Автор: Толобова Марина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: НефтИн (филиал) ФГБОУ ВО "ЮГУ"
Населённый пункт: город Нижневартовс
Наименование материала: Статья
Тема: «Дистанционное обучение – за и против»
Раздел: среднее профессиональное
«Дистанционное обучение – за и против»
Онлайн-образование растет — и очень быстро. Конечно, карантин сыграл свою
роль. Но все же тренд на дистанционное обучение появился не вчера и он точно не
исчезнет в ближайшие годы.
Интернет стал важным участником образовательного процесса еще в начале 2000-
х, а сегодня редкий учитель или студент совсем не использует технологии в обучении. Мы
общаемся с коллегами, обучающимися и их родителями в мессенджерах, пользуемся
электронными платформами обучения, ищем дополнительные материалы в интернете.
У этого подхода есть преимущества и недостатки, и каждый преподаватель должен
знать их, чтобы избежать неприятных сюрпризов. В этом докладе рассмотрены плюсы и
минусы дистанционного обучения.
Плюсы дистанционного образования
Сейчас плюсы дистанционного обучения в для тысяч педагогов вовсе не очевидны.
Кажется, что дистанционное обучение — это сплошные неудобства, угроза дисциплине
и успеваемости. Но это не так: удаленное образование обладает массой преимуществ, в
нашем случае через платформу электронного университета (Moodle). Вот некоторые
из них.
1.
Возможность работать с каждым учеником индивидуально. Технология
дистанционного преподавания помогает найти свой подход к каждому студенту. Бывает,
что робкий обучающийся стесняется активно работать в аудитории, где на него
устремлены взгляды двадцати одногруппников, так же относится к работающим
студентам которых на 4 курсах становится абсолютное большинство и особо не
выспавшиеся которые в очном формате обычно приходят только к третьей паре
Но на удаленке такие обучающиеся чувствуют себя свободнее, задает преподавателю
вопросы в чате, успешно выполняет задания. А преподаватель может подобрать для таких
обучающихся дополнительные задания, которые соответствуют их склонностям, чтобы
поддержать интерес к учебе. Дистанционное обучение — отличный шанс познакомиться
со своими обучающимися поближе.
2.
Автоматизация рутинных процессов. Проще говоря, технологии могут
взять на себя выполнение самой скучной части работы преподавателя. Например,
проверку домашних заданий и выставлению оценок. В среднем использование в
Электронном университете (Moodle) с автоматической проверкой позволит сэкономить
как минимум 1–2 часа в день, если не больше. Просмотр активности студента в курсе на
сайте Электронный университет (Moodle), в разделе «Отчеты» просматриваем активность
студента, например: какие действия совершал пользователь в курсе, а именно: время,
контекст и название событий, компонент, описание.
3.
Шанс освоить новые технологии. Высокий спрос на преподавателей
с опытом
дистанционной
работы —
это
реальность.
Умение
пользоваться
интерактивными
обучающими
платформами,
электронными
рабочими
тетрадями
и сервисами для видеоконференций повышает вашу ценность на рынке труда и дает
возможность найти подработку в онлайн-школе или онлайн – репетиторстве (а таких школ
много, они растут и нуждаются в новых кадрах). Но еще ценнее навыки организации
своего времени, работы со студентами в дистанционном режиме, умения контролировать
и мотивировать их на расстоянии.
4.
Игровые задания. Дистанционная форма обучения предполагает очень
активное использование цифровых технологий. В том числе и геймифицированных
заданий: онлайн-игр, викторин, интерактивных задачек на сообразительность. Игры
не только
делают
обучение
увлекательным —
они
помогают
оценить
прогресс
и привносят в учебу элемент здоровой соревновательности. Например использование
геймификации (игрофикации) в Электронном университете (Moodle).
5.
Более размеренный темп работы. Главное, что дает вам дистанционное
образование — это время. Теперь, когда большая часть общения с обучающимися
происходит в мессенджерах, у вас появилось больше времени, чтобы обдумывать ваши
ответы на их вопросы. Ведь вам необязательно отвечать немедленно, рискуя ошибиться —
вы можете свериться со справочной литературой и дать более вдумчивый и подробный
ответ. Это делает отношения педагога и обучающихся более профессиональными, но при
этом и более непринужденными.
6.
Возможность работать в комфортной обстановке. Преподаватель,
который трудится удаленно, может жить где угодно — в городе или на даче, в Челябинске
или в Таиланде. Конечно, сегодня перемещения ограничены, но так будет не всегда. А вот
свобода передвижения у преподавателей, дающих уроки онлайн, точно останется. Уже
сейчас немало педагогов оценило преимущество удаленной работы — можно вставать
попозже, нет необходимости спешно собираться и ехать через весь город на работу.
