Напоминание

«Дистанционное обучение – за и против»


Автор: Толобова Марина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: НефтИн (филиал) ФГБОУ ВО "ЮГУ"
Населённый пункт: город Нижневартовс
Наименование материала: Статья
Тема: «Дистанционное обучение – за и против»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Дистанционное обучение – за и против»

Онлайн-образование растет — и очень быстро. Конечно, карантин сыграл свою

роль. Но все же тренд на дистанционное обучение появился не вчера и он точно не

исчезнет в ближайшие годы.

Интернет стал важным участником образовательного процесса еще в начале 2000-

х, а сегодня редкий учитель или студент совсем не использует технологии в обучении. Мы

общаемся с коллегами, обучающимися и их родителями в мессенджерах, пользуемся

электронными платформами обучения, ищем дополнительные материалы в интернете.

У этого подхода есть преимущества и недостатки, и каждый преподаватель должен

знать их, чтобы избежать неприятных сюрпризов. В этом докладе рассмотрены плюсы и

минусы дистанционного обучения.

Плюсы дистанционного образования

Сейчас плюсы дистанционного обучения в для тысяч педагогов вовсе не очевидны.

Кажется, что дистанционное обучение — это сплошные неудобства, угроза дисциплине

и успеваемости. Но это не так: удаленное образование обладает массой преимуществ, в

нашем случае через платформу электронного университета (Moodle). Вот некоторые

из них.

1.

Возможность работать с каждым учеником индивидуально. Технология

дистанционного преподавания помогает найти свой подход к каждому студенту. Бывает,

что робкий обучающийся стесняется активно работать в аудитории, где на него

устремлены взгляды двадцати одногруппников, так же относится к работающим

студентам которых на 4 курсах становится абсолютное большинство и особо не

выспавшиеся которые в очном формате обычно приходят только к третьей паре

Но на удаленке такие обучающиеся чувствуют себя свободнее, задает преподавателю

вопросы в чате, успешно выполняет задания. А преподаватель может подобрать для таких

обучающихся дополнительные задания, которые соответствуют их склонностям, чтобы

поддержать интерес к учебе. Дистанционное обучение — отличный шанс познакомиться

со своими обучающимися поближе.

2.

Автоматизация рутинных процессов. Проще говоря, технологии могут

взять на себя выполнение самой скучной части работы преподавателя. Например,

проверку домашних заданий и выставлению оценок. В среднем использование в

Электронном университете (Moodle) с автоматической проверкой позволит сэкономить

как минимум 1–2 часа в день, если не больше. Просмотр активности студента в курсе на

сайте Электронный университет (Moodle), в разделе «Отчеты» просматриваем активность

студента, например: какие действия совершал пользователь в курсе, а именно: время,

контекст и название событий, компонент, описание.

3.

Шанс освоить новые технологии. Высокий спрос на преподавателей

с опытом

дистанционной

работы —

это

реальность.

Умение

пользоваться

интерактивными

обучающими

платформами,

электронными

рабочими

тетрадями

и сервисами для видеоконференций повышает вашу ценность на рынке труда и дает

возможность найти подработку в онлайн-школе или онлайн – репетиторстве (а таких школ

много, они растут и нуждаются в новых кадрах). Но еще ценнее навыки организации

своего времени, работы со студентами в дистанционном режиме, умения контролировать

и мотивировать их на расстоянии.

4.

Игровые задания. Дистанционная форма обучения предполагает очень

активное использование цифровых технологий. В том числе и геймифицированных

заданий: онлайн-игр, викторин, интерактивных задачек на сообразительность. Игры

не только

делают

обучение

увлекательным —

они

помогают

оценить

прогресс

и привносят в учебу элемент здоровой соревновательности. Например использование

геймификации (игрофикации) в Электронном университете (Moodle).

5.

Более размеренный темп работы. Главное, что дает вам дистанционное

образование — это время. Теперь, когда большая часть общения с обучающимися

происходит в мессенджерах, у вас появилось больше времени, чтобы обдумывать ваши

ответы на их вопросы. Ведь вам необязательно отвечать немедленно, рискуя ошибиться —

вы можете свериться со справочной литературой и дать более вдумчивый и подробный

ответ. Это делает отношения педагога и обучающихся более профессиональными, но при

этом и более непринужденными.

6.

Возможность работать в комфортной обстановке. Преподаватель,

который трудится удаленно, может жить где угодно — в городе или на даче, в Челябинске

или в Таиланде. Конечно, сегодня перемещения ограничены, но так будет не всегда. А вот

свобода передвижения у преподавателей, дающих уроки онлайн, точно останется. Уже

сейчас немало педагогов оценило преимущество удаленной работы — можно вставать

попозже, нет необходимости спешно собираться и ехать через весь город на работу.

