Напоминание

"Проектная методика в обучении иностранному языку"


Автор: Бубнов Владимир Владимирович
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: г. Чехов, Московская обл
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная методика в обучении иностранному языку"
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная методика в обучении иностранному языку

Бубнов Владимир Владимирович

МБОУ НОШ №9

г. Чехов

Содержание

1.

Вступление.

2.

Определение проектного метода обучения.

3.

Проектный метод в английской школе.

4.

Характерные особенности проектной методики обучения

английскому языку в средней школе.

5.

Типы проектной методики (на примере работ учащихся).

6.

Условия эффективности метода проектов.

7.

Заключение.

1

Проектная методика в обучении иностранному языку

«Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии,

то эта технология предполагает совокупность исследовательских,

поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути»

Полат Е.С.

Цель:

Выявить

специфику

использования

метода

проектов

на

уроках

иностранного языка и уточнить условия его эффективности при обучении

английскому языку.

Задачи:

1.

Рассмотреть

различные

подходы

к

определению

метода

проектов

и

перечислить его характерные черты.

2.

Выявить

особенности

метода

проектов

при

обучении

иностранным

языкам в средней школе.

3.

Дать

краткую

характеристику

типов

проектов

по

использованию

в

педагогической деятельности.

4.

Определить

условия

эффективного

применения

метода

проектов

в

обучении английскому языку

2

В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых

педагогических

технологий,

методов

и

средств

обучения,

которые

бы

соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования.

В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения

иностранным языкам является метод проектов. Проект - это возможность

для

школьников

выразить

свои

собственные

идеи

в

удобной

для

них

форме: изготовлении и подготовке мультимедиа презентаций, стенгазет,

открыток,

демонстрации

поделок

с

необходимыми

комментариями.

Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную,

исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник проекта

вовлечен

в

активный

познавательный

процесс

на

основе

методики

сотрудничества.

Первое применение учебного проектирования в школе можно датировать

1879

годом

и

первенство

здесь

принадлежит

американским

педагогам.

Метод проектов имеет свою историю развития. Он появился в начале

прошлого столетия в США для решения актуальных в то время задач

образования. Его называли также методом проблем и связывался он с

идеями

гуманистического

направления

в

образовании,

разработанными

американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником

В.Х.Килпатриком.

Заслуга

последнего

заключается

не

собственно

в

«изобретении»

нового

способа

организации

учебного

процесса,

а

в

обобщении

опыта

проектного

обучения

и

в

содействии

массовому

распространению метода проектов.

В 20

х

годах ХХ века методом проектов заинтересовались советские

педагоги.

Его

широко

использовали

в

«трудовой

школе»,

так

как

приобретение

знаний

осуществлялось

на

основе

и

в

связи

с

трудом

учащихся

в

рамках

общественно-полезных

дел.

Но

в

30

х

годах

метод

проектов был забыт. В отечественной практике преподавания иностранных

языков этот метод начал активно использоваться с конца 80

х

годов XX века

и сейчас получает все большее распространение.

Значительное количество

3

исследований

посвящено

использованию

метода

проектов

в

обучении

иностранным языкам. Среди них — научные работы Н.Ю. Абышевой, Т.В.

Березиной, Е.С. Полат и других исследователей.

В

определении

метода

проектов

Е.С.

Полат

делается

акцент

на

самостоятельную деятельность учеников, сопровождающуюся детальной

разработкой проблемы, с завершением в качестве реального, практического

результата.

С позиций сегодняшней отечественной педагогики, в частности

Е.С.Полат,

под

учебным

проектом

понимается

«способ

достижения

дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию),

которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим

результатом,

оформленным

тем

или

иным

образом».

Проектная

деятельность

рассматривается

как

способ

организации

педагогического

процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве

педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по

достижению намеченных целей.

…Я,

если

можно

так

выразиться,

лично

на

себе

испытал

проектную

методику в действии уже в пятидесятых годах прошлого века, будучи

учеником обычной английской школы. Это - Seymour Park Primary School в

г. Манчестере.

Школа,

как

вы

уже

поняли,

располагалась

рядом

с

замечательным

парком,

популярным

местом

для

отдыха

местных

жи т е л е й .

Достопримечательностью

парка

были

огромные,

в

несколько

обхватов,

деревья. И вот однажды, наш учитель предложила нам, четвероклассникам,

выполнить задание, как она подчеркнула, очень необходимое для всего

района.

Сейчас

трудно

судить

было

ли

это

действительно

поручение

администрации, или просто методическая уловка учителя.

