Автор: Благинина Лариса Станиславовна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18 им.Н.П.Симоняка
Населённый пункт: ст.Темижбекская, Кавказский район
Наименование материала: статья
Тема: Применение образовательных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся
Раздел: среднее образование
Применение
образовательных
технологий для
активизации
познавательной
деятельности учащихся
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому,
и я научусь.
Конфуций
Одна из актуальных проблем современной
школы - пассивность учеников в обучении.
Педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к
знаниям, нежелание учиться, низкий уровень
развития познавательных интересов, пытаются
конструировать более эффективные формы,
модели, способы, условия обучения.
На уровень активности учеников сильно
влияют отношения учителя и стиль его
общения с учащимися на уроке, успеваемость
и настроение самого ученика (успехи в учебе и
положительные эмоции повышают
познавательную активность).
Развитие познавательных интересов на уроках
математики я обеспечиваю, ставя перед собой
и выполняя следующие задачи:
•
смена видов деятельности и формы ведения
урока, контроля знаний (исключающие
эффект «привыкания», шаблона);
•
активное использование форм
самостоятельной работы учащихся,
самоконтроля, взаимоконтроля;
•
использование искусства учителя в общении
с учащимися (различных стилей, позиций,
ролей);
•
создание благоприятного психологического
климата
При активизации учащихся помогают
различные приемы и методы,
которые реализуются на разных
формах и этапах урока.
1. Применение нетрадиционных
форм урока.
•
Большое
количество
информации
позволяет
организовывать разные по содержанию и форме
уроки: урок-семинар; деловая игра; урок – КВН;
урок – творческий отчёт.
•
Но превращать нестандартные уроки в главную
форму
работы,
вводить
их
в
систему
нецелесообразно из-за большой потери времени,
отсутствия
серьезного
познавательного
труда,
невысокой результативности.
2. Использование игровых форм,
методов и приёмов обучения.
Этот способ активизации внимания я
применяю при устном счёте.
В 5-6 классах это, например, игра с
мячом или игра в цепочки.
Игра «Угадай слово»
При закреплении материала.
Игра «Угадай слово» используется мной обычно по любой теме
курса математики 5-6 классов. Например, тема «Сложение и
вычитание смешанных чисел». Дается задание:
Расшифруйте название дерева, похожего на елку, у
которого шишки растут вверх, а не вниз. Для этого
решите примеры.
Эти задания очень нравятся учащимся, они быстро включаются в
деятельность, стараются не ошибаться при вычислениях,
чтобы первыми прийти к ответу на поставленный вопрос.
Выводы
•
В процессе игры на уроке математики
учащиеся незаметно для себя выполняют
различные упражнения. Игра ставит ученика
в условия поиска, пробуждает интерес к
победе, а отсюда – стремление быть
быстрым, собранным, ловким, находчивым,
уметь четко выполнять задания, соблюдать
правила игры. Во время игры задействовано
максимальное количество учащихся.
•
Сложность этой формы вижу в оценивании
работы учащихся и образующемся шуме.
3. Задача в стихах
По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов.
Насчитать я также смог, что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то индюки и жеребята.
А теперь вопрос таков: сколько было индюков?
Спросим также у ребят, сколько было жеребят?
Устные обсуждения алгоритма решения
задачи с классом, далее самостоятельное
составление системы уравнений в тетрадях.
Первый, кто правильно составит систему,
записывает ее на доске и объясняет.
4. Самостоятельная работа учащихся – один из
самых доступных и проверенных практикой путей
повышения эффективности урока, активизации
учащихся.
•
При
организации
самостоятельной
работы
уделяю
особое
внимание
созданию
стройной
системы
учебных
заданий
(задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного
курса. Их отличительная особенность - интересное содержание,
простое и эффективное решение, минимальные требования к
знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать
решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный
характер).
•
При
построении
системы
заданий
я
ориентируюсь
на
самостоятельное
выполнение
учащимися
заданий.
Это
формирует способности принятия решения и ответственности
за его последствия.
•
При контроле знаний использую тесты. Возможны две формы
организации тестов, которые условно можно назвать “выбери
ответ
из
предлагаемых
вариантов”
и
“напиши
правильный
ответ”.
•
Если
преподаватель
читает
материал
«по
бумажке»,
то
максимально
может
быть
усвоено только 10% даваемой информации,
если
излагает
материал,
не
заглядывая
в
конспект, то эффект усвоения увеличивается
до 20%. Применение наглядности на уроке
повысит эффективность до 70%. Наглядность
на уроке может создать ситуацию узнавания
при
изучении
нового
материала.
«Я
это
видел, я это знаю, я могу это «старое» знание
перенести на абсолютно новый материал»
•
Использование
презентации
–
это
современный
способ
решить
вопросы
наглядности урока.
5. Большую роль в активизации познавательной
активности может сыграть использование
компьютерных технологий
6. Итог урока.
Один из способов подведения итога урока
может быть решение кроссворда.
По горизонтали:
1. График линейного уравнения с 2 переменными.
2. Уравнения с 2 переменными, имеющие одни и те
же решения.
3. Один из способов решения систем линейных
уравнений.
По вертикали:
4. Множество всех точек плоскости, координаты
которых являются решениями уравнения с 2
переменными.
5. Один из способов решения систем линейных
уравнений.
6. Пара значений переменных, обращающая
уравнение с 2 переменными в верное равенство.
7. Французский математик, который ввел и
разработал метод координат.
При проверке использовать мультимедийный проектор.
Ответы к кроссворду:
Оптимальное сочетание
инновационных и традиционных
образовательных технологий
даёт возможность успешного
решения задачи активизации и
развития познавательной
активности учащихся
Спасибо за внимание