась длиннее соперника.
2.Кто быстрее? (челночный бег).Команды выстраиваются в колонну по
одному. По свистку первый участник добегает до фишки, берет картонную
фигуру зайца и бежит к команде, передавая эстафету хлопком ладони, затем
другой бежит и т.д. Выигрывает команда, спасшая всех зайцев и построившаяся
быстрее.
Ученица: Нам смелым, и сильным, и ловким
Со спортом всегда по пути
Ребят не страшат тренировки-
Пусть сердце стучится в груди.
Нам смелым, и сильным, и ловким
Быть надо всегда впереди.
3.Кто больше? (сгибание и разгибание рук в упоре лежа).
Команды
выстраиваются в колонну по одному. Каждый участник от команды по очереди
выходят к намеченному месту и в упоре лежа сгибают и разгибают руки. Одно
отжимание - 1 балл. Выигрывает команда, набравшая в сумме большее
количество баллов.
Ученик:
Тренируйся, себя не жалея,
7
и к поставленной цели иди.
Помни, в мыслях мечту лелея:
сдача норм ГТО впереди.
4.Кто быстрее? (поднимание туловища из положения, лежа на спине)
Участники
команд по очереди выполняют упражнение – учитывается
количество раз. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество
баллов.
Ученица:
В олимпийских игр программе
нишу заняла стрельба,
где стрелков в мажорной гамме
развивается борьба.
Меткость - среди качеств
Главных в этом деле для стрелка.
Больше выстрелов исправных -
Крепче слава игрока.
5.Самый меткий? (стрельба из пневматической винтовки из положения
лежа).
Участники команд по одному производят по три выстрела из
пневматической
винтовки
по
мишени.
Результаты
всех
участников
суммируются. Выигрывает команда, показавшая наилучший результат.
Подведение итогов. Поздравление и награждение победителей. Жюри также
награждает победителей в каждом виде соревнований из числа мальчиков и
девочек.
Закрытие мероприятия (речь ведущего)
- Всем спасибо за вниманье,
За задор, за звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим вам: «До свиданья,
До счастливых, новых встреч».
Приложение 3
Спортивное мероприятие:
«Кто любит спорт, тот здоров и бодр».
Цель: популяризация физической культуры, массового спорта и активного
отдыха детей.
Задачи:
воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;
развитие
задатков
и
склонностей
к
различным
видам
спорта,
формирование и совершенствование двигательных навыков;
укрепление здоровья учащихся, содействие физическому развитию
школьников.
Место проведения: спортивный зал.
8
Оборудование и инвентарь: ноутбук, секундомер, свисток, стойки (флажки
или кегли), мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные), скакалки,
обручи, гимнастические маты и скамейки, клюшки.
Оформление: воздушные шары, лозунги-плакаты: Спорт – это здоровье. Спорт
– это успех. Спорт – это дружба. Спорт – сильнее всех. Нет большей победы,
чем победа над собой.
Музыкальное сопровождение: спортивный марш, спортивные песни.
Участники: учащиеся 1-4 классов.
Жюри: старшеклассники.
Награждение: победители награждаются грамотами и подарками.
Содержание: спортивно-массовое мероприятие состоит из эстафет различной
направленности, эстафеты с элементами таких видов спорта как, легкая
атлетика, баскетбол, хоккей, гимнастика, футбол. Командам на каждом этапе
начисляются за 1 место - 1 очко, за 2 место – 2 очка, за 3 место – 3 очка, за 4
место – 4 очка. Команда победительница определяется по наименьшей сумме
набранных очков.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Мы рады видеть вас. Сегодня в нашей
школе проходит спортивное мероприятие для девочек и мальчиков,
обладающих вниманием, волей к победе, выдержкой, смекалкой. К
соревнованиям допускаются ловкие, быстрые, не равнодушные к своему
здоровью и физическому развитию ребята.
Давайте поприветствуем наших участников. Звучит маршевая музыка. Выходят
участники соревнований. Строятся по командам.
Ведущий:
Праздник начинается!
На день спорта все приглашаются!
Потому перед дорогой.
Разомнитесь-ка немного
Нужно вам себя назвать.
И девиз свой прокричать.
Представление команд.
Ведущий предоставляет слово командам для приветствия, знакомит с составом
жюри, которые будут оценивать эстафеты и подводить итоги соревнований.
Ведущий: Отлично! Начинаем наши соревнования.
Эй, команды смелые, дружные, умелые.
На площадку выходите, силу, ловкость покажите!
1 этап – «Легкая атлетика»: бег с эстафетной палочкой до ориентира (кегля)
и обратно. Примечание: обязательно обежать кеглю против часовой стрелки.
2 этап – «Легкая
атлетика»:
команды располагаются сидя верхом на
скамейке, и каждая команда рассчитывается по порядку номеров. Ведущий
громко объявляет номер, указанные номера вскакивают, обегают по кругу
сидящих на скамейке и занимают свое место. Примечание: игрок, первым
9
занявший свое место, приносит команде очко. Места определяются по
наибольшей сумме набранных очков.
