Напоминание

Использование метода проектов на уроках математики и во внеурочной деятельности


Автор: Полухина Елена Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Ледовская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Советского района Курской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода проектов на уроках математики и во внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад




Елена Алексеевна Полухина,

учитель математики, 1 квалификационная категория,

МКОУ «Ледовская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Курской области

«Использование метода проектов на уроках математики

и во внеурочной деятельности в

МКОУ «Ледовская средняя общеобразовательная школа»

1.

Краткая аннотация работы:

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с

загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление,

необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь

человечества в познании. Я считаю, только через преодоление трудностей,

решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Если ученик сумеет

справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей

взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать

собственную

деятельность,

ориентироваться

в

разнообразных

ситуациях,

совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся

условиям.

Я стараюсь на своих уроках научить детей получать знания, научить

работать и зарабатывать на жизнь, научить жить, научить жить вместе.

Стремлюсь работать над повышением интереса, самостоятельности и активности

учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья детей в учебной

деятельности, повышением уровня использования наглядности и визуализации на

уроке,

повышением

эстетической

привлекательности

урока,

привлечением

учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке, повышением уровня

математической грамотности. В своей работе я использую групповые и

индивидуальные,

межпредметные,

информационные

и

практико-

ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме

проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта. Опыт

работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только

сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне

надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного

понимания метода проектов. «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется».

2.

Содержание.

2.1

Использование

проектной

деятельности

на

уроках

и

во

внеурочной деятельности.

Проект – это «пять П».

1.

Наличие проблемы.

Работа

над

проектом

всегда

направлена

на

разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Поле для

выбора темы проектов по математике огромно. Проект может быть связан с

изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной

программе или с приложениями математики в науке и практике. Например, мои

учащиеся с интересом работали над проектом «Проценты вокруг нас», «Золотое

сечение» и «Старинные меры измерения», «История математики» и др.

2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения

проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся

банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в

постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику

своё видение решения задачи.

3.Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую

поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Нельзя забыть также библиотеку

и опрос родителей или взрослых. Найденная информация, обрабатывается,

осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант.

Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой

работе.

4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для

создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную

информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного

руководителя . Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,

«осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение,

если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в

школе, в реальной жизни).

В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные

продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на

уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач,

сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют

сказку или детективную историю по изучаемой теме.Прикладной проект может

быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни.

Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их

стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения

банковского кредита и др.

Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся

рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные

продукты и т. д.

5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными

словами, презентация продукта и защиты самого проекта, которую я провожу в

форме конкурса, выставки, презентации.

При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки

поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат,

развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект

всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с

помощью учителя учатся оценивать их.

В заключение я провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для

обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над

проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были

основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе

замечания и предложения на будущее? Благодарю учеников и обязательно их

награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя,

лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю отметку по

математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять".

Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.

Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-

информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать

интеллектуальные и творческие способности.

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств

является то, что центром деятельности становится учение, а учитель выступает в

роли

помощника,

поощряющего

оригинальные

находки,

стимулирующего

активность, инициативу, самостоятельность.

Основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся

глубокие знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие

вокруг него проблемы и, главное, чтобы учение стало для ребят увлекательным,

радостным и интересным делом.

2.1.

Примеры использования метода проектов.

Можно

выделить

следующие

типы

проектов:

исследовательский,

информационный, творческий проект, игровой и т.д. Все это виды учебных

проектов, в которых формируются компетентности учащихся и им принадлежит

ведущая роль.

Рассмотрим этапы работы над учебным проектом на примере учебного

проекта, в 7 классе.

Тема учебного проекта: «Числа вокруг нас».

Вид проекта: исследовательский.

Проблема.

Современному

человеку

трудно

представить

себе

математику

без

обозначений чисел и арифметических действий. Но ведь когда-то, же этих

обозначений не существовало. А тогда откуда они взялись? И почему именно

такие, а не иначе? И вообще много ли их существовало? Мы никогда не

задумываемся о значимости чисел в нашей культуре, общении и о том, что этим

нехитрым знакам можно подчинить все на свете.

Гипотеза.

При помощи вопросов подвеcти детей к тому, что числа человеку жизненно

необходимы, без чисел человек просто не сможет существовать.

Предмет исследования: числа в современном мире, история происхождения

чисел.

Цель проекта.

Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской

культуры школьников и специальных исследовательских умений и навыков.

Задачи исследования.

1.

Изучить историю происхождения чисел.

2.

Исследовать роль чисел в жизни современного человека.

3.

Оформить на основе полученных знаний стенд по теме «Числа вокруг нас».

4.

Создать презентацию о результатах проделанной работы.

Структура работы.

I.

Подготовительный этап.

Актуализация опорных знаний через фронтальную беседу.

Мотивация, постановка проблемы.

Обсуждение и выбор темы математического проекта.

Обсуждение

актуальности

выбранной

темы.

Подвести

детей к тому,

что актуальность данного исследовательского проекта определяется важностью

умения видеть математику в мире, в котором мы живем.

Определение цели и задач работы над проектом.

