Напоминание

"Программа ансамбля ложкарей "Соловушка"


Автор: Шакирова Руфина Вагизовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ Азнакаевская школа для детей с ОВЗ
Населённый пункт: г.Азнакаево Республики Татарстан
Наименование материала: методическую разработку
Тема: "Программа ансамбля ложкарей "Соловушка"
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Азнакаевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

АНСАМБЛЯ ЛОЖКАРЕЙ «СОЛОВУШКА»

Разработчик Программы

Учитель музыки I квалификационной категории

Шакирова Руфина Вагизовна

1. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в

ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в

развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка

является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для

умственно отсталого ребёнка. Для обучающегося на является источником

новых

позитивных

переживаний,

развивает

творческие

способности,

обеспечивает его всестороннее развитие, т.е. выполняет важнейшие функции:

воспитательную, образовательную, социальную. Известно, что все дети, в

разной степени, от природы музыкальны. И наша цель, как педагогов,

использовать этот потенциал умело, с пользой для психического и

эстетического развития ребенка. Учащиеся нашей школы это очень разные

дети, у всех свои недостатки в развитии, свой характер, свои проблемы. И к

каждому ребенку нужен индивидуальный подход, свой "ключик". Если

контакт налажен, то даже ребенок с очень тяжелыми нарушениями развития

и средними музыкальными данными, постепенно начинает с интересом

заниматься музыкой.

Через музыкальное искусство ребенок с проблемами в развитии осваивает

окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных

образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой,

человеком, предметами окружающего мира.

Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых

распространённых и доступных видов искусства, сопровождающих человека

на протяжении всей его жизни. Отличительной чертой музыки от остальных

видов искусства является её воздействие на деятельность человека в момент

восприятия. Очень важно в коррекционной работе использовать специально

подобранные

музыкальные

произведения,

которые

воздействуя

на

аффективную сферу ребёнка, развивают высшие психические функции, к

которым относятся мышление, воля, мотивация.

Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов

музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пении, игры на

музыкальных

инструментах,

импровизации),

творческой

музыкально-

образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде

искусства и знания о способах, приёмах исполнительства).

Данная программа рассчитана на 1 год обучения - для детей с 10

до 15лет. Занятия проводятся согласно учебно-тематическому плану по

одному часу два раза в неделю.

1.2. Цели и задачи реализации Программы.

Цели – через приобщение к игре на народных инструментах создать

условия

для

всестороннего развития ребенка

с

ОВЗ,

обогащения

его

социального опыта и гармоничное включения в коллектив сверстников.

Основными задачами

реализации содержания данной программы

являются:

1.

Формирование

и

развитие

элементарных

умений

и

навыков,

способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их

исполнению.

2. Развитие интереса к музыкальному искусству.

3.

Развитие

музыкальных

и

творческих

способностей

с

учётом

индивидуальных возможностей учащихся.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Принципы программы.

1. Всестороннего развития ребенка с ОВЗ с учетом его индивидуальных

возможностей и способностей.

2. Доступности понимания и исполнения народной музыки различных

жанров;

3.

Предоставления

возможности

творческого

самовыражения,

самореализации и инициативности.

Новизна и отличительная особенность.

Новизной и отличительной особенностью данной программы является

использование условных обозначений и ритмической партитуры в процессе

обучения учащихся с ОВЗ игре на деревянных ложках.

Педагогическая целесообразность.

Чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью

и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима

коррекция и развитие его психических функций, эмоционально-волевой,

двигательной и социальной сфер. Ансамбль ложкарей может стать первым

шагом к познанию музыкальной культуры, возрождению культурных

ценностей, развитию творческих способностей учащихся.

Фольклор – один из действенных методов воспитания, таящий в себе

огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт

прошлых поколений, учащиеся не только изучают его, но и реализуют

полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат

их понимать и любить культурные ценности своего народа. Характерные для

народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его

насквозь», и ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего народа,

своей

культуры.