Задание заключалось в следующем. Класс должен был разбиться на

отряды типа скаутов и выполнить несколько поручений. Необходимо было

пересчитать

количество

старых

деревьев,

измерить

их

окружность,

4

вспомнить

способы

определения

возраста

деревьев.

Учитель

также

попросил

определить

достаточно

ли

лавочек

для

отдыхающих

людей,

сколько посетителей проходит через центральный вход в зависимости от

дня недели, сколько в парке урн для мусора и так далее. Более подробно

задания я уже вспомнить не могу. Безусловно, мы с радостью согласились,

разбились

на

группы

в

соответствии

с

нашими

интересами

и

взаимоотношениями

и

принялись

за

работу

по

сбору

информации.

Огромным стимулом был тот факт, что наши данные будут вывешены на

доске информации у входа в парк.

Сейчас, набравшись педагогического опыта, я понял, что это было

своего рода проектное задание середины XX века по всем законам жанра.

Но

какую

цель

преследовал

учитель?...

А

теперь

вспомните

систему

английских мер середины прошлого века: 1 yard = 3 feet (foot) = 36 inches, 1

league = 3 miles. 1 square foot = 144 square inches. Это не совсем просто

даже для взрослых. А при выполнении практического задания, расчётов и

измерений, их обобщения и выводов ученики хорошо запомнили систему

мер. Кстати, результаты наших «исследований» были оформлены на листах

примерно нынешнего формата «А 4» и вывешены на информационной

доске у входа в парк, чем мы очень гордились.

Чаще всего упоминаются следующие характерные черты метода проектов:

использование языка в ситуациях, максимально приближенных к

условиям реального общения;

акцент

на

самостоятельной

работе

учащихся

(индивидуальной

и

групповой);

выбор

темы,

вызывающей

большой

интерес

для

учащихся

и

непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в

соответствии с темой и целью проекта;

наглядное представление результата и его оценка.

5

Присутствовали

эти

элементы

в

проекте,

который

был

выполнен

в

английской

школе?

Скорее

всего,

да,

причём

большинство

из

них

«работали» на результат.

Что же представляет собой проектная методика обучения английскому

языку в средней школе?

Применительно к уроку иностранного языка, проект

– это специально

организованный

учителем

и

самостоятельно

выполняемый

учащимися

комплекс

действий,

завершающихся

созданием

творческого

продукта.

Проект

ценен

тем,

что

в

ходе

его

выполнения,

школьники

учатся

самостоятельно

приобретать

знания,

получать

опыт

познавательной

и

учебной

деятельности.

Проектная

методика

характеризуется

высокой

коммуникативностью

и

предполагает

выражение

учащимися

своих

собственных

мнений,

чувств,

активное

включение

в

реальную

деятельность,

принятие

личной

ответственности

за

продвижение

в

обучении.

В курсе иностранного языка в средней школе метод проектов может

использоваться в рамках программного материала практически по любой

теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается

в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут,

например,

рассказывать

и

писать

о

собственной

жизни,

создавать

собственный журнал, готовить макеты и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с

вербальными

средствами

выражения

учащиеся

широко

используют

и

другие

средства: не только мультимедийные презентации, но и рисунки,

коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и

диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно

подкрепляется

многообразием

средств,

передающих

ту

или

иную

информацию.

6

В данной системе обучения широко используется непроизвольное

запоминание

лексических

средств

и

грамматических

структур

в

ходе

решения

проблемных

задач,

стимулируется

развитие

творческого

мышления,

воображения.

Создаются

условия

для

свободы

выражения

мысли

и

осмысления

воспринимаемого.

Подготовить,

оформить

и

представить

проект

дело

гораздо

более

долгое,

чем

выполнение

традиционных заданий. С помощью проектной методики на уроке можно

достичь

сразу

нескольких

целей:

расширить

словарный

запас

детей,

закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке

атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными

работами детей.

Многообразие средств выражения замысла выводит детей в свободное

творчество. Проектная работа, обладает уникальными возможностями для

действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при

опоре на минимальный языковой материал.

Имеет значение и характер контактов: внутренний, региональный или

международный.

Следует

принять

во

внимание

количество

участников

проекта

(личностные,

парные,

групповые)

и

продолжительность

работы

над

проектом (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

Прежде чем рассматривать типологию проектов следует определить

доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский,

творческий, ролевой-игровой, информационный, практический и т. п.

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно

обозначить

следующие

типы

проектов:

исследовательские,

творческие,

ролевые-игровые,

информационные,

практико-ориентированные.

Более

подробно

хочу

остановиться

лишь

на

тех,

фрагменты

которых

представлены в данной презентации и, как мне кажется, подтверждают

7

действенность метода проектов в практике обучения английскому языку в

различных возрастных категориях.

