Авторы: Гунаева Баин Николаевна, Бадмаева Галина Гаряевна
Должность: 10 б класс
Учебное заведение: МКОУ "Кетченеровская гимназия им.Х.Косиева"
Населённый пункт: п.Кетченеры
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Калмыцкие боевые знамена
Раздел: полное образование
0
Республиканская научно-практическая конференция
«От исследования к научному поиску»
МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева»
Секция: гуманитарная
Калмыцкие боевые знамена
Выполнила: Гунаева Баина Николаевна, обучающаяся 10б класса
МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им. Х.Косиева»
Руководитель: Бадмаева Галина Гаряевна, учитель физики
МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им.Х.Косиева»
п.Кетченеры, 2022
1
Краткая аннотация
В работе рассматриваются калмыцкие боевые знамена калмыцких
полков, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.
Цель работы: изучение и описание боевых знамен 1-го и 2-го Калмыцких
полков и 3-го Донского конного полка. Для достижения цели поставили
следующие задачи:
- изучить
историческую, научную
и художественную литературу по
проблеме;
узнать значение символики калмыцких боевых знамен;
- найти изображения этих знамен, описать их и сделать их макеты.
Выводы, полученные нами в процессе выполнения работы:
1.
Калмыцкие боевые знамена исходят из глубины веков.
2.
Значительно влияние буддизма на оформление и символику боевых
калмыцких знамен.
3.
Тексты молитв (мантр) на знаменах несут охранительную функцию.
4.
Опираясь на источники, изученные нами, можно утверждать, что на
знамени 1-го Калмыцкого полка имелось изображение Окон-Тенгри.
5.
Остается открытым вопрос о части знамени, изображенной на рисунках
О.К.Пархаева и Г.О.Рокчинского, на скульптуре «Золотой всадник»
6.
Изучение истории калмыцких боевых знамен дает много информации
о
героическом
прошлом
нашего
народа,
воспитывает
чувство
патриотизма и гордости.
2
Содержание
Введение____________________________________________________ 3
I. Из глубины веков __________________________________________ 5
II. Боевые знамена – символ Победы Калмыцких полков
в Отечественной
войне 1812года. _______________________________________________ 7
Историческая справка____________________________________________
II.1. Знамя 1-го Калмыцкого полка________________________________ 9
II.2. Знамя 2-го Калмыцкого полка______________________________ 10
II.3 Знамя 3-го Донского конного полка __________________________ 12
Заключение____________________________________________________ 13
Литература ___________________________________________________ 15
Приложение___________________________________________________ 16
3
Введение
Это знамя в теченье лет
Я берег от врагов и бед,
Проносил сквозь бои, сквозь тьму.
Не давая взять никому…
/из эпоса «Джангар»/
В истории нашего государства известно большое количество символов.
И многие из них сыграли свою роль в войнах, став незримой защитой и
гарантом победы. Один из этих символов это флаг. Вставая под боевой
стяг, воин присягал на знамени честно и беззаветно служить своей Родине.
Кроме того, боевое знамя, реющее перед бегущими в атаку воинами,
символизировало собой непобедимость войска, идущего под ним. Боевые
знамена «… служили ориентиром для воинов одного отряда или даже целой
армии. Под ними собирались воины разбитых подразделений, всадники,
вернувшиеся из погони или атаки».
1
Именно поэтому знамя берегли и в
первую очередь спасали его, чтобы оно не досталось врагу на поругание.
С приходом из Джунгарии калмыки защищали российское
государство и принимали участие во всех его войнах. Свой вклад в победу
над французами в Отечественной войне 1812 года внесли и калмыцкие
полки, которые свои боевые знамена- символы Победы пронесли до Парижа
и со славой вернулись домой.
В своей работе мы решили проследить
историю знамен 1-го и 2-го Калмыцких полков и 3-го Донского конного
полка, описать их изображения.
Актуальность исследования основывается на том, что калмыцкие
боевые знамена выступают
в качестве национального символа. Они
формировались на протяжении тысячелетия, испокон веку наши предки
1 Бобров, Худяков 2008:313
4
отождествляли со знаменем свободу, веру, победу. Изучение
воинских
знамен необходимо для того, чтобы формировать исторические знания,
воспитывать национальное самосознание и патриотизм граждан страны,
воинов современной армии.