Установление сроков выполнения проекта.

II.

Организационный этап.

Составление плана работы над проектом.

Обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих

решений. Методы исследования: наблюдение, накопление и отбор фактов, сбор

данных, установление связей между ними.

Формирование проектных групп.

Необходимая консультация и организационная помощь учителя.

III.

Поисково-информационный этап.

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и

сети Internet.

Систематизация собранного материала по тематическим группам: для

создания стенда и оформления презентации.

Подготовка и оформление результатов работы в виде стенда и презентации

проекта.

Необходимая направляющая помощь учителя.

IV.

Этап доработки проекта.

Анализ полученных результатов проекта.

Доработка проекта с учетом замечании и предложений.

V.

Презентационный этап.

Защита проекта в форме творческого отчета.

VI.

Контрольный этап.

Совместное обсуждение полученных результатов.

Совместная оценка качества полученного продукта и действий в ходе

реализации проекта.

Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.

Планируемый результат.

Повышение интереса к предмету, уровня мотивации обучающихся, и как

результат - повышение качества знаний.

Проектная деятельность предполагает развитие Универсальных Учебных

Действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает

возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и

компетентностей.

2.2.

Универсальные учебные действия

Существует 4 блока УУД.

Коммуникативные УУД.

Проектная

деятельность

предполагает

дискуссии

между

учениками,

направленные на решение конкретной проблемы или создание определенного

продукта. Это и совместное планирование деятельности учителем и учащимися.

Учитель – из простого транслятора знаний становится организатором совместной

работы, переходя к реальному сотрудничеству. Школьник - активный субъект

деятельности. Развиваются умения устанавливать взаимопонимание, строить

взаимодействие со сверстниками в группе, происходит обмен знаниями между

членами группы, развивается способность с помощью вопросов добывать

недостающую информацию, умение четко сформулировать цель.

Познавательные УУД.

Проектная деятельность предполагает развитие умения видеть проблему,

ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать тексты, умения делать

выводы и умозаключения, классифицировать. Сюда же можно отнести и навыки

работы

со

справочниками,

слушание

речи,

наблюдение,

избирательное

запоминание, обобщение. Защита проекта, защита результатов и оценивание

полученных результатов, их применение к новым ситуациям – все это компоненты

проектной деятельности, которая ведет к развитию познавательных УУД.

Регулятивные УУД развиваются при постановке целей, выборе путей

достижения, определении последовательности этапов деятельности, оценке того,

что усвоено и что еще подлежит усвоению. Развитию эти универсальных действий

способствуют рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения

планировать время, выработка критериев оценки.

Развитие личностных УУД отражается в умении четко, ясно, грамотно

излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной

задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает

возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и

компетентностей.

При организации проектной деятельности на каждом этапе работы над

проектом для развития УУД необходимо учитывать возрастные и индивидуальные

возможности учащихся.

2.3.

Заключение.

Подготовленные и оформленные проекты допускаются учителем к защите. О

выполненной работе надо не просто рассказать, ее надо защитить публично, с

привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть

учителя, родители, учащиеся других классов, гости школы). Критериями оценки

результатов учащихся являются уровни развития тех или иных компетенций:

владение

способами

познавательной

деятельности;

умение

использовать

различные источники информации, методы исследования и обработки полученной

информации

(сравнение,

анализ,

использование

схем,

таблиц

и

др.);

коммуникативные и адаптивные качества; умение работать в сотрудничестве,

принимать

чужое

мнение,

противостоять

трудностям;

самоорганизация,

выражающаяся в способности ставить цель, составлять и реализовывать план,

проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Целесообразно ограничить

время представления проекта и время вопросов и ответов. По итогам защиты

необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной

работы, но и тех, кто задавал вопросы. Жюри оценивает структуру и логику

работы,

исследовательское

мастерство,

познавательную

ценность

темы,

оригинальность и ценность собранного материала, язык и стиль изложения,

ответы на вопросы.

В течение подросткового возраста происходит бурное, стремительное

развитие личности. Стремление к самостоятельности, независимости, творчеству

проявляется наиболее ярко. Всех подростков привлекает активная, свободная,

равноправная позиция в учебном процессе. Дети отмечают, что проект интересен

именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью

учителя, формы и виды презентаций зависят полностью только от их собственной

фантазии.

На вопрос “Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?” дети чаще

отвечают:

доделывать все до конца

распределять правильно время

представлять результаты своего труда

распределять работу в группе.

3.

Список использованных источников и литературы

1.

Формирование

универсальных

учебных

действий

в

основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /

[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.

– М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

2.

Азарова Л.Н., Оленева Н.А., Основные подходы к

пониманию сущности понятий «Проектная деятельность», «Метод учебных

проектов», «Учебный проект»

3.

Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные

программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-

115

4.

Пахомова

Н.

Ю.

Метод

учебного

проекта

в

образовательном

учреждении:

Пособие

для

учителей

и

студентов

педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с

5.

Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство

повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных

навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции

«Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М.,

2004.

6.

Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами. Цикл

семинаров с элементами тренинга для учителей основного звена / Материалы из

книги под ред. доктора педагогических наук В.А. Родионова)



В раздел образования