Автор: Ефимов Сергей Сергеевич
Должность: тренер по футболу
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Физкультурно-спортивного объединения “Тасма”»
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОВКОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОВКОСТИ У ФУТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ
Ефимов С.С., тренер отделения футбола,
Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Физкультурно-
спортивное объединение “Тасма”» г.Казани
Актуальность. Футбол сегодня является массовым, очень популярным и зрелищным видом
спорта, что обуславливает всемирный и постоянный к нему интерес. В современной спортивной
науке наблюдается интерес к проблеме физической подготовки юных футболистов. Среди важных
вопросов, посвященных этой теме, остаются те, которые связаны с содержанием, структурой и
методикой общей и специальной физической подготовки юных футболистов. При этом, важно
помнить о необходимости, в первую очередь, совершенствовании специальных физических качеств,
одним из которых является развитие ловкости футболистов, так как данное качество, хоть и не в
первую очередь, но определяет эффективность игровых действий футболиста.
Развитие ловкости и точности движений – одно из базовых навыков для наиболее
рационального решения задач, поставленных перед футболистом в футбольном матче. Надежный
игрок, умеющий при необходимости эффективно действовать на любом участке поля и в любой
игровой
ситуации
-
крайне
нужен
команде,
ставящей
перспективные
турнирные
или
соревновательные цели. Возможно, по той причине, что данное качество относительно плохо пока
изучено,
например,
отсутствуют
научно
обоснованные
данные
о
структуре
ловкости
в
тренировочных занятиях футболистов довольно редко можно встретить специальные упражнения
для её развития. В связи с этим, более глубокое исследование структуры ловкости футболиста,
выявление её взаимосвязи с эффективностью технико-тактических действий в условиях спортивных
соревнований, а также внесение рекомендаций в тренировочные программы команд, представляются
такими, которые требуют своего решения. Предполагаем, что тренировочные программы будут
эффективными, если они будут направлены на одновременное развитие ловкости и техники
тактического мастерства. Вместе с тем мы не должны не забывать о том, что оценка степени
ловкости любого обоснованного двигательного задания не заключается в элементах данного задания,
а определяется исключительно по степени соответствия их с окружающей обстановкой, так как от её
эффективности зависит степень успешности решения реализуемой командной задачи.
Цель исследования. Изучить особенности процесса развития ловкости юных футболистов.
Результаты исследования и их обсуждение.
Проведён педагогический эксперимент, в
котором приняли участие 25 юных футболистов. Дети тренируются на базе МАУ «СШОР «ФСО
ТАСМА».
Первый этап включал в себя анализ научно- методической литературы, в процессе которого
изучались
источники,
посвященные
проблемам
физической
подготовленности,
принципам
построения данного процесса, его содержанию и структуре. В ходе проведенного нами эксперимента
были выявлены недостатки физической подготовленности в экспериментальной группе по
отношению к контрольной группе. Эксперимент проходил на базе МАУ «СШОР «ФСО ТАСМА».
В эксперименте принимали участие футболисты, занимающиеся футболом различное
количество времени, от одного года до пяти лет. Контрольная группа состояла из футболистов,
которые занимаются футболом от трёх до пяти лет, а для экспериментальной мы разработали
комплекс упражнений, направленных на совершенствование ловкости и взяли футболистов,
занимающихся футболом от года до двух лет. Обоснование разработанных комплексов упражнений:
для развития данного качества мы включили в комплекс разнообразные средства и приемы,
направленные
совершенствование
ловкости.
Для
решения
конкретных
задач
применялись
разнообразные упражнения. Нами были
использованы следующие комплексы упражнений: подбрасывание мяча вверх и ловля мяча руками с
поворотами на 180 градусов. Тренировки проходили 3 раза в неделю по 1 часу, понедельник среда
пятница.
Для измерения показателей использовались тесты: подбрасывание и ловля мяча и отбивание
мяча от пола. Для подбрасывания мяча предоставляется 3 попытки, нужно подбросить мяч вверх за
30 секунд максимальное количество раз и поймать (высота не менее 2 метров). Тест отбивание мяча
от пола: футболист отбивает мяч от пола максимальное количество раз за 30 секунд (руки можно
чередовать).
Выводы.
В результате проведенного исследования установлено, что юные футболисты
обладают высоким уровнем развития ловкости и координационных способностей. Педагогический
эксперимент продемонстрировал, что разработанный комплекс упражнений эффективен. Комплекс
упражнений направлен на совершенствование ловкости и координационных способностей, которые
необходимы футболисту, чтобы эффективно решать поставленные перед ним задачи в футбольном
матче.
Список литературы.
1. Вихров К., Догадайло В. Педагогический контроль в процессе тренировки // Теория и
практика футбола. - Киев, Научно-методический отдел Федерации футбола Украины, 2000. - 96 с.
2. Лисенчук Г.А. Теоретико-методические основы управления подготовкой футболистов.
Дисс. доктора пед. наук. - Киев, НУФВСУ, 2004. – 37с.
3. Шамардин В.Н. Система подготовки юных футболистов // Учебно-методическое пособие. -
Днепропетровск, 2001. - 104с.