3 этап – «Футбол»:
бег с ведением футбольного мяча ногой «змейкой»
(препятствия - кегли), при возвращении ведение мяча ногой по прямой.
Примечание:
стараться
не
сбивать
кегли,
за
каждую
сбитую
кеглю
присуждается
0,5
штрафного
очка.
4 этап – «Хоккей»: бег с ведением волейбольного мяча с помощью клюшки
«змейкой» (препятствия – кегли), при возвращении бег с ведением мяча по
прямой.
Примечание: стараться не сбивать кегли, за каждую сбитую
кеглю
присуждается
0,5
штрафного
очка.
5 этап – «Баскетбол»: все игроки команды стоят в колонне руки вверх, по
команде передача мяча сверху по поднятым рукам, последний игрок, получив
баскетбольный мяч, бежит вперед и встает впереди команды. Примечание: мяч
не бросать, а передавать.
6 этап – «Баскетбол»: команды в колоннах по одному, первые игроки в
каждой команде получают по одной теннисной ракетке и баскетбольному мячу,
напротив каждой команды ставят по 5 фишек на расстояние 2м друг от друга,
расположенных на одной линии.
По сигналу первые участники ведут
баскетбольный мяч, подбивая теннисной ракеткой, обводя «змейкой» каждую
кеглю вперед и назад, и передают эстафету следующему участнику и т. д.
Примечание: участник, сбивший кеглю, ставит ее на место и продолжает игру.
Выигрывает команда, закончившая эстафету первой и сбившая меньше кеглей.
7этап – «Баскетбол»: прыжки с мячом, зажатым между колен. Примечание:
если мяч выпал, продолжать движение нужно с того места, где выпал мяч.
8 этап – «Гимнастика»: бег, вращая скакалку вперед и прыгая через нее, при
возвращении тоже самое. Примечание: оббегая ориентир скакалку не вращать.
9 этап – «Гимнастика»:
кувырок вперед на гимнастическом мате, бег по
гимнастической
скамейке,
при
возвращении
бег
по
прямой.
Ведущий: Дорогие наши участники и зрители. Наши соревнования подошли к
концу. Мне хочется сказать, что все участники соревнований с честью
выдержали предложенные им испытания. Какая команда стала самой лучшей,
самой быстрой, самой дружной и спортивной?
Предоставляется слово жюри. Жюри подводит итоги, объявляет победителей.
Вручаются почетные грамоты и ценные призы.
Ведущий:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим мы «До свидания»,
До счастливых новых встреч.
10
Приложение 4
Спортивное мероприятие – игра
«Весёлый муравейник » (командный)
Цели и задачи:
воспитывать интерес к активной двигательной деятельности;
развивать двигательные способности учащихся;
развивать уменье проявлять физические качества в необычных условиях и
игровых ситуациях;
воспитывать чувства коллективизма, товарищества и взаимовыручки,
смелости, настойчивости, решительности, инициативности.
Место проведения: спортивный зал.
Участники: учащиеся 1-4 классов.
Инвентарь и оборудование: скакалка гимнастическая , маты гимнастические,
скамейка гимнастическая, флажки, кубики для челночного бега, гантели весом
1,2кг, мяч баскетбольный, загадки, маршрутный лист – на каждый класс,
калькулятор для подсчёта очков.
Подготовка к мероприятию:
Судьям заранее объясняют их обязанности, распределяют по «станциям»
выдают ручки. Они сами готовят места занятий.
Главный судья соревнований готовит специальный протокол соревнований со
списком команд и количеством граф, равным количеству «станций».
Ход игры:
1.
Построение участников соревнований, приветствие.
2.
Главный судья сообщает учащимся, что игра проводится в течение 30 минут.
Задача каждой команды получить накопление очки на «станциях» после
выполнения определенных заданий. На каждую «станцию» команды могут
прийти один раз. За каждое выполненное задание участник получает 1 очко,
на каждой станции судьи записывают количество полученных очков. За
неправильное выполнение и невыполнение упражнения участник команды
получает штрафное очко (которое минусуется из командного результата).
3.
Главный судья напоминает о том, что после выполнения всех заданий
команды должны сдать свои маршрутные листы, по которым фиксируются
результаты в специальном протоколе и объявляются победитель и призёры
соревнований.
4.
Главный судья показывает расположение «станций» и представляет судей на
станциях, которые будут следить за выполнением заданий.
Название станций
Количество раз
1 станция - «Силачи» (поднимание гантели весом
девочки -1кг, мальчики -2кг)
5раз
+
5раз
каждой рукой
2 станция - «Отжимание» (сгибание рук в упоре от
скамейки)
5 раз
3 станция - «Ползуны» (лазание, лёжа на животе на
гимнастической скамейке)
2 скамейки
11
4 станция - «Гимнасты» (кувырок вперёд в группировку)
3 кувырка
5 станция - «Баскетболисты» (бросок баскетбольного
мяча в кольцо с расстояния 3м)
3 броска
6 станция - «Интеллектуальная станция » (ответить на
загадки на спортивную тему)
3 загадки
7 станция – «Приседай-ка» (приседание)
10 раз
8 станция «Челноки» (челночный бег с кубиками 3x10м)
1 раз
9 станция «Попрыгунчики» (прыжки через скакалку)
10 прыжков
10 станция - «Поднимай-ка» (поднимание туловища из
положения лежа)
10 раз
По истечении 30 минут, по звуковому сигналу игра заканчивается.