Цель работы: изучение и описание боевых знамен 1-го и 2-го
Калмыцких полков и 3-го Донского конного полка. Для достижения цели
поставили следующие задачи:
- изучить
историческую, научную
и художественную литературу по
проблеме;
узнать историю символики калмыцких боевых знамен;
- найти изображения этих знамен, описать их и сделать их макеты.
Практическая значимость работы заключается в том, что она
может использоваться как дополнительный материал на уроках истории
России, на уроках ИКРК для патриотического воспитания школьников.
5
I. Из глубины веков.
«Все шесть тысяч двенадцать бойцов / Двинулись за Джангром в
поход, /…Желтое знамя взметнул Шонхор./ Если на знамя надеть чехол,/
Будет, как солнце сиять земле./ Если ж не прятать его в чехле, / То как семь
засияет солнц!/ Сто наконечников у него, / Блещут сто желтых древков
его…»
2
. Так описывается боевое знамя владыки страны Бумбы в одной из
песен героического эпоса «Джангар». В другой песне Джангар говорит о
своем знамени: «…Это знамя в теченье лет/ Я берег от врагов и бед,/
Проносил сквозь бои, сквозь тьму. / Не давая взять никому…»
3
. Далее
Джангар, зная о желании Шонхора быть знаменосцем, пытается выяснить у
него сможет ли он удержать его. На что Шонхор отвечает: «Пусть даже паду
в бою, / Знамя на земь не уроню!»
4
. В этих примерах из эпоса мы видим
особое, сакральное отношение к боевому знамени у наших предков, видим
его значимость.
На протяжении веков знамена строились как совокупность
неподвижных предметов, закрепленных на длинной палке. С течением
времени, структура знамен менялась и усовершенствовалась. Сравнительно
поздно, к палкам (шестам), в основном из бамбука начали цеплять легкие,
развевающиеся по ветру материалы. Например, конский волос, ленты, и,
потом уже, ткани. В Европе знамена с полотнищами распространились в X
веке. Ткани для полотнищ изготавливались из дорогих сортов шелка. Их
расшивали
разноцветными нитями и расписывали красками. Также
украшались и шесты- древки.
На них делали красивые наконечники –
навершия, к ним крепились серебряными гвоздиками полотнища.
2 Джангар 1990:97
3 Джангар 1990: 221
4 Джангар 1990: 222
6
Одной из граней изобразительного искусства монгольских народов
являются произведения прикладного характера. К ним относились знамена.
Здесь
соединялись культовый сюжет, традиции буддизма и народные
приемы художественной обработки ткани. Вышивка гладью с элементами
аппликации: шитье нитками хатхмр, нашивки из позумента кюсм, нашивки
из шелка, парчи чимкяр, обшивка из шнурка утцн, окаймляющая края
полотна
.,
была традиционной техникой изготовления калмыцких знамен,
происхождение которых относится к ойратскому периоду истории народа.
В связи с вышесказанным особый интерес представляет для нас
описание боевых знамен 1-го и 2-го Калмыцких полков, которые внесли
большой вклад в Победу над Наполеоном. Также не менее интересно боевое
знамя 3-го Донского конного полка. Описание этих знамен дано Г.Н.
Прозрителевым в книге «Военная история наших калмыкъ».
7
II. Боевые знамена – символ Победы Калмыцких полков в
Отечественной войне 1812 года.
У всех полков в русской армии имелось в наличии собственное знамя,
которое оберегали как святыню. С конца 17 века в России ввелась присяга
под знаменем. Цвет, изображения, надписи на знамени – все имело
символическое значение, по знаменосцу в бою можно было легко понять,
какой полк идёт в наступление.
Историческая справка
Более двухсот лет отделяют нас от героических событий 1812 года.
