Автор: Полухина Елена Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Ледовская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Советского района Курской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода проектов на уроках математики и во внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование
Елена Алексеевна Полухина,
учитель математики, 1 квалификационная категория,
МКОУ «Ледовская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
«Использование метода проектов на уроках математики
и во внеурочной деятельности в
МКОУ «Ледовская средняя общеобразовательная школа»
1.
Краткая аннотация работы:
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с
загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление,
необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь
человечества в познании. Я считаю, только через преодоление трудностей,
решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. Если ученик сумеет
справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей
взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать
собственную
деятельность,
ориентироваться
в
разнообразных
ситуациях,
совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся
условиям.
Я стараюсь на своих уроках научить детей получать знания, научить
работать и зарабатывать на жизнь, научить жить, научить жить вместе.
Стремлюсь работать над повышением интереса, самостоятельности и активности
учащихся на уроках, психологического благополучия и здоровья детей в учебной
деятельности, повышением уровня использования наглядности и визуализации на
уроке,
повышением
эстетической
привлекательности
урока,
привлечением
учащихся к использованию ИКТ при самоподготовке, повышением уровня
математической грамотности. В своей работе я использую групповые и
индивидуальные,
межпредметные,
информационные
и
практико-
ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме
проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта. Опыт
работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только
сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне
надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного
понимания метода проектов. «Дорога та, что сам искал, вовек не позабудется».
2.
Содержание.
2.1
Использование
проектной
деятельности
на
уроках
и
во
внеурочной деятельности.
Проект – это «пять П».
1.
Наличие проблемы.
Работа
над
проектом
всегда
направлена
на
разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Поле для
выбора темы проектов по математике огромно. Проект может быть связан с
изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной
программе или с приложениями математики в науке и практике. Например, мои
учащиеся с интересом работали над проектом «Проценты вокруг нас», «Золотое
сечение» и «Старинные меры измерения», «История математики» и др.
2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения
проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся
банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в
постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику
своё видение решения задачи.
3.Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую
поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Нельзя забыть также библиотеку
и опрос родителей или взрослых. Найденная информация, обрабатывается,
осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант.
Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой
работе.
4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для
создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную
информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного
руководителя . Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,
«осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение,
если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в
школе, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные
продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на
уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач,
сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют
сказку или детективную историю по изучаемой теме.Прикладной проект может
быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни.
Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их
стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения
банковского кредита и др.
Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся
рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные
продукты и т. д.
5. Презентация результатов - представление готового продукта. Иными
словами, презентация продукта и защиты самого проекта, которую я провожу в
форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки
поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат,
развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект
всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с
помощью учителя учатся оценивать их.
В заключение я провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для
обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над
проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были
основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе
замечания и предложения на будущее? Благодарю учеников и обязательно их
награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя,
лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю отметку по
математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять".
Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.
Приобщение учащихся к проектной деятельности с использованием компьютерно-
информационных технологий позволяет наиболее полно определять и развивать
интеллектуальные и творческие способности.
Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств
является то, что центром деятельности становится учение, а учитель выступает в
роли
помощника,
поощряющего
оригинальные
находки,
стимулирующего
активность, инициативу, самостоятельность.
Основная задача школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся
глубокие знания, но в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие
вокруг него проблемы и, главное, чтобы учение стало для ребят увлекательным,
радостным и интересным делом.
2.1.
Примеры использования метода проектов.
Можно
выделить
следующие
типы
проектов:
исследовательский,
информационный, творческий проект, игровой и т.д. Все это виды учебных
проектов, в которых формируются компетентности учащихся и им принадлежит
ведущая роль.
Рассмотрим этапы работы над учебным проектом на примере учебного
проекта, в 7 классе.
Тема учебного проекта: «Числа вокруг нас».
Вид проекта: исследовательский.
Проблема.
Современному
человеку
трудно
представить
себе
математику
без
обозначений чисел и арифметических действий. Но ведь когда-то, же этих
обозначений не существовало. А тогда откуда они взялись? И почему именно
такие, а не иначе? И вообще много ли их существовало? Мы никогда не
задумываемся о значимости чисел в нашей культуре, общении и о том, что этим
нехитрым знакам можно подчинить все на свете.
Гипотеза.
При помощи вопросов подвеcти детей к тому, что числа человеку жизненно
необходимы, без чисел человек просто не сможет существовать.
Предмет исследования: числа в современном мире, история происхождения
чисел.
Цель проекта.
Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской
культуры школьников и специальных исследовательских умений и навыков.
Задачи исследования.
1.
Изучить историю происхождения чисел.
2.
Исследовать роль чисел в жизни современного человека.
3.
Оформить на основе полученных знаний стенд по теме «Числа вокруг нас».
4.
Создать презентацию о результатах проделанной работы.
Структура работы.
I.
Подготовительный этап.
Актуализация опорных знаний через фронтальную беседу.
Мотивация, постановка проблемы.
Обсуждение и выбор темы математического проекта.
Обсуждение
актуальности
выбранной
темы.
Подвести
детей к тому,
что актуальность данного исследовательского проекта определяется важностью
умения видеть математику в мире, в котором мы живем.
