Напоминание

«Проектированию рабочей документации». ОВЗ 6 класс


Автор: Мацукевич Наталья Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г. Котлас
Наименование материала: Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса по русскому языку
Тема: «Проектированию рабочей документации». ОВЗ 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад по теме

«Проектированию рабочей документации».

Подготовила: Мацукевич Наталья Андреевна-учитель русского языка и литературы

(кв.категория: первая, стаж-10 лет) и логопед (кв.категория: соответствует

занимаемой должности, стаж: 2 года)

Оглавление:

1.Введение

2.Основная часть

3.Заключение.

1. Введение.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями

развития:

нарушение

слуха,

зрения,

речи,

опорно-двигательного

аппарата,

интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с

задержкой

и

комплексными

нарушениями

развития.

Задачей

инклюзивного

обучения

является

осуществление

индивидуального

и

дифференцированного

подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого

образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном

развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного

образования нормально развивающимся детям. Познавательная активность есть

качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию

и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами

деятельности за оптимальное время.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень

познавательной активности,

незрелость мотивации

к

учебной

деятельности,

сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и

использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из

необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего

процесса в работе учителя.

Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание

материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов,

выявления

ошибок,

формулирование

выводов.

Конечно,

все

это

должно

осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.

Проектирование рабочей документации – это первое, с чего мы, учителя, логопеды,

начинаем свою работу. Я работаю и учителем-предметником русского языка и

литературы (5-9 классы), и логопедом (дети с ОВЗ 5-9 классы). 1 час в неделю

работаю логопедом с детьми ОВЗ, группа – 5 человек. Конечно, написание

адаптированной рабочей программы для детей с ОВЗ среднего звена вызывает

некоторые трудности, т.к. нет достаточного материала, как писать эти программы.

Одно дело написать эту программу, а другое дело – надо применить на практике, где

в классе 32 человека (но это уже 2-ая проблема, и здесь она рассматриваться не

будет).

Таким

детям

нужен

индивидуальный

подход,

т.к.

далеко

не

все

предложенные задания ребёнок может выполнить в классе. Мне с некоторой

стороны повезло, потому что своих учеников я могу видеть на школьном уроке, как

они

занимаются,

и

на

групповых

занятиях,

где

они

уже

могут

более

раскрепоститься, почувствовать себя увереннее.

Я хочу поделиться неким опытом по написанию адаптированной рабочей

программы по русскому языку для ребенка с ОВЗ для 6-го класса.

2.Основная часть.

В качестве примеров буду приводить отдельные фрагменты из АРП.

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса должна

содержать следующие разделы:

1.Пояснительная

записка,

где

детализируется

и

раскрывается

содержание

стандарта, определяется общая стратегия обучения, коррекции, развития и

воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями

изучения русского языка, которые определены стандартом; указаны нормативно-

правовые документы, обеспечивающие реализацию программы; сроки реализации

программы; психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ

(тяжелыми нарушениями речи)

2.

Общие цели

учебного предмета «Русский язык» для данной

ступени

обучения.

3. Познавательные задачи.

Например,

− изучать базовые основы таких разделов языка, как фонетика, орфоэпия, графика, орфография,

лексикология, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация,

стилистика, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о

месте

русского

языка

среди

языков

мира;

формировать

у

обучающихся

научно-

лингвистического мировоззрения;

− формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые

факты,

оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умения

работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать

необходимую информацию; уметь пользоваться различными лингвистическими словарями, в том

числе и электронными.

− совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки,

обеспечивающие свободное овладение русским литературным языком в разных сферах и

ситуациях его использования; обогащать словарный запас и грамматический строй речи

учащихся; формировать потребность к речевому самосовершенствованию и взаимодействию;

совершенствовать умения и навыки устной и письменной речи;

− развивать творческое и логическое мышление;

− воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку

как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах

человеческой деятельности; воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

________________________________________________________________________

4. Образовательная область учебного предмета «Русский язык

5. Предполагаемые результаты.

В этом разделе должны быть отражены следующие виды и формы обучения: Речь и

речевое общение-РО, Чтение-Ч, Говорение-Г, Письмо-П, Текст, Функциональные

разновидности языка-Ф, Общие сведения о языке-ОЯ, Фонетика и орфоэпия.