Подведение итогов: По окончанию времени судьи подсчитывается общее
количество баллов каждого класса или команды. Определяют сильнейшую
команду,
побеждает команда, у которой большее количество баллов по
сравнению
с
другими
командами.
Команда
победитель
и
призёры
награждаются дипломами соответствующих степеней, а игроки награждаются
личными призами.
Построение, объявление победителей, награждение.
Приложение 5
Спортивный зимний праздник
«Зимние забавы»
Цели и задачи:
воспитывать в детях дружелюбие, стремление к взаимовыручке,
умение радоваться успехам других;
создать положительный эмоциональный настрой у детей, веселое, бодрое на
строение;
воспитывать интерес к зимним спортивным играм;
развивать двигательные навыки: силу, быстроту, координацию,
выносливость.
Оборудование и инвентарь: лыжи, санки, снежки по количеству детей,
обручи, клюшки и шайбы, ватрушки.
Участники: учащиеся 1-4 классов.
Ход мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Внимание, внимание! Девчонки и мальчишки!
Мы рады приветствовать Вас на самой спортивной и веселой игре
«Зимние забавы»! У нас сегодня соревнуются 4 команды. Скажите, а чем вы
любите заниматься зимой? (кататься на лыжах, санках, коньках, с гор, играть
в снежки и др.) Вот мы сегодня здесь с вами и собрались для того, чтобы вы
смогли проявить свою ловкость, быстроту, сообразительность, настойчивость в
зимних забавах. Давайте познакомимся с нашими командами!
Капитаны представляют свои команды. Название и девиз команды.
12
Ведущий.
Вижу,
команды
готовы,
пожелаем
им
больших
успехов
в
предстоящих соревнованиях. Объявляю праздник «Зимние забавы»
открытым! И впереди у нас катание на санках!
1. Эстафета «Саночники». В парах: один ребенок везет другого на санках,
после ориентира они меняются ролями, после финишной черты передают санки
следующей паре.
Ведущий подводит итоги конкурса: команда, которая
пришла к финишу
первой получает в свою корзинку снежок.
Появляются снеговики, оглядываются по сторонам, рассматривают ребят.
1.Снеговик: Что за шум? Что за смех?
2.Снеговик: Кто это без нас веселится?
Ведущий: Ребята, кто это к нам пожаловал? (снеговики) Здравствуйте,
снеговики! Ребята здесь собрались, чтобы силами помериться в зимних забавах,
веселиться, а вы ворчите.
1.Снеговик: А ворчим мы потому, что грустно нам, слепили нас ребята и ушли,
а мы остались одни.
2.Снеговик: Надоело нам с братом скучать, ребят дожидаться и решили мы
сами их найти. И вот вас встретили!
Ведущий: Ребята, пригласим снеговиков на наши «Зимние забавы»?
Ребята: отвечают да.
Ведущий.
Конечно, пригласим. Снеговики, оставайтесь с нами, мы вам
настроение поднимем!
1.Снеговик: А что на «Зимних забавах» нужно делать?
Ведущий: Ну, например, есть такой зимний вид спорта - лыжные гонки.
2.Эстафета «Лыжные гонки» Ребенок, одев одну лыжу, обегает ориентир и
возвращается обратно, передает лыжу следующему участнику.
Ведущий подводит итоги эстафеты.
2.Снеговик: Молодцы, ребята, как вы ловко и быстро на лыжах катались! Вот
нам бы так с братом научиться!
1.Снеговик: Интересно, а какие еще зимние виды спорта бывают? Ведь нас
только недавно слепили, мы еще ничего не знаем.
Ведущий: А на этот вопрос нам помогут ответить капитаны команд.
3.«Конкурс капитанов». Капитаны команд по очереди называют зимние виды
спорта, в случае затруднения, обращаются за помощью к команде; выигрывает
тот, чей ответ будет последним.
2.Снеговик: Ребята, оказывается зимой так интересно, а мы и не знали, что
столько зимних видов спорта существует!
Ведущий: Снеговики, наши ребята не только рассказать, но и научить могут.
1. Снеговик: Мы бы с радостью поучились, да что-то проголодались.
Ведущий: Ребята, а как вы думаете, чем нам снеговиков угостить? (ответы
детей). Конечно, снежками!
4. «Снежные комки». Игроки по очереди бегут до флажка, делают снежок
и возвращаются к команде. Соревнование оценивается по скорости
выполнения задания и по количеству аккуратно слепленных комков.
2.Снеговик: Снежки - наше самое любимое лакомство.
13
Ведущий: Ну, а теперь, ребята, нужно переложить угощение в праздничные
тарелки.
5.«Попади снежком в тарелку».