Определение цели и задач работы над проектом.
Установление сроков выполнения проекта.
II.
Организационный этап.
Составление плана работы над проектом.
Обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих
решений. Методы исследования: наблюдение, накопление и отбор фактов, сбор
данных, установление связей между ними.
Формирование проектных групп.
Необходимая консультация и организационная помощь учителя.
III.
Поисково-информационный этап.
Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и
сети Internet.
Систематизация собранного материала по тематическим группам: для
создания стенда и оформления презентации.
Подготовка и оформление результатов работы в виде стенда и презентации
проекта.
Необходимая направляющая помощь учителя.
IV.
Этап доработки проекта.
Анализ полученных результатов проекта.
Доработка проекта с учетом замечании и предложений.
V.
Презентационный этап.
Защита проекта в форме творческого отчета.
VI.
Контрольный этап.
Совместное обсуждение полученных результатов.
Совместная оценка качества полученного продукта и действий в ходе
реализации проекта.
Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.
Планируемый результат.
Повышение интереса к предмету, уровня мотивации обучающихся, и как
результат - повышение качества знаний.
Проектная деятельность предполагает развитие Универсальных Учебных
Действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей.
2.2.
Универсальные учебные действия
Существует 4 блока УУД.
Коммуникативные УУД.
Проектная
деятельность
предполагает
дискуссии
между
учениками,
направленные на решение конкретной проблемы или создание определенного
продукта. Это и совместное планирование деятельности учителем и учащимися.
Учитель – из простого транслятора знаний становится организатором совместной
работы, переходя к реальному сотрудничеству. Школьник - активный субъект
деятельности. Развиваются умения устанавливать взаимопонимание, строить
взаимодействие со сверстниками в группе, происходит обмен знаниями между
членами группы, развивается способность с помощью вопросов добывать
недостающую информацию, умение четко сформулировать цель.
Познавательные УУД.
Проектная деятельность предполагает развитие умения видеть проблему,
ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать тексты, умения делать
выводы и умозаключения, классифицировать. Сюда же можно отнести и навыки
работы
со
справочниками,
слушание
речи,
наблюдение,
избирательное
запоминание, обобщение. Защита проекта, защита результатов и оценивание
полученных результатов, их применение к новым ситуациям – все это компоненты
проектной деятельности, которая ведет к развитию познавательных УУД.
Регулятивные УУД развиваются при постановке целей, выборе путей
достижения, определении последовательности этапов деятельности, оценке того,
что усвоено и что еще подлежит усвоению. Развитию эти универсальных действий
способствуют рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения
планировать время, выработка критериев оценки.
Развитие личностных УУД отражается в умении четко, ясно, грамотно
излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной
задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает
возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей.
При организации проектной деятельности на каждом этапе работы над
проектом для развития УУД необходимо учитывать возрастные и индивидуальные
возможности учащихся.
2.3.
Заключение.
Подготовленные и оформленные проекты допускаются учителем к защите. О
выполненной работе надо не просто рассказать, ее надо защитить публично, с
привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть
учителя, родители, учащиеся других классов, гости школы). Критериями оценки
результатов учащихся являются уровни развития тех или иных компетенций:
владение
способами
познавательной
деятельности;
умение
использовать
различные источники информации, методы исследования и обработки полученной
информации
(сравнение,
анализ,
использование
схем,
таблиц
и
др.);
коммуникативные и адаптивные качества; умение работать в сотрудничестве,
принимать
чужое
мнение,
противостоять
трудностям;
самоорганизация,
выражающаяся в способности ставить цель, составлять и реализовывать план,
проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Целесообразно ограничить
время представления проекта и время вопросов и ответов. По итогам защиты
необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной
работы, но и тех, кто задавал вопросы. Жюри оценивает структуру и логику
работы,
исследовательское
мастерство,
познавательную
ценность
темы,
оригинальность и ценность собранного материала, язык и стиль изложения,
ответы на вопросы.
В течение подросткового возраста происходит бурное, стремительное
развитие личности. Стремление к самостоятельности, независимости, творчеству
проявляется наиболее ярко. Всех подростков привлекает активная, свободная,
равноправная позиция в учебном процессе. Дети отмечают, что проект интересен
именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью
учителя, формы и виды презентаций зависят полностью только от их собственной
фантазии.
На вопрос “Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?” дети чаще
отвечают:
доделывать все до конца
распределять правильно время
представлять результаты своего труда
распределять работу в группе.
3.
Список использованных источников и литературы
1.
Формирование
универсальных
учебных
действий
в
основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /
[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.
– М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
2.
Азарова Л.Н., Оленева Н.А., Основные подходы к
пониманию сущности понятий «Проектная деятельность», «Метод учебных
проектов», «Учебный проект»
3.
Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные
программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-
115
4.
Пахомова
Н.
Ю.
Метод
учебного
проекта
в
образовательном
учреждении:
Пособие
для
учителей
и
студентов
педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с
5.
Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство
повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных
навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции
«Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М.,
2004.
6.
Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами. Цикл
семинаров с элементами тренинга для учителей основного звена / Материалы из
книги под ред. доктора педагогических наук В.А. Родионова)