Графика-ФО, Морфемика и словообразование-МС, Лексикология и фразеология-

ЛФ, Морфология-М, Морфология-М, Правописание: орфография и пунктуация -О,

Пт, ОП, Язык и культура-ЯК.

Лексикология и фразеология-ЛФ

Обучающийся научится:

1• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность

слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова,

принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления

и стилистическую окраску слова;

2• группировать слова по тематическим группам;

3• подбирать к словам синонимы, антонимы;

4• опознавать фразеологические обороты;

5• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

6• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в

речи и как средство связи предложений в тексте;

7• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора,

эпитет, олицетворение);

8• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём

синонимов,

антонимов,

фразеологическим

словарём

и др.)

и

использовать

полученную

информацию в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

9• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

10• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

11• опознавать омонимы разных видов;

12• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового

словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического

словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в

различных видах деятельности.

6. Система оценки образовательных достижений обучающихся с ОВЗ (ТНР) в 6

классе ( нормы оценивания диктантов, сочинений и изложений, классификация

ошибок)

Выставление оценок за контрольный диктант:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущено два исправления или две негрубые

ошибки; работа написана аккуратно

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 3

пунктуационных и 3 логопедических ошибок; работа выполнена аккуратно, но допущены

исправления

Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических, 4 пунктуационных

и 4 логопедических ошибки или 7 орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены

исправления

Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 8 логопедических ошибок,

допущены исправления

Негрубые ошибки:

- исключение из правил;

- повторение одной и той же буквы;

- недописанное слово;

- перенос слов;

- единичный пропуск буквы на конце слова;

- дважды написанное одно и то же слово в предложении

3 негрубые ошибки + 1 ошибка

Однотипные ошибки:

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за

отдельную ошибку.

За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано

в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за

ошибку.

За ошибку в диктанте не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в

предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с

обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию

слово на доске);

- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего

предложения написано с заглавной буквы;

- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

7. Основной инструментарий для оценивания результатов.

Основным инструментарием для оценивания результатов обучения являются итоги проверочных

заданий по русскому языку (сочинения, изложения, диктанты, тесты (КИМы).

8.

Результаты изучения предмета «Русский язык» в 6 классе обучающихся с

ОВЗ (ТНР) - отражены личностные, метапредметные, предметные результаты.

9. Требования к уровню подготовленности обучающихся с ОВЗ (ТНР) по

русскому языку в 6 классе.

10. Коррекционный компонент. Коррекционная работа, приемы, методы и

формы.

Основные формы коррекционной работы по русскому языку

1. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и

умений учащихся с ТНР. Данное направление является основным направлением работы по

русскому языку.

2. Усиление практической направленности обучения русскому языку по вопросам теории, которые

служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.

3. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при

анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов

лингвистического разбора.

4. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся с ТНР (говорения, аудирования,

чтения и письма): овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного

запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений и навыков связного

изложения мыслей в

устной и письменной форме.

5. Совершенствование умений и навыков каллиграфического письма.

11.Содержание тем учебного предмета «Русский язык» за курс 6 класса для

обучающихся с ОВЗ (ТНР)

Учебно-тематический план

№ Наименование

разделов и тем

Количество часов

1.

Язык. Речь. Общение

2

2.

Повторение пройденного в 5 классе.

13

3.

Текст

3

4.

Лексика. Культура речи

16

5.

Фразеология. Культура речи

3

6.

Словообразование. Орфография. Культура речи

26

7.

Морфология. Орфография. Культура речи

120

8.

Повторение и систематизация изученного

27

9.

Итого

210

12.

Содержание

тем

учебного

предмета

«Русский

язык»

с

видами

самостоятельной работы.

№ п/п

Вопросы к

изучаемой

теме

Тема раздела

Сопутствующее

повтор.

Виды

самостоятельной

работы

1

Язык.

Речь.

Общение

(2 часа)

Почему

русский

язык

один

из

развитых

языков

мира?

Что такое

язык, речь,

общение?

Что такое

ситуация

общения?