В борьбе за свободу России немалые жертвы принес и калмыцкий народ. Он
вместе с другими народами нашей Родины, с честью и достоинством пронес
свои знамена до Франции и вернулся домой. Из жителей калмыцких улусов
Астраханской
губернии
по
указу
императора
Александра
I
были
сформированы два полка. 1-й Калмыцкий полк численностью более пятисот
человек комплектовался калмыками Малодербетовского улуса. Возглавил его
Джамба-тайша Тундутов. 2-й Калмыцкий полк формировался калмыками
Хошеутовского и Торгутских улусов. Возглавил его участник кавказских
кампаний капитан русской армии владелец Хошеутовского улуса Сербеджаб
Тюмень. 1-й Калмыцкий полк в составе кавалерийского отряда, участвовал
в неоднократных боях с противником, пытавшимся форсировать Буг. 2-ой
Калмыцкий полк принял сражение в бою у Пружан. В ходе боя калмыки
прорвали правый фланг саксонской конницы и взяли в плен больше 50
офицеров и рядовых. По итогам боя многие офицеры и рядовые были
награждены высшей солдатской наградой-Знаком отличия Военного ордена.
Дальше 1-й Калмыцкий полк внес большой вклад в победу в сражении при
Фер-Шампенуазе. Еще один калмыцкий полк был сформирован согласно
8
указу императора Александра I в составе Ставропольского войска,
созданного из переселенных сюда крещеных калмыков. Весной 1812г. полк в
составе казачьего корпуса М.И. Платова принял участие в сражении в
Бородино.
Кавалерийская атака навела невообразимую панику в тылу
французской армии и вызвала у Наполеона чувство неуверенности в
собственной армии. После крупнейшего сражения под Пружанами командир
корпуса генерал Ламберг докладывал командованию “…в сем деле казаки
отличились, но особенно калмыки…”. Подвиг трех калмыцких полков в
Отечественной войне 1812 года – героическая страница
в истории
калмыцкого народа.
9
II.1. Знамя 1-го Калмыцкого полка.
Из интернет- источников, из литературы нам стало известно, что на
знамени воинов Большого и Малого Дербетовских улусов было вышито
божество Окон-Тенгри – покровителя дорвюдов, которое почитается как
один из трех основных защитников в буддизме и является единственным
женским божеством среди группы Восьми Защитников Дхармы. Божество
пользуется особенным влиянием и почитается в Тибете. Символизирует
торжество Победы над Злом.
Судьба боевого знамени 1-го Калмыцкого полка чудесным образом
переплетена с судьбой Нины Санжарыковны Улановой, племянницей
известного калмыцкого ученого и просветителя Номто Очирова и её семьёй.
Знамя хранилось у внука Джамбо-тайши Церена Давида, владения которого
были в Малодербетовском улусе. Часть из них располагалась на территории
нынешнего
Светлоярского
района
Волгоградской
области.
Усадьба
Тундутовых с усадебным домом – «дворцом в 60 окон», парком в английском
стиле, фонтанами, прудами, где разводилась рыба, садами, виноградниками
находилась вблизи поселка Солянка (бывшее урочище Зоста). Именно в этих
местах жили предки Нины Санджариковны Улановой. Её отец работал в
усадьбе. Правнук Джамбо-тайши Данзан Тундутов, участник Первой
мировой войны и известный казачий атаман периода Гражданской войны в
1919 году эмигрировал в Европу. Перед отъездом он передал семейную
реликвию (к этому времени от знамени осталось лишь навершие древка) отцу
Нины Санджариковны. Во время ссылки в Сибирь этот предмет был отобран
комендантом, впоследствии возвращен не без помощи Героя Советского
10
Союза Б.М. Басанова. Сейчас эта ценная реликвия хранится Фонде культуры
«Наследие»
II.2. Знамя 2-го Калмыцкого полка
2-ой калмыцкий полк шел в поход под древними знаменами, два из
которых описывает в своей работе Г.Н. Прозрителев. На одном из них
имелась надпись «Саин-Ка Исильбе» и молитвы на тибетском языке. Но
главным символом полка было священное двухлопастное знамя. Это знамя,
по описанию Прозрителева, «…шелковое, темнаго цвета. Длина его полтора,
а ширина два аршина, ленты, коими украшены края и средина знамени,
красныя, шелковыя, по три аршина длины…». На полотнище изображен
Дайчин Тенгри — покровитель воинов, помощник в битвах. Его лицо
выражает спокойствие. Окружающие его звери и птицы обозначали власть,
силу, скорость,
владычество на земле и на небе. Знамя в руках бога
символизировало победу, а плеть указывала дорогу коню. Конь копытами
вырывает пламя, звери готовы броситься на врагов. Далее Прозрителев
приводит сведения из Калмыцко-русского календаря на 1812 год: «древко
знамени 2⅓ длины, верхушка его украшена позолоченным наконечником, а
низ до самого знамени - разного рода шелковыми кистями из лент. От верху
этих кистей, между наконечником и ими, идет красный шелковый шнур, к
которому прикреплена кисть также из лент, величиной во все почти знамя.