Участники команд по очереди метают
снежки, способом прямой рукой, снизу, в свой обруч, лежащий не снегу на
расстоянии 4 м от команды; бросивший встает в конец колонны; побеждает
команда, допустившая меньше промахов.
Снеговики делают вид, что лакомятся снегом.
1. Снеговик: Спасибо, ребята, за угощение, было очень вкусно!
Теперь можно и спортом заняться. Только вот какой выбрать?
2.Снеговик: А пусть на ребята в хоккей научат играть! Я видел, как в него
мальчишки во дворе играли.
Ведущий: Ну
что,
ребята,
выполним
просьбу
снеговиков?
6.Эстафета «Мяч в ворота». От линии старта дети забрасывают с помощью
клюшки мяч в ворота, затем бегут за мячом, приносят его и передают
следующему участнику.
1.Снеговик: Спасибо вам, ребята, что научили нас в хоккей играть, теперь уж
мы скучать не будем, а соберем настоящую хоккейную команду! (Собирается
уходить)
2. Снеговик: подожди, братец, не уходи, я еще с ребятами не наигрался.
Видел я, как дети у нас во дворе в такую игру играли...
7.Эстафета «Гонки на ватрушках». Каждой команде дается ватрушка.
Первый игрок проводит игрока в ватрушке на противоположную сторону,
сам остаётся на противоположной стороне, а тот, кого он довёз, встает с
ватрушки и бежит с ней команде за следующим игроком. Побеждает
команда, которая первая переберется на противоположную сторону.
Ведущий: Наигрались, снеговики?
1.Снеговик: Наигрались! Спасибо вам огромное, ребята!
2. Снеговик: И, правда, развеселили вы нас, грусти, как и не было.
Снеговики: До скорой встречи, друзья! (До свидания).
Ведущий: А нам пора подводить итоги «Зимних забав». Подводит итоги,
подчеркивая старания детей. Проводит награждение. Командам вручаются
грамоты.
Приложение 6
Спортивное мероприятие:
«Зимние весёлые старты на лыжах»
Цели: Пропаганда здорового образа жизни, приобщение к занятиям спортом
младших школьников.
Задачи:
- заинтересовать детей заниматься лыжным спортом;
- прививать любовь к спорту и здоровому образу жизни.
Актуальность: у детей наблюдается ослабленный иммунитет, снижение
интереса к занятиям лыжным спорт, дети болеют простудными заболеваниями.
14
Результат:
повысится интереса к занятиям лыжным спортом, здоровому
образу жизни.
Инвентарь: лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки, флажки.
Подготовить:
по две небольших
параллельно расположенных лыжи на
каждую команду.
Место проведения: стадион.
Участники: учащиеся 1-4 классов.
Присутствующие: Снеговик, учитель физической культуры, члены жюри.
Ход праздника.
Экипированные команды выходят на спортивную площадку, строятся.
Выходит Снеговик, поздравляет ребят – участников лыжного праздника:
-Дорогие мои ребятишки,
девчонки и мальчишки!
Я, Снеговик –
Покровитель лыжного спорта.
Поздравляю вас с началом
Лыжного праздника!
Сегодня вам предстоит показать удаль молодецкую, задор ребячий!
Желаю вам, чтобы праздник удался и запомнился!
Снеговик: Внимание, внимание!
Начинаем соревнование!
Чтобы всем поднять настроение,
Приглашаем команды на построение.
Снеговик объявляет конкурсы.
1 конкурс: Играющие в колоннах по одному,
у каждой команды две
параллельные лыжни для движения туда и обратно. По команде, впереди
стоящие игроки стараются быстрее пройти до финишной линии и обратно,
чтобы касанием руки передать эстафету следующему участнику своей
команды, таким образом, пока вся команда не проделает этот путь. Побеждает
команда, последний игрок, которой первым пересечет линию старта.
2 конкурс: «Гусеница». На площадке отмечаются линии старта и финиша.
Расстояние между ними 20-25 м. Играющие выстраиваются у линии старта в
колонны по одному. У каждого игрока - по лыжной палке, свободный конец
которой он протягивает следующему игроку своей команды, так что получается
одна длинная цепь - гусеница. По команде все гусеницы начинают двигаться к
финишу. Побеждает та команда, чья гусеница придет первой.
3 конкурс: «Слалом на равнине». Флажки расставлены по дистанции, огибая
их, то слева, то справа, надо пройти дистанцию туда и обратно. Какая команда
пробежит быстрее между флажками.
15
4 конкурс: «На одной лыже». Бывают в жизни случаи, когда надо дойти до
финиша на одной лыже... Дистанция – 20 метров. Лыжа – одна, лыжных палок
– две. Ногой, свободной от лыжи, наступать на снег нельзя. Кто быстрее?
5 конкурс: «Поменяй флажки» команды находятся в колоннах. Расстояние
(30м), которое должны преодолеть дети на лыжах отмечается двумя флажками.
Каждый ребенок должен пройти это расстояние, до флажка и поменять его на
другой флажок. Кто быстрее?
