Напоминание

"Использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания"


Автор: Овсянникова Антонина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Ледовская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Советского района Курской области
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: "Использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания"
Раздел: среднее образование





Назад




А.А. Овсянникова,

учитель истории и обществознания

МКОУ «Ледовская средняя общеобразовательная школа»

Использование краеведческого материала на уроках истории и

обществознания.

Процесс образования направлен на всестороннее развитие ребенка,

воспитание лучших нравственных качеств, четкой гражданской позиции,

приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных

ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры

своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких духовно-

нравственных ценностях. Неотъемлемой

частью

образовательного

процесса является патриотическое воспитание. Под ним понимается работа

по передаче молодому поколению общественно-исторического опыта.

Главной задачей является воспитание гражданственности, социальной

активности, готовности к выполнению патриотического долга. Изучение

истории нашего государства, героического прошлого, традиций народа,

воспитывают чувство гордости, уверенности в его силы.

Работа

по

патриотическому

воспитанию

в

нашей

школе

осуществляется в соответствии с Законом об образовании, планами работы

школы, детской организации «Юность планеты», юнармейского движения,

комплексного музея «Память», библиотеки.

Мой педагогический опыт складывается из ведения уроков истории

и

обществознания,

на

которых

необходимо

установить

связи

исторического прошлого с современностью, сформировать у учащихся

представление о политических, экономических, социальных процессах,

расширить кругозор, приобщить их к культурным ценностям, традициям,

обычаям не только государства, но и своей малой Родины. Именно

поэтому на уроках истории и обществознания особое место отвожу

изучению краеведческого материала: знакомлю

с историей села,

происхождением его названия, с известными людьми, ветеранами-

односельчанами. Все это порождает высокие патриотические чувства,

становится опорой гражданского воспитания. Практика показывает, что

использование краеведческого материала на уроке вызывает интерес у

учащихся, а значит, знания становятся более прочными и глубокими.

Местом, где хранится собранный краеведческий материал,

является

школьный

музей

«Память».

В

нем

представлены

такие

экспозиции, как «Великая Отечественная война», «История дружины»,

«Край родной, навек любимый», «Наша гордость», «Слава русской

стороне, слава русской старине». Музей является не только местом

хранения экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных

мероприятий. В своей работе я использую материалы и экспозиции по

темам:

«История

села»,

«История

колхозов»,

«Воины-

интернационалисты», «Земляк - наша гордость». Изучая историю России в

6-8 классах, знакомлю учеников с историей села Ледовского, рассказываю

о географическом положении, происхождении названия, знакомлю со

старинными

вещами:

посудой,

орудиями

труда,

предметами

быта.

Провожу нетрадиционные уроки по закреплению изученного материала.

Например,

«Крестьянский

быт».

Предлагаю

детям

задания,

при

выполнении которых они создают собирательный образ крестьянской

избы, используя музейные экспонаты. При изучении развития образования

в XX веке знакомлю детей с историей школы, учителями-пенсионерами.

При этом сами учащиеся готовят доклады, сообщения на основе

имеющегося краеведческого материала, беседуют со старожилами села.

При изучении темы «Коллективизация сельского хозяйства»

применяю краеведческий материал, рассказываю об истории колхозов,

коллективизации в годы первых пятилеток. Особый интерес вызывает

информация о передовиках сельского хозяйства, жителях села.

При изучении

темы Великая Отечественная война»

тоже

использую

краеведческий

материал,

которого

в

школьном

музее

достаточно много. Знакомство с жизнью села, его жителей в период

Великой Отечественной войны, ветеранами вызывает у учеников большой

интерес. Нет такой семьи, которой бы не коснулась война. Поэтому с

особым интересом ребята готовят презентации о своих прадедах, дедах,

пишут сочинения. Провожу музейные уроки, чтобы учащиеся смогли

погрузиться в атмосферу прошлого. Этому способствуют музейные

экспонаты, трофеи времен Великой Отечественной войны. Есть книга

памяти, где ребята могут прочесть имена тех, кто отдал жизнь за мирное

небо над головой. При изучении Курской битвы ученики используют

дополнительную литературу, где все события коренного перелома в ходе

Великой Отечественной войны описываются более подробно, чем в

учебнике. В школьной библиотеке, кабинете истории имеется много книг

по данной тематике.