Древко, сверх того, почти на три четверти длины знамени также украшено
разноцветными лентами».
Что означает вторая лопасть знамени, состоящая из цветных лент?
Может это родовые цвета Хошеутовского улуса? Чтобы получить ответы на
свои
вопросы мы встретились с настоятелем
Кетченеровского хурула
Дорджи-
ламой,
побывали
в
библиотеке,
получили
много
полезной
11
информации у научных сотрудников
КИГИ РАН Шараевой Татьяны
Исаевны и Очирова Уташа Борисовича. Также поделился своими знаниями
знаток калмыцких народных традиций и обычаев, джангарчи, мастер-умелец
Нандышев
Дорджи
Бадмаевич.
Дорджи-лама
и
Дорджи
Бадмаевич
однозначно дали ответ, что вторая часть знамени, изображенная в работах
Г. О Рокчинского символизирует родовые цвета. Сейчас это называется
«олгц» и в основном мы вспоминаем об этом во время проведения свадеб.
Традиция эта была известна в период до буддизма. Ученые КИГИ РАН
Татьяна Исаевна Шараева и Уташ Борисович Очиров считают, что это –
буддийский элемент. По их мнению, эта часть знамени не жестко
прикреплена к древку знамени, как кажется нам из рисунков художников
О.К.
Пархаева
и
Г.О.
Рокчинского.
Полотно
представляет
собой
разноцветные шелковые ленты, последовательно нашиваемые друг на друга,
вследствие чего достигается небольшая жесткость. Эти ленты, развеваясь,
приносят удачу, благоприятно воздействуют на всю местность, подобно «Ки-
мерн».
Пять священных цветов, которые обозначают
пять основных
элементов: пространство, воздух, огонь, земля, вода. Каждое живое
существо, как и любой объект физического мира, состоит из этих элементов.
На духовном уровне они соответствуют пяти типам мудрости или пяти
аспектам просветлённого ума. Разноцветные ленты на знамени отражают эту
традиционную систему. Впрочем, это гипотеза. На самом деле в источниках
об этой части знамени ничего не сказано, так что вопрос остается открытым
и спорным. После Отечественной войны 1812 года это знамя находилось в
Хошеутовском хуруле - храме Победы, построенном во славу 2-го
Калмыцкого полка. Во время гражданской войны оно было уничтожено.
12
III. Знамя 3-го Донского конного полка
Вышивкой гладью было сделано в двадцатых годах знамя 3-го
Донского калмыцкого конного полка, хранящееся сейчас в Новочеркасском
музее истории донского казачества. По сохранившимся описаниям знамя
представляло собой полотно светло-серого цвета прямоугольной формы,
навернутое
на
деревянное
древко.
Метровое
знамя
было
вышито
двенадцатилетними девочками и вдовами в калмыцком национальном стиле.
Воинский стяг выполнялся под руководством генерала Петра Николаевича
Краснова в соответствии с принципами изготовления тибетских икон.
Калмыцкие ученые описали это знамя. Адьян Геннадьевич Кукеев раскрыл
значение всех символов, а также перевел молитвы, написанные на знамени
на старокалмыцком (тодо бичг) и тибетском языках.
На первой стороне в центре вышит образ девы-воительницы Лхамо
(Окон-Тенгри), ее сопровождают мифические животные – снежный барс,
птица Гаруда, дракон, конь с драгоценным камнем Чиндамани, всадник в
боевой готовности. Внизу текст молитв. Она хорошо отреставрирована, как и
вторая сторона. На ней имеется изображение белого оленя, пораженного
стрелой. К древку знамя было прибито 62-мя
гвоздиками, из которых
сохранились только 55.
Гвоздики были серебряными. На шляпках
крохотными буковками написаны фамилии и воинские звания, которые
смогла прочесть сотрудница Национального краеведческого музея им. Н.