6 конкурс: «Буксиры»
команды находятся в колоннах. Все участники
распределяются по парам примерно равных по силам партнеров. Стоящий
сзади подает концы лыжных палок впереди стоящему партнеру, другие –
держит сам. Длина дистанции – 30 м. На старте выстраивается любое
количество пар. Гонки начинаются по сигналу. Чтобы быстрее разбежаться на
старте, буксируемый делает 10–15 шагов, а дальше скользит по инерции по
лыжне идущего впереди.
Побеждает команда, сумевшая быстрее всех пройти маршрут.
7конкурс: «Воротца». На дистанции 50 в двух местах лыжные палки втыкают в
снег по две, верхние их концы соединяют. Первые воротца – в 20–30 метрах от
старта, еще через 15–20 метров ставят вторую арку из палок. Двигаясь по
лыжне, проскользнуть сквозь воротца, пройдя их, скорее беги к финишу. Если
воротца упали, надо поставить их и лишь потом продолжать бег.
Судейская бригада подводит итоги праздника, объявляет победителей,
Снеговик
награждает
команды
участников
спортивного
праздника,
победителей грамотами
Снеговик:
Доволен вами я, любимые друзья!
Вы хорошо соревновались и с наградами остались!
Спортом всегда занимайтесь
И здоровыми оставайтесь!
-До новых встреч!
Приложение 7
Спортивное мероприятие:
«Фестиваль народных игр»
Цели и задачи: «Фестиваль народных игр» проводится с целью приобщения
учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
возрождения и развития национальной игровой культуры народов
России;
популяризации народных игр и национальных видов спорта как средств
массовой физической культуры.
Участники фестиваля: учащиеся 1-4 классов.
Условия проведения и программа фестиваля. Фестиваль проводится по
типу «Веселых стартов» с включением в программу элементов различных
народных игр. В программу
входят конкурсы для болельщиков, которые
16
должны
составить
правильно
перепутанные
пословицы,
и
повторить
скороговорки.
Ход мероприятия.
Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы,
Что пришли к нам на праздник поиграть, повеселиться
Да показать силу да удаль молодецкую!
Скоморох 1. Пожалуйте, гости дорогие! Присаживайтесь!
Скоморох 2. Веселья вам да радости!
Скоморох 1. Давно вас ждем - пождем, праздник без вас не начнем.
Скоморох 2. Пригласили мы вас на праздник игры да потехи на всякий вкус
Скоморох 1. Народ собирается!
Скоморох 2. Праздник начинается.
Ведущий: А играть вы будете в игры русские, народные, задорные и
хороводные
Скоморох 1. Мы желаем от души
Чтоб результаты ваши были хороши!
Скоморох 2. Чтоб не знали сегодня усталости,
И доставили вам игры много радости!
Ведущий. Народные игры… Их такое великое множество: с мячом и шарами, с
палками и веревочками, с фантами и камешками, со словами и загадками,
домашние и хороводные, зимние и летние…. Для человека полтора века –
много, а для игры – как день. Сохранились они в неприкосновенности,
вероятно, потому, что народ ничего не придумывает ради простой забавы, а
всегда – со смыслом, для пользы.
Скоморох 1. Что быть может проще бега?
Ну чему учиться тут?
Ноги ведь у человека
Сами вроде бы бегут
Скоморох 2. Да, конечно, можно просто
Кое-как, чуть-чуть бежать
А красиво, вместе, быстро,
Надо «змейкой» пробежать
Ведущий, конкурс 1. «Змейка» (русская народная игра). Все дети берут друг
друга за руки, образуя живую цепь. Направляющий игрок становится ведущим.
На
бегу
ведущий
несколько
раз
должен
обежать
стойки,
преодолеть
препятствие и вернуться на свое место. Игроки не должны расцепляться и
повторять все движения за ведущим.
Скоморох 1. Продолжаем фестиваль!
Будут игры, будет смех,
И веселье и забавы
Предназначены для всех
Ведущий, конкурс 2. Игра «Оксоккарга» (хромая ворона) – игра узбекских
ребят. У направляющего колонны в руках цветной кушак. По сигналу он
сгибает левую (правую) ногу в колене, быстро перевязывает ее и тут же
17
начинает передвигаться вперед на одной ноге до стойки и обратно и передает
кушак следующему. Выигрывает команда, первая выполнившая задание.
Ведущий: Молодцы! Бегать и прыгать вы умеете. А теперь задание
болельщикам,
разобрать перепутанные пословицы. Каждый желающий
вытягивает половинку или часть пословицы и должен найти недостающие,
например:
Зимой солнце светит, да не греет
Много снега на полях, много хлеба в закромах.
Пословицы: глаза боятся, а руки делают; живи своим трудом, а не чужим
добром; коли голова пуста, то и разум легкий; кто вчера солгал, тому и завтра
не поверят; меньше говори, да больше делай.
Ведущий:
В старину любимой
игрой детворы была «Лапта». Один из
элементов игры – ловля мяча с лета – называется «Свеча»
Скоморох 1. Бью его, а он не злится,
Он все больше веселится,
Как ни странно, без битья
Нет для мячика житья.