Занятия

в

ансамбле

способны

помочь

детям

с

ограниченными возможностями здоровья увидеть, услышать, почувствовать

всё многообразие музыки, дают им возможность войти в мир взрослых,

полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Воспитание ребенка с

ОВЗ через приобщение к лучшим традициям народной музыкальной

культуры и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся

музыкальные способности, побудили меня организовать в нашей школе в

2007 году ансамбль ложкарей «Соловушка».

Игра на ложках доступна детям с ОВЗ, так как способы и приемы игры на

них просты и не требуют особых навыков. Занятие в ансамбле вносит

разнообразие в музыкальное воспитание обучающихся, помогает развитию

музыкальной памяти, чувства ритма, тембрового восприятия, выработке

исполнительских

навыков,

прививает

любовь

к

коллективному

музицированию, стимулирует творческую инициативу. Кроме этого, игра на

ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и

быстроты реакций, а также тонкой моторики. Осознанные действия при игре

на ложках координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и

ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому

освоению

других

музыкальных

инструментов.

Доступность

народных

инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле

приносит детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий

музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его

проявлениях.

1.4. Особенности развития детей с ОВЗ.

Работа в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями требует

повышенного внимания со стороны педагога. В связи с этим в основе

обучения заложены следующие принципы:

* коррекционная направленность обучения;

* индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

В ансамбле занимаются учащиеся 4-9 классов, с разными возможностями

и способностями. Они также очень разные по темпераменту и характеру. Для

многих из них характерна повышенная утомляемость. Есть ребята, которые

быстро

становятся

вялыми

или

раздражительными,

с

трудом

сосредотачиваются на выполнении поставленной задачи. При неудачах

быстро теряют интерес, отказываются выполнять задание. Им нужны

понимание и поддержка педагога. Другая группа учащихся выделяется

повышенной

возбудимостью,

тревожностью,

склонностью

к

агрессии,

упрямству. Характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы,

шумны, то становятся раздражительными. С такими ребятами разговариваю

спокойным тоном, проявляя дружелюбие и терпение.

У большинства участников представления о музыке ограничено. Поэтому,

важно постепенно расширять кругозор ребенка, знакомить с разной по

жанру музыкой, приучать к новому осторожно, не перегружая обилием

информации. От простого к сложному это главный мой принцип. От

простых мелодий к сложным, от простых приемов игры на 2-х ложках до

очень сложных комбинаций из приемов на 3-х ложек. После года обучения

дети по программе получают следующие знания: представление об ансамбле

и музыкальных инструментах, правила игры на музыкальных инструментах,

основы элементарной теории музыки, понятие о средствах музыкальной

выразительности.

Для формирования благоприятных условий организации образовательного

процесса для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, требуется

знать особенности заболевания и развития ребенка, а также его возможности

выполнять те или иные задания, упражнения и т.д. Также, важно, помогать

ему

упражняться

в

умении

регулировать

свое

поведение.

Знание

особенностей психического развития ребенка необходимы для того, чтобы,

опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи

образовательного процесса:

— целенаправленно формировать ребенка с ограниченными возможностями

здоровья как полноценную личность;

— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные волевые

качества, необходимые для вхождения в мир социальных отношений;

— делая акцент на возрастные психологические особенности ребенка,

относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;

— создавать методики и технологии социально-реабилитационного процесса,

направленные

на

формирование

личности,

не

восприимчивой

к

травмирующим ситуациям;

— улучшить систему комплексных воздействий на ребенка, которые могут

оказать большое влияние на развитие его как личности.

Говоря об психолого-педагогических особенностях детей с ограниченными

возможностями

здоровья,

следует

отметить,

что

организация

образовательного процесса - это не только создание технических условий и

программ обучения и, но и определенная специфика учебно-воспитательного

процесса,

который

должен

строиться

с

учетом

психофизических

возможностей

обучающихся.

