Автор: Гулянова Дарья Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКУ "Центр содействия семейного устройства детей сирот "Радуга"
Населённый пункт: город Юрга Кемеровская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Личностно-ориентированный подход психолога при выявлении семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Раздел: среднее образование
Психологическая характеристика
Кашникова Евгения Сергеевича
24.02.2009 г.р
10.04.2023 г. проведена диагностика Кашникова Евгения , находящегося в МКУ
«Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» с целью выявления и анализа
психического состояния и индивидуальных особенностей несовершеннолетнего,
определения степени отклонения в ее поведении и взаимоотношениях с окружающими
людьми.
Для этого использовались методики психологического обследования: беседа,
методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, тест «Исключение четвертого лишнего» и
цветовой тест Люшера , опросник САН , проективная методика «Рисунок семьи»,
опросник «Родителей оценивают дети» (РОД) .
В результате диагностики получена следующая информация.
Поведение во время обследования: Внимательно слушает вопросы педагога,
отвечая на вопросы, старается давать социально желательные ответы, старается не
смотреть в глаза, закрывает лицо руками.
Внешне ребенок опрятен. Немногословен, замкнут. Смущается в присутствии
незнакомого взрослого. Уровень работоспособности сохраняется на нормальном уровне в
течение всей процедуры обследования.
Эмоциональное состояние: На момент обследования эмоциональное состояние
ребенка снижено. Присутствуют признаки стрессового состояния.
Индивидуальные особенности:
У Евгения выявлен высокий уровень тревожности. Эмоциональное состояние
характеризуется неустойчивостью, наличием страхов и опасений.
Старается выполнять требования взрослых, мало общителен. Агрессии в поведении не
наблюдается.
Развитие познавательных психических функций : На данный момет Женя
обучается в школе интернате № 13 г. Юрги в 5 И классе. Успеваемость
неудовлетворительная.
Развитие познавательных процессов: памяти, внимания и мышления недостаточное,
интеллект низкий.Отсутствует способность к формированию понятий, обобщению.
Развитие речи не соотвествует возрасту, недостаточный обьем словарного запаса.
Малый уровень осведомленности и обьем знаний об окружающем мире.
Детско-родительские отношения. До поступления в учреждение ребенок
проживал с матерью, братьями и сестрами. Со слов ребенка, проживать с матерью ему не
всегда нравилось из -за того, что она употребляла спиртные напитки. Свободное время
любил проводить в гостях у старшей сестры Насти, которая проживает отдельно.
Привязанность к матери выражена слабо.К пребыванию в учреждении отностся спокойно.
Заключение : У Евгения выявлен высокий уровень тревожности. Эмоциональное
состояние характеризуется неустойчивостью, наличием страхов и опасений. Развитие
речи и познавательных функций не соответсвует возрасту.
Педагог-психолог Д.В. Гулянова
Самооценка формируется с детства
Как должны вести себя родители, чтобы самооценка ребенка
была адекватной? Этот вопрос задают многие родители, обращаясь
к психологу. Самооценка начинает складываться еще в раннем
детстве. Только в младшем школьном возрасте ребенок начинает
самостоятельно сравнивать себя с другими. В раннем же детстве,
для развития самооценки значение будет иметь в первую очередь
отношение к малышу в семье. Здоровая атмосфера в семье,
стремление понять и поддержать ребенка, чувство психологической
защищенноси- состовляющие для формирования позитивной
адекватной самооценки у ребенка.
Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во
всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их
слабости, но не видя при этом своих собственных, часто
перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается
обратить на себя внимание. Если самооценка ребенка занижена,
скорее всего, он тревожен, не уверен в собственных силах. Такой
ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят,
стремится к уединению, обидчив, нерешителен. При адекватной
самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности,
ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят
и уважают. Для формирования адекватной самооценки или
коррекции уже существующей завышенной или заниженной,
родителям требуется оказывать ребенку помощь и поддержку.
Как действовать взрослым? Как помочь ребенку выработать
адекватное отношение к самому себе, оценить себя правильно?
Подарите чувство защищенности, хвалите, никогда не
сомневайтесь в способностях и возможностях своего ребенка,
поручайте ребенку такие задания, которые он сможет выполнить с
успехом, не окружать чрезмерной опекой, уделите внимание
физическому развитию ребенка. Помните, что все ваши слова,
поступки и воспитательные моменты влияют на становление
личности и формирование самооценки, от которой зависит
дальнейшая успешность вашего ребенка. Но все же если сил и
знаний порой не хватает, обращайтесь к специалистам. Совместно
с психологом вы можете диагностировать особенности личности
вашего ребенка, соответствие его развития возрасту, гармоничность
ваших детско-родительских взаимоотношений.