Скоморох 2. Мяч летит – его лови,
Но смотри, не урони.
Как поймаешь на лету –
Принесешь победу!
Ведущий, конкурс 3. Игра «Поймай свечу». По одному игроку от каждой
команды находятся в поле. Задача этих игроков поймать свой мяч. Если игрок,
стоящий в поле, ловит мяч с лёта, то сразу же приносит победное очко, но
можно ловить мяч и с отскока о пол. После этого игрок бежит и кладет мяч в
обруч и после чего выходят в поле следующие игроки и т.д.
Скоморох 1. В конкурсах наших победа за тем,
Кто сильный и ловкий, тот нравится всем.
Скоморох 2. С давних пор на Руси
Проводились городки.
Бросил биту, посмотри,
Разлетелись городки.
Ведущий, конкурс 4. Игра «Городки». Игроки стоят за контрольной чертой. По
одному из команды выходят к линии, бросают биты, стараются сбить городки.
Выигрывает та команда, которая больше собьёт городков.
Скоморох 1. Что за шумное веселье,
Куда мчится детвора?
Петушиный бой в деревне?!
Ну, тогда скорей туда.
Ведущий, конкурс 5. Конкурс капитанов. Капитаны всех команд встают в
круг. По сигналу они, передвигаясь на одной ноге, руки за спиной, стараются
вытолкнуть соперника из круга. Выигрывает та команда, чей капитан остался
последний в круге.
Скоморох 2. Сейчас будем мы, ребята,
В интересную игру играть.
18
Силу нашу силушку,
Всем нам надо показать.
Скоморох 1. Сейчас я приглашаю силачей силой помериться.
Ведущий, конкурс 6.
«Перетягивание каната».
Команды находятся в
колоннах напротив друг друга, участники команд берутся за канат, на котором
яркой ленточкой обозначена середина, на полу обозначена линия. По сигналу
участники команд начинают тянуть канат в разные стороны.
Скоморох 2. Без смеха и шутки, друзья, жить никак нельзя.
Скоморох 1.Все преграды вы прошли, силу, ловкость и друзей приобрели.
Скоморох 2. Ну а сейчас состязание для болельщиков.
Скороговорки:
Дает Катеринке
Картинки Каринка,
Картинки в корзинку
Кладет Катеринка
Пекла для Варюшки
Подружка ватрушки.
Подружке подушку
Сшила Варюшка.
Ждут воробьи
У кормушки кормежки,
Принес им Маркушка
В кармашке морошки
Насыпал Парамошка
Горошка на дорожку,
Ведет теперь к порожку
Дорожка из горошка.
Скоморох 1: Много игр на празднике нашем –
Играем, шутим, поем и пляшем.
В играх рот не разевай –
Смелость, ловкость проявляй!
Ведущий, конкурс 7. «Веревочка под ногами». Первый участник стоит со
скакалкой в руках. По сигналу учителя начинает прыгать через скакалку до
стойки и обратно, вернувшись обратно, передает конец скакалки второму
участнику. Они вместе проносят скакалку под ногами. Первый остается на
месте, а второй продолжает эстафету.
Ведущий: Мы отдохнули все на славу,
И победители по праву
Похвал достойны и награды,
И мы призы вручить вам рады.
Жюри объявляет итоги.
Скоморох 1. Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
19
Скоморох 2. Вот настал момент прощанья,
Будет кратка наша речь.
Говорим вам: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Приложение 8
Игра-соревнование
«С мячом играй – здоровья прибавляй»
Цель: развитие физических качеств: быстроты, ловкости и силы через
соревновательную и игровую деятельность.
Задачи:
- привлечение учащихся к занятиям физической культурой пропаганда занятий
спортом;
- воспитание решительности, смелости, находчивости и коллективизма,
взаимопомощи, дисциплинированности, смелости, настойчивости.
Место проведения: спортивный зал.
Участники соревнований: учащиеся 1-4 классов.
Подготовительный этап: В каждой команде выбирают капитана,
придумывают название и девиз, создают эмблему класса.
Ведущий мероприятия – преподаватель физической культуры.
Награждение: команды, занявшие призовые места, награждаются грамотами
и сладкими призами.
Ход мероприятия.
Ведущий: Добрый день уважаемые гости, участники соревнований, любители
спорта,
болельщики!
Там
где
царит
атмосфера
уважения,
дружбы,
взаимопонимания - там всегда праздник! Наш спортивный праздник называется
«С мячом играй – здоровья прибавляй». Мне очень приятно видеть всех вас в
нашем спортивном зале. Мы начинаем самое веселое из всех спортивных и
самое спортивное из всех веселых мероприятие. Участники соревнований будут
состязаться в силе, ловкости, смекалке и быстроте!
Давайте знакомиться (команда называют свое название и девиз класса)
Оценивать ваши успехи будет жюри: ведущий представляет жюри.
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит
Кто окажется дружнее
Тот того и победит.
