Напоминание

"Формирование навыков самостоятельности учащихся с ОВЗ в процессе уроков и внеурочной деятельности"


Автор: Серпокрылов Вячеслав Александрович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГКОУ "Красноярская школа-интернат"
Населённый пункт: поселок Красный Яр. Жирновский район, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыков самостоятельности учащихся с ОВЗ в процессе уроков и внеурочной деятельности"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование навыков самостоятельности учащихся с ОВЗ в процессе

уроков и внеурочной деятельности.

Как сказал античный философ : «Не для школы мы учимся, а для жизни мы

учимся.»

В соответствии с востребованностью идей компетентностного подхода в

современном

образовании

чрезвычайно

важно,

чтобы

обучение

не

ограничивалось

фундаментальными

знаниями

предметной

области.

Современный ученик должен уметь анализировать каждую конкретную

ситуацию, самостоятельно ставить задачи, выделять среди них главные и

второстепенные. Достижению этой цели во многом способствует умение

самостоятельно работать как на уроке так и во внеурочное время.

Процесс формирования данного качества обеспечивается соблюдением

важнейшего из условий – организации самостоятельной работы учеников.

Под самостоятельной работой понимается «вид учебно-познавательной

деятельности по освоению образовательной программы, осуществляемой в

определенной

системе,

при

партнерском

участии

преподавателя

в

планировании и оценке достижения конкретного результата»

Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-

техническую

сторону

процесса,

так

и

познавательную

и

практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности

учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А

именно -самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение

знаний.

Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая,

интеллектуальная и практическая; это выход творческим силам детской

души.

Под умениями самостоятельной работы понимается осознанное владение

способами и приемами учебной деятельности, основанное на использовании

знаний о сущности и методах организации учебной деятельности. Под

навыками самостоятельной работы понимается автоматизированное

владение способами и приемами учебной деятельности. Выработка у

учащихся навыков самостоятельной творческой работы - одна из

центральных задач обучения.

В настоящее время существуют общепринятые формы самостоятельной

работы: урочная и внеурочная. Если первая проводится в присутствии и под

контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения заданий можно

получить консультацию, то вторая, будучи собственно самостоятельной,

нацелена на формирование умений работать в произвольном режиме

времени.

Также можно выделить основные виды самостоятельной деятельности

учащихся при изучении истории

1. Виды работы с учебником:

2. Виды работы с документами:

3. Виды работы с картой.

4. Виды работы с иллюстрациями:

5. Виды работы с дополнительной литературой:

6. Другие виды работы:

А теперь остановимся конкретно на каждом виде самостоятельной работы.

1. Виды работы с учебником:

а) задания, связанные с поиском информации:

– найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

– найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации;

– найти и выписать определение исторического термина, понятия;

– прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты и

подчеркнуть карандашом;

- найти и выписать требуемые факты, примеры, имена, опорные слова для

пересказа;

б) задания, связанные с развитием устной речи:

- прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения

ответа в тексте, а определенных мыслительных операций;

- прочитать и рассказать друг другу о прочитанном;

- почитав, рассказать о своих впечатлениях;

- составить предложения с новыми терминами;

в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать,

делать выводы, выявлять закономерности:

- ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления,

события, повод к нему;

- прочитав текст, выполнить задание, требующее умения анализировать

текст, сопоставлять два и более текста, проверить сравнение;

- придумать к данному тексту вопросы;

- составить план рассказа

- заполнить таблицу:

2. Виды работы с документами:

- объяснить значение понятий, употребляющихся в тексте документа;

- сравнить текст документа с содержанием учебника;

- пользуясь памяткой, проанализировать исторический источник;

- ответьте на вопросы к документу.

3. Виды работы с картой.

- показать и описать на исторической карте границы государства,

места сражений, районы восстаний и т.д.;

- описать геополитическое положение государства;

- сравнить карты 2, 3 эпох, на основе увиденных изменений сделать

выводы о характере территориальных и политических изменений;

- выполнить задания на контурной карте с использованием атласа,

настенной карты или по памяти;

4. Виды работы с иллюстрациями:

- провести элементарный анализ иллюстрации: выделить главное в

изображении;

- пользуясь памяткой, проанализировать иллюстрацию

- составить описательный рассказ по картине;

- используя комплект иллюстраций, изображающих памятники

архитектуры, распределить их по стилям, выделить характерные черты

каждого стиля, описать памятник архитектуры;

- разместить в хронологической последовательности учебные

картины;

- подобрать иллюстрации по теме;

5. Виды работы с дополнительной литературой:

- подобрать литературу по изучаемой теме

- составить рассказ, используя несколько источников;

- подготовить сообщение, реферат;

- выполнить творческую работу.

6. Другие виды работы:

- подготовить монологический рассказ;

- проанализировать ответ товарища;

- письменно оформить выводы по теме;

- написать перечень вопросов, пройденных в теме,

- составить характеристику исторической личности, события;

- составить мини-рассуждение по данной теме.

Работая

с

книгой,

картой,

таблицей,

другими

источниками,

современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые

разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания

вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить

учащимся

на

основе

анализа

содержания

учебного

материала самостоятельно

обобщить его

и

сделать

выводы;

спрогнозировать

дальнейший

ход

событий;

высказать

сомнение;

поделиться собственным мнением в устной или письменной форме;

составить таблицу; выполнить практическое задание.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке

требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:

1. Планирование

разных

вариантов

самостоятельной

работы

в

системе уроков по теме.

2. Наличие

сформированных

умений

и

навыков

самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).

3. Посильность

заданий

(постепенное

нарастание

самостоятельности), их вариативность и разнообразие.

4. Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его

выполнения.

5. Осознание учеником цели и появление желания к её

достижению.

6. Использование различных форм деятельности учащихся

для достижения

поставленной

цели:

фронтальная

работа

(все

ученики выполняют

одно

и

то

же

задание);

коллективная

деятельность

(каждый

выполняет

какую-то

часть

общего

задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое

задание).

7. Осознание учащимися результатов своих достижений.

Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций

учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но

овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.

Проведенный опрос учеников показал, что наибольший интерес вызывают

задания творческого характера, которые требуют поиска нестандартного

решения, связанные с выражением собственной точки зрения на вопрос или

проблему.

Таким образом, самостоятельная работа способствует не только освоению

учебного материала, но и формирует практико-ориентированные умения.

Это позволяет сделать следующие выводы:

1.

Систематическое проведение самостоятельных работ позволяет улучшить

качество знаний.

2.

Самостоятельные работы решают поставленные развивающие задачи.

3.

Самостоятельная деятельность вызывает проявление познавательной

активности у учащихся, делает их уверенной личностью.

Рекомендации:

1Планировать различные варианты самостоятельной работы в системе

уроков и внеурочной деятельности.

2. Давать посильные задания с постепенным нарастанием самостоятельности.

3.Соотносить объем и сложность работы с темпо

м его выполнения.



В раздел образования