На

занятиях

кружка

доброжелательная,

спокойная атмосфера. Старшие ребята помогают младшим осваивать приемы

игры, читать ритмическую партитуру.

Возможности восприятия у таких детей ограниченны, но, тем не менее, они

в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками,

понять

и

запомнить

материал.

Музыка

способствует

нормализации

психических

процессов,

преодолению

невротических

расстройств,

свойственных

нашим

учащимся.

Занятия

творчеством

способствуют

развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.

Учащиеся должны получать от занятий музыкой только положительные

эмоции. Главная задача руководителя ансамбля–

создать для каждого

ученика «ситуацию успеха» - я сумею, я смогу.

1.5. Особенности музыкального развития детей с ОВЗ.

Музыкальное воспитание является одним из действенных средств

эмоционального,

умственного,

нравственного

развития

ребенка.

Это

положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым оно и

по отношению к детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием.

В музыкальном воспитании детей с ограниченными возможностями

здоровья

используются следующие виды деятельности: музыкально-

ритмические движения, пение, слушание музыки, игра на простейших

детских

музыкальных

инструментах.

Наравне

с

уроками

внеурочная

деятельность занимает значительное место в эстетическом воспитании детей

с нарушением интеллекта. Такая двухсторонняя связь «урок – ансамблю» и

«ансамбль – уроку» помогает мне как учителю музыки и руководителю

школьного ансамбля ложкарей вовлечь ребят в полноценную музыкальную

жизнь. Я это хорошо чувствую, когда на уроках, во внеурочное время, на

переменах, репетициях наше общение с учащимися переходит на музыку.

Обучение игре на деревянных ложках, индивидуальное общение с

педагогом, концертная деятельность – всё это дополняет, расширяет и

углубляет коррекционную работу с детьми с ОВЗ в интеллектуальной и

психоэмоциональной сферах.

В каждом концертном произведении на занятиях я ищу его «изюминку»,

стремлюсь к тому, чтобы оно было понято и принято ложкарями, ведь

формальными определениями этого никогда не достигнуть.

Музыкальный материал для работы с детьми с нарушениями в развитии

отличается:

простотой и выразительностью;

доступностью восприятия и исполнения;

небольшим объёмом;

частым повторением заданий;

коррекционно-развивающей направленностью.

Исполнение простых приемов игры при слушании музыки способствует:

-активизации развития общей музыкальности;

-развитию творческих способностей;

-совершенствованию общей и мелкой моторики, двигательной координации;

-творческой самореализации школьников в разных видах музыкальной

деятельности.

Приемы исполнения должны быть простыми, легко выполнимыми без

специальной тренировки, ритмичными, соответствовать настроению музыки.

Игра на деревянных ложках помогает решать ряд задач музыкального

воспитания:

- формирование интереса к исполнительству;

- развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма;

И также коррекционные задачи:

- нормализация психических процессов и свойств,

- тренировка двигательного аппарата,

- упорядочивание темпа движения.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для

развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и

расслабление мышц, развивать ритмичность и координацию движения рук.

Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей ОВЗ часто

наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев

рук. Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей,

расширяет их знания, развивает слуховое восприятие, дает возможность

проявить творческие способности.

Систематическое, методически правильное использование различных

приёмов воздействия (наглядного, словесного и т.д.), не только способствует

развитию внимания, памяти, речи, но и активизирует познавательную

деятельность детей в целом. Занятие в ансамбле, прошедшие с хорошим

эмоциональным настроем, снимает у детей напряжение и способствует

усвоению познавательного материала. Для ребёнка с ОВЗ музыкальные

занятия являются своеобразным лекарством.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы.

Планируемые личностные результаты освоения программы:

- положительно относиться к занятиям различными видами музыкальной

деятельности;

- быть готовы к творческому взаимодействию и коммуникации со взрослыми

и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности;

- быть готовы к практическому применению приобретенного музыкального

опыта в урочной и внеурочной деятельности;

- адекватно самооценивать собственные музыкальные способности;

-

сформировать

музыкально-эстетических

предпочтения,

потребности,

ценности, чувства и оценочные суждения;

- наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и

сопереживания чувствам других людей;

- сформировать установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к

собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям;

- осознавать себя гражданином России, гордящимся своей Родиной.

