Напоминание

Применение образовательных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся


Автор: Благинина Лариса Станиславовна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18 им.Н.П.Симоняка
Населённый пункт: ст.Темижбекская, Кавказский район
Наименование материала: статья
Тема: Применение образовательных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Применение

образовательных

технологий для

активизации

познавательной

деятельности учащихся

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

и я научусь.

Конфуций

Одна из актуальных проблем современной

школы - пассивность учеников в обучении.

Педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к

знаниям, нежелание учиться, низкий уровень

развития познавательных интересов, пытаются

конструировать более эффективные формы,

модели, способы, условия обучения.

На уровень активности учеников сильно

влияют отношения учителя и стиль его

общения с учащимися на уроке, успеваемость

и настроение самого ученика (успехи в учебе и

положительные эмоции повышают

познавательную активность).

Развитие познавательных интересов на уроках

математики я обеспечиваю, ставя перед собой

и выполняя следующие задачи:

смена видов деятельности и формы ведения

урока, контроля знаний (исключающие

эффект «привыкания», шаблона);

активное использование форм

самостоятельной работы учащихся,

самоконтроля, взаимоконтроля;

использование искусства учителя в общении

с учащимися (различных стилей, позиций,

ролей);

создание благоприятного психологического

климата

При активизации учащихся помогают

различные приемы и методы,

которые реализуются на разных

формах и этапах урока.

1. Применение нетрадиционных

форм урока.

Большое

количество

информации

позволяет

организовывать разные по содержанию и форме

уроки: урок-семинар; деловая игра; урок – КВН;

урок – творческий отчёт.

Но превращать нестандартные уроки в главную

форму

работы,

вводить

их

в

систему

нецелесообразно из-за большой потери времени,

отсутствия

серьезного

познавательного

труда,

невысокой результативности.

2. Использование игровых форм,

методов и приёмов обучения.

Этот способ активизации внимания я

применяю при устном счёте.

В 5-6 классах это, например, игра с

мячом или игра в цепочки.

Игра «Угадай слово»

При закреплении материала.

Игра «Угадай слово» используется мной обычно по любой теме

курса математики 5-6 классов. Например, тема «Сложение и

вычитание смешанных чисел». Дается задание:

Расшифруйте название дерева, похожего на елку, у

которого шишки растут вверх, а не вниз. Для этого

решите примеры.

Эти задания очень нравятся учащимся, они быстро включаются в

деятельность, стараются не ошибаться при вычислениях,

чтобы первыми прийти к ответу на поставленный вопрос.

Выводы

В процессе игры на уроке математики

учащиеся незаметно для себя выполняют

различные упражнения. Игра ставит ученика

в условия поиска, пробуждает интерес к

победе, а отсюда – стремление быть

быстрым, собранным, ловким, находчивым,

уметь четко выполнять задания, соблюдать

правила игры. Во время игры задействовано

максимальное количество учащихся.

Сложность этой формы вижу в оценивании

работы учащихся и образующемся шуме.

3. Задача в стихах

По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов.

Насчитать я также смог, что шагало 30 ног.

Это вместе шли куда-то индюки и жеребята.

А теперь вопрос таков: сколько было индюков?

Спросим также у ребят, сколько было жеребят?

Устные обсуждения алгоритма решения

задачи с классом, далее самостоятельное

составление системы уравнений в тетрадях.

Первый, кто правильно составит систему,

записывает ее на доске и объясняет.

4. Самостоятельная работа учащихся – один из

самых доступных и проверенных практикой путей

повышения эффективности урока, активизации

учащихся.

При

организации

самостоятельной

работы

уделяю

особое

внимание

созданию

стройной

системы

учебных

заданий

(задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного

курса. Их отличительная особенность - интересное содержание,

простое и эффективное решение, минимальные требования к

знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать

решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный

характер).

При

построении

системы

заданий

я

ориентируюсь

на

самостоятельное

выполнение

учащимися

заданий.

Это

формирует способности принятия решения и ответственности

за его последствия.

При контроле знаний использую тесты. Возможны две формы

организации тестов, которые условно можно назвать “выбери

ответ

из

предлагаемых

вариантов”

и

“напиши

правильный

ответ”.

Если

преподаватель

читает

материал

«по

бумажке»,

то

максимально

может

быть

усвоено только 10% даваемой информации,

если

излагает

материал,

не

заглядывая

в

конспект, то эффект усвоения увеличивается

до 20%. Применение наглядности на уроке

повысит эффективность до 70%. Наглядность

на уроке может создать ситуацию узнавания

при

изучении

нового

материала.

«Я

это

видел, я это знаю, я могу это «старое» знание

перенести на абсолютно новый материал»

Использование

презентации

это

современный

способ

решить

вопросы

наглядности урока.

5. Большую роль в активизации познавательной

активности может сыграть использование

компьютерных технологий

6. Итог урока.

Один из способов подведения итога урока

может быть решение кроссворда.

По горизонтали:

1. График линейного уравнения с 2 переменными.

2. Уравнения с 2 переменными, имеющие одни и те

же решения.

3. Один из способов решения систем линейных

уравнений.

По вертикали:

4. Множество всех точек плоскости, координаты

которых являются решениями уравнения с 2

переменными.

5. Один из способов решения систем линейных

уравнений.

6. Пара значений переменных, обращающая

уравнение с 2 переменными в верное равенство.

7. Французский математик, который ввел и

разработал метод координат.

При проверке использовать мультимедийный проектор.

Ответы к кроссворду:

Оптимальное сочетание

инновационных и традиционных

образовательных технологий

даёт возможность успешного

решения задачи активизации и

развития познавательной

активности учащихся

Спасибо за внимание



В раздел образования