Творческие проекты

предполагают

соответствующее

оформление

результатов.

Они,

как

правило,

не

имеют

детально

проработанной

структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и

далее

развивается,

подчиняясь

принятой

группой

логике

совместной

деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует

договориться

о

планируемых

результатах

и

форме

их

представления

(совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре

и т. д.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого- то

произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.

Большое значение имеет учет особенностей конкретного ученического

коллектива,

создание

ситуации

выбора

темы

и

формы

работы

над

проектом, значительно повышает эффективность (пример выбора – текст,

проза

или

стих).

Если

говорить

конкретно

о

работе

над

творческими

проектами

по

художественному

переводу,

фрагменты

которых

представлены на данных слайдах, то учащиеся действительно получили

задание

предварительно

просмотреть,

прочитать,

выбрать

и

аргументировать

свой

выбор.

Дети

проработали

много

книжек

от

известных серий “Penguin Young Readers” (1 – 3 уровней) до “Mother Goose

Rhymes”

и

стихов,

включённых

в

обычные

школьные

УМК.

Были

проблемы

с

учётом

личных

«художественных»

пристрастий,

большое

значение имел жанр, т.к. основная часть детей выбирала прозу.

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры,

обозначенных целей, обоснований актуальности предмета исследования

для всех участников, обозначения источников информации, продуманных

методов,

результатов.

Они

полностью

подчинены

логике

небольшого

исследования и имеют структуру, приближенную к подлинному научному

исследованию

или

полностью

совпадающую

с

ним

аргументация

актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы

8

исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования,

определение методов исследования , источников информации, выдвижение

гипотез решения обозначенной проблемы, определения путей её решения,

обсуждение

полученных

результатов,

выводы;

оформление

результатов

исследования,

обозначение

новых

проблем

для

дальнейшего

процесса

исследования).

Всё

сказанное

выше,

разумеется,

должно

полностью

соответствовать уровню языковой подготовки школьников определённого

этапа обучения.

Фрагменты презентации на экране – работа учащихся старших классов,

которые

проанализировали

те

аббревиатуры,

которые

встречались

в

учебниках. А так как в грамматических справочниках школьных учебников

материал

об

аббревиатурах

отсутствует,

то

выполнили

работу

в

виде

проекта

Изучение условий эффективности метода проектов всё ещё остается до

некоторой

степени

открытым

вопросом,

прежде

всего,

по

причине

недостаточно широкого масштаба внедрения технологии в педагогическую

практику.

Но

при

этом

исследователи

метода

проектов,

а

кроме

того

педагоги, так или иначе обращаются к вопросу факторов и условий его

эффективного

применения. Многообразие средств достижения конечной

цели

проекта

приводит

детей

к

свободному

творчеству.

Овладение

иностранным

языком

в

процессе

проектной

работы

доставляет

школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре.

При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в

устной

и

письменной

форме,

необходимо

придерживаться,

на

мой

взгляд, следующих рекомендаций: Эффективности

можно добиться при

соблюдении следующих условий:

Во-первых,

поскольку

проектная

работа

дает

возможность

учащимся

выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и

9

р е гл а м е н т и р о в ат ь

ш ко л ь н и ко в ,

ж е л ат е л ь н о

п о о щ р я т ь

и х

самостоятельность.

Во-вторых,

проектные

работы

являются

главным

образом

открытыми,

поэтому

не

может

быть

четкого

плана

их

выполнения.

В

процессе

выполнения

проектных

заданий

можно

вводить

и

некоторый

дополнительный материал.

В-третьих,

большинство

проектов

может

выполняться

отдельными

учащимися,

но

проект

будет

максимально

творческим,

если

он

выполняется

в

группах.

Третья

рекомендация

еще

раз

подчеркивает

важность и эффективность учебного сотрудничества

Стереотип, что в группе «слабые» ученики будут тянуться за «сильными»

не всегда находит своё отражение. Довольно часто педагоги являются

свидетелями того, что чрезмерная активность одних учеников подавляет

других – не уверенных в себе или менее успешных учеников. Можно

разделить учеников на группы: с большей мотивацией к изучению языка и

менее

способных.

Ситуация

отсутствия

выраженного

лидера

в

группе

создает условия для развития активности и самостоятельности.

Использование

опорных

материалов

и

инструкций,

а

кроме

того

проведение презентации значительно облегчило работу над проектом. Но

при этом были заметны пробелы в навыках групповой работы, умении

распределить обязанности и выбрать стратегии действий. Это, на мой

взгляд, говорит о необходимости дальнейшего систематического развития

навыков

проектной

работы,

самостоятельности

и

активности

детей.

