Напоминание

"Повышение эффективность современного урока через применение системно - деятельностного подхода к обучению"


Автор: Павлова Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: КОГОБУ для детей-сирот ШИ ОВЗ с. Бурмакино
Населённый пункт: Кировская область Кирово-Чепецкий район с. Бурмакино
Наименование материала: Статья
Тема: "Повышение эффективность современного урока через применение системно - деятельностного подхода к обучению"
Раздел: среднее образование





Назад




Сообщение.

"Повышение эффективность современного урока через применение

системно - деятельностного подхода к обучению"

C

лайд 1

Эффективность современного урока в системе ФГОС с позиции системно-

деятельностного подхода

Системно-деятельностный

подход

основа

Федеральных

государственных образовательных стандартов

Что же представляет собой системно-деятельностный подход (СДП)? Можно

провести

аналогию:

светло-зелёный

шарф

(светлый

одна

характеристика, зелёный– другая). Системность как качество

деятельности. Деятельностный как качество подхода к образованию и

управлению.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые

знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе

самостоятельной исследовательской деятельности

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в

котором

главное

место

отводится

активной

и

разносторонней,

в

максимальной

степени

самостоятельной

познавательной

деятельности

школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является

постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию

действия. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности"

рассматривается

как

своего

рода

система.

"Любая

деятельность,

осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс

преобразования

и

его

результат".По

мнению

психолога

А.Н.Леонтьева, деятельность

это специфически человеческая форма

активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет

целесообразное изменение и преобразование действительности.

Слайд 2

Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных

проблем сегодня очевидна всем, поэтому на первое место выходит личность

ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к

самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к

рефлексивному анализу собственной деятельности.

ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ:

все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все

задания

Слайд 3

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов

нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и

воспитания

и

создать

навигацию

проектирования базовых

учебных

действий, которыми должны овладеть учащиеся; предполагает ориентацию

на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на

основе базовых учебных действий познания и освоения мира, признание

решающей

роли

содержания

образования

и

способов

организации

образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении

целей личностного и социального развития обучающихся.

Основной результат – развитие личности ребенка

на основе базовых

учебных действий

Основная педагогическая задача –

создание и организация условий,

инициирующих детское действие

Чему учить?

Ради чего учить?

Как учить?

Слайд 4

Конечно, при введении ФГОС нового поколения, реализации системно-

деятельностного подхода возникают вопросы: «Каким образом включить

ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению?».

Ответ, который дают нам стандарты, – только с помощью действия.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как

субъекта жизнедеятельности.

умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных ,

личностных , базовых способов действий

СОВРЕМЕННЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ.

Слайд 5

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не

получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной

учебно-познавательной деятельности

Меня учат

Я учусь!

Принципиальным

отличием

технологии

деятельностного

метода

от

традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения

является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя,

а учащихся.

Слайд 6

Овладение

учащимися

базовыми

учебными

действиями

создает

возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,

умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е умения

учиться.

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

Традиционный взгляд:

Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ

ФГОС

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью

школьного

образования

становится

развитие

способности

ученика

самостоятельно

ставить

учебные

цели,

проектировать

пути

их

реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе

говоря умение учиться.

Слайд 7

В результате анализа были выделены основные виды базовых учебных

действий:

личностные (самоопределение, смыслообразование, реализация творческого

потенциала,

социальная

и

профессиональная

мобильность,

действия

нравственно-этического оценивания);

регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка,

прогнозирование);

познавательные

(общеучебные,

логические,

знаково-символические,

познавательная и интеллектуальная деятельность);

коммуникативные (компетентность в общении, умение слушать, вести

диалог, продуктивное сотрудничество).

Слайд 8

Таким образом, системно-деятельностный подход способствует

формированию таких ключевых компетентностей учащихся, как:

готовность к разрешению проблем,

технологическая компетентность,

готовность к самообразованию,

готовность к использованию информационных ресурсов,

готовность к социальному взаимодействию,

коммуникативная компетентность.

готовность к использованию информационных ресурсов

Слайд 9

Основные принципы реализации системно-деятельностного подхода

деятельностный подход в обучении;

задачный принцип построения предметного содержания на основе

формирования БУД;

организация детского самостоятельного и инициативного поискового

действия в образовательном процессе;

ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей

и педагогов как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Слайд 10

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на

этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать

урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию

своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и

контроля (самоконтроля).

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

Использование активных и интерактивных методик;

Вовлечение

обучающихся

в

игровую,

оценочно-дискуссионную,

рефлексивную, проектную деятельность, обеспечивающих свободный

поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода

к решению задачи

Слайд 11

Деятельность обучающихся:

работают с источниками информации, с современными средствами

коммуникации;

осмысливают актуальную социальную информацию, поступающую из

разных источников, формулируют на этой основе собственных

заключений;

решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные

ситуации;

анализируют современные общественные явления и события;

осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих

играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на

уроках гуманитарного цикла);

выполняют творческие работы и несложные проекты.

Слайд 12

Понятно,

что

изменение

Стандарта

ведет

за

собой

выбор

таких

образовательных технологий, которые, в свою очередь, будут работать на

главное, которое в Стандарте определяется фразой «научить учиться».

К так называемым «новым» педтехнологиям относятся гуманистически

ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие

индивидуальных особенностей обучающихся. Данные технологии отвечают

требованиям Стандарта. Вашему вниманию представлена таблица, в которой

систематизированы те педагогические технологии, которые рекомендованы к

реализации в рамках деятельностного подхода, заложенного в ФГОС

Слайд 13

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями

ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами,

формирование базовых действий, обеспечивающих все учебные предметы,

формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой

обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач

способствует системно-деятельностный подход в обучении, который

заложен в новые стандарты. Системно-деятельностный подход нацелен на

развитие личности.

Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю.

Китайская мудрость

Посредственный

учитель

излагает.

Хороший

учитель

объясняет.

Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.

Уильям А. Уорд



В раздел образования