Напоминание

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 9 - 10 ЛЕТ


Автор: Гатауллин Марсель Ильнурович
Должность: тренер по футболу
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Физкультурно-спортивного объединения “Тасма”»
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 9 - 10 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование





Назад




РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 9 - 10 ЛЕТ

Гатауллин М.И., тренер отделения футбола,

Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва

«Физкультурно-спортивное объединение “Тасма”» г.Казани

Актуальность.

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что

тенденцией развития современного футбола является выполнение футболистами в игре все в

большей мере технико-тактических и двигательных действий с мячом и без мяча с проявлением

максимальной скорости. Кроме того, от игроков требуется умение владеть мячом на высокой

скорости с перемещениями и выполнять многократно «взрывные» действия по ходу игры. Не

обладая скоростными способностями, трудно рассчитывать на игру в хорошей команде.

В процессе игры скорость у футболистов проявляется в быстрой реакции и в выполнении

движений [1].

Отличительные черты футбола наших дней – высокий объем игровой и двигательной

деятельности, множество единоборств, игра на околопредельных и предельных скоростях.

Скорость – решающий фактор успешного действия игроков и команд в целом, это такой

комплекс функциональных свойств человека, который характеризует его способность совершать

действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

По данным ряда исследований, юные футболисты значительно уступают в уровне

скоростной

подготовленности

представителям

других

видов

спорта.

Особенно

важно

существенно повысить уровень скоростной подготовленности юных футболистов в том возрасте,

в котором закладывается фундамент их спортивного мастерства, в частности следует обратить

внимание на средний школьный возраст – возраст формирования всех основных систем

жизнеобеспечения, их совершенствования. В этот период происходит активная морфологическая

перестройка организма, интенсивно происходит психическое развитие, адаптация к внешней

среде физиологических систем,

в

едином комплексе развиваются

нервная система и

двигательный аппарат. Младший школьный возраст является особенно благоприятным для

закладки физических навыков, умений, способностей детей. Очевидно, искать резервы

повышения

эффективности

тренировочного

процесса

следует

в

учете

особенностей

индивидуального развития юных футболистов при совершенствовании физических качеств.

В то же время, несмотря на определенную разработанность современных подходов к

скоростной подготовке юных спортсменов, обширную научно-методическую литературу с

содержанием разнообразных методик развития скоростных способностей, на практике не

наблюдается обнадёживающих эффектов от их внедрения.

Уровень развития скоростных способностей – один из важнейших показателей

специальной физической подготовленности футболистов.

Проблема рационализации средств и методов скоростной подготовки спортсменов

постоянно находится в поле зрения ученых и практиков.

Поэтому исследование скоростных способностей как решающего фактора успешного

действия игроков в футболе является актуальным и нуждается в дальнейшем исследовании.

Цель исследования. Разработать комплексы упражнений, направленных на развитие

скоростных способностей футболистов 9-10 лет.

Результат исследования и их обсуждение. Проведен эксперимент, в котором приняли

участие 2 группы (контрольная и экспериментальная). Для определения исходного уровня

развития скоростных способностей групп были проведены специальные тесты: бег 30 м; бег 60

м; челночный бег 3х10м. В начале исследования по результатам всех тестов футболисты данных

контрольной групп имеют, примерно, равный уровень подготовленности. Разница между

группами статистически не значима.

Для развития скоростных способностей футболистов 9-10 лет нами были разработаны 3

экспериментальных комплекса упражнений.

Комплекс №1.

1. Подвижная игра «салки», время выполнения 1 минута, 4 серии с интервалом отдыха 30

секунд.

2. Стартовые рывки из различных исходных положений (стоя боком, лицом, спиной

вперед, на одном, обоих коленях, лежа на животе и т.д.) по зрительному или звуковому сигналу

выполнить рывки на 15 м. Каждое исходное положение выполнять по 2 раза.

3. 6 подскоков на месте с последующим рывком на 15 м. 5 серий с интервалом отдыха 1

минута.

Комплекс №2.

1. Беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках. Движения ногами

выполняются в быстром темпе в течение

10 с. Повторить 3-4 раза.

2. Подвижная игра «вороны-воробьи» 2 серии по 5 минут с 2-минутной паузой;

3. Повторная пробежка коротких отрезков (15 м). 5 раз с интервалом отдыха 30 секунд.

4. Челночный бег 2x10 м, 2x15 м. Каждую дистанцию 5 серий с интервалом отдыха 1

минута и 2 минуты.

Комплекс №3.

1. Бег на 30 м с высоким подниманием бедра, бег с захлестыванием голени, бег прыжками

с ноги на ногу, бег толчками, семенящий бег, обратное возвращение бег трусцой. Каждое

упражнение по 3 раза.

2. Бег с ускорением на 30 м. 5 серий с интервалом отдыха 1 минуты.

3. Прыжки на двух ногах по 15 м. 5 серий с интервалом отдыха 30 секунд.

4. Выпады 15 м. 3 серии с интервалом отдыха 1 минута.

Выводы. Проанализировав научно-методическую литературу, мы пришли к выводу, что

скоростные способности успешно развиваются именно в подростковом возрасте. Вот почему эти

способности необходимо развивать сразу, с первых занятий футболом. Для развития скоростных

способностей следует подбирать хорошо усвоенные и знакомые упражнения. В противном

случае, ребята не смогут выполнять их на предельной скорости, т.к. внимание занимающихся

будет сосредоточено на выполнении самих упражнений.

Список литературы.

1.

Фирсов,

А.Г.

Физическая

культура,

кумулятивный

эффект

тренировки

при

акцентированной подготовки скоростно- силовой направленности /А.Г. Фирсов. — Москва:

2007. — 77с.

2. Алабин, В. Г. 2000 упражнений для легкоатлетов / В. Г. Алабин. — Харьков: Основа,

1994. — 120с.

3. Берштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А.

Берштейн. — Москва: Фис, 1991. — 288с.

4. Ведринцев, А. В. Методика обучения прыжковым упражнениям учащихся 7-10 лет на

основе анализа структуры движений / А. В. Ведринцев. — М: Фис, 1992. — 20с.

5. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.

В. Верхошанский — М: ФиС, 1985. — 176с.

6. Варюшин, В. В. Тренировка юных футболистов / В. В. Варюшин. — М: Физкультура,

образование и наука, 1997. — 130с.

7. Юшков, О.П. Теория и практика физической культуры /О.П. Юшков, В.П. Сердюк,

С.М. Репневский. — Москва: ФиС, 1985. — 23с.



В раздел образования