Умения и навыки.

1. Уметь играть на ложках индивидуально и в ансамбле;

2. Применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х и 3-х ложках и

других музыкальных инструментах;

3. Слушать и понимать музыкальное произведение – его основную тему;

4. Слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок;

5. Петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном

инструменте;

6. Понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в

ансамбле;

7. Знать название музыкальных инструментов (треугольник, коробочка,

гармонь, металлофон, трещотки, свистульки, балалайка) и различать их по

звучанию;

8. Знать основные средства музыкальной выразительности: динамические

оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно,

медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.

9. Владеть элементами музыкальной грамоты, как средствами графического

изображения музыки.

10. Знать условные обозначения приемов, уметь читать ритмическую

партитуру.

Подведением итогов реализации данной программы являются: выступления

на школьных мероприятиях, фольклорных праздниках и развлечениях,

отчетный концерт кружка, участие в смотрах, конкурсах, фестивалях.

2. Содержательный раздел.

2.1. Формы и методы организации музыкальной деятельности

кружка.

Организация работы кружка.

Возраст детей, занимающихся в ансамбле ложкарей «Соловушка» 10-16 лет

(дети с ОВЗ). Программа рассчитана на 1 год. Проводится 68 занятие в год, 2

раза в неделю по расписанию. Продолжительность занятия 40 минут.

Количественный состав ансамбля 15-18 человек.

Основные формы работы с детьми.

1. Индивидуальные занятия.

2. Занятия по подгруппам.

3. Занятия всем составом ансамбля

4. Экскурсия в городской музей,

5. Посещение концерта народного ансамбля в ДШИ.

6. Выступления ансамбля на различных мероприятиях.

7. Участие в фестивалях и конкурсах.

Методические приемы:

беседы с детьми;

слушание русской и татарской народной музыки;

рассматривание и слушание народных инструментов, иллюстраций;

просмотр презентаций и видеозаписи выступления ансамбля;

применение музыкально-дидактических игр;

игра на ложках и других народных инструментах;

интеграция песенной, двигательной и исполнительской деятельности.

Этапы работы в ансамбле ложкарей.

1. Знакомство детей с деревянными ложками. Руководитель кружка должен в

первую очередь своей игрой на ложках увлечь ребёнка.

2. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук, ног. На занятиях

нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо

только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном

уровне.

3. Знакомство учащихся с приемами игры на 2-х ложках.

4. Знакомство учащихся с приемами игры на 3-х ложках

5. Освоение техники игры, ритмическая тренировка.

Большое внимание уделяется координированным, совместным действиям

детей для игры в ансамбле. С этой целью проводятся музыкально-

дидактические игры, упражнения на развитие ритмического чувства. На этом

этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям,

отработка

трудных

мест,

соединение

партий,

игра

в

одном

темпе,

одновременно начиная и заканчивая музыкальное произведение.

6. Освоение условных знаков. Чтение ритмической партитуры.

Для каждого приема игры используются условные обозначения, которые

помогают ложкарям запомнить их последовательность исполнения. При

разучивании приема сразу объясняю, как он записывается. Для новичков,

конечно это сложно. Но постепенно, после многократных повторений, ребята

запоминают

эти

знаки

и

могут

исполнить

любое

произведение

по

ритмической партитуре.

7. Выступление на праздниках, концертах. Участие в конкурсах разного

уровня.

2.2. Структура и содержание музыкального занятия.

1. Приветствие.

2. Беседа.

3. Просмотр видео с выступлением ансамблей ложкарей или слушание по

теме занятия.

4. Основная часть:

- показ приема учителем, его условное обозначение,

- освоение приемов игры на ложках,

5. Подведение итогов.



В раздел образования