Автор: Кузьмина Людмила Юрьевна
Должность: МАОУ СОШ №7
Учебное заведение: учитель географии
Населённый пункт: ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТЮМЕНЬ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Вопросы развития сибирского казачества на уроках географического краеведения
Раздел: среднее образование
0
Изучение сибирского казачества на уроках географического краеведения.
На уроках географического краеведения при изучении
темы «Население Тюменской
области» ребятам интересны вопросы по казачеству в Сибири. Очень много песен, стихов
посвящено казакам. А кто они такие? Из уроков истории ребята знают, что казаки
заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. После революции
казачество было разорено. Лишь в последнее время оно стало возрождаться, и с новой
силой возрос интерес к их истории, культуре, традициям. Актуальность данного вопроса
обусловлена усилением патриотической направленности. На современное казачество
России возлагается роль полноправного приемника того лучшего в служении Отечеству,
выработанного на протяжении многих веков и десятилетий существования казачьей
общности.
Предлагаем заглянуть в словари Даля и Ожегова. Ребята находят ответы. Казак – это
«войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков,
лёгкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и
вооружении».
В словаре Ожегова под казаками понимаются «члены военно-земледельческой общины
вольных поселенцев на окраинах государства, активно участвовавших в защите и
расширении государственных границ; крестьяне, потомки этих поселенцев, а также бойцы
воинской части из этих крестьян».
По своей сути, казачество – это особое воинское сословие с привилегиями за несение
обязательной службы в Российской империи.
Казачество (от тюрк.: казак – удалец, вольный человек) – это этническая, социальная и
историческая группа, объединившихся русских, украинцев, калмыков, бурят и других
народов на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей
и татарскими ханствами ещё в 14 веке. С этнографической точки зрения , первые казаки
разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех, и других,
можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было
представлено Запорожской Сечью, а служилое – “реестровыми” казаками, получавшими
жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки
использовались для защиты городов, получая за это жалование и земли в пожизненное
владение. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках
Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного
1
казачества стали побережья крупных рек и степные просторы, что накладывало заметный
отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.
Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с
выборной системой управления. Основные решения принимались на обще казачьих
собраниях – Круге. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому
войсковому атаману.
На время военных действий избирался походный атаман,
подчинение которому было беспрекословным.
В настоящее время казачество возрождается. На данный момент насчитывается 11
основных казачьих войск: «Центральное казачье войско», «Терское казачье войско»,
«Всевеликое войско Донское», «Кубанское казачье общество», «Волжское казачье
общество», «Оренбургское казачье общество», «Сибирское войсковое казачье общество»,
«Иркутское казачье общество», «Забайкальское казачье общество», «Енисейское казачье
общество», «Уссурийское казачье общество».
Согласно Федеральному закону, иметь чины, специальные звания и погоны могут только
казаки, состоящие на государственной службе. Существует следующий перечень чинов.
Нижние : казак, приказный, младший урядник, урядник, старший урядник, младший
вахмистр, вахмистр, старший вахмистр. Старшие и высшие : подхорунжий, хорунжий,
сотник, подъесаул, есаул, войсковой старшина, казачий полковник, казачий генерал.
Одежду и снаряжение казаки позаимствовали у воинов Кавказа.
Казаки стараются сохранить обычаи предков, особенно в одежде, хотя с включением их в
государственные служащие сама форма во многом изменилась, появился установленный
порядок ношения. Каждое сообщество имеет особые отличительные черты во внешнем
виде своих членов.
В 2010 году были изданы указы о том, какой должна быть форма реестровых казаков.
Различают следующие категории: на каждый день; походная; парадная выходная;
парадная строевая; особая парадная.
Основой казачества всегда были Православная вера и любовь к Отечеству. Этих двух
основополагающих ценностей хватило для того, чтобы объединить тысячи и тысячи
людей вокруг самого главного дела, какое только может быть, — защиты веры и
Отечества. Это и есть основополагающее определение того, что есть казак — служивый
2
человек, преданный вере, Церкви и Отечеству своему. Не может быть не православных
казаков.
Одной из самых почитаемых икон у казаков является Донска
́
я ико
́
на Бо
́
жией Ма
́
тери
(икона Богородицы с младенцем Христом на руках, является двусторонней, на её обороте
изображено Успение Богородицы).
С рождения и до смерти конь сопутствовал казаку во всех земных делах. Заметную роль
при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость,
маневренность, подчинение всаднику.
Таким образом, казачество – особая, исторически сложившаяся этническая группа со
своей историей, культурой, религией.
Появление казаков в Сибири напрямую связано с её историей, которую она начинает
с 1582 года, ибо до этого момента территория именовалась Сибирским ханством и была
частью Золотой, а после и Большой Орды. В 1581 году в Сибирское ханство вступили
войска казака Ермака Тимофеева. А дальше началось завоевание различных частей
Сибири. Так что начало казачьей общины положила выжившая часть войска Ермака, у
которой была особая миссия: преемственность прошлого духовного опыта южного
казачьего народа на только что зарождающийся сибирский народ.
Изначально у сибирских казаков не было общего имени. Их называли городовыми
казаками по названию городов, которые они населяли и контролировали (Тюменские,
Татарские и т.д.). Часто это могли быть люди разного вида занятости и национальности:
стрельцы, боярские дети, пленные татары, литовцы.
