Автор: Серпокрылов Вячеслав Александрович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГКОУ "Красноярская школа-интернат"
Населённый пункт: поселок Красный Яр. Жирновский район, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыков самостоятельности учащихся с ОВЗ в процессе уроков и внеурочной деятельности"
Раздел: среднее образование
Формирование навыков самостоятельности учащихся с ОВЗ в процессе
уроков и внеурочной деятельности.
Как сказал античный философ : «Не для школы мы учимся, а для жизни мы
учимся.»
В соответствии с востребованностью идей компетентностного подхода в
современном
образовании
чрезвычайно
важно,
чтобы
обучение
не
ограничивалось
фундаментальными
знаниями
предметной
области.
Современный ученик должен уметь анализировать каждую конкретную
ситуацию, самостоятельно ставить задачи, выделять среди них главные и
второстепенные. Достижению этой цели во многом способствует умение
самостоятельно работать как на уроке так и во внеурочное время.
Процесс формирования данного качества обеспечивается соблюдением
важнейшего из условий – организации самостоятельной работы учеников.
Под самостоятельной работой понимается «вид учебно-познавательной
деятельности по освоению образовательной программы, осуществляемой в
определенной
системе,
при
партнерском
участии
преподавателя
в
планировании и оценке достижения конкретного результата»
Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-
техническую
сторону
процесса,
так
и
познавательную
и
практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности
учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А
именно -самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение
знаний.
Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая,
интеллектуальная и практическая; это выход творческим силам детской
души.
Под умениями самостоятельной работы понимается осознанное владение
способами и приемами учебной деятельности, основанное на использовании
знаний о сущности и методах организации учебной деятельности. Под
навыками самостоятельной работы понимается автоматизированное
владение способами и приемами учебной деятельности. Выработка у
учащихся навыков самостоятельной творческой работы - одна из
центральных задач обучения.
В настоящее время существуют общепринятые формы самостоятельной
работы: урочная и внеурочная. Если первая проводится в присутствии и под
контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения заданий можно
получить консультацию, то вторая, будучи собственно самостоятельной,
нацелена на формирование умений работать в произвольном режиме
времени.
Также можно выделить основные виды самостоятельной деятельности
учащихся при изучении истории
1. Виды работы с учебником:
2. Виды работы с документами:
3. Виды работы с картой.
4. Виды работы с иллюстрациями:
5. Виды работы с дополнительной литературой:
6. Другие виды работы:
А теперь остановимся конкретно на каждом виде самостоятельной работы.
1. Виды работы с учебником:
а) задания, связанные с поиском информации:
– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;
– найти и выписать определение исторического термина, понятия;
– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и
подчеркнуть карандашом;
- найти и выписать требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для
пересказа;
б) задания, связанные с развитием устной речи:
- прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения
ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;
- прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;
- почитав, рассказать о своих впечатлениях;
- составить предложения с новыми терминами;
в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы, выявлять закономерности:
- ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления,
события, повод к нему;
- прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать
текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение;
- придумать к данному тексту вопросы;
- составить план рассказа
- заполнить таблицу:
2. Виды работы с документами:
- объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;
- сравнить текст документа с содержанием учебника;
- пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;
- ответьте на вопросы к документу.
3. Виды работы с картой.
- показать и описать на исторической карте границы государства,
места сражений, районы восстаний и т.д.;
- описать геополитическое положение государства;
- сравнить карты 2, 3 эпох, на основе увиденных изменений сделать
выводы о характере территориальных и политических изменений;
- выполнить задания на контурной карте с использованием атласа,
настенной карты или по памяти;
4. Виды работы с иллюстрациями:
- провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в
изображении;
- пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию
- составить описательный рассказ по картине;
- используя комплект иллюстраций, изображающих памятники
архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты
каждого стиля, описать памятник архитектуры;
- разместить в хронологической последовательности учебные
картины;
- подобрать иллюстрации по теме;
5. Виды работы с дополнительной литературой:
- подобрать литературу по изучаемой теме
- составить рассказ, используя несколько источников;
- подготовить сообщение, реферат;
- выполнить творческую работу.
6. Другие виды работы:
- подготовить монологический рассказ;
- проанализировать ответ товарища;
- письменно оформить выводы по теме;
- написать перечень вопросов, пройденных в теме,
- составить характеристику исторической личности, события;
- составить мини-рассуждение по данной теме.
Работая
с
книгой,
картой,
таблицей,
другими
источниками,
современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые
разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания
вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить
учащимся
на
основе
анализа
содержания
учебного
материала самостоятельно
обобщить его
и
сделать
выводы;
спрогнозировать
дальнейший
ход
событий;
высказать
сомнение;
поделиться собственным мнением в устной или письменной форме;
составить таблицу; выполнить практическое задание.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке
требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
1. Планирование
разных
вариантов
самостоятельной
работы
в
системе уроков по теме.
2. Наличие
сформированных
умений
и
навыков
самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
3. Посильность
заданий
(постепенное
нарастание
самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
4. Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его
выполнения.
5. Осознание учеником цели и появление желания к её
достижению.
6. Использование различных форм деятельности учащихся
для достижения
поставленной
цели:
фронтальная
работа
(все
ученики выполняют
одно
и
то
же
задание);
коллективная
деятельность
(каждый
выполняет
какую-то
часть
общего
задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое
задание).
7. Осознание учащимися результатов своих достижений.
Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций
учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но
овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.
Проведенный опрос учеников показал, что наибольший интерес вызывают
задания творческого характера, которые требуют поиска нестандартного
решения, связанные с выражением собственной точки зрения на вопрос или
проблему.
Таким образом, самостоятельная работа способствует не только освоению
учебного материала, но и формирует практико-ориентированные умения.
Это позволяет сделать следующие выводы:
1.
Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить
качество знаний.
2.
Самостоятельные работы решают поставленные развивающие задачи.
3.
Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной
активности у учащихся, делает их уверенной личностью.
Рекомендации:
1Планировать различные варианты самостоятельной работы в системе
уроков и внеурочной деятельности.
2. Давать посильные задания с постепенным нарастанием самостоятельности.
3.Соотносить объем и сложность работы с темпо
м его выполнения.