А сейчас я объясню порядок проведения соревнований. Мероприятие состоит
из эстафет разной сложности. Каждая эстафета оценивается по четырех бальной
системе: 1 м – 4 очка, 2 – 3 очка, 3 – 2 очка и 4 – 1 очко. Победителем
соревнований станет команда, которая наберет наибольшее количество очков.
Ведущий: Эй, команды смелые,
Дружные, умелые
На площадку выходи
Силу, ловкость покажи
20
Итак, переходим к первому заданию.
1. «Перекати поле».
Команды строятся в колонну по одному на линии старта, первые игроки команд
получают обручи. По сигналу первый игрок команды бежит спиной вперёд и с
помощью обруча катит мяч до конуса и обратно, передает обруч следующему
участнику. Эстафета заканчивается, когда все участники команды выполнят
задание.
2. «Веселый носильщик».
Команды строится в колонну по одному на линии старта. Перед каждой
командой через каждые три метра от линии старта на полу лежат три обруча в
них три мяча. Нужно их поменять первый во второй, второй в третий, третий
игрок
возвращается к команде, передает эстафету хлопком по ладони
следующего участника, встает в затылок последнему. Эстафета заканчивается,
когда все участники выполнят задание, а участник под номером 1 получит мяч
от последнего участника на линии старта и поднимет мяч вверх.
3. «Гонка мячей».
Первому участнику дается мяч. Толкая мячик рукой, не отрывая руку от мяча
нужно добежать до конуса, взять мяч в руки и возвратиться бегом на линию
старта и передать эстафету следующему участнику. Выигрывает команда,
которая выполнит правильно все задание быстрее всех.
4. «Ловкие и быстрые».
Команды в колонну по одному, дистанция 1 м, по команде направляющий
передаёт мяч через голову сзади стоящему игроку, тот берёт мяч и отправляет
следующему между своих ног, следующий опять через голову и так до
последнего. Последний, получив мяч, бежит вперёд команды, и передаёт мяч
через голову и т. д., пока капитан команды не вернётся на
своё место. Правила: потеря мяча – начало игры с места потери.
5.«Прыжки с мячом».
Команды в колонну по одному, по команде
направляющий
зажав
баскетбольный мяч между колен,
прыгает до поворотного флажка, обегает
флажок и бегом возвращается и передает мяч следующему игроку. Правила: в
случае потери мяча подобрать его и продолжить соревнование с места потери.
Побеждает команда, раньше закончившая эстафету.
6.«Попади в мяч».
Напротив каждой команды в
10метрах лежит обруч, в нем находится
баскетбольный мяч. Капитанам каждой команды дается баскетбольный мяч,
участники по очереди бросают мяч, стараясь попасть в баскетбольный мяч, за
каждое попадание команде начисляется очко. Побеждает команда, набравшая
больше очков.
7.Викторина для зрителей.
Вопросы:
От каких слов произошло название «баскетбол»? (От английского слов
«баскет» - корзина и «бол»- мяч.)
Какой мяч самый тяжелый – футбольный, волейбольный или
баскетбольный? (Баскетбольный.)
21
Где впервые начали играть ? (США.)
Сколько раз можно вести мяч? (Один)
Чем отличается мини-баскетбол от баскетбола? (Высотой баскетбольной
корзины, разное игровое время, размером баскетбольного мяча и весом.)
Награждение за викторину.
8. «Не урони мяч».
Команды строятся в колонну по одному, по сигналу первые участники команд,
с 3-мя разными (баскетбольным, волейбольным и футбольным) мячами в руках
устремляются
вперед обегают стойку, и возвращаются назад, как можно
быстрее и передают эстафету следующему игроку и т.д. Побеждает команда,
закончившая эстафету первой и сделавшая меньше потерь.
Ведущий. Каких спортсменов ловких
Увидели мы сейчас
Что значит тренировка –
Ну, просто высший класс!
Итак, наш спортивный праздник подошел к концу. Самые справедливые и
честные судьи подвели итоги баскетбольного праздника. Им слово.
Жюри объявляет итоги праздника, подчеркивая старания детей и болельщиков.
Проводит награждение. Командам вручаются грамоты.
Участники праздника (согласно занятым местам) под марш и аплодисменты
болельщиков делают круг почета и покидают спортивный зал.
Приложение 9
Спортивное мероприятие:
«Весёлые туристические старты»
Цель: привлечение
школьников
к
занятиям
туризмом
и
краеведением,
пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
закреплять знания, умения, навыки по туристско-краеведческой
деятельности;
развивать двигательные навыки, физические качества: выносливость,
быстроту реакции, ловкость;
воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;
знакомить в игровой форме с предметами туристского снаряжения,
использовании их в туристском быту.
Участники: учащиеся 1-4 классов, помощники учащиеся 10 класса.
Предварительная подготовка.
Учащиеся 1-4 класса выбирают капитанов
команды.
От
каждой
команды
назначается
судья,
который
следит
за
действиями противоположной команды.
Ход мероприятия.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Нам очень
приятно видеть всех Вас. Мы начинаем самую веселую из всех туристских игр
«Веселые старты»! Участники стартов будут состязаться в силе, ловкости,
смекалке, быстроте
22
В каждом старте доля шутки,
Не стоим мы ни минутки
Пусть звучит веселый смех
Впереди нас ждет успех
Мы жюри вам представляем и успехов всем желаем.