Началом формирования казачьего войска Сибири считается начало 18 века, когда Петр I
поставил задачу освоить новые пути в Индию, Китай и Азию.
Казаков отправляли на пограничные линии с целью усиления границ и возведения
крепостей. Официально со всеми предоставленными привилегиями Сибирское линейное
казачье войско сформировалось только в 1808 г. Был устав, закреплявший за казаками
права и регламентировавший устройство. Сибирское Казачье Войско стало иррегулярным
войском в Российской империи , на территории Сибири ( включая территорию Северного
и Восточного Казахстана. Войсковой праздник , войсковой круг – 6(19) декабря , день св.
Николая Чудотворца. «Столицей» войска являлся г. Омск, где находились все
3
общевойсковые учреждения.
Войско состояло из трёх военных отделов: 1-й – с центром в
Кокчетаве, 2-й – в Омске, 3-й – в Усть-Каменогорске. Отделы делились на станицы (к
1914 г. –всего 48 станиц). Станицам подчинялись хутора, а хуторам - дозоры
В настоящее время в «Сибирское войсковое казачье общество» входят территории ЯНАО,
ХМАО, Тюменской области, Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской областей,
Алтайского края и республики Алтай. Сибирское казачество насчитывает около 7 тыс.
чел. (число реестровых казаков без членов их семьи) из 197 тыс .чел. по России. Ребятам
предлагается отразить историю Сибирского казачества в хронологической ленте.
В «Отдельское казачье общество Тюменской области» (примерно 1,5 тыс.чел.) входят:
городские станичные казачьи общества (не менее 100 казаков в обществе) : Тюменское
городское казачье общество,
Тобольское станичное казачье общество, Ялуторовское
станичное казачье общество , а также хуторские казачьи общества (не менее 20 казаков в
обществе):
ХКО
“Богандинское” (Тюменский
район),
ХКО
“Вагайское”,
ХКО
“Викуловское”, ХКО “Заводоуковское” ,ХКО “Казанское”, ХКО “Мининское” (Исетский
район), ХКО “Нижнетавдинское”, ХКО “Омутинское”,ХКО “Тюменское ” (Тюменский
район), ХКО “Сорокинское”, ХКО “Уватское”,ХКО “Ишимское”. Отдельным хутором
определён и Тюменский православный казачий учебный центр. Атаманом Сибирского
войскового казачьего общества является казачий генерал Г.Н. Привалов. Атаманом
Отдельского казачьего общества Тюменской области является Н.А. Белослудцев.
Подготовка юного казачества ведётся в
основанном
в 2006 году
Тюменском
православном
казачьем учебном центре. Инициатива создания кадетского казачьего
класса возникла у преподавателя воскресной школы при Свято-Троицком монастыре г.
Тюмени диакона Дмитрия Майорова и обрела поддержку в лице бессменного
руководителя ТПКУЦ, сотника Тюменского городского казачьего общества Виктора
Борисовича Зенкова.
Реестровые казаки Тюменской области
берут на себя обязательства служения
государству, в отличие от других общественных и иных объединений казаков. Это есть в
законе о казачестве: взаимодействие с государством, начиная от охраны общественного
порядка, лесов, границы, до взаимодействия с военкоматами по ведению учета резерва
вооруженных сил. Реестровыми казаками на местах, где созданы первичные казачьи
общества на добровольной основе, проводится сход, где казаки объявляют о своем
желании, голосуют, и начинается процедура оформления в реестр. В зависимости от
4
численности они подразделяются следующим образом. Хутор – самая малая единица, где
требуется не менее 20 человек, потом станица – от 50 человек и городская организация,
где количество казаков должно быть от ста и выше. На территории всей области
находится 16 обществ, и они объединены в так называемый отдел. У реестровых казаков
строгий порядок назначения на должности, строгий порядок присвоения казачьих чинов,
наград. Начиная с есаула (майора) и выше до генерала, назначает полномочный
представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе. Это предусмотрено в
законе. Звание казачьего генерала присваивает президент России. В казачьем Уставе
прописана форма одежды и все остальные требования взаимоотношений. Одно из
главнейших направлений – это работа с детьми, молодежью и юношеством. В казаки
может быть принят человек с 18-летнего возраста, но в казачата, начиная с пятилетнего
возраста. Ребята составляют картосхему «Казачества Тюменской области». Возьмём за
основу контур Тюменской области и данные по составу казачьих обществ. Звёздочками
отметим станицы, крестом – хутора [Приложение I] .
В конце урока оцениваются хронологическая лента и картосхема по «Казачеству
Тюменской области»
Список литературы.
1.Алмазов, Б.А. Военная история казачества/Б.А. Алмазов, М.: Эксмо, 2008. – 474с.
2.Великая, Н. Н. Об этнических особенностях казачьих групп/Н.Н. Великая, М.: РИЖ,
2006. – 68с.
3.Савельев, Е. П. Древняя история казачества/ Савельев Е.П., М.: Вече, 2010. - 480 с.
4.Федотов, А.П. Казачество. Энциклопедия/Федотов А.П., М.: Энциклопедия, 2013. –
752с.
Интернет-ресурсы Сибирского казачества
5
Приложение I Картосхема «Казачество Тюменской области»
Условные знаки:
Городские станичные казачьи общества (не менее 100 казаков в обществе)
Хуторские казачьи общества (не менее 20 казаков в обществе)
6
Приложение I
I
Хронологическая лента