Пальмова Мария Дорджиева. Венчает знамя серебряный наконечник с
буддийскими символами – Колеса Учения, цветка лотоса, рыбок, бунчука.
Далее идет надпись на стпрокалмыцком языке- тодо бичиг: «В год Лошади
13
(1918) настоятель донского хурула лама М.Борманжинов с благословениями
освятил Знамя для 3-го Донского Калмыцкого конного полка».
Заключение
Таким образом, уже в древние времена знамена были святынями. Их
почитают и охраняют не только из-за необходимости в бою, но и потому,
что знамя служит духовным ориентиром, является предметом священным,
ведущим к
победе. Поэтому к знамени всегда трепетное уважительное
отношение. Тема калмыцких боевых знамен связана с изучением военно-
культурного наследия ойратов. С другой стороны, тесно связана с духовным
наследием. Недаром в
источниках, которые описывают знамена наших
предков сказано, что все они покрыты мантрами, и когда ветер колышет их,
он читает мантры на благополучие и победу во всех делах.
Знамя всегда рассматривалось как цельный комплекс: полотнище, древко,
украшения древка в виде шнуров, лент, волосяных кистей. Все части знамени
имели символическое значение. А
почитание, бережное отношение к
знамени привели к тому, что оно является святыней.
Выводы, полученные нами в процессе выполнения работы:
1.Калмыцкие боевые знамена исходят из глубины веков.
2.Значительное влияние буддизма на оформление и символику боевых
калмыцких знамен.
3.Тексты молитв (мантр) на знаменах несут охранительную функцию.
4.
Опираясь на источники, изученные нами, можно утверждать, что на
знамени 1-го Калмыцкого полка имелось изображение Окон-Тенгри.
5.
Остается открытым вопрос о части знамени, изображенной на рисунках
О.К.Пархаева и Г.О.Рокчинского, на скульптуре «Золотой всадник»
14
6.
Изучение истории калмыцких боевых знамен дает много информации
о
героическом
прошлом
нашего
народа,
воспитывает
чувство
патриотизма и гордости.
Одна боевая традиция, связанная со знаменами, была принята сразу и
навсегда. Это традиция - верность и служение знамени. Ежегодно идут
служить в армию юноши. Знамя, как символ воинской чести, доблести и
славы, призывает каждого военнослужащего служить Отечеству верно,
защищать его, продолжая лучшие боевые традиции России. Такими
свойствами и функциями обладали и древние боевые знамена Калмыцких
полков.
15
Литература
1. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста: Калм. кн. из-во, 1990
1. Бобров Л.А., Худяков Е.С. Вооружение и тактика кочевников Центральной
Азии и Южной Сибири в эпоху Позднего Средневековья и Раннего Нового
Времени СПБ. :Типография В.С.Балашева и К., 2008.
2. Джангар. Калмыцкий народный эпос. Элиста: Калм. кн. из-во, 1990
3. Прозрителев Г.Н. Военное прошлое наших калмыкъ. Элиста: Санан, 1990
4. Шараева Т.И. К вопросу о калмыцких боевых знаменах. Вестник КИГИ
РАН, 2012
Интернет-ресурсы
16
Приложение
17
Древнее калмыцкое знамя Дайчинъ-Тенгри, вывезенное из далекой Джунгарии.
Боевое знамя 2-го Калмыцкого полка
Фотография Г.Н.Прозрителева
18
Боевое знамя 2-го Калмыцкого полка Урядник Калмыцких казачьих
полков. Реконструкция Г.О.Рокчинского
.
Знамя 3-го Донского калмыцкого полка. Начало XX в
19
Хошеутовский хурул- храм Победы, родовой храм Тюменей.
Здесь хранилось боевое знамя 2-го Калмыцкого полка.
20
Нина Санжарыковна Уланова . У нее хранится навершие Знамени 1-го Калмыцкого полка
Беседа с Очировым Уташем Борисовичем – научным сотрудником
отдела истории и археологии КИГИ РАН
21
Беседа со знатоком калмыцких народных традиций, джангарчи, мастером –умельцем
Нандышевым Дорджи Бадмаевичем
22
Макеты калмыцких боевых знамен
23