Время безжалостно, и с годами ушли из жизни те, кто завоевывал

нашу победу. На уроках использую презентации, с помощью которых

рассказываю о ветеранах войны. В ходе поисковой работы собраны

сведения о гибели бронепоезда на железнодорожной ветке Мармыжи -

Ливны. На территории нашего села есть братская могила, где захоронены

останки командира бронепоезда Ибрагима Мамирова. С этим материалом

также знакомлю учащихся в ходе изучения темы «Великая Отечественная

война». Во внеурочной деятельности ухаживаем за памятником, могилами

участников

Великой

Отечественной

войны,

производим

покраску,

отмечаем георгиевской лентой.

Изучая тему вооруженных конфликтов в Афганистане, Чечне,

опираюсь на материал о воинах-интернационалистах села, в котором

рассказывается об односельчанах, проходивших срочную военную службу

в армии в этот период. Некоторые из них принимали участие в боевых

действиях,

двое

участников

имеют

награды:

медаль

«Воина-

интернационалиста от благодарного афганского народа».

На уроках обществознания, при изучении темы «Воинская

служба», в целях воспитания гражданственности, повышения престижа

службы в армии кроме учебников использую краеведческий материал

«Наш земляк – наша гордость». Булгаков Дмитрий Витальевич родился 20

октября 1954 года в селе Верхнее Гурово Советского района Курской

области. В 1976 году он окончил Вольское высшее военное училище тыла

имени Ленинского комсомола, в 1984 году Военную академию тыла и

транспорта,

в

1996

году

Военную

академию

Генерального

штаба

Вооруженных Сил Российской Федерации. С сентября 1997 года службу

проходил

в

должности

начальника

штаба

первого

заместителя

начальника тыла Вооруженных Сил Российской Федерации. С декабря

2008 года – начальник тыла Вооруженных Сил Российской Федерации,

заместитель министра обороны Российской

Федерации, генерал армии,

Герой России.

Дмитрий Витальевич не забывает родное село и школу. Благодаря

ему в Курской области появился первый отряд юнармейцев в нашей

школе. Детско-юношеское добровольное военно-патриотическое движение

«ЮНАРМИЯ»

ставит

задачи

подготовки

к

военной

службе,

патриотического воспитания, приобщения юного поколения страны к

благородному делу защиты Отечества. Движение опирается на славные

страницы нашей многовековой отечественной истории, благодарную

память нынешней молодежи своим предкам, прославившим свою страну и

внесшим огромный вклад в развитие человечества. Ежегодная игра

«Зарница» позволяет развивать ловкость, смекалку, выносливость у

обучающихся школы.

Школа

обеспечена

комплектами

формы

юнармейца,

отремонтированы и оборудованы кабинет ОБЖ, кабинет истории, где

проходят заседания юнармейского штаба, спортзал, книжный фонд

пополнен литературой: книги по истории России, армии, художественная

литература. Нашей гордостью является комплексный музей «Память». Он

не только был отремонтирован, но и появилась необходимая мебель.

Кроме

этого,

фонды

пополнены

экспонатами

времен

Великой

Отечественной войны. Все это мы имеем благодаря вниманию и

финансовой поддержке нашего знаменитого земляка Булгакова Дмитрия

Витальевича, бывшего выпускника нашей школы. История его жизни

хранится в музее. Именно он стал примером для наших выпускников,

которые в разные годы окончили Вольское высшее военное училище и в

настоящее время служат на благо Родины.

Работа по сбору и использованию краеведческого материала

ведется систематически. Его воспитательный потенциал велик. Он

помогает донести до сознания детей картины героического прошлого,

осуществлять преемственность поколений, позволяет соприкоснуться с

судьбами

людей

и

влияет

на

процесс

нравственного

становления

школьников. Вся работа направлена на то, каким вырастет сегодняшнее

поколение.

Литература

1.

«Атлас юнармейца» - АО «Красная звезда», 2016.

2.

Военная элита Российской Федерации. Краткий энциклопедический

справочник./ А.С.Куликов, Е.И.Малашенко¸Л.П.Шевцов,

В.Б.Дмитрин, Н.А.Дерябин– М.: Вече, 2014.

3.

Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация

учащихся.: метод.пособие/ А.А. Волокитин, Н.Н. Грачев, В.А.

Жильцов и др.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.



В раздел образования