Удаление от аудиторной атмосферы с ее шумом и суетой благотворно сказывается
на душевном состоянии многих педагогов и помогает им сконцентрироваться на важных
аспектах работы.
7.
Актуальность знаний. Привычные нам печатные учебники не всегда
успевают за ходом времени. Нередко они переходят в категорию морально устаревших
еще до поступления в магазины и библиотеки. Удаленный учебный процесс позволяет
учителю находить актуальные материалы, которые соответствуют интересам студента 21
века.
Например,
использовать
актуальные
электронные
библиотечные
системы,
видеоролики с ютуба, гиперссылки с полезных информационных сайтов.
8.
Доступность
учебных
материалов. Сейчас
многие онлайн-
библиотеки открыли
свои
виртуальные
двери
и разрешили
пользоваться
своими
учебниками и пособиями бесплатно. Но на самом деле в сети и так можно найти
в свободном доступе огромное количество электронных книг, которые пригодятся для
подготовки уроков. Это облегчает жизнь и учителю, который не ограничен теми
пособиями, которые имеются в библиотеке, и родителям учеников, которые не могут
покупать десятки дорогостоящих дополнительных пособий.
Минусы дистанционного образования
Минусы дистанционного обучения совсем не так многочисленны, как может
показаться.
Однако они есть,
и
педагог должен знать,
с какими сложностями
и ограничениями он может столкнуться.
1.
Необходимость разбираться в цифровых технологиях. Никто не спорит,
переключаться на новый стиль работы тревожно и утомительно. Особенно если единых
инструкций нет, а разобраться во всем требуется быстро. Не знаете, с чего начать, —
начните с вебинаров по дистанционному образованию. Если приложить немного усилий,
за неделю можно стать практически экспертом во всех цифровых образовательных
инструментах — на самом деле в них нет ничего сложного.
2.
Недостаток личного общения. Для учителя, который привык держать
всех учеников во время урока в поле зрения, «домашний» урок может оказаться трудным
испытанием. Ведь при дистанционной учебе трудно контролировать всех обучающихся.
Решить эту проблему помогут видеоконференции, общий чат, где педагог сможет
общаться с обучающимися, и прочие инструменты для взаимодействия в режиме
реального времени.
3.
Необходимость
работать
с мотивацией
обучающихся. Работа
современного преподавателя состоит не в том, чтобы читать вслух учебник. Его задача —
мотивировать и вдохновлять обучающихся, поддерживать в них интерес к предмету,
поощрять
любопытство
и проявление
инициативы.
Не существует
компьютерной
системы, которая могла бы взять на себя эти функции. И сейчас, как никогда раньше,
педагогу нужно проявить все эти таланты. Возможно, педагогам придется уделять гораздо
больше
внимания
тем
студентам,
у которых
есть
проблемы
с мотивацией
и организованностью: такие студенты могут решить, что учиться теперь вообще
необязательно. Поэтому преподавателям придется изобретать новые формы контроля
таких студентов.
4.
Отсутствие
границы
между
рабочим
и свободным
временем. Эта
проблема знакома всем, кто работает удаленно. Работая из дома, человек практически
не может точно сказать, когда его рабочий день заканчивается. Поэтому люди нередко
перерабатывают. С другой стороны, членам семьи учителя, работающего удаленно,
бывает непросто осознать, что он не просто «сидит весь день дома». Домашние наверняка
будут прерывать вас. Поэтому так важно выделить уголок для работы и договориться
с членами семьи: пока вы сидите в этом уголке, вы все равно что в аудитории, пусть
и виртуальной. В эти часы никто не должен отвлекать вас и обращаться к вам. А чтобы
поддерживать здоровый баланс работы и отдыха, заведите будильник, который будет
напоминать вам о том, что каждый час следует вставать из-за стола и делать разминку,
а после 19:00 вообще стоит выключить компьютер и как следует отдохнуть. Я думаю, что
именно по этой причине настоящий период дистанционного обучения мы проводим в
стенах Института.
Выводы
Немало преподавателей уже успело оценить все плюсы и минусы удаленного
обучения. И, если присмотреться, достоинств у этой системы все же больше. С каждым
годом все больше студентов будет получать образование онлайн, а привычные офлайн-
практики будут принимать все более и более цифровой вид.
Но сейчас учителям очень непросто. Трудно планировать, сохранять хладнокровие
и разрабатывать эффективные стратегии онлайн-обучения, когда все вокруг горит
и рушится. Не поддавайтесь панике: никто не требует от вас идеальных решений прямо
сейчас.
Обратитесь к опыту коллег, преподающих онлайн: посетите несколько вебинаров,
почитайте форумы и профессиональные сообщества.