Русский язык

один

из

развитых

языков мира.

Язык,

речь,

общение.

Ситуация

общения.

Культура речи как

уровень

практического

владения

языком,

как

учение

о

коммуникативных

качествах

литературной речи

и

как

система

знаний,

умений

и

навыков,

обеспечивающих

эффективное

использование

языка

для

целей

коммуникации.

Работают с дополнительной

литературой

на

тему

«Литературный

язык

высшая

форма

развития

национального языка»

13.

Виды и формы контроля для обучающихся 6 класса с ОВЗ (ТНР) в КОУ

ВО «ЦЛПДО»

Одно из требований принципа систематичности и последовательности обучения обучающихся 6

класса с ТНР в КОУ ВО «ЦЛПДО» предполагает необходимость осуществления контроля на всех

этапах образовательного процесса по русскому языку. Этому способствует применение

следующих видов контроля:

Входной – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших

элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов,

необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа; мозговой штурм;

тестирование; зрительный, выборочный, комментированный, графический диктанты).

Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания

каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос;

предупредительный диктант; подготовка сообщений, докладов, проектов; работа по карточкам;

составление схем, таблиц, рисунков, комплексный анализ текста).

Промежуточный – по ходу изучения темы, но по истечении нескольких

уроков (если тема достаточно велика и в ней выделяют несколько логических

фрагментов; тестирование).

Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций).

Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса русского языка с целью

диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи

(контрольный диктант, контрольное

тестирование).

14

.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе с

указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

15.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольное списывание для учащихся с ОВЗ №1

Картины осени.

Осень завладела садами, л..сами, п..лями. Всё сразу стало осен..им. В саду синицы искали еду.

Они в..сели вни(з/c) г..ловой на ветках и заглядывали в окна.

Нач..лся листопад. Листья падали днём и ночью. Иногда ветер швырял их в открытое окно.

Они падали на стол, на пол, на книги. На доро(ж/ш)ках сада лежал толстый слой листьев. Мы

х..дили по листьям, как по ковру.

(62 слова )

Грамматическое задание

1 вариант

1. Выпишите грамматическую основу из первого предложения …

2. Выполните морфемный разбор слова завладела

3. Выпишите последнее предложение и укажите части речи.

Грамматическое задание

2 вариант

1. Выпишите грамматическую основу из предложения Иногда ветер швырял...

2.Выполните морфемный разбор слова заглядывали

3.Выпишите последнее предложение и укажите части речи.

Контрольное списывание для учащихся с ОВЗ №2

Дуб.

Посадили ребята на лесной полянке дубок. Только растет он медленно. Корень у дуба

длин..ый, работа у него трудная. Надо глуб..ко землю буравить, воду искать. Найдёт корень воду,

нач..нет ее качать. Тогда дерево пойдёт в рост. Будут р..сти ветки, листья, жёлуди. Стоять

дубок будет крепко.

В ненас..ный осен..ий вечер листья дуба укроют от дождя. В летний (пол)день спасут от

солнца.

(60 слов)

Грамматическое задание

1 вариант

1. Выпишите грамматическую основу из предложения Солнце освещает…

2. Выполните морфемный разбор слова посадили

3. Выпишите 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне, выделите орфограмму,

подберите проверочные слова.

Грамматическое задание

2 вариант

1. Выпишите грамматическую основу из предложения Солнце освещает…

2. Выполните морфемный разбор слова ненастный.

3. Выпишите 3 слова с проверяемой безударной гласной в корне, выделите орфограмму,

подберите проверочные слова.

3.Заключение.

Таким образом, моя адаптированная рабочая программа по русскому языку для

детей с ОВЗ для 6-го класса содержит 15 пунктов, которые могут варьироваться, но,

в

любом

случае,

АРП

должна

быть

составлена

на

основе

современных

законодательных и нормативно-правовых-документов сферы образования с целью

обеспечения права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение

общего и среднего общешкольного образования, а также создания и реализации

специальных условий для обучения указанной категории обучающихся.

PS: если у кого-то возникнут трудности в написании адаптированных рабочих

программ по русскому языку и литературе для детей с ОВЗ (5-9 классы), с

удовольствием поделюсь.



В раздел образования