Удаление от аудиторной атмосферы с ее шумом и суетой благотворно сказывается

на душевном состоянии многих педагогов и помогает им сконцентрироваться на важных

аспектах работы.

7.

Актуальность знаний. Привычные нам печатные учебники не всегда

успевают за ходом времени. Нередко они переходят в категорию морально устаревших

еще до поступления в магазины и библиотеки. Удаленный учебный процесс позволяет

учителю находить актуальные материалы, которые соответствуют интересам студента 21

века.

Например,

использовать

актуальные

электронные

библиотечные

системы,

видеоролики с ютуба, гиперссылки с полезных информационных сайтов.

8.

Доступность

учебных

материалов. Сейчас

многие онлайн-

библиотеки открыли

свои

виртуальные

двери

и разрешили

пользоваться

своими

учебниками и пособиями бесплатно. Но на самом деле в сети и так можно найти

в свободном доступе огромное количество электронных книг, которые пригодятся для

подготовки уроков. Это облегчает жизнь и учителю, который не ограничен теми

пособиями, которые имеются в библиотеке, и родителям учеников, которые не могут

покупать десятки дорогостоящих дополнительных пособий.

Минусы дистанционного образования

Минусы дистанционного обучения совсем не так многочисленны, как может

показаться.

Однако они есть,

и

педагог должен знать,

с какими сложностями

и ограничениями он может столкнуться.

1.

Необходимость разбираться в цифровых технологиях. Никто не спорит,

переключаться на новый стиль работы тревожно и утомительно. Особенно если единых

инструкций нет, а разобраться во всем требуется быстро. Не знаете, с чего начать, —

начните с вебинаров по дистанционному образованию. Если приложить немного усилий,

за неделю можно стать практически экспертом во всех цифровых образовательных

инструментах — на самом деле в них нет ничего сложного.

2.

Недостаток личного общения. Для учителя, который привык держать

всех учеников во время урока в поле зрения, «домашний» урок может оказаться трудным

испытанием. Ведь при дистанционной учебе трудно контролировать всех обучающихся.

Решить эту проблему помогут видеоконференции, общий чат, где педагог сможет

общаться с обучающимися, и прочие инструменты для взаимодействия в режиме

реального времени.

3.

Необходимость

работать

с мотивацией

обучающихся. Работа

современного преподавателя состоит не в том, чтобы читать вслух учебник. Его задача —

мотивировать и вдохновлять обучающихся, поддерживать в них интерес к предмету,

поощрять

любопытство

и проявление

инициативы.

Не существует

компьютерной

системы, которая могла бы взять на себя эти функции. И сейчас, как никогда раньше,

педагогу нужно проявить все эти таланты. Возможно, педагогам придется уделять гораздо

больше

внимания

тем

студентам,

у которых

есть

проблемы

с мотивацией

и организованностью: такие студенты могут решить, что учиться теперь вообще

необязательно. Поэтому преподавателям придется изобретать новые формы контроля

таких студентов.

4.

Отсутствие

границы

между

рабочим

и свободным

временем. Эта

проблема знакома всем, кто работает удаленно. Работая из дома, человек практически

не может точно сказать, когда его рабочий день заканчивается. Поэтому люди нередко

перерабатывают. С другой стороны, членам семьи учителя, работающего удаленно,

бывает непросто осознать, что он не просто «сидит весь день дома». Домашние наверняка

будут прерывать вас. Поэтому так важно выделить уголок для работы и договориться

с членами семьи: пока вы сидите в этом уголке, вы все равно что в аудитории, пусть

и виртуальной. В эти часы никто не должен отвлекать вас и обращаться к вам. А чтобы

поддерживать здоровый баланс работы и отдыха, заведите будильник, который будет

напоминать вам о том, что каждый час следует вставать из-за стола и делать разминку,

а после 19:00 вообще стоит выключить компьютер и как следует отдохнуть. Я думаю, что

именно по этой причине настоящий период дистанционного обучения мы проводим в

стенах Института.

Выводы

Немало преподавателей уже успело оценить все плюсы и минусы удаленного

обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше. С каждым

годом все больше студентов будет получать образование онлайн, а привычные офлайн-

практики будут принимать все более и более цифровой вид.

Но сейчас учителям очень непросто. Трудно планировать, сохранять хладнокровие

и разрабатывать эффективные стратегии онлайн-обучения, когда все вокруг горит

и рушится. Не поддавайтесь панике: никто не требует от вас идеальных решений прямо

сейчас.

Обратитесь к опыту коллег, преподающих онлайн: посетите несколько вебинаров,

почитайте форумы и профессиональные сообщества.



В раздел образования