Оценивать вашу готовность к походу будет уважаемое жюри в составе
(представление жюри).
А сейчас напутственные слова участникам состязаний.
Вот здоровья в чем секрет –
Всем друзьям – физкульт-привет!
Туризм, ребятам очень нужен,
мы с туризмом очень дружим.
Туризм-помощник! Туризм-здоровье!
Туризм-игра! Физкульт-ура!
В мере нет рецепта лучше,
будь с туризмом не разлучен
Итак, с командами познакомились, жюри выбрали, напутствие услышали –
пора начинать состязание!
1-й этап. Я всегда с собой беру.
В центре зала лежат приготовленные вещи: рюкзаки, спальники, коврики,
куртки, спички, туалетная бумага, фонарики, фляжки, миски, кружки, компасы,
ложки и другие туристические вещи. В этой же куче лежат вещи, которые в
походе не пригодятся, а лишь увеличат вес рюкзака. Вещей каждого
наименования должно быть по количеству команд – участников. Участникам
команды выбрать из одной кучи те вещи, которые необходимы и могут
понадобиться в походе. Участники по очереди приносят предметы и
складывают их перед капитаном в указанном месте. Каждый участник берет
только одну вещь, повтор предметов в одной команде недопустим. Побеждает
та команда, которая принесет вещи быстрее.
2-й этап. Упакуй рюкзак. Конкурс для капитанов.
Быстро и правильно упаковать рюкзак, в котором должно уместиться все то,
что команда ранее собирала. Рюкзак застегнуть.
3-й этап. Узнай свой маршрут.
Так оказалось, что карта в походе потеряла вид. А без карты туристу никак
нельзя. Командам в конверте выдается карта, разрезанная на маленькие
кусочки. Необходимо правильно собрать карту и приклеить её на лист.
Побеждает та команда, которая быстрее соберет карту.
4-й этап. Ориентирование.
Напротив
команд
обручи,
по
сторонам
света
вокруг
каждого
обруча
раскладываются таблички СЕВЕР, ЮГ, ВОСТОК, ЗАПАД. По сигналу по
одному участнику из каждой команды бегут до обруча становятся в обруч.
Ведущий называет сторону света. Кто быстрее и правильно повернется в
нужную сторону, тот приносит команде очко. Участие принимают все игроки
команд по очереди.
5-й этап. Болото.
23
Мелом на полу рисуются «кочки» и линии берега. Игра проходит в виде
эстафеты. Нужно пробежать по кочкам. Если игрок пробежался по ним без
заступов, то возвращается назад по «берегу» и передает эстафету очередному
участнику. Если был заступ, то обратный путь преодолевает по кочкам. Судьи
следят на этапах за ходом игры и указывают, как возвращаться. Побеждает та
команда, которая быстрее преодолеет болото.
6-й этап. «Переправа».
Участник перебегает по веревке, лежащей на полу до линии финиша. Обратно
возвращается, пробегая рядом с ней. Побеждает та команда, которая быстрее
преодолеет переправу.
7-й этап. Дежурный.
Игра проходит в виде эстафеты, в которой передается котелок, наполненный
водой. Необходимо оббежать стойку и передать котелок следующему игроку,
стараясь как можно меньше расплескать воды. Побеждает та команда, которая
быстрее выполнит эстафету.
За самое «сухое» прохождение присуждается
дополнительное очко.
Заключительный этап.
Участники туристических стартов строятся. Ведущий подводит итоги и
объявляет команду-победительницу. Проводит награждение.
Ведущий. Вот и закончился наш праздник «Весёлые туристические старты».
Все показали свою ловкость, силу, быстроту. А главное получили заряд
бодрости и массу положительных эмоций! Занимайтесь туризмом, укрепляйте
свое здоровье развивайте силу и выносливость! До новых встреч
Список литературы:
1. Патрикеев
А.Ю.
Зимние
подвижные
игры:
1–4
классы.
Москва,
издательство ВАКО, 2009г. -176с.
2. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры: 1–4 классы.
Москва,
издательство
ВАКО, 2007г. -158с.
3. Погадаев Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных
мероприятий в школе. Москва, издательство Дрофа, 2006.-110с.
4. Демчишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании
детей и подростков. Издательство «Здоровья» - Киев, 1989. -168с.
5. Литвинов М. Ф. Русские народные подвижные игры. Москва, издательство
«Просвещение», 1999.-130 с.
6. Бутин
И.М.
Физическая
культура
в
начальных
классах.
Москва,
издательство Владос-Пресс, 2001.-176с.
7. Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей: занятия,
развлечения, праздники, походы. Ярославль: Академия развития, Академия
холдинг. – 2008. – 144 с.
8. Глязер С.Н. Зимние игры и развлечения. – Москва: Сфера, 1999. – 81 с.
9. Железняк. М.Н. Спортивные игры. – Москва: Педагогика, 2001. – 147 с.
24