Автор: Павлова Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ с. Бурмакино
Населённый пункт: Кировская область Кирово-Чепецкий район с. Бурмакино
Наименование материала: Статья
Тема: "Повышение эффективность современного урока через применение системно - деятельностного подхода к обучению"
Раздел: среднее образование
Сообщение.
"Повышение эффективность современного урока через применение
системно - деятельностного подхода к обучению"
C
лайд 1
Эффективность современного урока в системе ФГОС с позиции системно-
деятельностного подхода
Системно-деятельностный
подход
–
основа
Федеральных
государственных образовательных стандартов
Что же представляет собой системно-деятельностный подход (СДП)? Можно
провести
аналогию:
светло-зелёный
шарф
(светлый
–
одна
характеристика, зелёный– другая). Системность как качество
деятельности. Деятельностный как качество подхода к образованию и
управлению.
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые
знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе
самостоятельной исследовательской деятельности
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в
котором
главное
место
отводится
активной
и
разносторонней,
в
максимальной
степени
самостоятельной
познавательной
деятельности
школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является
постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию
действия. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности"
рассматривается
как
своего
рода
система.
"Любая
деятельность,
осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс
преобразования
и
его
результат".По
мнению
психолога
А.Н.Леонтьева, деятельность
– это специфически человеческая форма
активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет
целесообразное изменение и преобразование действительности.
Слайд 2
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных
проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность
ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к
самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к
рефлексивному анализу собственной деятельности.
ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все
задания
Слайд 3
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов
нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и
воспитания
и
создать
навигацию
проектирования базовых
учебных
действий, которыми должны овладеть учащиеся; предполагает ориентацию
на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на
основе базовых учебных действий познания и освоения мира, признание
решающей
роли
содержания
образования
и
способов
организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении
целей личностного и социального развития обучающихся.
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе базовых
учебных действий
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Чему учить?
Ради чего учить?
Как учить?
Слайд 4
Конечно, при введении ФГОС нового поколения, реализации системно-
деятельностного подхода возникают вопросы: «Каким образом включить
ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению?».
Ответ, который дают нам стандарты, – только с помощью действия.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как
субъекта жизнедеятельности.
умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных ,
личностных , базовых способов действий
СОВРЕМЕННЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ.
Слайд 5
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не
получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной
учебно-познавательной деятельности
Меня учат
Я учусь!
Принципиальным
отличием
технологии
деятельностного
метода
от
традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения
является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя,
а учащихся.
Слайд 6
Овладение
учащимися
базовыми
учебными
действиями
создает
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,
умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е умения
учиться.
КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?
Традиционный взгляд:
Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ
ФГОС
Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью
школьного
образования
становится
развитие
способности
ученика
самостоятельно
ставить
учебные
цели,
проектировать
пути
их
реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе
говоря умение учиться.
Слайд 7
В результате анализа были выделены основные виды базовых учебных
действий:
личностные (самоопределение, смыслообразование, реализация творческого
потенциала,
социальная
и
профессиональная
мобильность,
действия
нравственно-этического оценивания);
регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка,
прогнозирование);
познавательные
(общеучебные,
логические,
знаково-символические,
познавательная и интеллектуальная деятельность);
коммуникативные (компетентность в общении, умение слушать, вести
диалог, продуктивное сотрудничество).
Слайд 8
Таким образом, системно-деятельностный подход способствует
формированию таких ключевых компетентностей учащихся, как:
готовность к разрешению проблем,
технологическая компетентность,
готовность к самообразованию,
готовность к использованию информационных ресурсов,
готовность к социальному взаимодействию,
коммуникативная компетентность.
готовность к использованию информационных ресурсов
Слайд 9
Основные принципы реализации системно-деятельностного подхода
деятельностный подход в обучении;
задачный принцип построения предметного содержания на основе
формирования БУД;
организация детского самостоятельного и инициативного поискового
действия в образовательном процессе;
ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей
и педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Слайд 10
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на
этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать
урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию
своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и
контроля (самоконтроля).
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
Использование активных и интерактивных методик;
Вовлечение
обучающихся
в
игровую,
оценочно-дискуссионную,
рефлексивную, проектную деятельность, обеспечивающих свободный
поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода
к решению задачи
Слайд 11
Деятельность обучающихся:
работают с источниками информации, с современными средствами
коммуникации;
осмысливают актуальную социальную информацию, поступающую из
разных источников, формулируют на этой основе собственных
заключений;
решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные
ситуации;
анализируют современные общественные явления и события;
осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих
играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на
уроках гуманитарного цикла);
выполняют творческие работы и несложные проекты.
Слайд 12
Понятно,
что
изменение
Стандарта
ведет
за
собой
выбор
таких
образовательных технологий, которые, в свою очередь, будут работать на
главное, которое в Стандарте определяется фразой «научить учиться».
К так называемым «новым» педтехнологиям относятся гуманистически
ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие
индивидуальных особенностей обучающихся. Данные технологии отвечают
требованиям Стандарта. Вашему вниманию представлена таблица, в которой
систематизированы те педагогические технологии, которые рекомендованы к
реализации в рамках деятельностного подхода, заложенного в ФГОС
Слайд 13
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями
ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами,
формирование базовых действий, обеспечивающих все учебные предметы,
формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой
обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач
способствует системно-деятельностный подход в обучении, который
заложен в новые стандарты. Системно-деятельностный подход нацелен на
развитие личности.
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю.
Китайская мудрость
Посредственный
учитель
излагает.
Хороший
учитель
объясняет.
Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.
Уильям А. Уорд