Подобная

работа,

как

мне

кажется,

сможет

заметно

повысить

эффективность проектной работы и отношение к ней самих детей. Ведь,

когда все получается – сразу возрастает желание действовать дальше.

Необходимо

уделять

больше

внимания

заключительному,

презентационному этапу работы над проектом. Проведение полноценной

защиты проектов и рефлексии позволит ученикам более осознанно подойти

к

работе,

в

полной

мере

понять

практическую

значимость

своей

10

деятельности, а кроме того повысить самооценку от осознания важности

результатов и достижений.

Учет особенностей конкретного ученического коллектива, создание

ситуации

выбора

темы

и

формы

работы

над

проектом,

органичное

сочетание различных способов формирования проектных групп, а кроме

того

использование

опорных

материалов

целях

развития

навыков

проектной работы) в конечном счете ведет к повышению эффективности

использования метода на уроках иностранного языка.

Анализ информации, полученной в результате различных исследований

по

использованию

метода

проектов,

позволил

выявить

положительное

отношение

к

проектной

методике

как

к

педагогической

технологии;

наличие

высокого

воспитательного

потенциала

и

возможности

использования

этого

метода

в

рамках

личностно-ориентированного

подхода в обучении.

Проектная

деятельность

является

многогранным,

ёмким,

мощным

средством

обучения,

но,

к

сожалению,

не

избавленная

от

некоторых

недостатков. Повышается умственная нагрузка на учащихся и учителей,

необходима

детальная

проработка

задачи

и

всех

элементов

проекта,

необходима более сложная система оценивания результатов деятельности

учащихся, увеличивается время на осмысление и обработку результатов

учителем, увеличивается риск неудачного завершения работы учащимся,

остаются дети, слабая учебная мотивация которых не позволяет вовремя

заканчивать

проекты.

Но

все

эти

факторы

являются

элементами

деятельности любого творческого коллектива и преодолимы.

Проекты,

включённые

в

традиционные

УМК,

представляют

собой

наиболее органичный вариант интеграции данной методики в учебный

процесс,

так

как

позволяют

использовать

учебный

материал

для

организации самостоятельной работы учеников. Важно, чтобы проекты

были ориентированы не только на внешний наглядный результат, но и

11

действительно

реализовывали

принципы

метода

проектов,

органично

решали задачи обучающего и творческого характера.

Для ученика учебный проект – это возможность максимального

раскрытия

своего

творческого

потенциала.

Это

деятельность,

которая

позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои

силы,

приложить

свои

знания,

принести

пользу,

публично

показать

достигнутый

результат.

Это

деятельность,

направленная

на

решение

интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в

виде

задачи,

когда

результат

этой

деятельности

найденный

способ

решения

проблемы

носит

практический

характер,

имеет

важное

прикладное значение, и, что не менее важно, интересен и значим для самих

участников

проекта.

Поэтому

в

современной

школе

метод

проекта

используется

для

развития

личности

ребёнка.

Работа

над

учебным

проектом

позволяет

выстроить

бесконфликтную

педагогику,

вместе

с

детьми

пережить

вдохновение

творчества,

превратить

образовательный

процесс из скучной рутины в результативную созидательную творческую

деятельность.

Общие черты метода проектов и указанные специфические особенности

проектной

деятельности

в

обучении

иностранному

языку

накладывают

определенный

отпечаток

на

использование

этой

технологии

в

педагогической практике. Однако наличие несомненных преимуществ и

возможностей

позволяет

говорить

об

огромном

образовательном

и

воспитательном потенциале метода проектов для обучения иностранному

языку,

который

педагоги

реализуют

в

своей

работе.

Метод

проектов,

являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все

более востребованным в системе образования, в том числе по причине его

ярко

выраженной

творческой,

гуманистической

и

социальной

направленности.

Обобщая полученные в ходе анализа данные, можно сделать следующие

выводы:

12

· Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией XXI

века, становится все более востребованным в системе образования, в том

числе по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и

социальной направленности.

Проектная

деятельность

обладает

четко

выраженной

структурой

и

отличительными

особенностями,

среди

которых

можно

отметить

соответствие личностным потребностям учащихся, самостоятельность в

работе, творческая направленность, ориентация на практический результат

и т.д.

Использование метода проектов в обучении иностранному языку в

определенной

степени

обусловлена

спецификой

учебного

предмета

и

характеризуется

коммуникативной

направленностью,

ситуативной

обусловленностью,

интеграцией

знаний

из

разных

областей,

необходимостью отбора языкового материала для работы и т.д.

13



В раздел образования